Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема.1 Современное понятие об окружающей среде.





Экология как наука. Термин «экология» (от греческих слов «oikos» — жилите, местопребывание и «logos» — учение, наука) предложил немецкий ученый Эрнст Геккель в 1866 г. Он понимал под экологией науку о взаимоотношениях живых организмов и ок­ружающей среды, которая в широком понимании и является ме­стом обитания всего живого на Земле.

В настоящее время существуют классическое и современное толкования понятия экологии. По классическому определению, экология — это раздел биологии, изучающий взаимодействие биосистем различных уровней организации с окружающей сре­дой. В последнее время экология выделилась в самостоятельную науку, которая рассматривает комплекс взаимоотношений жи­вых организмов в их естественной среде обитания с учетом влия­ния на них человеческой деятельности, т. е. сделан акцент на роль человека.

Термин «экология» вошел в обиходную речь и стал употреб­ляться с нарушением понимания его смысла, например «регион с плохой экологией», «нарушена экология» и т. п. Такое примене­ние искажает содержание понятия и является недопустимым.

Экология как наука активно развивается, охватывая в своих исследованиях принципы функционирования основных компо­нентов биосферы — атмосферы, гидросферы и литосферы, яв­ляющихся средой обитания живых организмов, закономерности взаимодействия природы и общества, его деятельности, направ­ленной на охрану окружающей среды и целесообразное использо­вание природных ресурсов.

«
Объекты исследования экологии. Их выделяют с учетом различ­ных классификационных признаков.

В зависимости от теоретических и методологических предпо­сылок, определяющих содержание науки, различают экологию теоретическую (общую) и прикладную. Первая рассматривает об­щие законы живой и неживой природы, вторая, наряду с законо­мерностями взаимодействия живых организмов и окружающей среды, учитывает влияние на них человека в выбранной сфере жиз­недеятельности: промышленной, сельскохозяйственной, транс­портной, медицинской, социальной и т. д.

Теоретическая экология изучает деятельность живых организ­мов на разных уровнях организации, начиная с отдельной особи (организма) и заканчивая сообществами. Исследование отдельной особи и ее индивидуальных связей со средой в изоляции от других компонентов системы является предметом аутэкологии (от грече­ского «autos» — сам). Взаимодействие особей одного вида со сре­дой обитания рассматривает демэкология (от греч. «demos» — на­род). Изучение взаимоотношений групп организмов разных видов и среды их обитания осуществляет синэкология (от греч. «syn» — вместе).

По отношению к предметам изучения подразделяют экологию человека, животных, растений и микроорганизмов, которые опира­ются на общие законы взаимоотношения биосферы и ее отдель­ных составных частей.

По средам и компонентам различают экологию водоемов, суши, воздушной среды и других географических подразделений; экологию тропиков, умеренной зоны, полярной зоны.

Имеются и другие подразделения современной экологии, ко­торые тесно переплетаются с другими отраслями знаний. Проис­ходит экологизация знаний и многих сфер деятельности. Экология перестает быть только естественной наукой и расширяет свои рам­ки за счет включения производственных, технологических, эконо­мических и других аспектов деятельности человека.

Главные задачи экологии. Они вытекают из рассмотрения объ­ектов исследования экологии и включают:

• анализ физических, химических и биологических парамет­ров функционирования природных систем различных уровней ;вплоть до глобального;

• установление закономерностей организации жизни в связи с увеличивающимся антропогенным воздействием на природную среду;

исследование вопросов природопользования и ресурсосбе­режения;

• разработку мероприятий по всесторонней защите окружаю­щей природной среды.

Задачи экологии транспорта. Экология транспорта относится к комплексу прикладных экологических наук, и ее задачи имеют следующую специфическую направленность:

• определение характера и масштабов воздействий транспорта на окружающую среду;

• разработка стратегии охраны окружающей среды при функ­ционировании транспорта;

• выделение перспективных направлений развития транспорта с учетом его экологизации;

• исследование вопросов управления экологической деятель­ностью на транспорте;

• снижение экологических рисков в транспортной деятельно­сти

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите основные задачи экологии

2.Кто является автором учения об окружающей среде – высший раздел экологии: системы «человек - природа», «человек – окружающая среда» и их взаимосвязи?

3.Назовите основные объекты исследования экологии..

4.Как раскрывается взаимосвязь организмов и среды обитания.

5.Назовите основные задачи экологии транспорта

 

Раздел 2.Использование и охрана водных ресурсов

Тема 2.1. Водные ресурсы

Во́дные ресу́рсы — поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. В более широком смысле — во́ды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии и их распределение на Земле.

Водные ресурсы — это все воды гидросферы, то есть воды рек, озёр, каналов, водохранилищ, морей и океанов, подземные воды, почвенная влага, вода (льды) горных и полярных ледников, водяные пары атмосферы.

Общий объём (единовременный запас) водных ресурсов составляет 1390 млн.куб.км, из них около 1340 млн.куб.км — воды Мирового океана. Менее 3 % составляют пресные воды, из них технически доступны для использования — всего 0,3 %.

 

Ежегодно, 22 марта, по решению ООН отмечается Всемирный день водных ресурсов.

Потребители водных ресурсов разделяются на сельскохозяйственные, промышленные и бытовые).

Крупнейшим потребителем воды является сельское хозяйство.

Водные ресурсы считаются возобновляемыми, хотя до сих пор неясно, с какой скоростью водные ресурсы возобновляются после использования и как сильно их нехватка угрожает экосистеме Земли. Тем не менее, существуют технологии по опреснению солёных морских вод.

Наибольшие запасы пресной воды в мире имеют такие страны как Россия, Канада и Бразилия

Экосистема.

Экосистема - это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом.

Термин предложен в 1935 году английским экологом Тексли.

Самая большая экосистема - биосфера Земли, далее по уменьшению: суша, океан, тундра, тайга, лес, озеро, пень от дерева, горшок с цветами.

 

 

ЭКОСИСТЕМЫ:
Наземные ные
Водные
тундра
тайга
лиственные леса
степи
пустыни
саванны
ПРННПрес
Морские
реки
ручьи
озёра
пруды
водохранилища
болота
открытый океан
прибрежные воды
глубоководные рифтовые зоны

 

 


1. Экосистема океана.

Одна из самых больших экосистем (94 % гидросферы). Жизненная среда океана непрерывна, в ней отсутствуют границы, препятствующие расселению живых организмов (на суше граница - океан между материками, на материке - реки, горы и т.п.). В океане вода находится в постоянном движении. Существуют горизонтальные и вертикальные течения. В воде растворено - 48-10 т солей.

Эти физико-химические особенности создают благоприятные условия для образования и развития разнообразных организмов. В океане насчитывается:

• 160 000 видов животных (80 тыс. моллюсков, 20 тыс. ракообразных, 16 тыс. рыб, 15 тыс. простейших).

10 000 видов растений. В основном различные виды водорослей.

Однако органическая жизнь распределяется по горизонтали и вертикали неравномерно. В зависимости от а биотических факторов (световой режим, t, солёность и т.д.) океан подразделяют на несколько зон.

В зависимости от освещения:

верхняя освещаемая - до 200 м (эвфотическая)

• нижняя, лишённая света - свыше 200 м (афотическая)

Экосистема океана также делится на:

• толща воды (пелагиаль)

• дно (бенталь)

В зависимости от глубины:

• до 200 м (литоральная зона)

• до 2500 м (батиальная зона)

• до 6000 м (абиссальная зона)

• более 6000 м (ультраабиссальная зона)

В открытом океане по сравнению с прибрежной зоной пища менее сконцентрирована, поэтому здесь разнообразны активно плавающие организмы (рыбы, кальмары, акулы, киты и т.д.).

Пищевая цепь: фитопланктон - зоопланктон - планктоноядные рыбы - хищные рыбы - детритофаги (бактерии, которые живут в основном на дне).

2. Прибрежная зона.

Прибрежная зона имеет оптимальные условия для жизни по сравнению с открытым океаном (свет, t, достаточное количество питательных веществ и др.) - поэтому здесь наблюдается максимальное видовое разнообразие флоры и фауны (до 80 %).

Пищевая цепь: аналогично п. 1.

3. Глубоководная рифтовая зона океана.

Открыта в 1977 году в зоне подводного хребта Тихого океана к северо-востоку от Галапагосских островов. Здесь на глубине 2600 м существуют «оазисы жизни» - гигантские черви (до 1,5 м), крупные белые моллюски, креветки, крабы, отдельные виды рыб. Поражает очень высокая плотность биомассы -до 15 кг/м , в других местах на такой же глубине - до 0,01 кг/м (в 1500 раз больше).

Глубоководная зона характеризуется полной темнотой, огромным давлением. Адаптация - редукция плавательного пузыря, органов зрения, развитие органов свечения и т.п.

Рифтовая зона - кроме полной темноты, высокое содержание сероводорода и ядовитых металлов, имеются выходы термальных источников. Аналогичные участки встречаются в других районах океана.

В данной экосистеме серные бактерии играют роль растений, используя вместо солнечного света сероводород и соединения серы (хемосинтез).

Серобактерии - первое звено в пищевой цепи, далее - погонофоры, внутри тела которых обитают бактерии, перерабатывающие сероводород и поставляющие организму необходимые питательные вещества. Также в симбиозе с серобактериями существуют моллюски.

4. Пресноводная экосистема.Например: пруд.

Пищевая цепь: зелёные растения (кувшинки, кубышка, тростник), водоросли фитопланктона - зоопланктон (ракообразные) растительноядные рыбы - хищные рыбы (карп) - хищные рыбы (щука).

Реки и водохранилища России

Говоря о водных ресурсах России, следует отметить в первую очередь реки, объем которых 4270 км3. Реки - это основа водноресурсного потенциала нашей страны. Одной из важных характеристик такого вида ресурсов в России является их несбалансированное распределение на обширной территории государства. Это хорошо видно на физической карте: на севере и в горных районах более густая речная сеть. Важно отметить, что выделяют 4 водных бассейна: моря Северного Ледовитого океана и впадающие в них реки (Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена, Колыма), затем моря Тихого океана (здесь такие крупные реки, как Амур, Анадырь), также моря Атлантического океана (Дон, Кубань, Нева), и есть внутренний бассейн Каспийского моря, куда впадают Волга и Урал. При этом общеизвестно, что большая часть населения страны проживает в центральных районах и, соответственно, эксплуатация водных ресурсов здесь больше, чем в Сибири и на Дальнем Востоке, что приводит к исчезновению небольших речек и загрязнению воды в целом.

Кроме того, существует ряд проблем, связанных с деятельностью водохранилищ: во-первых, деформация берегов, во-вторых оползни, в-третьих, ряд предаварийных ситуаций, возникающих из-за плохого состояния гидроузлов.

И тем не менее, водохранилища выполняют необходимые функции: контролирование паводков и избежание наводнений, а также снабжение водой населения и его хозяйственной деятельности (сельское хозяйство и др.), создание условий для рекреации и обеспечение работы гидроэлектростанций.

Гидроэнергетические ресурсы России также характеризуются своей неравномерностью, что объясняется их наибольшей концентрацией в восточных районах государства. Каждый год производится более 1600 млрд кВт/ч электроэнергии.

Круговорот воды в природе.

Нам знакомы 3 состояния воды: твёрдое - лёд, жидкое - собственно вода, газообразное - водяной пар. Количество водяного пара в воздухе определяют как влажность, обычно в %.

Главный источник поступления воды - атмосферные осадки,а глав-

ный источник расхода - испарение.

Продолжительность кругооборота:

океан (3000 лет), подземные воды (5000 лет), полярные ледники (8500 лет), озера (17 лет), реки (10 дней), вода в живых организмах - несколько часов

Т.к. океаны занимают 70% поверхности Земли, то вода попадает в воздух, главным образом, испаряясь с поверхности океана. Испарение идёт с поверхности озёр, рек, почвы и т.д.

 

Когда воздух, максимально насыщенный водяным паром, охлаждается, то вода конденсируется: её молекулы соединяются в капельки. В атмосфере вода конденсируется на частичках пыли, в результате чего образуются туман и облака. Когда эти капли или кристаллики льда становятся достаточно крупными, то идёт дождь или снег.

 

Вода, попадающая на землю, или впитывается в почву или стекает по ней. По поверхности вода стекает в ручьи, реки, далее в океан, где происходит испарение. Вода, впитавшаяся в почву, или удерживается в почве в количестве, зависящем от водоудерживающей способности почвы, и возвращается в атмосферу при испарении, или просачивается вниз по трещинам под действием силы тяжести, достигая непроницаемого слоя горной породы, накапливается и называется грунтовыми водами. Далее вода вытекает на поверхность и образует родники, а родники питают ручьи и т.д.

При испарении в воздух поднимаются только молекулы воды, а соли и другие вещества остаются на земле. Когда водяной пар конденсируется из него образуется только вода. Т.о. земля и атмосфера работают как гигантский опреснитель и очиститель (опреснителя - солёная вода океана).

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите основные способы распространение воды в природе.

2.Назовите основные источники пресной воды.

3.Перечислите основные свойства воды.

4.Как происходит круговорот воды в природе.

5.Назовите основные водные ресурсы России

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.