Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система, формы и принципы социального партнёрства





Система социального партнёрства включает сотрудничество его сторон на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровне и уровне организации (ст.26 ТК). Социальное партнерство осуществляется на уровне: федеральном,- где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном,- где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном,- где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом - где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном, - где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном, -где устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда в конкретной организации.

Формы социального партнерства представляют собой конкретные виды взаимодействия представителей. Ст.27 ТК предусмотрены следующие формы социального партнерства:

коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

участие работников, их представителей в управлении организацией;

участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Это лишь основные формы сотрудничества, Наряду с ними законом предусмотрены и другие его формы, в частности, создание на паритетных началах и деятельность (комитетов) комиссий по занятости, по охране труда, участие в управлении внебюджетными социальными фондами. Перечень форм этого сотрудничества является открытым. Законодатель вообще не может исчерпывающим образом определять формы социального партнёрства И поэтому ст.27 ТК было бы правильнее, как это предлагалось,[58] назвать «Основные формы социального партнерства»



Основные принципы социального партнерства названы в ст. 24 ТК. Это -равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Коллективные переговоры

Коллективными переговорами в соответствии со ст.2 Конвенции МОТ N 154 1981 г. "О содействии коллективным переговорам" понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой, в целях:

а) определения условий труда и занятости;

б) регулирования отношений между работодателями и трудящимися;

в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организациями трудящихся.

Следовательно, коллективные переговоры это основная форма согласования интересов субъектов социального партнерства на всех его уровнях, Коллективные переговоры проводятся как для заключения коллективного договора и соглашения любого вида, так и для внесения в них изменений Представители работников и работодателей в равной степени вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Общий порядок коллективных переговоров регламентирован ст.ст.36 -39 ТК. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей со своей стороны для участия в комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочия. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа (ст.36 ТК).Сроки, место и конкретный порядок ведения переговоров определяются представителями сторон - участников соглашения (ст.37 ТК). Коллективные переговоры проводятся специальными комиссиями, формируемыми сторонами социального партнёрства на равноправной основе. Эти комиссии образуются двух видов:

временные (двух или трёхсторонние) комиссии для заключения коллективного договора и соглашения либо внесения в них изменений:

постоянно действующие только трёхсторонние комиссии по регулированию социально – трудовых отношений. Порядок формирования постоянно действующих комиссий определяется законодательством (федеральным и региональным) о комиссиях соответствующего вида. Формирование комиссии для ведения коллективных переговоров регулируется ст.ст.35 -37 ТК и зависит от уровня ведения переговоров. В частности, по правилам ст.37 ТК в организации на локальном уровне эти переговоры от имени работников вести вправе:

первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя.

единый представительный орган, созданный на пропорциональной основе двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя, или;

первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников, уполномоченная общим собранием (конференцией) работников при согласии ее выборного органа направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров, в случае если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, или;

иной представительный орган, избранный на общем собрании (конференции) тайным голосованием, если не определена первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников или работники у данного работодателя не объединены в какие-либо профсоюзные организации.

На уровне отрасли, региона, территории, при заключении различного вида соглашений профсоюзы (объединения профсоюзов) также должны создать единый представительный орган на основе пропорционального представительства. При отсутствии договорённости из – за разногласий между профсоюзами представительство осуществляет наиболее многочисленный профсоюз. Разрешение разногласий по этому вопросу полностью находится в компетенции самих профсоюзов.

Определенные по соглашению сторон порядок, срок разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии для ведения переговоров, место их проведения и повестка дня оформляются приказом по организации и решением представителей работников. Закон непосредственно не устанавливает срок ведения переговоров, но в ч.2 ст.40 ТК сказано, что коллективный договор должен быть подписан в течение трёх месяцев со дня начала коллективных переговоров. Участникам переговоров предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора.

Представители сторон в ходе переговоров обязаны:

предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения переговоров;

не разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой).

Подготовленный проект коллективного договора комиссия передает на рассмотрение представителей работников и работодателя. Представители работников передают проект для обсуждения на собраниях в структурных подразделениях работодателя. Работодатель обязан организовать такое обсуждение. Высказанные в процессе обсуждения предложения и замечания по этому проекту передаются в комиссию, которая дорабатывает проект и передает его сторонам. Стороны выносят проект договора на рассмотрение общего собрания (конференции) работников.

После принятия коллективного договора собранием (конференцией) он подписывается сторонами и в семидневный срок направляется работодателем для уведомительной регистрации в соответствующий орган по труду. Независимо от этой регистрации коллективный договор вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, указанного в коллективном договоре При отсутствии согласия между сторонами по отдельным положениям проекта они должны в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или коллективного трудового спора.

Коллективные переговоры по подготовке и заключению соглашений ведут комиссии, образованные на соответствующих уровнях социального партнерства. Представителями работников являются соответствующие профсоюзы (объединения профсоюзов), представителями работодателей - объединения работодателей. В случае если соглашением предусматривается финансирование из бюджета любого уровня третьей стороной соглашения, обязательно являются представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Лицам, участвующим в коллективных переговорах, предоставляются предусмотренные законом гарантии и компенсации На время переговоров, но на срок не более трех месяцев в течение года, они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка. Компенсация затрат, связанных с участием в коллективных переговорах, производится по соглашению сторон, поскольку законодательством не предусмотрены размеры и порядок такой компенсации. На практике произведение затрат может быть необходимым, если коллективные переговоры проводятся в другом населенном пункте. Например, для заключения областного отраслевого соглашения представители территориального объединения профсоюзов должны приехать в областной центр. В указанном случае допустимо использование аналогии с командировкой. Очевидно, размер компенсации затрат, связанных с участием в коллективных переговорах, не может быть меньше норм возмещения расходов работников, направляемых в командировку.

Оплата услуг экспертов, специалистов, посредников, которые оказывают сторонам содействие в согласовании условий и подготовке проекта коллективного договора, соглашения, производится представителями той стороны, которая пригласила их для участия в коллективных переговорах.(ст.39 ТК). По соглашению сторон, нашедшему отражение в коллективно-договорном акте, оплата услуг указанных участников переговоров может быть возложена на работодателя (объединение работодателей, иного представителя работодателей).

Для представителей работников установлены дополнительные гарантии, связанные с возможностью их преследования за осуществление представительских полномочий. В период ведения коллективных переговоров для них устанавливается особый режим привлечения к дисциплинарной ответственности, изменения и расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Помимо соблюдения общего порядка указанные действия должны быть согласованы с тем представительным органом работников, который уполномочил их на участие в коллективных переговорах. Профком (совет трудового коллектива, иной орган) должен дать предварительное согласие на применение дисциплинарного взыскания, перевод на другую работу (в т.ч. и временный), увольнение работника по инициативе работодателя, за исключением увольнения за виновное поведение (п. п. 5 - 8, 11 ст. 81 ТК).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.