Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профсоюзы как субъекты трудового права





В соответствии со ст. 30 Конституции РФ граждане имеют право на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Согласно ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"[54][55] – далее Закон о профсоюзах). Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов Основное назначение профсоюзов - представительство и защита трудовых прав и интересов своих членов. Формальным условием правосубъектности профсоюза является его легализация в обществе. Действующее законодательство устанавливает более простой в сравнении с юридическими лицами порядок легализации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Согласно ст. 2 Закона о профсоюзах создавать профсоюзы, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов имеет право по своему выбору каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую, профессиональную деятельность.

А по ст. 18 Закона РФ от 19 мая 1995 г.(ред.от 20.07. 2012г.) "Об общественных объединениях"[56] общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Решение о создании общественного объединения, в том числе и профсоюза, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений профсоюз считается созданным, и может осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права, за исключением прав юридического лица, и принимать на себя обязанности, предусмотренные законодательством. С этого времени профсоюз является субъектом трудового права. Государственная регистрация профсоюза нужна лишь для приобретения им статуса юридического лица, необходимого для совершения гражданско - правовых сделок.



Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ),.в их правах и гарантиях деятельности закреплённых в Законе о профсоюзах, в ТКРФ и других законах и иных нормативно- правовых актах Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством не регулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов, подобное вмешательство запрещено законом (ч 2 ст. 5 Закона о профсоюзах.). Внутрисоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Это неправовые отношения. Внешние отношения профсоюзов регулируются законодательством. Закон регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами (ст. 1 Закона о профсоюзах).

Законом о профсоюзах предусмотрены следующие основополагающие принципы организации и деятельности профсоюзов:

. равноправие профсоюзов (ст.2,ч.2 ст.4);

самоуправление на основе внутрисоюзных норм(ст.ст.7,10)

независимостьи сотрудничество с другими представительными органами работников (ст.ст.5, 16).

законность.(ст.6).

В то же время ст.10 Закона о профсоюзах предусматривает, что если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается. . Деятельность профсоюза, первичной профсоюзной организации может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

Рассмотрев общие основы правового регулирования деятельности профсоюзов, перейдем к их положению как субъектов трудового права, иначе говоря, к их трудовой правосубъектности.

Трудовая правосубъектность профсоюзов выражается в представительство и защите интересов работников..

Основные права профсоюзов перечислены в гл. II Закона о профсоюзах. и главе 58 ТК. К ним относятся права профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников; на содействие занятости; на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением; на участие в урегулировании коллективных трудовых споров; на информацию; на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров; на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде, об охране труда и окружающей природной среды; на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества; на социальную защиту работников; на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.

Эти права осуществляются на локальном уровне и на иных более высоких уровнях выборными органами профсоюзов и их объединений. Самые многочисленные права предоставлены выборному органу профсоюзной организации на локальном уровне в учреждения , предприятиях, иных организациях. Системный анализ прав профсоюзных органов по участию в регулировании трудовых и связанных с ними отношений возможен только .на основе классификации этих прав.

Классификация прав профсоюзов.

Обычно основанием классификации прав профсоюзов является их юридическая сила. Полномочия профсоюзов обладают различной юридической силой. Юридическую силу характеризует степень обязательности прав профсоюзов для государственных (муниципальных) и хозяйственных органов. По этому признаку права профсоюзных органов разделяются на:

1) самостоятельные, когда профсоюзы в силу предоставленных им полномочий принимают самостоятельное, то есть независимое от воли работодателя или их объединений, участие в регулировании условий труда работников;

2) согласовательные, когда решение работодателя, принятое без согласия профсоюзного органа, не имеет юридической силы;

3) совместные, когдаинициатива принятия решений по социально - трудовым вопросам может исходить из любой стороны, но юридическую силу приобретает лишь общее согласованное решение;

4) совещательные (рекомендательные), когда работодатель при принятии решения должен провести процедуру учёта мнения профсоюзного органа, но решение принимает самостоятельно.

Права профсоюзов можно классифицировать по уровню их осуществления. По этому основанию выделяются права профсоюза на локальном уровне в организации и права, осуществляемые профсоюзом на иных, более высоких уровнях.

На основе этой классификации определим права профсоюзов, и в частности, права выборного профсоюзного органа на локальном уровне.

1. самостоятельные права профсоюзов, в силу которыми они:

1) представляют интересы работников и защищают их социально- трудовые права (ч.1 ст. 11 Закона о профсоюзах);

2) принимают участие в коллективных переговорах, заключают соглашения и коллективные договоры от имени работников организации, контролируют их выполнение (ст.13 Закона о профсоюзах);

3) участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров (организуют, и проводят забастовки, митинги, демонстрации и другие коллективные действия по защите прав работников (ст.14 Закона о профсоюзах);

4) их представители беспрепятственно посещают организации и рабочие места членов профсоюзов (ст. 20 Закона о профсоюзах);

5) участвуют в мероприятиях по содействию занятости населения (ст.12 Закона о профсоюзах);

6) вносят обязательные для рассмотрения работодателем представления о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и получают сообщения о принятых мерах по их устранению (ст.195 ТК);

7) бесплатно получают информацию по социально-трудовым и дру­гим вопросам, непосредственно затрагивающим права работников, в том числе по вопросам: а) реорганизации или ликвидации организации; б) введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; в) профессионального обучения работников; г) по иным вопросам, предусмотренным законодательством, учредительными документами организации и коллективным договором (ст. 53 ТК);

8) вносят работодателю и в органы управления организацией соответствующие предложения по указанным выше вопросам и по совершенствованию работы организации, а также участвуют в заседаниях этих органов при их рассмотрении (ст. 53 ТК);

9) представляют и защищают интересы и трудовые права работников в органах по разрешению трудовых споров (ст.23 Закона о профсоюзах) ;

10) осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, норм по охране труда (ст.19 Закона о профсоюзах);

11) участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве (ст.229ТК);

Перечисленные в п. п. 6-8, 11 права профсоюзов на основании ст.52 и 53 ТК одновременно принадлежат и другим представительным органам работников (например, совету коллектива работников и др.

2. Согласовательные права профсоюзов, предусмотренные нормами ТК, когда решение работодателя требует его согласования с профсоюзным органом и без этого не имеет юридической силы :

а) увольнение по инициативе работодателя руководителя выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителей, входящих в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов организации и её структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним) и не освобожденных от основной работы (ст.374):

б) увольнение по инициативе работодателя бывшего руководителя выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителей в течение 2-х лет после окончания срока их полномочий (ст.376).

в) определение минимума необходимых работ (услуг) в случае забастовки (ст.412).

3. Права совещательного характера - когда работодатель принимает решение с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Это наиболее многочисленные права профсоюзного органа. Работодатель принимает решение с учётом мнения профсоюзного органа, во-первых, в случаях, предусмотренных ТК РФ, во -вторых, в иных случаях, установленных коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами Эти права, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы:

1) права совещательного характера, принадлежащие исключительно профсоюзам;

2) права совещательного характера, принадлежащие как профсоюзам, так и другим представительным органам работников.

К числу прав совещательного характера, принадлежащих исключительно профсоюзам в лице его выборных органов и закреплённых в ТК, относятся:

а) принятие локального нормативного правового акта в случаях, предусматривающих процедуру учёта мнения выборного профсоюзного органа по правилам ст.372

б) :решение вопросов об увольнении работников, являющихся членами профсоюза, по ст. 81 - п.2 (сокращение штатов или численности работников организации), п.3 (несоответствие работника занима­емой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) и п.5 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) (ст.ст. 81, 82 ). В этом случае требуется предварительное мотивированное мнение выборного профсоюзного органа данной организации, оформленное по правилам ст. 373 ; участие представителя от соответствующего выборного профсоюзного органа в составе аттестационной комиссии, решение которой может послужить основанием для увольнения работников по п. 3 ст.81 (ст.82 );

в) принятие локальных нормативных актов о разделении рабочего дня на части (ст.105), о ежегодных дополнительных отпусках (ст.116), графиках отпусков (ст.123).В этих случаях, при отсутствии профсоюза в организации локальные акты принимаются единолично, даже при наличии иного представительного органа работников, если иное не предусмотрено коллективным договором, поскольку эти органы названным правом не наделены, и следовало бы предоставить им это право; ..

г) привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.113);

д) принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором и соглашением (ст.180);

е) рассмотрение результатов расследования несчастных случаев на производстве для принятия решений, направленных для предупреждения подобных случаев (ст.230);

ж) увеличение продолжительности вахты до 3-х месяцев в исключительных случаях (ст.299).

С учётом мнения выборного профсоюзного органа или других представительных органов работников работодатель:

а) применяет системы нормирования труда (ст.159);

устанавливает системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях (ст.135); утверждает форму расчетного листка(ст.136)

б) утверждает графики сменности (ст.103) и Правила внутреннего трудового распорядка (190;

в) досрочно (до истечения одного года) снимает с работника ранее применённое к нему дисциплинарное взыскание (ст.194 )

г) рассматривает заявление представительных органов работников о нарушении руководителем организации или его заместителем законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашений и сообщает о результатах его рассмотрения. В случае подтверждения изложенных фактов работодатель обязан применить к этим руководителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 195 );

д) определяет формы профессионального обучения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации) работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст.196 );

е) разрабатывает и утверждает правила инструкции по охране труда для работников (ст.212 ).и устанавливает нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (221).

ж) участие в расследовании несчастных случаев на производстве (ст.229) В данном случае есть определённая несогласованность нормы ч. 1ст.229 , предусматривающей право иного (кроме выборного профсоюзного органа) представительного органа работников включать в состав комиссии по расследованию несчастного случая на производстве своих представителей, и последней частью ст. 230, устанавливающей, что результаты расследования несчастного случая на производстве рассматриваются работодателем только с участием выборного органа первичной организации. И в этом случае следовало бы предусмотреть участие и иного представительного органа работников.

На иных, помимо локального, более высоких уровнях при принятии законов, подзаконных нормативных актов необходима процедура учёта мнения профсоюзных органов. Это мнение выражается либо в решении соответствующих комиссий по регулированию социально -трудовых отношений, либо в заключении соответствующих профсоюзов (их объединений) и подлежит обязательному рассмотрению органами государственной власти и местного самоуправления (ст.35.1 ТК).

Наделяя профсоюзы широкими правами, трудовое законодательство предусматривает и гарантии их обеспечения. Необходимость подобных гарантий связана с тем, что профсоюзы являются общественной организацией и сами не могут обеспечить реализацию собственных полномочий, они нуждаются в поддержке государства. И поскольку государство заинтересовано в деятельности профсоюзов как представителей и защитников работников, оно предоставляет профсоюзам необходимые гарантии. Они охватывают имущественные права профсоюзов, обеспечивая защиту собственности профсоюзов (ст.24 Закона о профсоюзах). Предусмотрены гарантии для работников, избранных в профсоюзные органы и осуществляющих свои полномочия как с освобождением, так и без освобождения от основной работы. В частности, ТК устанавливает следующие гарантии личных и трудовых прав членов профсоюза: запрет на дискриминацию граждан в связи с принадлежностью к профсоюзам (ст.ст. 2 и 3); гарантии всем членам профсоюза (ст.ст. 21, 22, 64 и 82), профсоюзным работникам (ст.ст. 374, 375 и ч. 7 ст. 377), бывшим членам профсоюзных органов (ст. 376); гарантии и компенсации при ведении коллективных переговоров и в связи с разрешением коллективного трудового спора (ст.ст.39 и 405), членам комиссии по трудовым спорам (ст.171).

Наконец, гарантии включают обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов, в частности, по предоставлению помещений, культурных объектов и др. (ст.377 ).

К числу гарантий относится судебная защита прав профсоюзов (ст.29 Закона о профсоюзах), а также государственный контроль за соблюдением прав профсоюзов и ответственность за их нарушение ( ст.30 Закона о профсоюзах).

Специфической для профсоюзов является их ответственность. Закон о профсоюзах ( ст.31) предусматривает, что за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Эта норма носит отсылочный характер. Единственный предусмотренный законодательством случай касается злоупотребления профсоюзами своим правом на организацию и проведение забастовки. Представительный орган работников,, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом (ст.417 ТК). Законодательством не установлено других видов юридической ответственности профсоюзов в трудовых отношениях. Это обусловлено их природой общественной организации и общественным характером их прав и обязанностей. По отношению к работодателю, государственным органам и органам местного самоуправления профсоюзы наделены существенными юридическими правами. За нарушение этих прав к юридической ответственности могут быть привлечены работодатель и должностные лица названных органов. Эта ответственность предусмотрена ст. 30 Закона о профсоюзах и нормами уголовного, административного и трудового законодательства. Ответственность профсоюза перед работниками относится к внутрисоюзным отношениям и законодательством не регулируется. Ответственность профсоюзных органов и лиц, входящих в эти органы, перед членами профсоюза заключается в возможности их досрочного переизбрания. Эта ответственность не является юридической, что характерно для профсоюза как общественной организации.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.