Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отношения по разрешению трудовых споров.





Эти отношения не делятся на два вида: отношения по разрешению индивидуального трудового спора, участниками которых могут выступать работник, работодатель, комиссия по трудовым спорам, суд (федеральный судья), вышестоящий орган (в установленных законом случаях) и отношения по разрешению коллективных трудовых споров, в которых участвуют работодатель (работодатели, представители работодателей), представители работников, служба по урегулированию коллективных трудовых споров, созданные сторонами примирительные органы. Это один из видов коллективных трудовых отношений. Отношения по разрешению индивидуального трудового спора могут предшествовать, сопутствовать или следовать за трудовыми отношениями в зависимости от того, по какому поводу возникли разногласия. Основанием возникновения правоотношения по рассмотрению индивидуального трудового спора, служит обращение одной из сторон трудового отношения в орган по рассмотрению трудовых споров (комиссию по трудовым спорам, в суд). Прекращение отношения происходит в результате решения (определения) соответствующего органа.

Отношения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров могут быть разделены на процедурные, возникающие при рассмотрении спора в комиссии по трудовым спорам, и процессуальные, возникающие при рассмотрении спора в суде.[16]

Отношения по обязательному социальному страхованию, указанные в ст.1ТК, хотя и тесно связаны с трудовыми отношениями, регулирует самостоятельная отрасль права - право социального обеспечения.

Таким образом, предметом трудового права являются трудовые отношения работников, основанные на трудовом договоре и связанные с ними отношения: по трудоустройству и по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников у данного работодателя; социально – партнёрские; контрольно- надзорные; по разрешению трудовых споров. Такую формулировку следовало бы предусмотреть в ст.1 ТК



1.2 Сфера действия норм трудового права

Действие норм трудового права по кругу лиц. Сфера действия норм трудового права включает не только правовое регулирование отношений, составляющих его предмет, но и регулирование нормами трудового права отношений, связанных с использованием личного труда иной отраслевой принадлежности, если это предусмотрено ТК или иным федеральным законом (ч.2 ст.11ТК).

В частности, в ст. 73 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [17](ред. от 21.11.2011) предусмотрено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом. Так, например, Минздравсоцразвития в письме от 20 апреля 2009 г. N 3830-17 , отметив, что вопросы совмещения должностей государственной гражданской службы Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не урегулированы и со ссылкой на указанную 73 статью сообщило, что в случаях совмещения должностей государственной гражданской службы в государственном органе применяются нормы статей 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации. Этот закон не содержит ссылок на трудовое законодательство и, по сути легализовал включение трудовых (служебных) отношений государственных служащих в предмет административного права. Нормы трудового законодательства могут применяться к этим отношениям только субсидиарно, при наличии пробелов в данном законе. Но в ч.7 ст.11 ТК РФ в противоречии с содержанием данного закона сказано, что на государственных гражданских и муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом. Верно замечание, что законодателю необходимо разрешить эту межотраслевую коллизию[18].

Напротив, в ст. 3 закона от 2 марта 2007г. «О муниципальной службе в Российской Федерации»[19] предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом. Такие особенности, например, выражаются в дополнительных основаниях увольнения муниципального служащего, помимо тех, что предусмотрены в ТК В то же время в данном законе подавляющее большинство норм носит административно - правовой характер и использование некоторых норм трудового права сути не меняет. В науке трудового права отраслевая принадлежность труда муниципальных служащих остаётся спорной. Мы полагаем, что отношения муниципальных служащих фактически регулируются, хотя в меньшей степени, чем гражданская государственная служба, нормами административного права и дополнительно нормами трудового права.

В той или иной степени трудовое законодательство применяется и к сотрудникам правоохранительных органов, занятых особыми видами государственной службы. Так, ст. 43 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»[20](ред. от 3.12.2012г.) предусмотрено. что помимо оснований, предусмотренных законодательством Р. Ф о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя организации или учреждения прокуратуры в случаях: достижения предельного возраста, прекращения гражданства, нарушения присяги и в других случаях.

Законом «О полиции» от 7 февраля 2011г.[21] предусмотрено. что действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и данным законом. (ст.34).В частности. п.4 ст.33 этого закона установлено, что за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Других ссылок на трудовое законодательство в этом законе нет. Но ст.24 закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011г.[22]. установлено, что при поступлении на службу в органы внутренних дел предусмотрен испытательный срок в качестве стажёра, в период которого на него распространяется действие трудового законодательства на основе срочного трудового договора, заключённого с ним. При совмещении выходных и нерабочих праздничных дней выходной день переносится в порядке, определённом трудовым законодательством (8 ст. 53). В соответствии с п.8 ст.56 указанного закона сотруднику органов внутренних дел женского пола, а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. Статьёй. 63 (п.п. 2,3) этого закона на сотрудников органов внутренних дел распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством. Это отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком, в связи с обучением, а также иные отпуска, предусмотренные законом. Все эти нормы трудового законодательства гарантийного характера, за исключением нормы о стажёре, как не относящейся к трудовому законодательству и не предусмотренной в законе «О полиции», в соответствии с упомянутой ст. 34 закона «О полиции» и вышеуказанными статьями закона «О службе в органах внутренних дел РФ…» должны распространяться на сотрудников полиции.

Закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[23] предусматривает, что продолжительность служебного времени сотрудников таможенных органов определяется на основе продолжительности еженедельного рабочего времени, установленного законодательством РФ о труде. В необходимых случаях сотрудники таможенных органов могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. В этих случаях им предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха в порядке, установленном законодательством о труде РФ.

Таким образом, на сотрудников таможенных органов, несущих службу, трудовое законодательство распространяется только в указанных случаях, т.е. имеет место субсидиарное применение норм трудового права. А на работников вспомогательных служб, работающих на основе трудового договора, трудовое законодательство распространяется полностью с применением к ним дополнительно норм о социальных и медицинских гарантиях, предусмотренных законом о таможенной службе.

В ст. 22 Федерального закона от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»[24] предусмотрено, что действие законодательства о труде распространяется на судей в части, не урегулированной данным законом. Это касается, например, выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате судей в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах»[25] членам кооператива - беременным женщинам и гражданам, имеющим детей, предоставляются отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком, а также льготы, предусмотренные законодательством о труде Российской Федерации. Для членов кооператива в возрасте до 18 лет, принимающих личное трудовое участие в его работе, устанавливаются сокращенный рабочий день и другие льготы, предусмотренные законодательством о труде Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 данного закона продолжительность отпусков должна быть не менее установленной законодательством о труде Российской Федерации, а меры по обеспечению охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии должны осуществляться в кооперативе в соответствии с положениями и нормами, установленными для государственных унитарных предприятий.

В ст. 40 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации»[26] предусмотрено, что для членов кооператива не допускается установление условий ухудшающих положение работников и членов производственного кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде Российской Федерации (минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и др.).

Трудовые отношения лиц, отбывающих уголовное наказание, не основаны на трудовом договоре и нормы трудового законодательства применяются к ним только в случаях и в пределах, предусмотренных уголовно – исполнительным законодательством. В частности, это касается рабочего времени, времени отдыха, охраны труда, материальной ответственности и др. (см. ст.ст.40,104,105 УИК РФ). Поэтому и в данном случае трудовые отношения осужденных регулируются уголовно-исполнительным правом и в пределах, им определённых, нормами трудового права.

Таким образом, во всех указанных случаях трудовая деятельность государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, членов производственных и сельскохозяйственных кооперативов, осуждённых регулируются специальными законами, соответственно административно- правовой и гражданско-правовой, уголовно - исполнительной отраслевой принадлежности и только в пределах, ими предусмотренных, трудовым законодательством. Во всех указанных случаях имеет место субсидиарное применение норм трудового законодательства. Эти отношения, за исключением отношений, связанных с трудом муниципальных служащих, отраслевая принадлежность которых в науке трудового и административного права является спорной, не входят в предмет трудового права, но находятся в сфере действия его норм.

В соответствии со ст.349 ТК на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, Для этих работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. В данном случае, как и для наёмных работников таможенных органов, но в большем объёме с учётом тяжёлых условий труда предоставляются дополнительные льготы в основном в оплате труда, предусмотренные специальными нормативными правовыми актами. Особенности регулирования труда лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, предусмотрены федеральным законом от 21 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»[27]

Таким образом, работа по трудовому договору в воинских организациях, в таможенных органах, и др., а также в форме альтернативной гражданской службы регулируется трудовым законодательством с учётом особенностей установленных специальным законодательством. В данных случаях имеет место субсидиарное применение специального законодательства. Эти отношения входят в предмет трудового права.

С учётом изложенного, представляется необходимым дополнить ч.2 ст. 11 ТК абзацем следующего содержания: «Особенности регулирования труда государственных и муниципальных служащих, сотрудников иных государственных органов, членов сельскохозяйственных и производственных кооперативов, и других лиц устанавливаются федеральными законами и в пределах, ими предусмотренных, Трудовым кодексом и иными нормативно – правовыми актами о труде». Это тем более необходимо, что как уже отмечалось, ч.7 ст.11ТК противоречит по своему содержанию закону «О государственной гражданкой службе РФ»

Законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяется на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); работающих по гражданско-правовым договорам; других лиц, если это установлено федеральным законом. (ст.11 ТК). В частности, к таким лицам относятся арбитражные управляющие.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.