|
Тема 2.5 Особенности загрязнения водной среды нефтьюИ его экологические последствия Последствия случаев незначительного загрязнения морской среды нефтью ликвидируются силами морских администраций портов и бассейновых аварийно-спасательных управлений, ими значительно ужесточен контроль за бункеровкой судов нефтью. Во многих случаях место бункеровки загораживается бонами. Нефть и нефтепродукты представляют собой наиболее опасные загрязнители водного бассейна, которые затрудняют все виды водопользования. Ежегодно в моря и океаны попадает примерно 6 млн.т нефти, которая в виде нефтяной пленки плавает на поверхности воды, растворяется в ее толще и оседает на дно. При аварии нефтяного танкера из него выливается в воду от нескольких десятков до сотен тысяч тонн нефти. Нефть и нефтепродукты приводят к ухудшению физических свойств воды: изменению цвета, вкуса, запаха. В море нефтяное загрязнение имеет различные формы. При разливах толщина нефтяного покрытия вначале может составлять несколько сантиметров. Растекаясь, оно образует тонкую пленку на поверхности воды, которая препятствует проникновению в воду кислорода воздуха. При толщине пленки 4 мм и концентрации нефти в воде 17 мг/л количество растворенного кислорода понижается за 20 суток на 40 %. Повышение концентрации нефти до 20—23 мг/л вызывает нарушение двигательной способности рыб и их гибель. С течением времени образуется эмульсия нефти в воде или воды в нефти. Позже возникают комочки тяжелой фракции нефти, нефтяные агрегаты, которые способны долго плавать на поверхности моря. К плавающим комочкам мазута прикрепляются разные мелкие животные, которыми охотно питаются рыбы и усатые киты. Вместе с ними они заглатывают и нефть. Одни рыбы от этого гибнут, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся непригодными для употребления в пищу из-за неприятного запаха и вкуса. Все компоненты нефти токсичны для морских организмов. Нефть влияет на структуру сообщества морских животных. При нефтяном загрязнении изменяется соотношение видов и уменьшается их разнообразие. Так, обильно развиваются микроорганизмы, питающиеся нефтяными углеводородами, а биомасса этих микроорганизмов ядовита для многих морских обитателей. Доказано, что очень опасно длительное хроническое воздействие даже небольших концентраций нефти. При этом постепенно падает первичная биологическая продуктивность моря. У нефти есть еще одно отрицательное свойство. Ее углеводороды способны растворять в себе ряд других загрязняющих веществ таких, как пестициды, тяжелые металлы, которые вместе с нефтью концентрируются в приповерхностном слое и еще более отравляют его. Ароматическая фракция нефти содержит вещества мутагенной и канцерогенной природы, например бенз-а-пирен. Сейчас получены многочисленные доказательства наличия мутагенных эффектов загрязненной морской среды. Бенз-а-пирен активно циркулирует по морским пищевым цепочкам и попадает в пищу людей. Печально известной в мировой практике аварией с нефтегрузами явилась посадка на риф американского танкера «Экссон Валдис», произошедшая в 1989 г. у берегов Аляски. Количество вылившейся в море нефти составило 500 тыс. т, а площадь загрязнения охватила 6730 км2. Примерная стоимость работ по очистке побережья Аляски оценивалась в несколько миллиардов долларов. Только компенсация рыбакам Аляски составила 195 млн. долл. Острота экологической ситуации в данном случае обострялась тем, что процессы самовосстановления в экосистемах при низких температурах протекают значительно медленнее, чем в теплом климате, поэтому самоочищение загрязненных вод без принятия соответствующих мер затянулось бы на очень длительное время. Вместе с тем долговременный ущерб от этой аварии не поддается учету. У 90 % отдельных пород рыб, обитающих в данном районе, отмечены отклонения от нормального развития. В прибрежных протоках, куда заходили на нерест осетры, после аварии рыба исчезла. Впоследствии из 28 наиболее пострадавших видов животных восстановились только 2. В ноябре 2002 г. у берегов Испании произошла еще одна крупномасштабная экологическая катастрофа. Из трюмов разломившегося на 2 части танкера «Престиж», перевозившего 77 тыс. т нефтепродуктов, в Атлантический океан вылилось содержимое. Нанесен огромный ущерб природе и экономике Испании, который она оценивает в 1 млрд евро. Около 300 км испанского побережья покрылось нефтяными пятнами, на несколько лет закрылся морской промысел в этом районе. В зоне катастрофы оказались уникальные бухтовые территории и пляжи. По масштабам эта авария примерно в два раза больше, чем на танкере «Экссон Валдис». Помимо танкеров большую потенциальную опасность представляют суда морского транспорта с атомными силовыми установками и суда атомно-технологического обслуживания. Аварии на них могут привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды. Значительную экологическую опасность для водных объектов представляют брошенные, полузатопленные или затопленные суда и иные плавсредства. В некоторых портах, в частности в порту Новороссийск, начата активная работа по утилизации судов, находящихся в немореходном состоянии. Только за 2006 г. было разделано 10 плавединиц. Определенную роль в загрязнении водных объектов играют подсланевые воды, поступающие с судов. Они представляют собой конденсат водяных паров, образующийся из-за перепада температур снаружи и внутри машинного отделения в условиях высокой влажности, а также водяные растворы, используемые для обмыва судовых механизмов с растворенными в них топливными фракциями, отслоениями ржавчины, протечками воды через ослабленные заклепочные соединения, микротрещины корпуса и другими включениями. Попадание подсланевых вод в водоемы приводит к химическому загрязнению водной среды и донных грунтов. Отрицательный эффект воздействия подсланевых вод на ихтиофауну проявляется в ухудшении нереста и сокращении популяций рыб, снижении их условно-рефлекторной деятельности. Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите пути поступления нефти в водную среду и классификация масштабов ее разливов. 2. Перечислите физико-химические и токсические свойства нефти. 3. Объясните динамику поведения нефти на поверхности воды. 4. Перечислите природные ресурсы морской акватории и побережья, чувствительные к воздействию нефтяного загрязнения. Раздел 3.Охрана водных ресурсов. Нормативные ссылки Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г. Закон Российской Федерации «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99 г. Водный Кодекс Российской Федерации от 18.10.95 г. Положение о Государственной санитарно- эпидемиологической службе Российской Федерации № 680 от 30.06.98 г. Санитарные правила и нормы на судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания (СанПиН 2.5.2-703-98). Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН 4630-88). Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения (СанПиН 4631-88). Правила охраны поверхностных вод типовые положения (Госкомприроды СССР, 1991). Правила предотвращения загрязнения внутренних водных путей сточными и нефтесодержащими водами с судов (ПР-152-000- 95). Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешанного плавания (Российский Речной Регистр, 1995). Международная конвенция МАРПОЛ 73/78 с Приложениями и дополнениями. Наставление по предотвращению загрязнения моря с судов (РДЗ 1.04.23-94). Правила регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря, и их смесями, перевозимыми на судах и других плавучих объектах (РД 31.04.17-97). ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|