|
ГИПОТЕЗЫ НАУЧНЫЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕОбычно исследование проводится для проверки гипотезы, которая является следствием теоретических представлений.[7] Эта гипотеза содержит утверждение о связи абстрактных категорий, относящихся к свойствам более или менее широкой совокупности объектов — генеральной совокупности. ПРИМЕР Исходя из теории социального научения, исследователь может предположить, что демонстрация сцен насилия по телевидению ведет к повышению агрессивности подростков. Или у менеджера по кадрам некоторого крупного предприятия, исходя из собственного мнения о роли внешности, может родиться предположение, что отношение сотрудников к своим обязанностям зависит от внешнего вида руководителя. Эти совершенно различные предположения объединяет то, что их можно проверить с использованием научного подхода. Предположение, которое проверяется с применением научного метода, будем называть научной гипотезой. Следует отметить, что не всякая гипотеза, а только та, которая допускает для своей проверки применение научного метода, может претендовать на научность. Кроме того, можно научно проверять гипотезы относительно любых мелких проблем, обладающих ничтожной научной или практической значимостью. Сам факт применения научного метода вовсе не гарантирует, что проверяемая гипотеза представляет научный интерес. Применение научного метода для проверки гипотезы предполагает определенную последовательность действий исследователя. Исследование начинается с операционализации абстрактных категорий — определения операций, при помощи которых соответствующие этим категориям явления (агрессивность, внешний вид и т. д.) могут быть измерены. Затем исследователь организует выборку и проводит соответствующие измерения. Результаты измерения преобразуют с использованием описательных статистик к виду, допускающему статистическую проверку научной гипотезы. ПРИМЕР 7.1______________________________________________________________________ Изучая влияние на агрессивность подростков демонстрации сцен насилия, исследователь измерил агрессивность на двух выборках, различающихся частотой и длительностью просмотра телепередач со сценами насилия. Далее он вычислил средние значения агрессивности для этих выборок: Мх = 6,3 — для тех, кто чаще смотрит такие телепередачи, и М2 = 5,9 — для другой выборки. Какой вывод в отношении гипотезы можно сделать на основе такого различия? Будут ли подобные различия наблюдаться в генеральной совокупности? Любое исследование сводится к выявлению связи между переменными. В приведенном примере, в частности, исследуется связь между просмотром телепередач со сценами насилия и агрессивностью подростков. Связь эта может выражаться в величине и направлении различий между сравниваемыми группами или в знаке и величине коэффициента корреляции. То есть связь характеризуется своей силой и направлением. Однако есть еще одна не менее важная характеристика связи — ее надежность, «истинность». Надежность связи непосредственно связана с репрезентативностью выборки, с тем, насколько уверенно статистики выборки позволяют судить о соответствующих параметрах генеральной совокупности. Ведь связь, обнаруженная в выборке, интересует исследователя лишь в той мере, в какой она позволяет судить о связи, которая существует в генеральной совокупности. ПРИМЕР_________________________________________________________________________ Возвращаясь к предыдущему примеру 7.1, обратим внимание, что исследователь действительно обнаружил различие между выборками, свидетельствующее о справедливости его гипотезы. Однако смысл статистической проверки не в том, «различаются ли результаты двух выборок...», а в том, насколько вероятно, что существует различие между всей совокупностью одних и других подростков, которые могли попасть в выборку. Надежность связи определяется тем, насколько вероятно, что обнаруженная в выборке связь будет вновь обнаружена (подтвердится) на другой аналогичной выборке, извлеченной из той же генеральной совокупности. Очевидный способ проверки надежности обнаруженной в исследовании связи — это многократное проведение аналогичного исследования на разных выборках. Однако это и трудоемко и не всегда возможно. Но можно сформулировать вопрос по-другому. Если в генеральной совокупности связи нет, то какова вероятность случайного получения данного результата исследования? Иначе говоря, какова вероятность, что полученный результат является слу Статистическая гипотеза — это утверждение относительно неизвестного параметра генеральной совокупности, которое формулируется для проверки надежности связи и которое можно проверить по известным выборочным статистикам — результатам исследования. Обычно выделяют основную (нулевую) и альтернативную статистические гипотезы. Основная (нулевая) гипотеза (Н0) — содержит утверждение об отсутствии связи в генеральной совокупности и доступна проверке методами статистического вывода. Альтернативная гипотеза (Н,) — принимается при отклонении Н0 и содержит утверждение о наличии связи. При этом нулевая и альтернативная гипотезы представляют собой, в терминах теории вероятности, «полную группу несовместных событий»: если верна одна из них, то другая является ложной, и наоборот, отклонение одной из них неизбежно влечет принятие другой. В примере 7.1 для определения надежности связи агрессивности с просмотром телепередач со сценами насилия необходимо проверить основную статистическую гипотезу Н0: М1 = М2 — о равенстве двух средних в генеральной совокупности (или, что то же самое, о том, что две выборки принадлежат одной генеральной совокупности). Если по результатам проверки эту гипотезу можно отклонить, то принимается альтернативная гипотеза: Н,: М^М2. Отклонение нулевой и принятие альтернативной статистической гипотезы в данном случае означало бы, что надежность связи достаточно велика, чтобы говорить о наличии этой связи в генеральной совокупности. Иначе говоря, это свидетельствовало бы в пользу проверяемой научной гипотезы о связи агрессивности с просмотром телепередач со сценами насилия. Отметим, что статистическая проверка научной гипотезы следует Аристотелевой логике доказательства «от противного». Исследователь обычно заинтересован в установлении связи между изучаемыми явлениями, соответственно, его научная гипотеза обычно содержит утверждение о наличии такой связи. Но средствами статистики по результатам выборочного исследования проверяется гипотеза об отсутствии различий. И научная гипотеза подтверждается в той мере, в какой по результатам выборочного исследования возможно отклонение основной статистической гипотезы. ПРИМЕР____________________________________ Первым примером применения такой логики для проверки статистической гипотезы, по-видимому, является работа врача королевы Анны, а ранее учителя математики, Дж. Арбутнота «Довод в пользу божественного провидения, выведенный из постоянной регулярности, наблюдаемой в рождении обоих полов» (1710— Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|