Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конституция РФ и другие законы как источники трудового права





Конституция РФ содержит основы правового регулирования труда. В её ст.37 закреплено право трудящегося на здоровые и безопасные условия труда, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Конституция признает право трудящегося на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая забастовку. Там же предусмотрено право на отдых, которое включает установление продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, а также оплачиваемого ежегодного отпуска для лиц, работающих по трудовому договору. В то же время Конституция РФ легально не закрепляет право на труд как таковое, ограничившись провозглашением свободы труда как права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также запрещением принудительного труда. Такой вывод подтверждается анализом соответствующих норм важнейших международно-правовых актов.

Право па труд является естественным неотъемлемым правом каждого человека. В статье 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948г. Генеральной Ассамблеей ООН[31], отмечается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966г.[32] в ст. 6 предусматривает, что участвующие в Пакте государства «признают право на труд, который включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права». Европейская социальная хартия, пересмотренная Советом Европы 3 мая 1996г.[33], отмечая, что каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом по свободно избранной специальности, призывает государства в целях обеспечения эффективного осуществления права на труд признать одной из своих основных целей и обязанностей достижение как можно более высокого и стабильного уровня занятости, имея в виду достижение полной занятости, а также обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь трудом по свободно избранной специальности; создать или поддерживать для всех трудящихся бесплатные службы по трудоустройству; обеспечить или содействовать обеспечению соответствующей профессиональной подготовки и переподготовки.



Таким образом, эти важнейшие международно-правовые акты провозглашают право на труд как право, включающее в себя:

а) право каждого человека на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом;

б) как свободу в выборе рода занятий;

в) обеспечение государством возможности человеку реализовать свои способности к труду и гарантии этих прав.

Следовательно, по своей структуре модель конституционной и иной за­конодательной нормы о праве на труд должна основываться на этой триаде. Очевидно, что нормы ст. 37 Конституции РФ, в которой текстуально не закреплено право на труд как самостоятельное право, указанным важнейшим международно-правовым актам не соответствуют, ибо не закрепляют ни самого права на труд, ни таких его компонентов, как обеспечение возможности трудиться и ее гарантии.

В этой связи уместен анализ содержания соответствующих конституционных норм, в частности, в государствах, ранее входивших в СССР. В некоторых из них в полном соответствии с указанными международно-правовыми актами не только закрепляется право на труд в такой непосредственной формулировке, но и содержатся гарантии этого права. Так, в ст. 41 Конституции Республики Беларусь ее гражданам «гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безра­ботице в соответствии с законом».

В статье 43 Конституции Украины записано: «Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается. Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с обще­ственными потребностями». Далее закрепляется право на безопасные и здоровые условия труда, заработную плату не ниже минимальной, защиту от незаконного увольнения, забастовку, защиту от безработицы, в том числе и выплату пособий по безработице. Есть также норма о запрете принудительного труда.

Формулировки, непосредственно закрепляющие право на труд, содержатся также в Конституциях Молдовы, Таджикистана, Узбекистана. В конституциях Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии формулировка «право на труд» не употребляется, а закрепляется свобода труда как свобода в выборе профессии и места работы с отдельными ее гарантиями. Везде акцентируется внимание на запрете принудительного труда. Невольно напрашивается вывод, что в России и в этих государствах на постсоветском пространстве при разработке проектов конституций проявилось желание избежать употребления самого понятия «право на труд», явно с целью решительного разрыва с социалистическим прошлым. Но право на труд не имманентно только какой-либо определенной социально-политической системе, а должно быть неотъемлемым правом каждого человека в любом современном обществе. И каждое государство должно всеми возможными мерами содействовать его реализации. Ибо труд как целенаправленная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ является источником существования и развития любого общества и государства. Именно поэтому данное право должно быть недвусмысленно закреплено в основном законе каждого государства вместе с гарантиями,обеспечивающими его реализацию. Тем более оно должно быть закреплено в Конституции РФ, провозгласившей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Уместно отметить, что, например, в Конституции Италии 1947 г. декларируется: «Республика признает за всеми гражданами право на труд и создает условия, которые делают это право реальным» (ст. 4), а в Конституции Японии сказано: «Все имеют право на труд и обязаны трудиться» (ст. 4). Необходимость легального закрепления права на труд в нашей стране в Конституции РФ подчёркивалась в литературе[34].

В этой связи уместен вопрос: содержатся ли фактически необходимые элементы, в совокупности образующие право на труд в международно-правовой интерпретации в массиве действующего трудового законодательства России? Ответ на него может быть утвердительным. В российском трудовом законодательстве достаточно много подобных норм. Это и закрепление (в ст. 5 ФЗ «О занятости населения в РФ) государственной политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость путем обеспечения равных возможностей всем гражданам России в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости, и поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, и обязанность органов государственной службы занятости оказывать содействие в трудоустройстве граждан, и другие меры, в совокупности реально выражающие право на труд как элемент правового статуса гражданина России. До заключения трудового договора оно существует как элемент трудовой правосубъектности, а после - как субъективное право, которому корреспондируют соответствующие обязанности работодателя. Таким образом, можно констатировать, что по своему содержанию право на труд и его гарантии в действующем трудовом законодательстве России имеются с содержательной стороны в соответствии с требованиями основополагающих международно-правовых актов о труде.

Поэтому целесообразно и необходимо и по существу и для более полного соответствия норм о праве на труд важнейшим международно-правовым актам легально закрепить в Конституции РФ право на труд как важнейшее из прав человека вместе с основными гарантиями его реализации в соответствии с основополагающими международно-правовыми актами о труде. Формулировка права на труд на конституционном уровне должна быть, на наш взгляд, следующего содержания: «Каждый имеет право на труд, то есть право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.

Государство создает условия для обеспечения максимально возможной, полной, продуктивной занятости граждан путем обеспечения равных возможностей всех граждан в реализации права на труд, содействия органов государственной службы занятости в трудоустройстве граждан, в их профессиональной подготовке и переподготовке».

Что касается нормы о свободе труда, то ее целесообразно в Конституции РФ сформулировать следующим образом: «Труд свободен. Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду. Принудительный труд запрещается», предпослав её указанной норме о праве на труд. Аналогичные нормы необходимо включить и в ТК РФ в форме отдельной статьи.

Конституция устанавливает приоритет международно-правовых норм перед национальными нормами. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституция также определяет компетенцию Российской Федерации и субъектов Федерации в области трудового законодательства Другие источники трудового права опираются на Конституцию РФ и вместе с ней составляют систему трудового законодательства.

Согласно ст. 5 ТК регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется:

1. Трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из:

Трудового кодекса РФ; иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. К иным федеральным законам относятся законы "О занятости населения в РФ", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "Об объединениях работодателей" и др.

К законам субъектов РФ относятся, в частности, законы Тверской области от 17.09.1997г. "О квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для граждан, нуждающихся в социальной защите", от 27.02.1997г. «О муниципальной службе в Тверской области» от 29.06.2000 г."О развитии и совершенствовании профориентационной работы молодежи и незанятого населения», от 9.01.2004 г О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Тверской области" и др.

2. Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента РФ;

постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

коллективными договорами, соглашениями и локальными .нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, систему источников трудового права образуют нормативно- правовые акты и соглашения ( договоры).

В соответствии со ст. 423 ТК до приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с ТК РФ законодательные акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов РФ.

В структуре трудового законодательства, основанной на соподчиненности нормативных правовых актов, первую ступень занимает Конституция РФ, затем идут законы РФ и законы субъектов Федерации. Среди законов о труде важное место занимает принятый в декабре 2001 г. Трудовой кодекс РФ (далее - ТК), соответствующий сложившимся в данное время в нашей стране социально-экономическим условиям. В нем отражена тенденция учета интересов не только работников, но и работодателей, устранения профсоюзов от вмешательства в управление производством и трудом, обеспечения им возможности защиты интересов работника. В то же время работодатель обязан принимать решение по многим важным вопросам после консультаций с представительным органом работников. Сохраняется необходимый уровень трудовых гарантий работников. В ст.5 ТК определён порядок иерархической соподчиненности этих актов. Нормы трудового права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ТК. В случае противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК

Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и иным федеральным законам.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Всем указанным нормативным правовым актам не должны противоречить законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также акты о труде органов местного самоуправления, которые также не должны противоречить и нормативным правовым актам о труде субъектов РФ.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. К полномочиям федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов по всем существенным вопросам трудовых и связанных с ними отношений, перечень которых предусмотрен ст.6 ТК. Это исчерпывающий перечень. Тем самым обеспечивается единство основных социально - трудовых прав работников на всей территории страны. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативных правовые акты о труде по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ уровень трудовых прав и социальных гарантий работников, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, должен обеспечиваться за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Но в случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по данному вопросу ранее принятый закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Таким образом, ТК РФ не определяет конкретный перечень вопросов, по которым органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты. Такие акты могут приниматься по любым вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти. Органы местного самоуправления также вправе принимать акты о труде в пределах своей компетенции на основе и в соответствии с законодательством о труде. К актам, принимаемым субъектами РФ и органами местного самоуправления о труде можно отнести правовые акты по развитию системы социального партнерства; определению дополнительных мер по трудоустройству увольняемых работников, установление общего выходного дня для работников организаций, занятых обслуживанием населения и дополнительных дней отдыха в связи с религиозными и национальными праздниками; по установлению условий оплаты труда работников администрации организаций, относящихся к собственности субъектов РФ и к муниципальной собственности и др.

К источникам трудового права относятся коллективный договор и соглашения по социально-трудовым вопросам, а также нормативно - правовые акты, принимаемые работодателем.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ юридически не являются источником трудового права, но фактически они в правоприменительной практике признаются дополнительными источниками трудового права.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.