|
Тема 4.4.Предотвращение загрязнения водной среды мусоромСуда, не оборудованные установками для утилизации мусора (печами-инсинераторами) Мусор и пищевые отходы, образующиеся на судне, должны собираться и складироваться в специальных баках-контейнерах для последующей передачи на внесудовые водоохранные технические средства. Сухой мусор и пищевые отходы складируются раздельно, и баки-контейнеры должны иметь надписи: «Для сухого мусора», «Для пищевых отходов». Баки-контейнеры для сбора мусора и пищевых отходов должны быть окрашены антикоррозийной краской, иметь плотно закрывающиеся крышки, быть удобными для транспортировки н выгрузки, а также для очистки и дезинфекции. На судах длиной менее 25 м, с суммарной мощностью двигателей внутреннего сгорания менее 220 кВт, а также на СДПП и СВС допускается - вместо баков-контейнеров для сбора мусора применять плотные полиэтиленовые мешки одноразового пользования. Для каждого судна необходимо выполнить расчет автономности плавания по мусору (АПм) в соответствии с Методикой, приведенной в Приложении 2 к ПЭБ РРР. АПм должна быть не менее автономности плавания по сточным водам (АПсв). На основании выполненного расчета устанавливается необходимое количество баков-контейнеров для мусора и пищевых отходов. На суда, оборудованные в соответствии с ПЭБ РРР и имеющие расчеты АПм, Российским Речным Регистром выдается (подтверждается) «Свидетельство по предотвращению загрязнения нефтью, сточными водами и мусором» - формы РР-1.8 или РР-1.9. Заявка на передачу мусора и пищевых отходов на внесудовые водоохранные технические средства подается, как правило, одновременно с заявкой о передаче сточных вод Все операции по передаче мусора и пищевых отходов в пунктах приема загрязнений должны быть зафиксированы. Судну, сдавшему мусор и пищевые отходы на внесудовое водоохранное техническое средство, последним выдается справка. В справке указывается дата, время передачи и суммарное количество мусора и пищевых отходов. Справка о сдаче мусора и пищевых отходов хранится на судах до следующей навигации и предъявляется органам государственного надзора по их требованию. После сдачи мусора и пищевых отходов баки-контейнеры должны быть промыты, а используемые для пищевых отходов - продезинфицированы. Вода, используемая для мытья баков-контейнеров, должна быть слита в сборную цистерну сточных вод.
Суда, оборудованные установками для утилизации мусора (печами-инсинераторами) Мусор и пищевые отходы, образующиеся на судне, должны собираться и складироваться также. Негорючий мусор: металл, стекло и т.п. должны складироваться отдельно. Печь-инсинератор, установленная на судне внутреннего и смешанного плавания, должна соответствовать техническим условиям (ТУ), согласованным с органами государственного и технического надзора, сжигать горючий мусор, пищевые отходы, нефтепродукты, образующиеся при очистке нефтесодержащих вод и сепарации топлива, масла, а также шлам, выделенный при очистке сточных вод. На судах смешанного плавания, выполняющих рейсы в международных водах с заходом в иностранные порты, печь-инсинератор должна иметь «Свидетельство о типовом испытании (одобрении)» Российского Морского Регистра Судоходства. На крупных пассажирских судах могут быть установлены согласованные с органами технического надзора устройства для обработки мусора - прессы, измельчители, позволяющие уменьшать объем мусора. Негорючий мусор (металл, стекло) по мере накопления должен передаваться на внесудовые водоохранные технические средства для последующего вывоза в места санкционированного размещения отходов. Печь-инсинератор, установленная на судне, как правило, включается периодически по мере накопления мусора и других отходов, пригодных для сжигания. Она всегда должна быть готова к использованию и работать в режиме, определенном ТУ. Операции по сжиганию мусора и других отходов фиксируются: на судах внутреннего плавания - в вахтенном журнале; на судах смешанного плавания - в «Журнале операций с мусором». Контроль за техническим состоянием печи-инсинератора должен быть возложен распоряжением капитана на ответственное лицо из числа комсостава. После сжигания горючего мусора и пищевых отходов баки- контейнеры должны быть промыты и продезинфицированы. Правила предотвращения загрязнения мусором с судов запрещают выброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Выброс пищевых отходов, а также мусора в виде изделий из бумаги, ветоши, стекла, металла и т. п. разрешен не ближе чем на отдалении 12 морских миль от ближайшего берега, а при условии сильного измельчения таких видов мусора — не ближе трех морских миль от берега. Для удаления с судов всех видов продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов (исключая свежую рыбу и ее остатки) должны использоваться портовые приемные сооружения. Вопросы для самоконтроля: 1.Перечислите состав мусора, образующегося на судах. 2.Назовите требования нормативных документов по предотвращению загрязнения водной среды сбросами отходов. 3.Какие установки для обработки и утилизации мусора необходимы на судне
Тема 4.5. Организация и порядок обработки судовых отходов, Загрязняющих водную среду
I Архитектурно-планировочные мероприятия. Они подразумевают рациональную планировку портовых объектов и сооружений в сочетании с конфигурацией акватории порта и береговой линией, планировочные решения при пересечении водных преград сухопутными транспортными магистралями, строительстве каналов и п|рюзов, проведении дноуглубительных работ, спрямлении фарватеров и судовых ходов. С точки зрения учета экологических требований большое значение имеет выбор места строительства отстойников для осветления стоков от гидромеханизированной выгрузки минерально-строительных материалов в портах, а также расположения цистерн приема нефтяных остатков, судовых сточных вод и грязного балласта. Судоремонтные предприятия должны располагаться в зонах, удаленных от пассажирских комплексов и городской жилой застройки. Для зимнего отстоя судов выделяются затоны со специальным оснащением и оборудованием. При проведении дноуглубительных и землечерпательных работ необходимо строго соблюдать экологические нормативы размещения грунта в русле рек и на берегу. Конструкторско-технические мероприятия должны предотвратить загрязнение водной среды в процессе эксплуатации транспортных средств и объектов инфраструктуры транспорта. Загрязнение происходит в результате технологического сброса неочищенных сточных вод с подвижного состава и производств, утечек и аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, попадания пыли и навалочных грузов в водоемы при перегрузочных работах. При разработке водоохранных мероприятий учитывается способность водных объектов к самоочищению. Оно происходит благодаря естественному процессу распада органических вешеств в результате деятельности микроорганизмов. Процесс биохимического самоочищения нарушается токсичными веществами, например металлами, нефтепродуктами, что приводит к кислородному дисбалансу водоема. Уменьшение содержания кислорода в воде вызывает гибель биоты водоема, поэтому технические мероприятия по борьбе с загрязнениями воды должны прежде всего способствовать очистке от ядовитых примесей. На водном транспорте проводят большие работы по оборудованию нефтеналивных судов, нефтеперекачивающих станций и причалов нефтегаваней средствами защиты от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Во избежание утечек нефтепродуктов совершенствуют конструкции танкеров: суда сооружают с двойным дном и бортами, с изолированными балластными отсеками. Судо вые сепараторы очистки нефтесодержащих вод заменяют на фильтрующее оборудование с более высокой степенью очистки (со 100 мг/л на 15 мг/л). На танкерах применяют системы подогрева нефтепродуктов, в которых исключен сброс в водоемы конденсата с растворенными нефтепродуктами. Промывочную воду, использованную для очистки танков нефтеналивных судов от нефтяных остатков, которую ранее сливали в водоемы, сейчас подвергают регенерации или сдают на береговые сооружения для последующей очистки. Для сбора нефти и мусора с поверхности воды сконструированы специальные самоходные и несамоходные суда — нефтемусоросборщики. Разработаны и применяются автономные нефтесборные устройства, которые монтируют на понтоне и подключают к насосам, расположенным на судне или на берегу, создаются самоходные очистительные станции комплексного назначения для приема и переработки загрязнений в местах отстоя флота с последующей передачей их на специализированные причалы. На внутреннем водном транспорте России в настоящее время эксплуатируется более 33 тыс. речных и озерных судов различного назначения. В навигационный период на них образуется значительное количество твердых отходов, хозяйственно-бытовых и подсланевых вод и мусора. Для их утилизации и уничтожения на каждом судне предусмотрены устройства для сбора, измельчения и прессования или сжигания мусора (инсинераторы). В некоторых конструкциях осуществляют дожигание остатков после масляных и топливных сепараторов. Крупные суда оборудуют автономными установками по очистке сточных вод, а мелкие — цистернами для сбора и хранения таких вод с последующей передачей в береговые системы очистки, которые действуют практически во всех портах. Большая доля загрязнений водной среды связана с поступлением сточных вод ремонтных и эксплуатационных организаций всех видов транспорта. Образование сточных вод происходит в сборочных, гальванических, окрасочных, аккумуляторных отделениях, на участках наружной и внутренней мойки подвижного состава, мойки и очистки агрегатов, узлов, деталей. На железнодорожном транспорте большими загрязнителями водной среды являются шпалопропиточные заводы, а также промывочно-пропарочные станции, на которых ведется очистка цистерн от химических и нефтяных остатков. Для очистки сточных вод шпалопропиточных заводов к настоящему времени разработаны аэротенки, озонаторы, обеспечивающие полную очистку воды от фенолов. Используются флотационные установки, снабженные фильтрами доочистки, после прохождения через которые вода удовлетворяет требованиям рыбохозяйственных водоемов. Эксплуатационные мероприятия. Их реализация не влечет за собой существенных изменений в конструкции транспортных средств и осуществляется с использованием имеющегося оборудования. Важнейшим мероприятием считается борьба с загрязнением вод нефтью, нефтепродуктами и прочими токсичными веществами. На морском и речном транспорте разработаны судовые планы чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью. Согласно Морскому регистру судоходства России, суда оснащаются необходимым природоохранным оборудованием. Особое внимание уделяется надзору за судами на трассе Северного морского пути. В морских портах составляют графики регулярной профилактической очистки акватории и план мероприятий ликвидации аварийных разливов нефти. Сбор разлитой на поверхности воды нефти проводят с помощью нефтемусоросборщиков. Для ускорения сбора нефтяному пятну придают удобную форму, отжимая его струями воды из пожарных стволов с учетом направления ветра и течения. Если применения нефтемусоросборщиков недостаточно, используют химические способы очистки: распыление порошкообразных веществ, впитывающих в себя нефть и превращающихся при соприкосновении с морской водой в комкообразное состояние. Запрещается сжигать разлитую по поверхности водоема нефть. Загрязненная нефтью береговая полоса не подлежит очистке синтетическими поверхностно-активными веществами, так как они представляют опасность для флоры и фауны водоемов.
В портах имеются плавучие боновые заграждения, используемые для ограничения территории аварийных разливов нефти. Боны устанавливают также вокруг судов, заправляющихся топливом или стоящих под погрузкой нефтепродуктами. На речном транспорте получила распространение система комплексного обслуживания флота силами и средствами береговых подразделений (КОФ). Она включает операции по портово-эксплуатационному, техническому обслуживанию флота и его навигационному ремонту. В числе этих операций выполняется прием загрязненных сточных, нефтесодержащих и подсланевых вод, отработанных масел, пищевых отходов, сухого мусора и фекалий с судов во время их стоянок в портах. Для этих целей во многих портах имеются специальные причалы и используются плавучие средства. К плавучим средствам для КОФ относятся самоходные и несамоходные суда, оборудованные мощными водооткачивающими насосами. Такие суда принимают загрязненные подсланевые воды и отработанные масла с транспортных судов, которые не подходят к береговым причалам. Во многих портах услуги транспортным судам оказывают плавучие станции, которые принимают подсланевые воды и проводят их очистку с помощью специальных установок и отстойников. В результате очищенная вода отводится за борт, а нефтепродукты собирают и сдают по назначению. В настоящее время введен экологический сбор с судов за сдачу всех видов отходов. Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислите порядок организации и порядок сбора судовых отходов. 2.Что входит в структуру и состав портовых приемных сооружений для судовых отходов. 3.Как происходит организация и порядок утилизации судовых отходов.
![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|