|
МНОЖЕСТВЕННЫЕ СРАВНЕНИЯ В А1ЧОУАВ состав процедур АМОУА включаются множественные сравнения средних значений для разных уровней фактора: парные сравнения средних после отклонения Н0(Ро51 Нос Тезгз); метод контрастов (Соп1газ1з). Методы сравнения средних после отклонения Н0 об отсутствии различий предназначены для выделения тех пар средних, которые привели к отклонению Н0. Эти методы сводятся к последовательному сопоставлению всех пар средних значений для одного фактора. Применение для этих целей, казалось бы, подходящего критерия Г-Стыодента является некорректным, так как дело касается проверки одновременно нескольких гипотез. Тем не менее, разработано множество процедур корректного множественного сравнения пар средних (методы Бонферрони, Тьюки, Дункан, Шеффе и др.). Рассмотрим один из них — наиболее популярный метод Шеффе (8ске//ё 1е$1). При использовании метода Шеффе достоверность различия средних значений определяется по формуле эмпирического значения критерия /-Шеффе:
где Ми М2 — сравниваемые средние значения; пь п2 — численность соответствующих групп; — внутригрупповой средний квадрат. Для определения /ьуровня эмпирическое значение сравнивается с критическим значением, которое е свою очередь вычисляется по формуле исходя из критического значения /"-критерия для (1/Ья и с1/кг ',ф= Л <*"!). Ограничение на применение метода Шеффе: дисперсии в сравниваемых выборках, соответствующих уровням фактора, не должны статистически достоверно различаться. Для проверки однородности дисперсии применяется критерий Ливена (Ъеуепе'з Те$1 оГ Ното§епей:у оС Уапапсек). Если дисперсии различаются, то следует воспользоваться другими критериями, которые предлагает для этого случая компьютерная программа (8Р38): ТатЬапе'к Т2, ОиппеМ'к ТЗ, Сатех-НотеН, БиппеМ'х С. ПРИМЕР 13.2____________________________________________________________________
Ш а г 2. Вычислим критическое значение МПеффе. Для р = 0,01; с!/Ьг = 2; (1/щ = 12; Ркр = 6,927; /кр = ^^(к-1) =,/6,927-2 = 3,722. Ш а г 3. Определяем р-уровень значимости для каждой пары средних значений по таблице критических значений г-критерия (приложение 2): рп > 0,05; рп < 0,01; ргг > 0,05. Ш а г 4. Принимаем статистические решения и формулируем содержательный вывод. Гипотеза о равенстве средних значений отклоняется только для уровней 1 и 3. Влияние условий предъявления материала на продуктивность его воспроизведения проявляется в статистически достоверном различии условий 1 и 3: средняя продуктивность воспроизведения при условии 3 выше, чем при условии 1 (р < 0,01). Метод контрастов (СоШгазк) не предполагает обязательного отклонения Н0 и позволяет оценить различия между сочетаниями средних значений для разных уровней фактора. Например, можно сравнить общее среднее значение первого и второго уровней со средним значением для третьего уровня фактора. Контраст (К) — это линейная комбинация сравниваемых средних значений, которая задается в виде полинома: К=с,М, + с2М2+... + скМк, такая, что сх + с2 +... + ск — 0. ПРИМЕР________________________________________________________________________ Если фактор имеет три градации и нас интересует отличие первой градации от двух других, то контрастом будет выражение: К=2Мх-Мг- Му или К= Мх - 0,5 М2 - 0,5 М} а коэффициенты контраста: 2-1-1=0, или 1 - 0,5 - 0,5 = 0. Таким образом, задав вид полинома, можно оценить соотношение между средними значениями (при игнорировании какого-либо уровня ему присваивается коэффициент 0). Проверка достоверности отличия контраста от нуля производится по формуле эмпирического значения критерия /-Шеффе: '."-Г------------ к 3 (22 Гл V "2 "*) где К= с1М1 + с2М2 +... + скМк,, с1 + с2 +... + ск = 0. Для определения р-уровня эмпирическое значение сравнивается с критическим значением двустороннего /-распределения (для ненаправленных альтернатив) для = = И— к1. ' Так определяется р-уровень в программе ЗРЗЗ. В других источниках предлагается более консервативный метод — вычисление критического значения по формуле Шеффе (Гласс, Стэнли, 1977), — увеличивающий значение р-уровня. Ограничение на применение метода контрастов: дисперсии в сравниваемых выборках не должны статистически достоверно различаться. Для проверки однородности дисперсии применяется критерий Ливена (Ьеуепе'з Те$1 оГ Ното§епейу оГУапапсек). При различии дисперсий компьютерные программы (8Р88) вводят поправку в число степеней свободы и, соответственно, корректируют р-уровень значимости. ПРИМЕР 13.3____________________________________________________________________ Определим для примера 13.1 достоверность отличия уровней 1 и 2 от уровня 3. Ш а г 1. Зададим коэффициенты контраста: сх = 1; с2 = 1; с3 = —2. Ш а г 2. Определим эмпирическое значение критерия /-Шеффе:
Ш а г 3. Определяемр-уровень, сопоставляя эмпирическое значение с табличными критическими значениями /-распределения (приложение 2) для = 12:р< 0,01. Ш а г 4. Принимаем статистическое решение и формулируем вывод. Контраст статистически достоверно отличается от нуля. Продуктивность воспроизведения при условии 3 статистически достоверно выше, чем средняя продуктивность воспроизведения для условий 1 и 2 (р < 0,01). Обработка на компьютере Рассмотрим применение методов множественного сравнения с использованием данных примера 13.1. Применим метод Шеффе для парного сравнения средних и метод контрастов для сравнения третьего уровня фактора с двумя другими его уровнями. Повторим все операции, которые мы совершали для проведения однофак- торного АМОУА: 1. Выбираем Апа1ухе > Сотраге теап$ > Опе \Уау АМОУА... 2. В открывшемся окне диалога выделяем и переносим из левого окна переменные при помощи кнопки >: зависимую переменную (ргой) в правое верхнее окно ферепйеп! У81); переменную, соответствующую фактору (11), — в правое нижнее окно (Рас1ог). Нажимаем Ориопз... В открывшемся окне диалога отмечаем флажком: Певспр^те (Описательные статистики), Ното§епеку оГуапапсе 1ея1 (Тест однородности дисперсии), Меапя р1о! (График средних значений). Нажимаем СопНпие (Продолжить). Для парного сравнения средних в окне диалога Опе \уау АЫОУА дополнительно нажимаем кнопку Роз* Нос... (Постфактум, то есть после отклонения Н0). В открывшемся окне диалога отмечаем флажком необходимый нам метод сравнения: ЗсЬеГГе (Шеффе) (при желании можно было бы выбрать и другие методы, в частности те, применение которых не требует однородности дисперсии сравниваемых выборок). Нажимаем СопНпие (Продолжить). Для применения метода контрастов в окне диалога Опе ^ау АЫОУА дополнительно нажимаем кнопку Соп(га$1$... (Контрасты...). В открывшемся окне диалога отмечаем флажком Ро1упопиа1 (Полином) и последовательно задаем коэффициенты полинома для контраста. Последовательность коэффициентов должна соответствовать последовательности уровней фактора (от меньшего к большему). Сумма коэффициентов должна быть равна 0. Вводим в окне СоеШс1еп18 (Коэффициенты) сначала 1, нажимаем Айй (Добавить), затем 1, снова Айй, затем — 2 и Айй. В окне ниже увидим значения коэффициентов и ниже — их сумму (СоеШс1еп1 То1а1: 0.00). Если сумма равна 0, значит коэффициенты назначены верно. После этого можно составить другой контраст, для чего следует нажать клавишу Ыех1 (Следующий). После назначения контрастов нажимаем Сопипие (Продолжить). Нажимаем ОК. 3. Получаем результаты. Дополнительно к тем результатам, которые были описаны для одномерного АЫОУА, получим следующие результаты: А) Коэффициенты контраста:
Столбец Соп^газЬ показывает номер контраста (1): их будет столько, сколько было введено (в данном случае он один). Уа1ие о:Е СопЬгазЬ (Значение контраста) — разность, статистическая значимость которой проверяется. ЗЬй. Еггог — стандартная ошибка контраста, ь — значение/-критерия, — число степеней свободы, 81д. — р-уровень значимости контраста. Первая строчка таблицы дает результаты контраста для случая, когда дисперсии сравниваемых групп (уровней) однородны, а вторая — для случая неоднородности дисперсий по критерию Ливена. Получены те же результаты, что и при вычислении «вручную» (пример 13.3). По результатам можно сделать вывод о статистически достоверно более высокой продуктивности воспроизведения слов при третьем условии, по сравнению с двумя другими условиями. С) Результаты парных сравнений средних значений по методу Шеффе:
Так же, как и для вычислений «вручную» (пример 13.2), получено статистически значимое различие между уровнями 1 и 3 (51д. = 0,006). Дополнительно выдаются результаты проверки однородности дисперсии для сравниваемых выборок:
Результаты демонстрируют отсутствие статистически достоверных различий дисперсий 1 и 2 (31д. = 0,17 8), 2 и З(31д. = 0,17 8) выборок, что убеждает в корректности парных сравнений средних значений. МНОГОФАКТОРНЫЙ АШУА Многофакторный АЫОУА предназначен для изучения влияния нескольких факторов (независимых переменных) на зависимую переменную и часто обозначается в соответствии с количеством факторов и числом их градаций. Например, обозначение АЫОУА 3x2x2 свидетельствует о трехфакторном АЫОУА (число градаций: первого фактора — 3, второго фактора — 2, третьего фактора — 2), который применяется для сравнения 12 групп (условий) (так как 3x2x2 = 12). Принципиально этот метод не отличается от однофакторного АЫОУА. Однако он позволяет оценивать не только влияние (главные эффекты) каждого фактора в отдельности, но и взаимодействие факторов: зависимость влияния одних факторов от уровней других факторов. Возможность изучать взаимодействие факторов — главное преимущество многофакторного АЫОУА, которое позволяет получать зачастую наиболее интересные результаты исследования. С целью облегчения изложения материала в качестве основного варианта многофакторного АЫОУА мы сначала рассмотрим двухфакторный его вариант (2-\Уау АЫОУА), а затем сделаем необходимые дополнения в отношении большего количества факторов. Структура исходных данных (2-факторный АЫОУА). Для каждого объекта (испытуемого) выборки измерено значение зависимой переменной (К), а также определена его принадлежность к одной из градаций (уровней) одного фактора (Л',) и к одной из градаций (уровней) другого фактора (Хг). Таблица исходных данных для компьютерной обработки включает две номинативные переменные, соответствующие факторам, и одну метрическую (зависимую) переменную:
Модель для данных может быть представлена в виде дисперсионного комплекса — таблицы, строки которой соответствуют градациям (уровням) одного фактора: 1, 2,..., /,..., /с; а столбцы — уровням другого фактора: 1, 2,...,],..., /. Количество ячеек дисперсионного комплекса равно кх1 и соответствует количеству разных групп объектов (испытуемых). Каждая ячейка с номером // характеризуется своим сочетанием уровней факторов, численностью объектов щ и средним значением зависимой переменной Му. Например, дисперсионный комплекс для АЫОУА 2x3:
Математическая модель двухфакторного АЫОУА, как и в однофакторпом случае, предполагает выделение двух основных частей вариации зависимой переменной: внутригрупповой, обусловленной случайными причинами, и межгрупповой, обусловленной влиянием факторов. В межгрупповой изменчивости, в свою очередь, выделяются три ее составляющие: □ влияние (главный эффект) 1-го фактора; □ влияние (главный эффект) 2-го фактора; □ взаимодействие факторов. Соответственно, двухфакторный АМОУА включает в себя проверку трех гипотез: а) о главном эффекте 1-го фактора; б) о главном эффекте 2-го фактора; в) о взаимодействии факторов. Проблема взаимодействия факторов, которая обеспечивает уникальность и незаменимость многофакторного АМОУА, заслуживает отдельного рассмотрения. Понятие взаимодействия двух независимых факторов было введено основателем дисперсионного анализа Р. Фишером для обозначения ситуации, когда влияние одного фактора на зависимую переменную проявляется по-разному на разных уровнях другого фактора. ПРИМЕР 13.4 (Солсо Р., МакЛин М. К., с. 58-59)_______________________________________ Студентам колледжа предложили написать сочинение в поддержку закона о самоуправлении, противниками которого все они являлись. Испытуемым либо давали задание написать такое сочинение (условие без выбора), либо предлагали самим выбирать — писать или не писать (условие с выбором) (фактор А: 2 уровня). Кроме того, половине испытуемых в каждой из групп платили по 0,5$, а другой половине — 2,5$ за написание этого сочинения (фактор В: 2 уровня). В каждую из 4-х групп случайно отбиралось по 10 студентов. Зависимой переменной являлась степень изменения отношения студентов к закону о самоуправлении после написания сочинения. Средние значения изменения отношения для различных групп:
Результаты (рис. 13.1) демонстрируют взаимодействие факторов: размер вознаграждения (фактор В) по-разному влияет на изменение отношения — в зависимости от наличия или отсутствия свободного выбора (фактор А). В условиях отсутствия выбора отношение испытуемых к закону о самоуправлении улучшилось в случае большего вознаграждения; в условиях же свободного выбора наблюдалась обратная картина: более хорошее отношение продемонстрировали те, кто получил меньшее вознаграждение. ПРИМЕР 13.5____________________________________________________________________
Предположим, изучается влияние на успешность группового решения задачи численности группы и наличия или отсутствия лидера в группе. Зависимая переменная — время решения задачи в минутах. Фактор А — размер группы, три градации: 1 — 2—3 человека; 2 — 5—7 человек; 3 — 10—15 человек. Фактор В — наличие лидера: 1 — есть; 2 — нет. В качестве объектов выступают группы. В зависимости от стиля лидерства, сложности задания и других причин, которые не учитываются, можно было бы получить разные эффекты взаимодействия факторов численности группы и наличия лидерства (рис. 13.2). График 1 демонстрирует сильное взаимодействие факторов (группы большей численности более эффективны, если в них есть лидер, а группы малой численности — при отсутствии лидера), а график 3 — более слабое взаимодействие (наличие лидера играет роль лишь в группах большой численности). Графики 2 и 4 соответствуют ситуации отсутствия взаимодействия.
Рис. 13.2. Графики средних значений успешности группового решения задачи (к данным примера 13.5) Приведенные примеры демонстрируют эффективность визуального анализа графиков средних значений: если линии, соответствующие разным уровням одного из факторов, не параллельны, то можно предполагать наличие взаимодействия факторов. Однако окончательное заключение об этом можно сделать только при статистическом подтверждении гипотезы о взаимодействии по результатам АМОУА. Таким образом, графики средних значений особенно полезны для интерпретации обнаруженного статистически достоверного взаимодействия факторов. Исходные предположения многофакторного АЫОУА\ распределение зависимой переменной в сравниваемых генеральных совокупностях (соответствующих ячейкам дисперсионнго комплекса) характеризуется нормальным законом и одинаковыми дисперсиями. Выборки в каждой ячейке являются случайными и независимыми. Ограничения-, если выборки (ячейки) заметно различаются по численности и их дисперсии различаются статистически достоверно, то метод неприменим. Число наблюдений в каждой ячейке не должно быть меньше 2 (желательно— не менее 5). Проверка допустимости применения АИОУА сводится к про Дополнительно возможны множественные сравнения средних значений, позволяющие сделать вывод о том, как различаются друг от друга средние значения, соответствующие разным градациям факторов. Общая схема двух- (и более) факторного АЫОУА принципиально не отличается от однофакторного случая и определяется выделением в общей изменчивости зависимой переменной (55ю:) ее внутригрупповой (случайной, 55щ) и межгрупповой (факторной, 55%) составляющих: = + ЭДг.Г Отличие заключается в выделении дополнительных составляющих межгрупповой (факторной) изменчивости в соответствии с проверяемыми гипотезами. Для двухфакторного случая: — 55А + 88л где 55Л, 55в — суммы квадратов для факторов А и В, а 55АВ — сумма квадратов для взаимодействия факторов. Соответственно, для каждого источника изменчивости далее вычисляются степени свободы и средние квадраты, вычисляются ^-отношения для проверяемых гипотез и определяются />-уровни значимости. Последовательность вычислений основных показателей для двухфакторного АЫОУА рассмотрим на упрощенном примере — при равной численности сравниваемых выборок (объектов в ячейках). Для случая с неравной численностью наблюдений в ячейках логика и общая последовательность вычислений не меняются, хотя сами вычисления и становятся более громоздкими.
Численность каждой ячейки равна п, общее число наблюдений — 6п = N. Напомним, что двухфакторный АЫОУА проверяет 3 статистические гипотезы: а) о главном эффекте фактора А (о различии МАХ и МЛ2); б) о главном эффекте фактора В (о различии Мт, Мщ и М&У, в) о взаимодействии факторов А и В (влияние фактора А различается для разных уровней фактора В, и наоборот). Межгрупповая (55%) и внутригрупповая (55щ) суммы квадратов вычисляются как составные части общей суммы квадратов (55,01): 55101^(х.,-М)2. / = 1 1 = 1] = 1 где к — число уровней фактора А\ I — число уровней фактора В\ Мц — среднее значение для ячейки у. Отношение межгрупповой и общей суммы квадратов — коэффициент детерминации. Как и в однофакторном случае, он показывает долю общей дисперсии зависимой переменной, которая обусловлена совокупным влиянием факторов (факторной моделью):
55,
Чем больше этот показатель, тем больше общая дисперсия зависимой переменной объясняется влиянием изучаемых факторов. Межгрупповая сумма квадратов состоит из трех составляющих ее сумм квадратов: для фактора А, для фактора В, для взаимодействия факторов А и В:
55ь„= + 55в + 55АИ. Суммы квадратов для фактора А {55^ и фактора В (55в)\ /=1 ';=1
= 2п[(Мв1-М)2 +(Мв2 -М)2 +(МЮ-М)2\ (= 1 Сумма квадратов дм взаимодействия факторов А и В — это остаток межгрупповой суммы квадратов за вычетом сумм квадратов факторов А и В: 55а д = 55^ — 55а — 55/). Числа степеней свободы для сумм квадратов: для общей: с1/ш = И- 1; для фактора А: й/А = к — 1; для фактора В: й/в = I—!; для взаимодействия факторов: фАВ = й/Ахс1/в, для внутригрупповой: й/щ = й/т - й/А - й/в - й/АН = N- кх /; для общей межгрупповой (факторной): с1/ь, = кх 1—1. Средние квадраты вычисляются делением сумм квадратов на соответствующие им числа степеней свободы:
55л ,; М5ЛВ
а/А АВ а/АВ С,
Вычисляются эмпирические значения Р-отношения для каждой из трех проверяемых гипотез: А М5Щ' й М8Щ' АВ МЗ^ Дополнительно можно вычислить./-отношение для общей факторной модели, которое позволит определить статистическую значимость совокупного влияния факторов: р * " Для определения р-уровня значимости каждого из./-отношения вычисленное эмпирическое значение сравнивается с критическими (табличными) значениями для степеней свободы, соответствующих числителю и знаменателю /"-отношения. ПРИМЕР 13.6_____________________________________________________________________ Предположим, изучается влияние численности группы и наличия или отсутствия лидера в группе на успешность группового решения задачи. В одной из серий исследования получены следующие результаты: Время решения тестовой задачи группами разной численности в зависимости от наличия или отсутствия лидера
В качестве объектов выступают группы. Зависимая переменная — время решения задачи в минутах. Фактор А — наличие лидера: 1 — нет; 2 — есть. Фактор В — размер группы, три градации: 1 — 2-3 человека; 2 — 5-7 человек; 3 — 10-15 человек. Проверим гипотезы о влиянии факторов и их взаимодействия на уровне а = 0,05. Ш а г 1. Составим дисперсионный комплекс и подсчитаем средние значения:
Ш а г 2. Вычислим межгрупповую (55%) и внутригрупповую (53^) суммы квадратов как составные части общей суммы квадратов (^б1,,,,): Ю1 - ~~ М)г = 109,5, 1 = 1 я?* = X Ь- м)г=5 [(6 - 7'5>2+(7 - 7'5>2+■■■]=57'5 - |'=1у' = 1 55 = 55,,, - 55. = 109,5 - 57,5 = 52. ^ ша! 0% ' 5 Доля общей изменчивости, объясняемая данной факторной моделью: Л2 =^ = ^- = 0,525. 55ю, 109,5 Ш а г 3. Вычислим суммы квадратов для фактора А (55л), фактора В (55г) и взаимодействия факторов (55лв): 55, =Ъп[(Млх-М)2 + (МА2 -М)2] = 15[(7-7,5)2 + (8-7,5)2] = 7,5 = 2л [(А/я, - М)2 + (Мвг - М)2 + (МЮ- М)2] = 10[(8 -7,5)2 + (7,5-7,5)2 + (7 - 7,5)2] = 5; 88лв = 55^ - 55л - 55г = 57,5 - 7,5 - 5 = 45. Ш а г 4. Определим степени свободы для вычисленных сумм квадратов: для общей: #„, =./V - 1 = 30 - 1 = 29; для фактора Л:#,=А:-1 = 2-1 = 1; для фактора В\ #в = / — 1 = 3 — 1 = 2; для взаимодействия факторов: с1/лв = #г#в — 1'2 = 2; для внутригрупповой: = #„, - - #, - ё/АВ = N - к ■ / = 30 - 6 = 24; для общей межгрупповой (факторной): с1/Ье = &•/—1=6-1 = 5. 111 а г 5. Вычисляем средние квадраты: МЗЛ = ^ = ^ = 7,5; М3„ = = - = 2,5; МЗЛВ = ^ = — = 22,5;
1 2 <1/ав 2 4С 24 48 4Г* 5 Ш а г 6. Вычисляем эмпирические значения /-отношения: _ Л/5^ 7,5 /ла = 5,31. 111 а г 7. Определяем р-уровень значимости для каждого из /"-отношений. Для этого сравниваем эмпирические значения /-отношения с критическими (табличными) для соответствующих чисел степеней свободы по таблице критических значений /-распределения для проверки направленных альтернатив (приложение 3). РА= 3,46; #1=1; #=24; /0,05 = 4,2; />>0,05 /г=1,15; # = 2; #=24; /0,05 = 3,4; р> 0,05 РАВ = 10,39; <й = 2; #2 = 24; о,=5,61; р < 0,01 7^=5,31; ^ = 5; #=24; Рт = 3,90; р < 0,01
Ш а г 8. Принимаем статистические решения и формулируем содержательные выводы. Н0 на уровне а = 0,05 отклоняется в отношении взаимодействия факторов и общего влияния факторов. Обнаружено статистически достоверное совокупное влияние численности группы и наличия (отсутствия) лидера на успешность группового решения задачи (р < 0,01). Факторная модель объясняет 52,5% общей доли изменчивости времени решения задачи. Статистически достоверным является взаимодействие фактора лидерства и численности группы (р< 0,01). График средних значений позволяет дать интерпретацию обнаруженного взаимодействия: Чем больше численность группы, тем быстрее решается задача при наличии лидера; без лидера успешнее работают группы меньшей численности.
АЫОУА с количеством факторов больше двух принципиально не отличается от двухфакторного варианта. Специфика АЫОУА с числом факторов больше двух заключается в наличии проблемы взаимодействия более чем двух факторов. В двухфакторном случае анализируется взаимодействие первого порядка (двух факторов). А в трехфакторном АЫОУА, с факторами А, В и С, помимо двухфакторных взаимодействий (первого порядка) АхВ, АхС и ВхС необходимо рассматривать и трехфакторное взаимодействие второго порядка: АхВхС. ПРИМЕР 13.7____________________________________________________________________ Предположим, при изучении влияния численности группы и наличия или отсутствия в ней лидера на успешность решения задачи введен еще один фактор — тип задания (фактор А — наличие лидера, две градации: 1 — нет лидера, 2 — есть лидер; фактор В— численность группы, три градации: 1 — 2—3 человека, 2 — 5—7 человек, 3— 10-15 человек; фактор С—тип задания, две градации: 1 — групповое задание, 2 — индивидуальное задание). Графики средних значений (рис. 13.3) демонстрируют трехфакторное взаимодействие (второго порядка): взаимодействие факторов А и В проявляется по-разному в зависимости от градаций фактора С. Обратите внимание, что это взаимодействие допускает три эквивалентные формы интерпретации: а) тип задания по-разному влияет на успешность в зависимости от численности группы и наличия или отсутствия лидера; б) численность группы по-разному влияет на успешность решения задачи в зависимости от типа задания и наличия или отсутствия лидера в группе; в) наличие или отсутствие лидера по-разному влияет на успешность решения задачи в зависимости от численности группы и типа задания. Обратите также внимание на то, насколько сложна более детальная интерпретация взаимодействия второго порядка, по сравнению с интерпретацией взаимодействия первого порядка.
Фактор С (1) Фактор С (2)
Фактор В Фактор В Рис. 13.3. Взаимодействие факторов А и В на разных уровнях фактора С Пример демонстрирует трудности, связанные с интерпретацией трехфак- торного взаимодействия. Интерпретация взаимодействий более высокого порядка еще сложнее, если вообще возможна. Ситуацию осложняет и то, что количество взаимодействий с увеличением числа факторов растет в геометрической прогрессии: количество проверяемых гипотез в АМОУА — о главных эффектах и всех взаимодействиях факторов выражается формулой: К=2р-\, где Р— число факторов, К— количество проверяемых гипотез. Так, если двух - факторный АИОУА предполагает проверку трех гипотез, то трехфакторный — уже семи, а четырехфакторный — 15-ти. Поэтому без острой необходимости нежелательно включать в АЫОУА более трех факторов. Обработка на компьютере Рассмотрим применение однофакторного АЫОУА на примере изучения влияния численности группы и наличия или отсутствия лидера в группе на успешность группового решения задачи (данные примера 13.6). Исходные данные для анализа введены в таблицу (Ба*а ЕсШог) в следующем виде:
Каждой строке соответствует одна группа; — зависимая переменная (время); Еас*:ог_а — наличие лидера (1 — нет, 2 — есть);?асЬог_Ь — размер группы (1 — 2-3 человека, 2 — 5-7 человек, 3 — 10-15 человек). 1. Выбираем Апа1уге > Сепега1 1лпеаг Мос1е1 > 11шуапа1е... 2. Задаем зависимую переменную и факторы. В открывшемся окне диалога выделяем и переносим при помощи кнопки > из левого окна зависимую переменную в правое верхнее окно (Берепйеп* УапаЫе»); переменные, соответствующие факторам, — в правое второе сверху окно (Кхей Гас1ог(з)). 3. Задаем дополнительные опции: описательные статистики и проверку однородности дисперсии. Нажимаем кнопку ОрИопз... (Опции) и в открывшемся окне отмечаем флажком БезспрИуе 51аи$11с$ (Описательные статистики), Ното§епейу 1е$1$ (Тесты однородности дисперсии). Нажимаем СогШпие (Продолжить). 4. Задаем вид графиков средних значений. Нажимаем кнопку Р1о*з (Графики). В открывшемся окне диалога задаем имя фактора, соответствующего горизонтальной оси графика (того, который имеет больше градаций): выделяем в левом окне Гас*ог_Ь и переносим в верхнее правое окно (Ноп2опЫАх1$) при помощи кнопки >. Присваиваем имя второго фактора отдельным линиям на графике: выделяем в левом окне Гас*ог_а и переносим его во второе сверху правое окно (8ерага1е Упек). Нажимаем Р1о*з: Айй (в нижнем окне появляется Гас1ог_Ь* Гас(ог а). Нажимаем СопИпие (Продолжить). (Как и для однофакторного АЫОУА, можно было бы воспользоваться функциями Роз* Нос (Множественные сравнения) и Соп1га$1$ (Контрасты), но мы этого сейчас не делаем.) Нажимаем ОК. 5. Получаем результаты. А) Описательные статистики: Безсг1р(:1уе ЗСаСхаЫсз БервгиЗвпй Уаг1аЫе: Т1МЕ
©2015- 2025 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|