Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 4. Атрибуты товара: Упаковка товара





Классификация упаковки.

 

Различают тару потребительскую (внутреннюю) и транспортную (внешнюю). К потребительской таре относятся пакеты, коробки, тубы, бутылки, банки. Вместе с товаром эта тара продается потребителю. Она может быть разового и многократного использования.

К транспортной таре относятся ящики, контейнеры, бочки, мешки. Применяется она для затаривания товаров в местах производства и перевозки в пункты потребления.

 

Классификация упаковки (тары):

1. По месту упаковывания:

1.1.производственная,

1.2 торговая.

2. По механической устойчивости и прочности применяемых материалов:

2.1. жесткая,

2.2 полужесткая,

2.3. мягкая.

3. По кратности использования:

3.1. однооборотная (одноразовая),

3.2. многооборотная (много кратного использования).

4. По сферам использования:

4.1. универсальная,

4.2. специализированная,

5. По назначению:

5.1. потребительская,

5.2. транспортная.

Расшифруем классификацию

1. По месту упаковывания:

1.1.производственная,

1.2 торговая.

Производственная упаковка обеспечивается производителем, торговая – предоставляется потребителю торговым предприятием. Торговая бывает платной и бесплатной. Затраты на бесплатную включаются в издержки обращения, т.е. в цену товара, и её оплачивает потребитель.

2. По механической устойчивости и прочности применяемых материалов:

2.1. жесткая,

2.2 полужесткая,

2.3. мягкая.

К жёсткой относятся металлическая, стеклянная, деревянная, полимерная упаковки. Характеризуется высокой надежностью защиты товаров от механических повреждений, окислительной и микробиологической порчи. К недостаткам можно отнести высокий удельный вес и объём тары к массе и объёму брутто (20-25%), высокую стоимость – цена закупочная и цена эксплуатации (ремонт, доставка пустой тары).

Полужёсткая упаковка отличается от жёсткой меньшими массой и объёмом. К ней относится картонная и комбинированная – тертрапаки, перпаки. Она легко складывается и вкладывается одна в другую. Стоимость такой упаковки ниже, так как применяются дешёвые материалы, в том числе полученные в результате вторичной переработки. Основным недостатком является недостаточная механическая устойчивость.

Мягкая упаковка – это бумажная, тканевая, полимерная. Имеет самую низкую надёжность по степени защиты от механических повреждений и воздействия окружающей среды. Однако она находит широкое применение благодаря невысоким затратам на приобретение, хранение, перевозку, возврат. Мягкая тара из полимерных материалов применяется для создания модифицированной газовой среды для жидких биологических объектов.

3. По кратности использования:

3.1. однооборотная (одноразовая),

3.2. многооборотная (много кратного использования).

Одноразовая упаковка используется производителем однократно, однако может затем иметь предусмотренную или непредусмотренную последующую применимость у потребителя, например, жестяные банки из-под марочного чая или кофе могут использоваться по усмотрению потребителей.

Упаковка многократного использования предлагает несколько последовательных циклов использования в производстве товара вплоть до наступления её полного или частичного физического износа. Способствует более экономному расходованию ресурсов, однако требует от производителя затрат на её сбор и подготовку к производству.

4. По сферам использования:

4.1. универсальная,

4.2. специализированная,

Универсальная упаковка может применяться в различных отраслях и для разных товаров, например, деревянные ящики, металлические бидоны, стеклянные банки, полимерные бутылки и флаконы.

Специализированная упаковка создана для определённых видов товаров, обладающих особыми свойствами, и имеет ограниченное применение, например, упаковка химических реагентов.

5. По назначению:

5.1. потребительская,

5.2. транспортная.

Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товаров у потребителя. Она поступает к покупателю вместе с товаром. Расфасовка осуществляется производителем или продавцом в свою упаковку или упаковку потребителя.

Транспортная упаковка используется для перевозки, хранения, облегчения механизации погрузочно-разгрузочных работ. Включает тару, упаковочные материалы и приспособления для предупреждения перемещения товаров в транспортных средствах. К транспортной упаковке относятся цистерны, бочки, бидоны, контейнеры, ящики, лотки, мешки и др.

 

Основное внимание маркетологов сосредоточено на потребительской упаковке.

Рисунок – Классификация потребительской упаковки

 

Поскольку упаковка может быть однослойной и многослойной, то можно выделить её виды по уровням: первичная и вторичная.

Первичная упаковка – это собственно товарная оболочка, оригинальная упаковка, присущая марочным изделиям. Обеспечивает защиту товара и одновременно гарантирует правильный вес и удобство пользования, а своей особенной формой делает лёгкой идентификацию предложения, например, флакон духов.

Вторичная упаковка – это любой последующий слой за первичной, не считая транспортной упаковки. Выполняет в первую очередь рекламную функцию и характеризуется высокой степенью информативности, может повышать ценность товара. Главную роль играет не для потребителя, а посредника, создавая удобство хранения и торговли, например, коробка для флаконов духов.

По количеству упакованных единиц товара различают штучную, множественную и порционную упаковки.

Штучная упаковка рассчитана на единицу продукции.

Множественная – упаковка, которая соединяет в себе две или более единицы товаров. Это могут быть одинаковые продукты (лезвия для бритья, газированные напитки и др.).

Основная задача такой упаковки – увеличить потребление товара, заставить покупателя покупать наборы, например, марочных товаров или опробовать новую продукцию, а также сбыть не пользующийся спросом товар. Большинство видов множественной упаковки носит универсальный характер: их можно продавать в том виде, в котором они транспортируются, или разбивать на отдельные единицы.

Порционная - делает возможным предложение отдельно упакованных порций какого-либо продукта. Часто используется как упаковка товаров для экстренных случаев. Использование порционной упаковки может создавать конкурентное преимущество и формировать предпочтение данной марки. Однако товар в порционной упаковке имеет высокую стоимость.

В качестве разновидности упаковок по назначению можно выделить обычную, подарочную, пробную, порционную или разовую, повышенной ёмкости, или семейную.

Подарочная упаковка призвана создать ощущение праздника и побудить к расточительству, может предоставляться покупателю как платная сервисная услуга.

Пробная упаковка информирует о новом товаре, побуждает его опробовать, а также позволяет оценить соответствие товара запросам потребителя, например, пробные упаковки декоративной и лечебной косметики, парфюмерии пользуются устойчивым спросом, поскольку позволяют покупателям сориентироваться в большом разнообразии товаров.

Порционная, или разовая, упаковка может ориентировать товар на определенный сегмент потребителей, например, для несемейных или путешествующих потребителей.

Упаковка повышенной ёмкости, или семейная, позволяет приобретать большое количество товара с некоторой экономией.

По степени оригинальности можно выделить традиционную упаковку, которая является распространённой для данного вида товара, и оригинальную, которая разрабатывается производителем специально для данного марочного товара.

Требования к упаковке.

 

Свойства упаковки (1 и 2 - самые главные характеристики) – требования к упаковке (основополагающие):

1. безопасность,

2. надежность или сохранность упаковки,

3.совместимость – это способность не изменять потребительские свойства товара (например, запах),

4. экономичность упаковки,

5. эстетичность (это влияет на конкурентное преимущество),

6. эргономичность,

7. экологичность.

Рисунок – Основополагающие требования к упаковке

Безопасность – недопущение перехода вредных веществ из упаковки в соприкасающийся с ней товар.

Вредные вещества содержат многие виды упаковок, например, в бумаге содержится свинец, в полимерных материалах – мономеры, в металлической таре – железо, олово, алюминий.

Безопасность упаковки обеспечивается нанесением на неё защитных покрытий (пищевой лак, поcуда для металлической тары), или ограничением сроков хранения изделий. Наиболее безопасна стеклянная и тканевая упаковки, наименее – металлическая и полимерная.

Экологичность – способность при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде. Абсолютно безопасных для окружающей среды видов упаковки нет, так как при утилизации разных видов упаковки в окружающую среду выделяются разнообразные вещества, отличающиеся различной степенью воздействия на нее.

Надежность упаковки - способность сохранять механические свойства и герметичность в течение длительного времени. Благодаря этому свойству упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров, причем способность разных видов упаковок сохранять упакованные товары не одинакова. Кроме того, упаковка многократного использования должна обладать хорошей сохраняемостью как с товаром, так и без него. Срок сохраняемости одноразовой упаковки может не превышать значительно сроки годности товаров.

Совместимость упаковки - способность не изменять потребительские свойства упакованных товаров. Для этого упаковка должна быть чистой, сухой, без признаков плесени и посторонних запахов. Она не должна поглощать отдельные компоненты товара.

Взаимозаменяемость - способность упаковок одного вида заменить упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению. Например, ящики могут быть заменены контейнерами.

Эстетические свойства также очень важны для упаковки, и в первую очередь для потребительской тары. Эстетичность упаковки достигается путем применения привлекательных материалов (фольга, целлофан, полиэтилен и т.п.), а также красочного оформления (цветовая гамма и рисунки).

Указанные требования предопределяют выбор упаковки в зависимости от ее назначения. Наиболее важными критериями выбора служат безопасность, надежность и совместимость, а также экономическая эффективность упаковки и сроки хранения упаковочных материалов.

Экономическая эффективность упаковки определяется ее стоимостью, а также ценой эксплуатации и ценой утилизации. Стоимость упаковки зависит от применяемых материалов, а также технологичности производства. Одноразовая упаковка дешевле, но требует больше затрат на ее утилизацию.

Дополнительные требования: транспортабельность и складируемость.

Транспортабельность – возможность товара в упаковке подвергаться транспортировке определёнными видами транспорта.

Складируемость – важное требование, поскольку товары складируются не только у производителя, оптовиков и в магазинах розничной торговли, но и у экспедиторов в портах, и у самих потребителей. Поэтому перед тем как выбрать приемлемое средство упаковки, рекомендуется изучить все обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к хранению товаров, чтобы сделать упакованные единицы оптимальными для складирования.

К маркетинговым требованиям относятся информативность, эстетичность, узнаваемость, повышение ценности, последующая применимость, адекватность продукту, марке, клиенту, соответствие каналам сбыта.

Информативность – предоставление потребителю всей необходимой информации о товаре: его свойствах, сроках годности, преимуществах продукта, области его применения, указанной на упаковке.

Эстетичность – придание упаковке конструктивных особенностей и дизайна, способных вызвать у потребителя положительные эмоции, и принятия решения о приобретении товара. Упаковка должна быть современной и привлекательной, что достигается за счёт применения современных материалов и красочного оформления.

Узнаваемость – способность упаковки быть замеченной среди большого ассортимента товаров-конкурентов и однозначно указывать на марку или производителя. Это свойство, характеризующее действенность рекламы, например, предметом гордости разработчиков упаковки для стирального порошка Tide был тот факт, что если рисунок разрезать на части и поменять их местами¸ образ останется узнаваемым.

Повышение ценности – обеспечение потребителю дополнительных удобств в использовании. Соблюдение этого требования позволяет получить конкурентное преимущество перед товарами-аналогами, что особенно важно в условиях насыщенного рынка.

Последующая применимость – возможность использования упаковки после извлечения из неё товара, что является немаловажным для некоторых групп потребителей, например, для экономных.

Адекватность продукту, марке, клиенту предполагает создание упаковки, соответствующей образу жизни потребителей и позиционированию товара. Нет смысла использовать дорогую упаковку для дешёвого товара.

Соответствие каналам сбыта. Если товар продаётся в магазинах самообслуживания, то не просто должен быть упакован, но и подходить по величине и внешнему виду для представления на полках магазина, особенно это касается продаж через автоматы.

К функциональным свойствам упаковки конкретных товаров предъявляются специфические, возможно, даже противоположные требования. Например, лекарственные препараты должны иметь хорошо защищённую от детей упаковку, но в то же время она должна легко открываться, быть удобной в использовании для больных и пожилых людей.

 

 

Упаковка товара

Создание упаковки как элемента товарной политики является творческим процессом, а сама упаковка представляет собой не только средство защиты товара, но и важный инструмент стимулирования сбыта.
Упаковка обладает комплексом характеристик, которые проиллюстрированы в таблице.

 

№ п/п Характеристика упаковки Расшифровка характеристики упаковки
1. Безопасность Сохранение потребительской ценности товара и предотвращение его повреждений
2. Охрана экологии Безвредность упаковки для окружающей среды
3. Надежность Сохранение технических характеристик товара
4. Взаимозаменяемость Возможность упаковок одного вида заменять друг друга
5. Привлекательность Дизайнерское оформление упаковки, которое делает ее оригинальной и интересной
6. Стоимость Экономическая характеристика, сочетающая в себе затраты на создание упаковки
7. Информативность Предоставление информации о свойствах товара, назначениях и порядке его использования, техники безопасности и других сведениях, важных для потребителя.

На основании характеристик упаковки, приведенных в таблице, можно выделить ее основные функции:

1. Рекламная функция.

2. Продвижение товаров.

3. Сохранение товара в целости и сохранности.

4. Увеличение потребительской ценности товара.

Разрабатывая упаковку, необходимо учитывать различные факторы. В первую очередь необходимо оценить, насколько сильно товар нуждается в упаковке, и какими свойствами по защите продукта от воздействия внешней среды она будет обладать. Следующим шагом является определение конкурентных преимуществ, которыми будет наделена упаковка. На основании этой информации проектируется дизайн, привлекающий внимание. В рамках эстетической ценности упаковки решаются вопросы о соответствии художественной композиции, изображенной на упаковке, техническим и функциональным характеристикам товара. Немаловажным аспектом процесса создания упаковки являются сведения о товаре, которые будут нанесены на нее. Особое внимание в этой связи уделяется шрифту и легкости чтения текста. После окончания разработки проекта упаковки оценивается экономическая стоимость упаковки и ее оригинальность. Также в целях стимулирования сбыта нередко в упаковку включают вкладыши, ориентированные на розыгрыши призов и проведение тематических акций.
Все вышеперечисленные факторы способствуют росту объемов продаж и созданию неповторимого бренда.
Для практического примера создания упаковки была выбрана психологическая упаковка, т.е. упаковка услуги. В рассматриваемом случае в качестве такой услуги будет выступать техническое сопровождение программных продуктов на платформе 1С, оказываемое фирмой «А» своим клиентам. Услуга носит безликий характер, однако ее специфика порождает разностороннее восприятие потребителями в зависимости от формы подачи. В этом случае на помощь приходит психологическая упаковка. Для выбранного услуга роль психологической упаковки будет выполнять специалист, оказывающий услуги сервисного обслуживания. Ведь именно от его черт характера, квалификации и манеры подачи материала зависит общая удовлетворенность потребителя. В рамках создания психологической упаковки для услуг технической поддержки программного обеспечения отделом маркетинга фирмы «А» были выделены некоторые требования, предъявляемые к специалистам. Данные требования были разделены на группы, подробная характеристика которых проиллюстрирована на рисунке.

 

 

http://mirsovetov.ru/a/business-and-finance/finances/packaging-and-labeling.html

 

Требования к упаковке

Понятие «упаковка» очень объемно и включает в себя множество классификационных разновидностей.

По месту упаковывания различают производственную и торговую упаковки. Производственная упаковка обеспечи­вается производителем, торговая — предоставляется потре­бителю торговым предприятием. Торговая упаковка бывает платной и бесплатной. Затраты на бесплатную включаются в издержки обращения, т.е. в цену товара, и ее оплачивает потребитель.

По механической устойчивости и прочности применяе­мых материалов, которые обусловливают степень сохраняе­мости товаров, упаковку подразделяют на жесткую, полу­жесткую и мягкую.

К жесткой относятся металлическая, стеклянная, дере­вянная, полимерная упаковки. Характеризуется высокой надежностью защиты товара от механических повреждений, окислительной и микробиологической порчи

Полужесткая упаковка отличается от жесткой меньши­ми массой и объемом. К ней относятся картонная и комби­нированная — тетрапаки, перпаки.

Мягкая упаковка — это бумажная, тканевая, полимер­ная. Имеет самую низкую надежность по степени защиты от механических повреждений и воздействия окружающей сре­ды

По кратности использования выделяют одноразовую и упаковку многократного использования.

Одноразовая упаковка используется производителем од­нократно.

Упаковка многократного использования предлагает не­сколько последовательных циклов использования в произ­водстве товара вплоть до наступления ее полного или частич­ного физического износа.

По сферам использования различают универсальную и специализированную.

Универсальная упаковка может применяться в различ­ных отраслях и для разных товаров.

Специализированная упаковка создана для определен­ных видов товаров, обладающих особыми свойствами, и име­ет ограниченное применение.

По назначению упаковку подразделяют на потребитель­скую и транспортную.

Потребительская упаковка предназначена для сравни­тельно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Транспортная упаковка используется для перевозки, хранения, облегчения механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Поскольку упаковка может быть однослойной или мно­гослойной, то можно выделить ее виды по уровням: первич­ная и вторичная.

Первичная упаковка — это собственно товарная оболоч­ка, оригинальная упаковка, присущая марочным изделиям. Обеспечивает защиту товара и одновременно гарантирует правильный вес и удобство пользования, а своей особенной формой делает легкой идентификацию предложения.

Вторичная упаковка — это любой последующий слой за первичной, не считая транспортной упаковки.

По количеству упакованных единиц товара различают штучную, множественную и порционную упаковки.

Штучная упаковка рассчитана на единицу продукции.

Множественная — упаковка, которая соединяет в себе две или более единицы товаров.

Порционная — делает возможным предложение отдельно упакованных порций какого-либо продукта.

В качестве разновидностей упаковок по назначению мож­но выделить обычную, подарочную, пробную, порционную, или разовую, повышенной емкости, или семейную.

Подарочная упаковка призвана создать ощущение празд­ника и побудить к расточительству, может предоставляться покупателю как платная сервисная услуга.

Пробная упаковка информирует о новом товаре, побуж­дает его опробовать, а также позволяет оценить соответствие товара запросам потребителя.

Порционная, или разовая, упаковка может ориентиро­вать товар на определенный сегмент потребителей

Упаковка повышенной емкости, или семейная, позволя­ет приобретать большое количество товара с некоторой эко­номией.

По степени оригинальности можно выделить традицион­ную упаковку, которая является распространенной для дан­ного вида товара, и оригинальную, которая разрабатывается производителем специально для данного марочного товара.

 

Требования к упаковке устанавливаются производителя­ми товаров, транспортными и складскими организациями, Центром стандартизации, метрологии и сертификации при участии санитарно-эпидемиологических комитетов и Ми­нистерства здравоохранения и фиксируются в стандартах на продукцию, специальных стандартах на упаковку для опре­деленных видов продукции (ГОСТ), технических условиях (ТУ) на производство упаковочных материалов и упаковки, в методических указаниях, инструкциях, нормах по опреде­лению гигиенических и микробиологических показателей упаковочных материалов и тары, контрактах и договорах на поставку продукции, Законе Республики Беларусь «О защи­те прав потребителей».

Совокупность требований, предъявляемых к упаковке, можно подразделить на три группы: основополагающие, до­полнительные и маркетинговые.

Основополагающие требования: безопасность, экологичность, надежность, совместимость, экономическая эффек­тивность и взаимозаменяемость.

Дополнительные требования включают транспортабель­ность и складируемость.

К маркетинговым требованиям относятся информатив­ность, эстетичность, узнаваемость, повышение ценности, последующая применимость, адекватность продукту, марке, клиенту, соответствие каналам сбыта.

К функциональным свойствам упаковки конкретных то­варов предъявляются специфические, возможно, даже про­тивоположные требования.

 

Концепция создание упаковки

Создание упаковки — это часть планирования продук­ции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и про­изводит свою упаковку. Однако производитель не всегда за­нимается вопросами разработки и производства упаковки своих товаров. Можно выделить следующие основные подхо­ды к созданию упаковки:

— обращение к услугам специализированных организаций;

— самостоятельное производство упаковки для своих то­варов;

— сотрудничество компании-упаковщика и предприятия-заказчика.

В настоящее время инициатива по совершенствованию упаковки и большинство идей в области разработки более функциональных вариантов упаковки принадлежит именно упаковочным компаниям.

Создание упаковки, наиболее соответствующей запросам потребителей, обеспечивается, как правило, в результате со­трудничества производителя товара и упаковочной компа­нии, что дает лучшее знание товара и его потребителей.

Процесс создания упаковки предполагает следующее.

1. Определение основной функции упаковки.

2. Выбор индивидуальной или групповой упаковки, т.е. наличие или отсутствие единых элементов на упаковке всех товаров, входящих в номенклатуру или конкретную ассор­тиментную группу.

3. Целесообразность использования множественной упа­ковки, в которую помещаются две единицы товара или бо­лее.

4. Возможность стандартизации упаковки. Особенно остро этот вопрос стоит перед фирмами, вышедшими на внешние рынки.

5. Стоимость упаковки. Принимается во внимание абсо­лютная и относительная стоимость упаковки.

6. Разработка дизайна упаковки.

7. Проведение испытаний опытных образцов упаковки

8. Организация производства упаковки с учетом результатов опытных образцов

9. Патентование образца упаковки

 

 

Защитная упаковка марочного товара. Серьезной проб­лемой для производителей является борьба с подделками ма­рочной продукции, пользующейся спросом. Одним из направ­лений борьбы является разработка специальной упаковки. Для предотвращения подделки товаров используется антиинтрузионная упаковка.

Антиинтрузионная упаковка — это упаковка, гаранти­рующая невозможность замены содержимого и существенно затрудняющая любую подделку. Она сконструирована так, что вскрыть ее может только конечный потребитель, до непос­редственного потребления в нее нельзя что-либо добавить или извлечь продукт без повреждения внешнего вида.

Новые упаковочные материалы. Технологии ведущих мировых упаковочных компаний работают сейчас над созданием универсальной упаковки, соответствующей современ­ным требованиям.

Появление микроволновых печей расширило требования к упаковке. Теперь она не только должна сохранять продукт, но и обеспечивать процесс обработки продукта при сохране­нии его свойств и характеристик. Для этого создаются спе­цифические упаковочные материалы.

Для упаковки и хранения химических продуктов исполь­зуются пленки EVON. Они растворяются в воде, нетоксичны, биологически разрушаемы, прозрачны, хорошо защищают содержимое. Такую упаковку можно назвать «зеленой».

На рынке косметики используется система упаковки средств по уходу за кожей — «поршневая система», основ­ными достоинствами которой являются высокая гарантия, сохранение свойств косметических товаров, максимальное использование средств по уходу, возможность дозирования содержимого упаковки.

В Беларуси создана уникальная вакуумная упаковка вы­сочайшего качества. Упаковочный материал «Бифолен» зна­чительно увеличивает срок хранения мясных и рыбных про­дуктов, овощей и фруктов.

Активно развивается направление создания биоразлагаемой упаковки.

Проблема утилизации упаковки. Проблема утилизации и загрязнения окружающей среды упаковкой является одной из наиболее значительных и оказывает существенное влия­ние на развитие рынка упаковки.

Последние новейшие достижения в данной области связа­ны с созданием саморазрушающейся упаковки на основе ме­тода фрактуальной геометрии, который математически опи­сывает процесс разрушения любого объекта, как естественно возникшего, так и искусственно созданного. Предполагается вводить в упаковку заранее запрограммированную точку би­фуркации — начала разрушения по заданному механизму в зависимости от влияния внешних факторов. Таких точек мо­жет содержаться от 15 до 40 шт. в зависимости от полимера, формы и размера упаковки.

Проблема переработки упаковок заключается не только в том, как найти более эффективный способ переработки, но и в том, что потребитель не хочет покупать продукцию перера­ботки, считая, что она уже не очень чистая и не внушает до­верия. Поэтому необходимо стимулировать приобретение продуктов переработки, создавая магазины, специализиру­ющиеся на продаже подобных товаров, проводя рекламные и пропагандистские акции и т.д.

 

Тема 4. Маркировка товара

Маркировка — это текст, условные обозначения или ри­сунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентифи­кации товара или отдельных его свойств, доведения до по­требителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.

Основные функции маркировки — информационная, идентифицирующая, эмоциональная и мотивационная.

Информационная функция является основной и прояв­ляется в предоставлении потребителю всей необходимой информации. Маркировка содержит основополагающую, по­требительскую и коммерческую информацию.

Идентифицирующая функция маркировки очень важна, так как это обеспечивает контроль товарных партий на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, пояс­няющие тексты, применение общепринятых символов вызы­вают у потребителя положительные эмоции и служат важ­ной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

К маркировке предъявляются общие для товарной ин­формации и специфичные требования.

Общие требования регламентируются Законом Респуб­лики Беларусь «О защите прав потребителей» [13] и включают достоверность, достаточность, доступность (языковая до­ступность, понятность, востребованность). Специфичные для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста; достоверность относи­тельно количества, качества, изготовителя, места происхож­дения; использование несмываемых красителей, разрешен­ных для применения органами Госкомсанэпиднадзора.

Требования устанавливаются стандартами на маркиров­ку и упаковку, а также общетехническими условиями стан­дартов на продукцию.

 

Различают производственную и торговую маркировку.

Производственная маркировка — текст, условные обо­значения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполни­телем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители ин­формации. Носителями производственной маркировки мо­гут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.

Торговая маркировка — текст, рисунок или условные обозначения, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы. Информация в основном характеризует продавца, а не товар. Носителями являются ценники, товарные или кассовые чеки. Торговая маркировка служит основанием для претензий к продавцу. Отдельные требования, предъявляемые к содержанию торго­вой маркировки, регламентируются Правилами продажи от­дельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, Положением о применении контрольно-кассовых аппаратов, а также региональными правилами розничной торговли.

По своей структуре маркировка обычно включает три эле­мента: текст, рисунок, условные обозначения, или информа­ционные знаки. Каждому из перечисленных элементов мар­кировки отводится определенная роль и выделяется соответ­ствующая доля в общем объеме маркировки.

Текст — наиболее распространенный элемент производ­ственной и торговой маркировки. Выполняет в основном ин­формационную и идентифицирующую функции, характери­зуется высокой степенью достоверности. Удельный вес тек­ста на маркировке в зависимости от назначения и носителей составляет 50—100 %.

В западноевропейских странах текст помещают минимум на четырех, а иногда и на шести языках. В Республике Бела­русь и Российской Федерации на основании соответствующих постановлений правительств «запрещается продажа импорт­ных продуктов питания и непродовольственных товаров без информации о них на русском языке».

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наи­большей степени он присущ производственной маркировке. Рисунок отличается высокой степенью доступности и выпол­няет в основном эмоциональную и мотивационную функции.

Условные обозначения, или информационные знаки, характерны в основном для производственной маркировки, в торговой они встречаются реже. Характеризуются высокой информационной емкостью, но невысокой доступностью.

 

Информационные знаки

Информационным знакам свойственна краткость, быст­рая узнаваемость, выразительность и наглядность.

Различают следующие виды ИЗ: товарные, наименования места происхождения, соответствия, качества, компонентные, размерные, эксплуатационные, манипуляционные, предупре­дительные, экологические, штриховой код.

Товарные знаки — торговые марки или их части, обеспе­ченные правовой защитой. Торговая марка — имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров и услуг одного продавца или группы продавцов и отличия их от товаров и услуг конку­рентов.

К знакам наименования мест происхождения товара от­носят: знаки страны происхождения товара, населенного пункта, местности, исторического названия географическо­го объекта.

Знаки соответствия и качества. В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные.

Знаки качества в отличие от знаков соответствия могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации, например, знаки качества, присваи­ваются национальными организациями по защите прав по­требителей, в Германии применяются знаки качества земель.

Компонентные и размерные знаки. Компонентные знаки, предназначенные для информации о применяемых добавках или компонентах, свойственных (или несвойствен­ных) товару. К наиболее часто встречающимся на импорт­ных товарах относятся Е-компонентные знаки, которые ис­пользуются как альтернатива обозначения химического на­звания пищевых добавок. Их классификация содержится в Международной цифровой системе кодификации пищевых добавок — INS (International Numbering System).

На упаковке импортных товаров можно встретить компо­нентные знаки в виде аббревиатур РР, PET, PVC. Они харак­теризуют материал, из которого изготовлена упаковка — по­липропилен, полиэтилен, поливинилхлорид.

Размерные знаки — знаки количественной характерис­тики товара в конкретных физических величинах. В основ­ном применяются единицы измерения по Международной системе единиц физических величин (СИ), однако использу­ются и национальные единицы (фут, дюйм, унция и др.).

Эксплуатационные и манипуляционные знаки. Эксплуа­тационные — знаки, предназначенные для информирова­ния потребителя о правилах эксплуатации, ухода, монтажа и наладки товаров. Разновидность эксплуатационных — зна­ки управления, которые можно встретить на сложнотехнических товарах (стиральных машинах, микроволновых пе­чах, утюгах и др.).

Манипуляционные зна







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.