|
Влияние на экологическую обстановку.Протяженность внутренних водных судоходных путей России составляет в настоящее время более 100 тыс. км. Объем грузовых перевозок внутренним водным транспортом в 2006 г. был равен 109 млн т, пассажирских перевозок — 14 млн чел. [231. Техническое состояние транспортных судов стабильно ухудшается. Эксплуатируемые транспортные суда имеют низкие технико-экономические характеристики и отличаются большой металлоемкостью, высоким расходом топлива и уровнем выбросов загрязняющих веществ. Снижение количества судов и объемов грузовых и пассажирских перевозок, происходящее с конца 90-х гг. XX в., обусловило сокращение расходуемого топлива, а следовательно, и выбросов загрязняющих веществ судами. Сокращение размеров загрязнения атмосферного воздуха происходит и при перевалке сыпучих грузов, этому способствуют упаковка грузов и влажное пылеподавление. Соответствующее сокращение выбросов наблюдается и на береговых объектах. Строительство водоохранных объектов (специализированных причалов для сбора и обработки загрязнений с судов, очистных сооружений, сетей ливневой канализации, систем оборотного водоснабжения и т. д.) ряд последних лет не осуществлялось из-за недостаточного финансирования. Исследования воздействия на окружающую среду растущего быстрыми темпами флота маломерных судов, находящихся в частной собственности, практически не проводятся.
Испарения вредных веществ в виде аэрозолей, паров, тумана (пары молибдена, хрома, лития, серной и соляной кислот и т. д.), а также отработавшие газы проникают в организм человека через легкие, кожу, желудочно-кишечный тракт и вызывают профессиональные заболевания и отравления. Экологическая ситуация во многих морских портах России неблагополучная. Так, в крупнейшем Новороссийском морском торговом порту, а также порту Туапсе расширение хозяйственной деятельности, связанной с нефтеперевалкой в береговой зоне Черного моря и в открытом море, привело к ухудшению рекреационного потенциала близлежащих курортных районов и окружающей среды в целом. В порту г. Сочи не выполняются меры в отношении сдачи хозяйственных и фекальных вод небольшими судами, несмотря на обязательность сдачи таких отходов с 1 января 2000 г. Сброс вод с таких судов осуществляется в открытом море. Развитие морских портов на Черном море приводит к кризисному положению в природопользовании. Детский курорт Анапа испытывает негативные последствия развития перевозок нефтепродуктов Новороссийским портом. К тому же начал работать нефтяной порт Новороссийск-2, построенный в Южной Озерейке, всего в 30 км от границ курорта Анапа, при этом основное черноморское течение направлено в сторону детского курорта. В результате берега и пляжи природного заказника Утриш усеяны мазутными комьями, нефтяными разливами и радужной пленкой — это следствие безнаказанного сброса балластных вод с танкеров и различных топли- во-смазочных материалов с проходящих судов. Сточные воды с судов, акватории порта и судоремонтных предприятий содержат хозяйственно-бытовые стоки, фекальные и подсланевые воды. Они характеризуются высоким уровнем бактериального загрязнения ввиду присутствия бактерий, грибков, мелких водорослей. В портах, на судоремонтных и судостроительных заводах производственные процессы сопровождаются высоким шумовым воздействием и вибрацией. Они сказываются прежде всего на работниках, занятых управлением механизмами и оборудованием, но в определенной степени воздействуют также на весь персонал предприятий водного транспорта, находящийся в производственных зонах. Вопросы для самоконтроля: 1.Перечислите общие сведения о загрязнении водной среды при эксплуатации объектов водного транспорта. 2.Назовите виды загрязнений водной среды с судов и морских сооружений. 3.Перечислите возможные меры по предотвращению загрязнения водной среды. 4.Как происходит загрязнение акваторий портов.
Тема 2.4.Особенности влияния водного транспорта на речную И морскую флору и фауну. Гидромеханизированные работы по дноуглублению. Проведение дноуглубительных работ для очистки дна рек и озер от грунтов, загрязненных химическими соединениями, нефтепродуктами, болезнетворными организмами, илом и зарослями, сопровождается изменением водного ландшафта и воздействием на гидробионты. Часто отвалы грунта, вынутого со дна реки при разработке судоходных прорезей, складируют на берегу, что вызывает эрозию берегов водоемов, вторичное химическое загрязнение и нарушает равновесие береговых экосистем. Дноуглубление влияет на русловые процессы, сокращает площади заливаемой поймы, приводит к исчезновению перекатов и островов. Гидромеханизированные работы по дноуглублению в рыбохозяйственных водоемах отрицательно влияют на ихтиофауну и кормовую базу рыб. Увеличение мутности воды негативно сказывается на малоподвижных водных организмах, эмбрионах и личинках рыб, задерживает нерестовый ход рыб, поэтому признано целесообразным запрещать в весенний период пойменного нереста ценных пород рыб проведение дноуглубительных работ. Морские и речные перевозки. Экологическая обстановка в морских и речных акваториях во многом зависит от выбросов токсичных компонентов судовых главных силовых установок и вспомогательных дизель-генераторов. Один из главных токсичных компонентов отработавших газов дизелей — оксиды азота. Судовые дизели выбрасывают в атмосферу около 7 % мирового выброса этих веществ. Все технологии снижения выбросов оксидов азота связаны с удорожанием стоимости дизелей и ростом эксплуатационных расходов. При перевозках происходит загрязнение моря нефтью и перевозимыми грузами, а также сточными водами, мусором. Загрязнение водоемов нефтью и нефтепродуктами получается в условиях обычного хода производственных процессов по транспортировке нефти, ее переработке в портах (при бункеровочных операциях), при выполнении ремонтов судов и механизмов из-за недостаточной герметичности емкостей и нарушений технологии работ, но в гораздо большей степени — в результате аварий танкеров, перево зящих нефтяные грузы. Последствия случаев незначительного загрязнения морской среды нефтью ликвидируются силами морских администраций портов и бассейновых аварийно-спасательных управлений, ими значительно ужесточен контроль за бункеровкой судов нефтью. Во многих случаях место бункеровки загораживается бонами.
Стационарные источники загрязнения. Выбросы загрязнений от стационарных источников водного транспорта в атмосферу представляют в основном продукты сгорания угля, пыль и твердые частицы, образующиеся при перегрузке сыпучих грузов. На судоремонтных предприятиях также происходит выделение загрязняющих веществ, но в малых количествах. Морские и речные порты создают локальные зоны загрязнения окружающей среды. В них пересекаются, как правило, несколько видов транспорта. Порты осуществляют накопление, хранение и сортировку грузов, их принятие и отправление, выполнение перегрузочных работ и пассажирских операций, бункеровку судов (заправку топливом, водой, продуктами питания и т. д.), обеспечение условий движения судов в акватории порта и их отстоя. Часто к порту примыкает железнодорожная станция с парком отстоя вагонов. На территории порта или около нее могут размещаться судоремонтные предприятия. Результаты воздействий портовых производств на атмосферу и водную среду представлены на рис. Для многих производственных процессов в портах и на судоремонтных предприятиях характерна большая запыленность. Биологическая активность пыли определяется ее химическим составом. Пыль, в состав которой входит диоксид кремния, при длительном вдыхании может приводить к целому ряду профессиональных заболеваний, прежде всего пневмокониозам — группе заболеваний легких, а также заболеваниям глаз и кожи. Все гидромеханизированные работы на водных путях вблизи мест нереста рыб, вызывающие большое распространение взвешенных частиц в воде (мутность), исключаются в нерестовый период во избежание губительного воздействия на гидробионты, особенно на малоподвижные организмы, эмбрионы, личинки рыб и их кормовую базу. Работы по ликвидации последствий аварийных разливов нефти и прочих опасных грузов при их транспортировке железнодорожным, автомобильным, трубопроводным транспортом включают срезку и вывоз загрязненного слоя грунта и замену его чистым плодородным слоем, посадку трав или саженцев. Рекультивация земель должна также осуществляться в местах карьерных разработок для нужд транспорта. Карьерные выработки представляют собой особую форму ландшафта, практически лишенную жизни. Естественная сукцессия в таких местах идет замедленными темпами, поэтому необходимы целевые работы по созданию экосистем с заданными свойствами, хотя они сопряжены с большими трудностями экономического и экологического характера. Для снижения случаев гибели животных на дорогах предполагается использовать специальные технические решения — скотопрогоны, специальные проходы и др. Подобные переходы создаются и через трубопроводы. Защита от миграции водных организмов. Для устранения миграции живых организмов с балластной водой на судах предлагают различные научно-технические идеи. Одна из них — термическая обработка балласта. Теоретически существует возможность пропустить балластную воду через паровой обогреватель, но это потребует огромных энергозатрат, поэтому идею реализовать нельзя. Предлагалось также установить ультразвуковое оборудование для обработки балластной воды при ее сливе, однако есть опасность появления морских организмов-мутантов, поэтому экологические последствия такого решения непредсказуемы. На49-й сессии ИМО в Лондоне было принято решение о смене балласта в океане. Такую воду затем можно сливать в любом порту. Однако нельзя не учитывать элемент недобросовестного отношения к смене балласта в океане, т. е. данное решение также не является идеальным.
Вопросы для самоконтроля: 1.Опишите влияние на экологическую обстановку гидромеханизированных работ по дноуглублению. 2.Морские и речные перевозки. 3.Расскажите о влиянии компонентов нефти на морскую и речную флору и фауну. 4.Стационарные источники загрязнения. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|