|
Оценка конкурентоспособности товараКонкурентоспособность товара определяется как соотношение полезного эффекта к совокупным затратам
К=Эп / Зс
где К — конкурентоспособность товара; Эп — полезный эффект от использования товара; Зс — совокупные затраты. Полезный эффект от товара определяется совокупностью свойств и выгод, которые отражаются значениями технических параметров товара. Совокупные затраты, т.е. цена потребления, учитываются как значения экономических параметров. Исходя из этого, интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывается как соотношение сводных индексов технических и экономических параметров изделия Jк= Jк.т. / Jк.э.
где Jк интегральный индекс конкурентоспособности товара; Jк.т. сводный индекс технических параметров товара; Jк.э. сводный индекс экономических параметров товара. Действие сводных индексов является разнонаправленным. При росте индекса конкурентоспособности по техническим параметрам, т.е. при улучшении потребительских показателей анализируемого товара по сравнению с эталоном, интегральный показатель увеличивается, отражая рост конкурентоспособности товара. При росте индекса конкурентоспособности но экономическим параметрам, т.е. цены потребления, интегральный показатель уменьшается, отражая снижение конкурентоспособности. Расчету интегрального показателя конкурентоспособности предшествует расчет двух сводных параметрических индексов: индекса конкурентоспособности по техническим параметрам и индекса конкурентоспособности по экономическим параметрам. Оба эти показателя рассчитываются путем соотнесения характеристик рассматриваемого товара и товара-эталона. Сводный индекс конкурентоспособности товара по техническим параметрам определяется по следующей формуле:
где Jкm — сводный индекс конкурентоспособности по техническим параметрам; Aim — значение технического параметра сравниваемого товара; Aiэ — значение технического параметра эталона; di — удельный вес (коэффициент значимости) i-го параметра.
В случае отсутствия данных о том, какая модель товара признана потребителем эталоном, расчеты конкурентоспособности по техническим параметрам производятся по каждому товару в отдельности по формуле, записанной в числителе. На основании результатов расчетов в качестве товара-эталона выбирается тот, у которого показатель максимальный. Затем производится сравнение остальных товаров с выбранным товаром-эталоном по техническим и экономическим параметрам и определяются сводные показатели конкурентоспособности. Сводный индекс конкурентоспособности товара по экономическим параметрам рассчитывается путем сопоставления цен потребления анализируемого товара и базового образца
где Jкэ — сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам; Цm — цена сравниваемого товара; di — удельный вес (коэффициент значимости) i -го параметра; Рэm— расходы по эксплуатации сравниваемого товара; Цэ— цена товара-эталона; Рээ— расходы по эксплуатации товара-эталона. В процессе расчета индекса конкурентоспособности по экономическим параметрам пользуются одноименно измеряемыми величинами. И цена изделия, и эксплуатационные расходы имеют стоимостное выражение. Значения технических параметров имеют сопоставимый вид и не требуют дальнейших преобразований только в случае, если они получены методом экспертных оценок. В других случаях все технические параметры имеют собственные единицы измерения. Среди технических параметров различаются жесткие и мягкие. К жестким относятся все параметры, которые могут быть оценены с помощью соответствующих единиц измерения. Поэтому прежде чем приступить к их взвешенному суммированию согласно формуле, необходимо привести их к относительному виду. Мягкие параметры, характеризующие товар, не имеют определенных единиц измерения и могут быть оценены количественно только с помощью метода экспертных оценок. К ним относятся: дизайн, эргономические свойства товара, цвет, вкус, запах и т.д. Таким образом, в приведении к сопоставимому виду нуждаются только значения жестких технических параметров. Приведение к сопоставимому виду осуществляется следующим образом. По каждому техническому параметру значения всех товаров из рассматриваемой совокупности внимательно изучаются с целью выявления наилучшего значения, которое может быть минимальным или максимальным. Этот наилучший показатель приравнивается к единице, а все остальные выражаются в долях единицы. В случае, если наилучший показатель максимален, то значения других делятся на его величину для перехода к сопоставимому виду. Если наилучший показатель минимален, то он делится на все остальные значения. Рассмотренный подход основан на определении интегральных показателей по техническим и экономическим параметрам. Другим возможным вариантом является оценка на основании определения частных параметрических индексов. Можно провести расчеты по всем качественным показателям, получив полный набор оценок, характеризующих отклонение свойств анализируемого товара от требований потребителя. Затем частные индексы суммируются с учетом значимости каждого единичного параметра. Аналогичным образом на основании частных индексов отдельно по каждому экономическому показателю определяется сводный экономический индекс путем их суммирования с учетом не коэффициентов весомости, а доли данного вида затрат в цене потребления. Таким образом, сводный индекс конкурентоспособности анализируемого товара по экономическим показателям представляет сумму оценок единичных показателей, взвешенных по коэффициентам их долевого участия в цене потребления. Полученные в результате применения одного из методов оценки интегральные индексы конкурентоспособности товаров позволяют сделать вывод о степени их предпочтительности для потребителей. Если интегральный индекс конкурентоспособности товара больше единицы, то сравниваемый товар более конкурентоспособен, чем эталон. В этом случае производитель принимает решение о производстве и внедрении товара на рынок. Если интегральный индекс конкурентоспособности товара меньше единицы, то сравниваемый товар менее конкурентоспособен, чем эталон. В этом случае производитель должен разработать комплекс мер по повышению конкурентоспособности анализируемого товара. Если интегральный индекс конкурентоспособности товара равен единице, то сравниваемый товар и образец одинаково конкурентоспособны. Одной из возможных ситуаций может быть высокий результат оценки в сочетании с низкой долей рынка и непопулярностью товара у потребителей. При правильно проведенной оценке, точно определенных показателях и степени их значимости для потребителей подобный результат свидетельствует о необходимости планирования и осуществления эффективных программ продвижения и каналов распределения товара. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|