Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Менеджеры в организации





2.3. 4.1. Задачи и содержание труда менеджера

Организацией хозяйственной деятельности предприятия, координацией работы его различных подразделений занимаются менеджеры.

Менеджер – это лицо, занимающее постоянную должность в организации, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия управленческих решений по конкретным видам её деятельности в условиях конкуренции на рынке.

Специфика труда менеджера – заключается в конечном результате его деятельности – принятом управленческом решении, организация исполнения которого является содержанием труда менеджера.

Управленческое решение – это осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-либо действий в процессе функционирования организации.

Менталитет, стиль руководства, которых придерживается менеджер, во многом зависит от культуры, традиций страны в которой базируется предприятие. В силу существенных отличий в культурах разных народов, отличается и характер методов, приемов, ценностных ориентиров в организационном менеджменте. Приведем краткий сравнительный анализ показателей эффективности труда менеджера в наиболее контрастных частях мира (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Особенности оценки конечного результата деятельности в менеджменте

Регион оценки Оценка конечного результата труда менеджера
В Америке Уровень прибыли предприятия или социальная эффективность институциональной организации  
В Японии Уровень совершенства межличностных отношений в коллективе. Коллективная эффективность.
В Европе Уровень качества продукции, работ или услуг при приемлемых затратах.
В России Перестройка организационных структур и систем управления для устойчивого развития в рыночной экономике. Формирование конкурентоспособности предприятий.

 

Основной задачей менеджмента на предприятии будем считать обеспечение долгого существования предприятия на рынке в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.

Некоторые исследователи причисляют к основным задачам, решаемым менеджментом организации максимизацию прибыли. Такой подход вызывает серьёзную критику большинства научного сообщества. Действительно, без прибыли ни одна коммерческая организация не в состоянии функционировать (по крайней мере - долго), прибыль необходима ей для развития как воздух человеку. Но ведь вдыхая воздух человек не считает это действие основной целью своего существования. У него есть какие-то более важные цели! Так и в организации, прибыль не цель, а средство решения основной задачи – обеспечения долгого существования на рынке в качестве самостоятельного субъекта рыночных отношений. Иногда как главную организационную цель называют цель удовлетворения актуальных потребностей человека, целевых групп или общества в целом. С этим трудно не согласится, остается только определить что первично, а что вторично. По нашему мнению первичным все же для менеджмента организации является задача долгого существования, ибо, если эта задача не решена, ни одна другая задача решена не будет. Ясно, что долго организация будет работать на рынке только, если её продукция покупается, т.е. нужна людям, удовлетворяет их актуальные потребности. Но, как нам кажется, именно этот подход и определяет вторичность удовлетворения потребностей.

Кроме основной, менеджмент организации решает множество других, весьма важных задач развития предприятия. Часть из них, касающихся функциональных областей деятельности предприятия, представлена на рис. 4.1.

 
 

 


К числу общих задач менеджмента организации можно отнести следующие:

1. Определение перспективных и текущих задач организационного развития;

2. Установление основных функций управления организацией, закрепление их за определенными подразделениями и должностями (специализация управленческой деятельности), формирование регламентов и норм, создание мотивационного механизма и условий для эффективной деятельности;

3. Формирование коммуникативной системы предприятия, других систем, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия;

4. Создание системы учета, контроля и анализа показателей деятельности предприятия;

5. Создание подсистемы управления персоналом, его развитием;

6. Установление и поддержание в актуальном состоянии отношений с контрагентами, партнерами, сослуживцами;

7. Ведение управленческого документооборота.

В работе [7] приводятся важные роли, которые должен исполнять руководитель в процессе управления трудовым коллективом. Их исполнение формирует объем и содержание труда менеджера независимо от характера конкретной организации. Поскольку все действия руководителя должны носить системный характер, исполняемые им роли так же нужно рассматривать как единую систему действий. Ясно, что способ, стиль исполнения той или иной роли зависит от характера руководителя, но её содержание остается неизменным. В табл. 4.2 приводится перечень указанных ролей менеджера и их целевая направленность

Таблица 4.2

Перечень ролей менеджера в организации и их целевая направленность

Роли, исполняемые менеджером Целевая направленность роли
1.Образец для подражания Построение межличностных отношений в коллективе
2.Лидер
3.Интегратор
4.Собиратель информации Построение информационных систем
5.Распределитель информации
6.Представитель
7.Предприниматель Принятие управленческих решений
8.Менеджер кризисных ситуаций
9.Распределитель ресурсов
10.Ведущий переговоры

 

В следующей табл. 4.3 приводится более подробное описание ролей, реализуемых менеджером в организации [7].

Таблица 4.3

Роли, реализуемые менеджером в организации

Роль Описание роли Характер деятельности (по материалам обследования работы руководителей)
Межличностные роли
Образец для подражания Символический глава, в поле деятельности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера Церемониалы; действия, определяемые положением, ходатайства.
Лидер Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор и подготовку работников, а так же связанные с этим обязанности. Фактически все управленческие действия с участием подчиненных
Интегратор Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами.
Информационные роли
Собиратель информации Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимаю внутренние и внешние организационные условия, успешно использует в интересах дела Обработка всей почты, осуществление контактов, преимущественно связанных с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)
Распределитель информации Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит фактических характер, другая часть требует интерпретации отдельных фактов для формирования точки зрения. Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы)
Представитель Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам.
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель Изыскивает возможности внутри организации и за её пределами, разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие положительные изменения, контролирует разработку определенных проектов Участие в обсуждении стратегии развития организации, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности
Менеджер кризисных ситуаций Отвечает за корректировочные действия, в случае, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных кардинальных решений. Обсуждение стратегических и оперативных решений, включаю проблемы и кризисы
Распределитель ресурсов Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений организации Составление графикив, запросы полномочий, действия связанные с составлением и исполнением бюджетов, программирование работы подчиненных
Ведущий переговоры Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах Ведение переговоров

 

Виды менеджеров.

В любой организации руководству приходится решать множества задач. Уровень решаемой задачи должен соответствовать компетенциям лица принимающего решение, его статусу в управленческой иерархии предприятия. Так, задачи стратегического развития организации возложены, как правило, на высшее руководство, а задачи исполнительского уровня - на производственных мастеров. Таким образом, возникает возможность выделения групп менеджеров по характеристике «иерархический уровень управления» (рис. 4.2).

 
 

 

 


Менеджеры высшего уровня специализируются на управлении организацией в целом. Они определяют стратегию её развития в условиях неопределенности и высокого уровня риска из-за высокой динамики среды окружения

Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня, выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации.

Менеджеры нижнего уровня организуют работу исполнителей. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.

Если посмотреть вертикальный «срез» организации, то можно обнаружить своеобразную функциональную шахту (рис.4.3).

Предположим, рассматривается управленческая шахта, связанная с исполнением функции «производство», тогда высший менеджмент будет представлен заместителем директора фирмы по производству, отвечающим за реализацию этой функции на предприятии (вершина пирамиды на рис. 4.3), реальное её воплощение в жизнь лежит на начальнике цеха – это средний уровень менеджмента. На низовом уровне (основание пирамиды на рис. 4.3) за конкретное исполнение работ в рамках «производственной» функции несет ответственность начальник участка. В результате имеет место вертикальная функциональная шахта. Такие шахты в организационной структуре могут быть выявлены по каждой реализуемой функции менеджмента: снабжение, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет и т.д..

 

 
 

 

 


При горизонтальном разделении труда в менеджменте удается выделить линейных руководителей и функциональных специалистов.

Линейные руководители – менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня. Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).

Функциональные специалисты – менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия управленческих решений линейным руководителям соответствующего иерархического уровня. Функциональные специалисты, возглавляя свой отдел, являются внутри него линейными руководителями. В этом их особенность. Уровень функционального специалиста определяется иерархическим уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.

Должностное положение менеджеров в структуре предприятия можно проследить по таблице 4.4

В рыночной экономике в среде менеджеров можно выделить руководителей, обладающих специфическими характеристиками: предпринимателя, бизнесмена и коммерсанта.

 

 

Таблица 4.4

Должностное положение менеджеров в структуре предприятия

Уровень управления Тип менеджера
Линейный руководитель Функциональный руководитель
Высший уровень Директор Руководитель службы
Средний уровень Начальник цеха Руководитель отдела
Нижний уровень Мастер Руководитель группы

 

Предприниматель – основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия, разработки новой идеи, новой продукции или нового вида услуг предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка

Бизнесмен – субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направленная на решение задач, связанных с осуществлением операций производства и обмена товаров и услуг между уже существующими рыночными структурами при использовании сложившихся в практике форм и методов свободной хозяйственной деятельности.

Коммерсант – самостоятельный субъект рыночных отношений, специализирующийся на посреднической экономической деятельности между предпринимателями и бизнесменами с конечными потребителями, имея цель удовлетворения актуальных потребностей последних и получения маржи.

Основная фигура рыночной экономики – предприниматель выполняет ряд важнейших функций:

1. Ресурсная функция – обеспечение производственного процесса необходимыми факторами производства (средства производства, трудовые ресурсы, материально-технические ресурсы);

2. Организаторская функция – обеспечение рационального сочетания и комбинирования в пространстве и времени факторов производства, обеспечивающих эффективное достижение поставленной цели;

3. Творческая (инновационная) функция – выявление и быстрое использование последних достижений НТП, способных улучшить организацию производства, поднять качество продукции, снизить потребление всех видов производственных ресурсов или при том же количестве потребляемых ресурсов увеличить результативность производственного процесса.

Особое значение в предпринимательстве в последние годы приобретает инновационная функция предпринимателя. Быстро растет рынок научно-технических разработок, наиболее динамично развивающимся продуктом стала технология, совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства – упрощается доступ к полезной для предпринимателя информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, развивается сеть информационных банков данных, совершенствуются информационные системы и т.д. На этом фоне заметна специализация на перспективных направлениях предпринимательства основных экономически развитых стран. Так Япония делает ставку на информационный бизнес, японские предприниматели быстрее и лучше внедряют все технологические новинки. Германия, Великобритания и Франция делаю упор на промышленные технологии (считается, что тот кто силен в промышленном производстве, тот будет иметь успех во всех областях науки и техники). В США в центре внимания – наращивание интеллектуального потенциала работников, их образовательного уровня, квалификации, т.к. от этого зависит технологический потенциал бизнеса.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.