|
Основные категории менеджмента.Категории менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия,отражающие существенные и устойчивые отношения в процессах управления организацией. Состав основных категорий менеджмента: - объекты и субъекты менеджмента; - функции менеджмента; - виды менеджмента; - методы менеджмента; - принципы менеджмента. Объектами менеджмента являются системы различного уровня иерархии, функции и функциональные области, операции и операционные зоны, проекты различного масштаба и т.п. Как видим это всё, на что может быть направлена управленческая деятельность человека. Субъекты менеджмента – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах её деятельности. Функции менеджмента - определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Основные функции могут быть разнесены в три классификационные группы: общие функции менеджмента (целеполагание, планирование, организация, учет, контроль, анализ, регулирование), социально-психологические функции менеджмента (делегирование и мотивация), технологические или фоновые функции менеджмента (коммуникации и принятие управленческих решений). Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента (рис.1.3).
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или её самостоятельными хозяйственными звеньями (профит - центрами). Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации (реализующими определенную функцию) или её звеньев. К основным функциональным областям организационной деятельности можно отнести инновационная сфера деятельности, управление персоналом, маркетинг, управление финансами и т.д. Нормативный менеджмент связан с разработкой и реализацией стратегического видения развития организации, её миссии, корпоративной философии, предпринимательской политики, определение видов деятельности, рынков сбыта (или рыночной ниши), общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает формирование стратегической цели организационного развития (или системы целей), разработку стратегии её реализации, создание системы контроля за ходом реализации принятой стратегии. Кроме того в сферу стратегического менеджмента входит задача формирования стратегического потенциала организации и контроль за его актуализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мероприятий, направленных на практическую реализацию принятой стратегии развития организации. Сравнительные характеристики стратегического и оперативного менеджмента сведены в табл.1.1 Таблица 1.1 Сравнительные характеристики стратегического и оперативного менеджмента
Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Можно выделить три иерархических уровня менеджмента: - высший (top - менеджмент), - средний (middle - менеджмент), - нижний (supervisor). Для каждого иерархического уровня менеджмента характерны определенные задачи решаемые в процессе управления организацией. Для высшего уровня менеджмента (топ-менеджмент) характерны задачи стратегического развития организации с высокой степенью неопределенности, требующие широкого кругозора, абстракции, специфической и обширной информации. В меньшей степени менеджеры этого уровня решают оперативные и распорядительные организационные задачи. Средний менеджмент, напротив, в основном решает оперативные и распорядительные задачи и в существенно меньшей степени задействуется в разработку и принятие задач стратегического развития фирмы. Нижний уровень менеджмента в основном занят организацией исполнения принятых вышестоящим руководством решений. (Рис.1.4)
Методы менеджмента – система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Часто выделяю три группы методов менеджмента: - административные; - экономические; - социально-психологические. Административные методы основаны на управленческой иерархии, включают в себя несколько видов воздействия на человека-работника со стороны руководителя: распорядительные, организационно-стабилизирующие, дисциплинарные. Экономические методы предполагают формирование мотивации человека-работника, направленной на достижение высоких результатов трудовой деятельности, через зависимость экономических вознаграждений от результатов труда. (Выполнил план – получи премию). Социально-психологические методы связаны с удовлетворением морально-психологических потребностей человека. Например, за отличные результаты труда работника его фотография размещена на «Доске почета», ему в приказе руководителя объявлена благодарность и т.п.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|