|
Раздел 2. Система функций менеджментаТема 6. Природа и состав функций менеджмента Понятие и виды функций менеджмента Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности, регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления. Рассмотрение менеджмента как совокупности и процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений. Однако, как отмечается в работе [8] различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента. Так А.Файоль (1916 г., Франция) предлагал следующий состав функций: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Надо сказать, что именно этот функциональный состав дошел до нашего времени и широко используется. Англоязычные исследователи Л.Гьюлик (США) и Л.Урвик (Англия, 1937 г.) предложили несколько видоизмененный состав функций менеджмента: планирование, организация, управление кадрами, руководство, координация, учет, бюджетирование. Американцы Х. Кернц и К.О. Донель (1955 г.) сформировали свой состав: планирование, организация, управление кадрами, руководство и контроллинг. В 1968 г. немец В.Хиль сформировал список, состоящий их: формирование политики и цели, планирование, организация, управление кадрами. Этот список можно было бы продолжать и далее. Как представляется, предлагаемый состав функций менеджмента зависел от решаемой исследователем в тот момент задачи. К сожалению, до сих пор нет общепризнанного состава и даже формулировок основных функций менеджмента. В связи с указанным обстоятельством в дальнейшем будем придерживаться конкретного состава функций (рассмотренного ниже), определение которых будут нами даны. При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех организаций: - Общие функции менеджмента; - Социально-психологические функции менеджмента - Технологические (фоновые) функции менеджмента Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. К ним относят: - Планирование; - Организация; - Учет, контроль, анализ; - Регулирование Социально-психологические функции менеджмента – связаны с характером производственных отношений в коллективе. К ним относят две функции: - Делегирование; - Мотивация. Технологические функции менеджмента – определяют содержание технологии труда менеджера и так же представлены двумя функциями: - Функция принятия управленческих решений; - Функция коммуникации. Схематическое представление системы основных функций менеджмента предложено на рис. 6.1.
Общие, социально-психологические и фоновые или технологические функции, взаимодополняя друг друга, создают целостную систему менеджмента организации, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.
Содержание процесса управления деятельностью организации Общие функции менеджмента отражают общий порядок управления деятельностью организации. Все они должны неукоснительно исполняться в хозяйственной деятельности предприятия, в одинаковой степени важны и применяются как в оперативном, так и в стратегическом менеджменте. Общие функции образуют систему, их исполнение носит процессный характер (рис.6.2). Процесс реализации системы общих функций начинается с целеполагания. Как мы уже говорили, бесцельных организаций не бывает. Корабль никогда не придет в гавань, если не знает, куда ему надо попасть – говорили древние. Целевые установки, которые стремится реализовать организация в целом относятся к блоку её стратегического менеджмента, это цели и задачи, основанные на стратегическом видении владельца компании (или её топ-менеджмента).
Для достижения поставленных целей и задач развития необходимо запланировать мероприятия, осуществление которых и приведет к реализации целей. Определение источников ресурсного обеспечения исполнения запланированных мероприятий. Таким образом «работает» вторая функция процессной модели – функция планирования. Претворение запланированных мероприятий в жизнь требует провести организацию их исполнения работниками предприятия, нужно создать структуры (систему должностей и подразделений), распределить исполнение конкретных работ по плановым мероприятиям (специализация должностей и подразделений), установление взаимосвязей между исполнителями (системная координация работы), определение выполнения работ в пространстве и времени. Исполняется функция организовывания. Как только началось организованное исполнение запланированных для достижения организационных целей мероприятий, сразу же оказывается необходимой функция учета. Учет – это фиксация параметров состояния системы в конкретный момент времени, установленный руководством для проведения контрольных операций. Например, к 29.12.2014 году в цехе должно быть изготовлено 240 швейных машин (это план), реально оказалось изготовлено 237 машин (это учет). Очередная функция, реализуемая в соответствии с процессной моделью, функция контроля. Контроль – это соотнесение плановых параметров состояния системы с контрольными параметрами её состояния. В процессе такого соотнесения удается выявить наличие проблемы или её отсутствия. Проблема – отклонение контрольных параметров системы от их планового состояния на момент осуществления контроля. Так если плановый выпуск швейных машин на установленную дату был равен 240 шт., а реально выпущено только 237 шт., имеет место проблема – невыполнение планового задания. Если в процессе исполнения контрольной функции выявлена проблема, то необходимо выяснить, в чем её суть, почему она возникла, установить время её возникновения. Такое «расследование» проводится в рамках исполнения функции анализа. Анализ – выявление глубинных причин, приведших к проблеме. Это важнейший элемент управленческой цепи, т.к. выяснение причин, приведших к проблеме, позволяет избежать появления их в будущем, а значит избежать производственных издержек, связанных с их ликвидацией, сохранить имидж фирмы у потребителей, а значит удержать занятые позиции в конкурентной борьбе на рынке. Последняя функция, реализуемая в соответствии с процессной моделью – функция регулирования. Это функция обратной связи, без которой весь процесс управления оказался бы невозможным. Регулирование – это функция, связанная с разработкой и внедрение в практику системы мероприятий, направленных на устранение глубинных причин, приведших к проблеме, так, чтобы в будущем эта проблема больше не возникала. Управленческий цикл замыкается. Однако, как видно из процессной схемы на рис. 6.2, в контуре имеются несколько обратных связей. Так в контуре «формирование цели - планирование» обратная связь означает, что если запланировать необходимые мероприятия не удается (недостает необходимых для этого ресурсов), то поставленные цели должны быть откорректированы в соответствии с реальными возможностями предприятия. Имеющиеся ресурсы должны безусловно обеспечивать возможность достижения поставленных целей организационного развития. Вторая обратная связь прослеживается в контуре «Планирование - организация». Если организовать безусловное исполнение запланированных мероприятий в установленные сроки не удается, то необходимо изменить плановые задания в сторону их большего соответствия реальному состоянию предприятия. Обратные связи в контурах «Учет, контроль, анализ - организация» и «Учет, контроль, анализ - планирование» фиксируют невозможность реализации триединой функции контроллинга (учет, контроль, анализ). Такая ситуация возможна, в связи с недостатками в планировании и организации производственного процесса, их следует устранить. Реализация общих функций менеджмента по содержанию сильно зависит от иерархического уровня менеджера (рис.6.3). Высший уровень управления организацией в большей степени занят решением задач стратегического развития, целеполагания, им решаются задачи определения сроков реализации стратегий, осуществляется контроль исполнения принятых организацией обязательств, установленных подразделениям заданий. В меньшей степень топ-менеджмент занят организацией исполнения принятых решений. Этим в основном занимается менеджмент среднего звена, который участвует в разработке и планировании мероприятий по исполнению установленных заданий и ведет контроль хода их исполнения. Нижний уровень менеджмента (производственные мастера) в основном заняты организацией конкретного выполнения работы, планируют поставки необходимых ресурсов, контролируют ход производственного процесса.
6.3. Состав и содержание социально – психологических функций Социально-психологические функции менеджмента регулируют отношения между людьми в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей. К социально-психологическим функциям относятся нижеследующие детальные функции: - Делегирование; - Мотивация. Делегирование – процесс передачи задач и определение компетенции (полномочий) лицу или группе лиц принимающих на себя ответственность за их удовлетворительное решение. При этом под з адачей будем понимать конечный или промежуточный результат деятельности участника или руководителя подразделения. Компетенция (полномочия) – ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач. Наделяя работника ограниченным правом использования организационных ресурсов для решения задач, порученных ему руководством, одновременно работник принимает на себя ответственность за удовлетворительное решение этой задачи. Ответственность – обязательство лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках предоставленных полномочий, т.е. прав и ресурсов. Таким образом, в процессе делегирования всегда передаются три объекта - задача, полномочия и ответственность. Отсутствие хотя бы одного из них влечет за собой очевидный дисбаланс и возможный срыв работы. Поручив решение задачи и не передав работнику полномочий на использования необходимых ресурсов, руководитель лишает работника возможности задачу решить. Передав работнику задачу и полномочия, но не установив ответственности за её удовлетворительное решение, руководитель снижает уровень мотивации работника к успешному завершению дела. Мотивация – процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей её развития. Мотивация связана с использованием специфических категорий и понятий, таких как потребность, побуждение, стимул и т.п. Потребности – это основополагающая категория менеджмента, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствие. Побуждение в мотивационном механизме – это проявленное стремление удовлетворить осознанные потребности, т.е. наличие мотивов целенаправленной деятельности. Побуждения проявляются в мотивационном поведении человека или коллектива, т.е. поведении, направленном на реализацию осознанных и принятых мотивов, достижения актуальной цели. Стремление к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудника или коллектива. Стимул в мотивационном механизме – это результат (цель), к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка человеком достигнутого результата ощущается им через полученное вознаграждение. Вознаграждение – это материальная или моральная (психологическая) оценка результата удовлетворения потребности, т.е. всего процесса мотивации. Вознаграждение - это эквивалент (материальный или моральный) затраченных для достижения организационного результата усилий. Вознаграждение может носить как внешний, так и внутренний характер. Внешнее вознаграждение исходит от руководителя (в виде премии, приказа о поощрении …), внутреннее вознаграждение формируется в сознании работника как удовлетворение от хорошо выполненной работы (программист решил задачу, над которой бились «асы», и получил от этого мощный позитивный психологический импульс).
6.4. Состав и содержание технологических (фоновых) функций менеджмента Технологические (фоновые) функции менеджмента - характеризуют содержание процессов и методов управления. К технологическим функциям относятся функции коммуникации и принятия управленческих решений. Коммуникации в менеджменте – это обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений. Основные задачи коммуникаций в менеджменте: - Определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления; - Организация информационного обеспечения системы управления на предприятии; - Формирование рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений; - Разработка и внедрение передовых информационных технологий в управление инновациями на предприятии; - Координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины. Технически процесс коммуникации реализуется по каналу связи который и служит инструментом передачи информации (рис.6.4).
Канал связи соединяет двух субъектов процесса – источник информации (например, руководитель, который желает передать подчиненному приказ о начале работы) и получатель (приемник информации). Источник должен преобразовать информацию в вид, приемлемый для использования канала связи (световая информация у сигнальщика на корабле; цифровая информация у программиста; документ, упакованный в капсулу пневматической почты у оператора и т.д.). Обобщенно эта операция может быть названа кодированием информации. Закодированное сообщение передается по каналу связи. Получивший её потребитель должен сначала декодировать сообщение, а уж затем на основании новой информации принять решение об осуществлении (или неосуществлении) некоторых действий. По результатам принятого решения и предпринятых действий исполнитель-получатель информации формирует сообщение-отчет для источника информации. В коммуникативном процессе задействуются средства коммуникации, т.е. устройства кодирования (и декодирования) сообщения, канал коммуникации – технические и аппаратные приспособления, технологии, используемые для передачи информации на расстояние (телефон и телефонные линии, радио-технология и радиоаппараты, телекоммуникации и т.д.). Коммуникационный канал обладает ограничительными характеристиками – пропускной способностью, скоростью передачи информации, уровнем «шумов» в канале, точностью передачи информационного сообщения… Коммуникационные каналы могут объединяться в сети. Структура сетей может быть разной, но основные её разновидности сводятся к трём типам (рис.6.5) Звездообразная сеть коммуникационных связей предполагает установление контактов между абонентами Б,В,Г,Д,Е и Ж через диспетчера А. Кольцевая система связей предполагает непосредственную связь каждого абонента с двумя соседними контактерами. Например, прямая связь у абонента А существует только с контактерами Б и Е. Такая связь может быть между рабочими местами в поточной линии производства, когда абонент может связаться напрямую с предыдущим по технологической цепи рабочим местом, или с последующим рабочим местом. Полная сеть связей обеспечивает связь всех абонентов со всеми контактерами. Это реальная мобильная телефонная связь.
Управленческое решение в менеджменте – это установленная цель, принятый к исполнению план действий при решении задачи, ликвидации проблемы, реализации стратегии развития. Основные требования к управленческим решениям в менеджменте: - Целевая направленность решения; - Иерархическая субординация принимаемых решений; - Обоснованность управленческого решения; - Адресность решения, т.е. его ориентация в пространстве и во времени; - Обеспеченность принятого решения необходимыми ресурсами с указанием источников их получения; - Директивность управленческих решений. Таблица 6.1 Состав основных решений по функциям менеджмента
Контрольные вопросы по теме 6. 1. Что понимается под функцией менеджмента? 2. Какое значение имеет выделение отдельных функций для формирования системы менеджмента? 3. По каким признакам различают функции менеджмента? 4. Какие функции определяют предметное содержание менеджмента? 5. Как взаимосвязаны основные функции менеджмента? 6. Перечислите состав социально-психологических функций менеджмента. 7. В чем состоит содержание функции делегирования? 8. Назовите важнейшие категории и виды мотивации как функции менеджмента. 9. В чем состоит содержание технологических функций менеджмента? 10. В каком соотношении находятся функции принятия решений и коммуникаций в менеджменте?
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|