Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Влияние на экологическую обстановку.





Протяженность внутренних водных судоходных путей России составляет в настоящее время более 100 тыс. км. Объем грузовых перевозок внутренним водным транспортом в 2006 г. был равен 109 млн т, пассажирских перевозок — 14 млн чел. [231. Техническое состояние транспорт­ных судов стабильно ухудшается. Эксплуатируемые транспортные суда имеют низкие технико-экономические характеристики и от­личаются большой металлоемкостью, высоким расходом топлива и уровнем выбросов загрязняющих веществ.

Снижение количества судов и объемов грузовых и пассажир­ских перевозок, происходящее с конца 90-х гг. XX в., обусловило сокращение расходуемого топлива, а следовательно, и выбросов загрязняющих веществ судами. Сокращение размеров загрязнения атмосферного воздуха происходит и при перевалке сыпучих грузов, этому способствуют упаковка грузов и влажное пылеподавление.

Соответствующее сокращение выбросов наблюдается и на бе­реговых объектах. Строительство водоохранных объектов (специализированных причалов для сбора и обработки загрязнений с судов, очистных сооружений, сетей ливневой канализации, сис­тем оборотного водоснабжения и т. д.) ряд последних лет не осу­ществлялось из-за недостаточного финансирования.

Исследования воздействия на окружающую среду растущего быстрыми темпами флота маломерных судов, находящихся в част­ной собственности, практически не проводятся.

Р и с 4. Загрязнение окружающей среды в ходе производственных процессов порта

 

Испарения вредных веществ в виде аэрозолей, паров, тумана (пары молибдена, хрома, лития, серной и соляной кислот и т. д.), а также отработавшие газы проникают в организм человека через легкие, кожу, желудочно-кишечный тракт и вызывают профес­сиональные заболевания и отравления.

Экологическая ситуация во многих морских портах России не­благополучная. Так, в крупнейшем Новороссийском морском торговом порту, а также порту Туапсе расширение хозяйственной деятельности, связанной с нефтеперевалкой в береговой зоне Чер­ного моря и в открытом море, привело к ухудшению рекреацион­ного потенциала близлежащих курортных районов и окружающей среды в целом. В порту г. Сочи не выполняются меры в отношении сдачи хозяйственных и фекальных вод небольшими судами, не­смотря на обязательность сдачи таких отходов с 1 января 2000 г. Сброс вод с таких судов осуществляется в открытом море. Разви­тие морских портов на Черном море приводит к кризисному поло­жению в природопользовании. Детский курорт Анапа испытывает негативные последствия развития перевозок нефтепродуктов Но­вороссийским портом. К тому же начал работать нефтяной порт Новороссийск-2, построенный в Южной Озерейке, всего в 30 км от границ курорта Анапа, при этом основное черноморское тече­ние направлено в сторону детского курорта. В результате берега и пляжи природного заказника Утриш усеяны мазутными комьями, нефтяными разливами и радужной пленкой — это следствие без­наказанного сброса балластных вод с танкеров и различных топли- во-смазочных материалов с проходящих судов.

Сточные воды с судов, акватории порта и судоремонтных пред­приятий содержат хозяйственно-бытовые стоки, фекальные и подсланевые воды. Они характеризуются высоким уровнем бакте­риального загрязнения ввиду присутствия бактерий, грибков, мелких водорослей.

В портах, на судоремонтных и судостроительных заводах производственные процессы сопровождаются высоким шумовым воздействием и вибрацией. Они сказываются прежде всего на работниках, занятых управлением механизмами и оборудованием, но в определенной степени воздействуют также на весь персонал предприятий водного транспорта, находящийся в производственных зонах.

Вопросы для самоконтроля:

1.Перечислите общие сведения о загрязнении водной среды при эксплуатации объектов водного транспорта.

2.Назовите виды загрязнений водной среды с судов и морских сооружений.

3.Перечислите возможные меры по предотвращению загрязнения водной среды.

4.Как происходит загрязнение акваторий портов.

 

Тема 2.4.Особенности влияния водного транспорта на речную

И морскую флору и фауну.

Гидромеханизированные работы по дноуглублению. Проведение дноуглубительных работ для очистки дна рек и озер от грунтов, за­грязненных химическими соединениями, нефтепродуктами, болезнетворными организмами, илом и зарослями, сопровождается изменением водного ландшафта и воздействием на гидробионты. Часто отвалы грунта, вынутого со дна реки при разработке судо­ходных прорезей, складируют на берегу, что вызывает эрозию бе­регов водоемов, вторичное химическое загрязнение и нарушает равновесие береговых экосистем. Дноуглубление влияет на русло­вые процессы, сокращает площади заливаемой поймы, приводит к исчезновению перекатов и островов.

Гидромеханизированные работы по дноуглублению в рыбохозяйственных водоемах отрицательно влияют на ихтиофауну и кор­мовую базу рыб. Увеличение мутности воды негативно сказывает­ся на малоподвижных водных организмах, эмбрионах и личинках рыб, задерживает нерестовый ход рыб, поэтому признано целесо­образным запрещать в весенний период пойменного нереста цен­ных пород рыб проведение дноуглубительных работ.

Морские и речные перевозки. Экологическая обстановка в морских и речных акваториях во многом зависит от выбросов токсичных компонентов судовых главных силовых установок и вспомо­гательных дизель-генераторов. Один из главных токсичных ком­понентов отработавших газов дизелей — оксиды азота. Судовые дизели выбрасывают в атмосферу около 7 % мирового выброса этих веществ. Все технологии снижения выбросов оксидов азота связаны с удорожанием стоимости дизелей и ростом эксплуатаци­онных расходов.

При перевозках происходит загрязнение моря нефтью и пере­возимыми грузами, а также сточными водами, мусором. Загрязнение водоемов нефтью и нефтепродуктами получается в условиях обычного хода производственных процессов по транспортировке нефти, ее переработке в портах (при бункеровочных операциях), при выполнении ремонтов судов и механизмов из-за недостаточ­ной герметичности емкостей и нарушений технологии работ, но в гораздо большей степени — в результате аварий танкеров, перево зящих нефтяные грузы. Последствия случаев незначительного за­грязнения морской среды нефтью ликвидируются силами мор­ских администраций портов и бассейновых аварийно-спасатель­ных управлений, ими значительно ужесточен контроль за бунке­ровкой судов нефтью. Во многих случаях место бункеровки загораживается бонами.

 

Стационарные источники загрязнения. Выбросы загрязнений от стационарных источников водного транспорта в атмосферу представляют в основном продукты сгорания угля, пыль и твердые частицы, образующиеся при перегрузке сыпучих грузов. На судоре­монтных предприятиях также происходит выделение загрязняющих веществ, но в малых количествах.

Морские и речные порты создают локальные зоны загрязнения окружающей среды. В них пересекаются, как правило, не­сколько видов транспорта. Порты осуществляют накопление, хра­нение и сортировку грузов, их принятие и отправление, выполне­ние перегрузочных работ и пассажирских операций, бункеровку судов (заправку топливом, водой, продуктами питания и т. д.), обеспечение условий движения судов в акватории порта и их от­стоя. Часто к порту примыкает железнодорожная станция с пар­ком отстоя вагонов. На территории порта или около нее могут раз­мещаться судоремонтные предприятия. Результаты воздействий портовых производств на атмосферу и водную среду представлены на рис.

Для многих производственных процессов в портах и на судоремонтных предприятиях характерна большая запыленность. Биологическая активность пыли определяется ее химическим составом. Пыль, в состав которой входит диоксид кремния, при длительном вдыхании может приводить к целому ряду профессиональных заболеваний, прежде всего пневмокониозам — группе заболеваний легких, а также заболеваниям глаз и кожи.

Все гидромеханизированные работы на водных путях вблизи мест нереста рыб, вызывающие большое распространение взве­шенных частиц в воде (мутность), исключаются в нерестовый пе­риод во избежание губительного воздействия на гидробионты, особенно на малоподвижные организмы, эмбрионы, личинки рыб и их кормовую базу.

Работы по ликвидации последствий аварийных разливов неф­ти и прочих опасных грузов при их транспортировке железнодо­рожным, автомобильным, трубопроводным транспортом включа­ют срезку и вывоз загрязненного слоя грунта и замену его чистым плодородным слоем, посадку трав или саженцев. Рекультивация земель должна также осуществляться в местах карьерных разрабо­ток для нужд транспорта. Карьерные выработки представляют со­бой особую форму ландшафта, практически лишенную жизни. Ес­тественная сукцессия в таких местах идет замедленными темпами, поэтому необходимы целевые работы по созданию экосистем с за­данными свойствами, хотя они сопряжены с большими трудно­стями экономического и экологического характера.

Для снижения случаев гибели животных на дорогах предпола­гается использовать специальные технические решения — скотопрогоны, специальные проходы и др. Подобные перехо­ды создаются и через трубопроводы.

Защита от миграции водных организмов. Для устранения мигра­ции живых организмов с балластной водой на судах предлагают различные научно-технические идеи. Одна из них — термическая обработка балласта. Теоретически существует возможность про­пустить балластную воду через паровой обогреватель, но это по­требует огромных энергозатрат, поэтому идею реализовать нельзя. Предлагалось также установить ультразвуковое оборудование для обработки балластной воды при ее сливе, однако есть опасность появления морских организмов-мутантов, поэтому экологиче­ские последствия такого решения непредсказуемы. На49-й сессии ИМО в Лондоне было принято решение о смене балласта в океане. Такую воду затем можно сливать в любом порту. Однако нельзя не учитывать элемент недобросовестного отношения к смене балла­ста в океане, т. е. данное решение также не является идеальным.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Опишите влияние на экологическую обстановку гидромеханизированных работ по дноуглублению.

2.Морские и речные перевозки.

3.Расскажите о влиянии компонентов нефти на морскую и речную флору и фауну. 4.Стационарные источники загрязнения.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.