Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Народонаселение и общественное развитие





 

Для начала дадим определение народонаселения. Итак, народонаселение – это совокупность индивидов, которые в соответствии с биосоциальной сущностью человека осуществляют собственную жизнедеятельность в рамках определенного строя и вступают между собой в общественные отношения (экономические, политические, правовые, семейные, национальные, культурные и т.п.).

В зависимости от возраста люди выступают в роли либо производителей, либо потребителей материальных и духовных благ, а также выполняют функцию воспроизводства человеческого рода. Определяющая роль среди населения, в плане социально-экономического прогресса общества, принадлежит трудоспособной его части, т.е. в трудоспособном возрасте.

Трудоспособный возраст в каждой стране неодинаков. Он зависит от национальных, культурных, исторических традиций и т.д. и устанавливается государством. К примеру, в Великобритании, Германии совершеннолетними работниками считаются лица достигшие 18 лет, во Франции – 19 лет., в Бельгии – 21 год, Нидерландах – 23 года, а в Украине – 18 лет.

Вместе с тем, трудоспособный возраст, как правило, начинается в более раннем возрасте, но при этом устанавливается меньшая длительность рабочего дня и меньший уровень оплаты рабочей силы (во Франции и Испании для лиц, которым меньше 18 лет минимальная заработная плата устанавливается на 10-30% ниже от минимума взрослых).

Социально-экономический прогресс общества также во многом зависит от того, как каждый человек выполняет свои функции собственника, предпринимателя, насколько он играет активную роль в социальной, политической, правовой, культурной, духовной жизни общества и т.д.

А теперь, что касается численности населения.



Если исторически рассматривать численность населения земли, то по данным американского ученого Нэсса Г. в конце I-го тысячелетия н.э. она составляла 250 млн. чел. В последующие 700 лет прирост её был низок (через высокую смертность – 30-40%). И лишь в последующем периоде наблюдался рост населения (в результате снижения смертности). При этом ученые установили, что существует жесткая взаимосвязь между ростом производства и улучшением жизненного уровня населения с одной стороны, и ростом его численности – с другой. Об этом свидетельствует и опыт последних 300 лет, в течение которых возрастало производство и население.

Однако, английский экономист Т. Мальтус (конец XVII ст.) в своё время выдвинул несколько иную концепцию, согласно которой каждые 25 лет прирост населения будет осуществляться в геометрической прогрессии, а производство в арифметической. То есть в основе её лежит та же зависимость, но не пропорциональная. На самом же деле рост производства на душу населения в период после XVII ст. опережал прирост населения. Но эта особенность взаимодействия данных агрегативных показателей характерна для общепланетарного масштаба. В отношении же разных регионов земного шара это взаимодействие выглядит несколько иначе, а именно:

1. В слаборазвитых странах (или в странах, которые развиваются) в ХХ ст. темпы прироста населения были значительно выше и составляли 2,5% в год.

2. В развитых же странах – 1%, т.е. ниже.

При сохранении данной тенденции по прогнозам специалистов к 2100 г. удельный вес промышленно развитых стран в мировом населении сократится с 1/3 (в 1950 г.) до 13%.

Чрезвычайно низкие темпы прироста населения в этой связи характерны и для Украины. Так, за 1940-1989 гг. количество её жителей возросло на 25%, тогда как в масштабах бывшего СССР оно возросло на 47,7%.

Характерной особенностью для мирового населения в последние три столетия является усиление миграции и быстрой урбанизации.

Так, в 1700 г. городское населения земли составляло 10% всего населения, а в 1900 г. примерно 35%. Согласно прогнозам к 2025 г. оно составит примерно 60%. (В Украине же за 1940-1992 гг. городское население возросло почти в 3 раза и составляло примерно 70%.)

В целом же рост населения зависит и от других факторов: 1) состояния окружающей среды, 2) объемов природных ресурсов, 3) количество сельскохозяйственных угодий и т.д.

Особенно на его рост или снижение оказывает состояние окружающей среды, которое в сочетании с повышенной плотностью населения и др. факторами угрожает даже существованию цивилизации.

В этой связи в последние десятилетия отдельные страны проводят активную демографическую политику (в частности Индия и Япония с начала 50-х гг. впервые ввели политику ограничения роста населения, основанной на мерах по снижению рождаемости (фертильности)).

А в 1974 г. всемирная конференция по проблемам народонаселения впервые признала планирование семьи необходимой составной частью официальной политики. Такая политика, разумеется, является актуальной для тех регионов, где объективные сложности с продовольствием и высокий уровень рождаемости (Африка, Индия, Китай и др.).

Кроме того, она более приемлема в отличие от Мальтузианской концепции, игнорирующей социальную сущность человека и основывающейся лишь на его биологической сущности – стремлении к размножению (а в итоге и оправдание голода, болезней, эпидемий в качестве блага человечества перед угрозой народонаселения).

Что касается других концепций сущности закона народонаселения, то большинство из них касаются лишь причин безработицы. Это прежде всего технологические теории безработицы («технологическая безработица»), рассматривающие в качестве основной причины безработицы во внедрении новой техники, в техническом прогрессе, в недостаточности потребительского спроса и т.д. (Дж. Кейнс и кейнсианцы), теория А. Пигу – в чрезмерной заработной плате.

Но наиболее распространенной теорией безработицы все же была концепция Маркса о законе капиталистического народонаселения. Согласно Марксовой теории основной причиной относительного перенаселения является накопление капитала, ведущее к росту технического и органического его строения и делающего часть трудоспособного населения излишним с учетом потребности капитала. Выделены были им и другие факторы: повышение производительности труда и экономические кризисы.

В бывшем СССР, строившим социализм (хотя согласно концепции Маркса и не предусматривалось данное перенаселение), но тем менее оно носило скрытые формы (это и работа инженеров не по специальности – всего 20%, и феодальный по содержанию труд и т.п.). То есть полная занятость носила искусственный характер. Отсутствовала также и научно обоснованная демографическая политика, что проявилось в переселении целых народов. Все это не могло не сказаться на кризисную демографическую ситуацию в Украине. Так, в 1992 г. смертность в Украине впервые превысила рождаемость. А на конец 2006 г. численность населения в Украине составило меньше 48 млн. чел.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимо наряду с экономической стабилизацией и повышения жизненного уровня населения оказывать реальную весомую помощь семьям с более, чем 1 ребенком, а также улучшать уровень охраны здоровья и др. Но определяющей все же будет оставаться проблема занятости и безработицы.

 

Занятость и безработица

 

Приступая к рассмотрению данного вопроса, отметим, что проводимые преобразования экономики в Украине требуют признания и решения проблемы безработицы, с целью обеспечения действительной целесообразной занятости (а не мнимой). Но что же такое занятость? Занятость – это совокупность экономических, правовых, социальных, национальных и других отношений, связанных с обеспечением трудоспособного населения рабочими местами и его участием в общественно полезной деятельности, приносящей заработок или прибыль (доход).

В соответствии с законом о занятости, принятым Верховной Радой Украины в 1991 г к составу занятых относятся лица:

- работающие по найму;

- работающие самостоятельно (индивидуальная трудовая деятельность, предприниматели, фермеры ...);

- служащие органов госвласти, управления, общества образования;

- проходящие действительную службу в вооруженных силах;

- учащиеся и студенты дневной формы обучения, а также получающие или повышающие квалификацию с отрывом от производства;

- выполняющие платные общественные работы;

- воспитатели детей, ухаживающие за больными и престарелыми;

- иностранные граждане, работающие в народном хозяйстве Украины.

При этом занятое население составляет только часть трудовых ресурсов общества. Это лица в возрасте от 16 – 54 лет (женщины) и 16 – 59 лет (мужчины), а также лица пенсионного возраста и молодежь моложе 16 лет, но работающие в народном хозяйстве.

Далее, следует отметить, что чем более развитое общество, чем выше его производительность труда, тем меньшая в нем потребность в рабочей силе (пример нашей страны, где была поголовная занятость, а рабочих во многих видах и сферах производства не доставало).

Чем выше норма накопления и чем ниже (экстенсивнее) уровень использованная производственных факторов, в том числе рабочей силы, тем большая потребность в её приросте.

Размер и динамика занятости также зависят и от экономического роста (пример, снова наша страна, ориентировавшаяся на постоянно высокие темпы роста экономики, что способствовало постоянному увеличению спроса на рабочую силу и рост занятости).

Конечно, это весьма важный (в социальном плане) момент, но если он подкрепляется устойчивой и эффективной конъюнктурой экономики. Однако ни у нас (поддержание высокой занятости посредством скрытого обесценивания денег), ни в западных странах (из-за боязни рабочего движения) осуществление такого подхода не позволило избежать роста инфляции, а в последствии и к снижению уровня жизни людей. Потому-то в западных странах в 80-тые гг. в качестве важнейшей задачи была борьба с инфляцией.

Однако, занятость характеризуется не только количественными показателями, но и: 1) характером её структуры; 2) уровнем качества рабочей силы и 3) степенью её использования.

Что касается характера структуры занятости, то в мире существенно сокращается численность занятых в сфере материального производства и возрастает – в непроизводственной сфере. В конце 80-ых гг. в США соотношение численности занятых в производственной и непроизводственной сферах составляла 1:3, а в СССР и Украине 2,8:1. Кроме того, у нас практиковалось широкое использование простого физического труда, на низком уровне использовался накопленный информационный потенциал, составивший основу развития в западно-европейских странах.

В отношении уровня качества рабочей силы, то в западных странах повсеместно растут затраты на подготовку качественной рабочей силы в высокотехнологических отраслях промышленности. Так, в США, например, проходят переподготовку 75-85% управленцев, работников и специалистов. В частном секторе ежегодно учится 1/3 занятых. Все это и определило тот факт, что престижность профессии в западных странах среди работников намного выше, чем у нас.

И, наконец, об использовании рабочей силы, которое характеризуется развитием гибкости условий труда, повышением разнообразия его форм. При этом различают а) количественную гибкость (для малоквалифицированной рабочей силы); б) функциональную (для высококвалифицированных кадров).

К первой относится использование нетрадиционных форм занятости во временном аспекте (неполный рабочий день, месяц, год, надомничество, временная работа и т.д.).

Ко второй – новая концепция структуры персонала, когда 25% составляет ядро, 25% промежуточный слой и 50% временные работники.

Антиподом занятости в условиях рынка является безработица, которая выступает объективным явлением, порождаемым количественным и качественным динамизмом экономики.

В законе Украины о занятости признается как возможность последней, так и ее неизбежность. Кроме того, в нем определено, что к безработным относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по не зависящим от них причинам не имеют заработка или трудового дохода, и которые зарегистрированы в государственной службе занятости как лица, ищущие работу.

Согласно закону гражданин получает статус безработного тогда, когда с ним прекращается трудовой договор (в связи с производственными изменениями) и он в течение ближайших 10 дней зарегистрировался в службе по трудоустройсву. Первые 3 месяца он получает среднемесячную заработную плату – с целью возможности трудоустройства дальше, при невозможности нахождения работы (и отсутствия предложения от службы занятости) он получает статус безработного. При этом, если он отказался от двух предложений службы занятости, то он лишается трехмесячной средней заработной платы до окончания трехмесячного срока. Дальше он снова может обратиться (после этого срока) в службу занятости (по трудоустройству).

Причины безработицы.

Они могут быть как объективного, так и субъективного характера, к примеру:

- глубокие структурные изменения в экономике;

- спады и кризисы в экономике;

- неравномерность размещения производительных сил;

- поиск новых более престижных или доходных рабочих мест;

- превышение предложения рабочей силы над ее спросом;

- постоянное развитие НТП (внедрение новой техники и технологии).

В соответствии с этими причинами специалисты классифицируют безработицу как: 1) технологическую; 2) структурную; 3) экономическую; 4) молодежную; 5) фрикционную.

В отличие от вышеприведенной классификации безработицы, Маркс различал такие три формы безработицы: 1) текучее перенаселение, когда рабочие и служащие временно теряют работу; 2) скрытое перенаселение, охватывает беднейшее крестьянство и мелкую буржуазию городов и связанное с отсутствием достаточного количества рабочих мест в городах; 3) застойное перенаселение – это пожилые работники, инвалиды труда, которые потеряли надежду найти работу.

В целом же безработица или относительное перенаселение выполняет важные разнообразные функции в общественном производстве, а именно:

1. Играет роль резерва для осуществления расширенного производства.

2. Выполняет роль пресса, ограничивает увеличение заработной платы и тем самым отстаивает интересы господствующего класса.

3. Играет роль социального санитара, позволяющего производить отбор кадров.

Вместе с тем, с ней связаны также и отрицательные последствия: экономические потери (закон «Оукена» - т.е. рост безработицы на 1% означает потерю годовой продукции на 2,5%); моральные издержки (психологические срывы – неуверенность, ненужность обществу и т.д.), ведущие к стрессам и трагическим последствиям (это обстоятельство для человека, разумеется, является главным).

Что касается современного этапа, то здесь безработица в значительной степени теряет свою функцию резерва, так как происходит формирование несоответствия структуры спроса рабочей силы со структурой её предложения. Это обстоятельство позволяет в условиях нового технико-экономического уровня производства перераспределять рабочую силу в соответствии с возникновением новых видов производства и рабочих мест, осуществив переподготовку рабочей силы. В итоге происходило снижение и уровня безработицы.

Так, в странах, входящих в организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1981-1989 гг. уровень безработицы – 7,5% (США – 7,2%), то в 1992 г. уже 6% (США – 5,4%),

Однако это не означает, что рынок труда может быть отдан «на откуп» стихийным рыночным силам. Опыт показал, что роль государства в функционировании рынка труда весьма важная и необходимая. И в этом сыграли свою роль объективные причины, среди которых можно выделить:

a. развитие НТР и повышение роли человека в производстве;

b. обеспечение общих условий воспроизводства, в том числе рабочей силы;

c. обеспечение бизнеса необходимыми кадрами;

d. необходимость снижения социальных конфликтов;

e. содействие развитию и совершенствованию интеллектуального потенциала общества;

f. влияние экономической системы, где отсутствует (явная) безработица.

Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.

Для примера рассмотрим эти средства в отношении формирования спроса и предложения в отдельности и в их взаимодействии.

Влияние на спрос рабочей силы:

1. Развитие государственной собственности и предпринимательства (прямое).

2. Программа общественных работ (прямое, косвенное).

3. Закупка товаров и услуг (косвенное) через частных предпринимателей.

Влияние на предложение рабочей силы:

1. Регулирование длительности рабочего дня (прямое).

2. Развитие образования и производственного обучения (прямое и косвенное).

3. Государственное предпринимательство, программы общественных работ (косвенное).

Влияние на спрос и предложение одновременно.

1. Антидискриминационное законодательство (прямое и косвенное).

2. Регламентирование условий увольнения (прямое и косвенное).

3. Создание бирж труда, банковских данных (прямое и косвенное).

Что касается безработицы в нашей стране и её государственного регулирования, то здесь могут быть два подхода: 1) сохранить полную занятость, а стало быть, оплачивать рабочую силу одинаково и 2) дифференцированный подход к оплате труда и возможность сокращения избыточных работников с предоставлением им материальной помощи для переподготовки, а также трудоустройства. Естественно, второй вариант является более оправданным с точки зрения опыта развитых стран всего цивилизованного сообщества.

И последнее, что следует отметить в этом вопросе, это то, что во второй половине 80-х гг. была сформирована и получила официальное одобрение концепция эффективной занятости, которая должна была нейтрализовать те отрицательные моменты, которые сложились традиционно в нашем обществе. Её отличие от прежней заключается, в том, что это не поголовная занятость, а социально ориентированная.

То есть эффективная занятость – это модель развития и использования квалифицированной, мобильной и дорогой рабочей силы, ориентированной на платность удовлетворения её возрастающих материально-бытовых потребностей. Основными моментами содержания эффективной занятости являются:

- сокращение (с последующей ликвидацией) тяжелого, примитивного неквалифицированного труда;

- акцент на удовлетворение работников содержанием труда;

- стимулирование гибких форм занятости;

- формирование партнерских отношений между работодателями и наемными работниками;

- свобода выбора места труда;

- усиление связи оплаты труда с конечным его результатом;

- ликвидация принципа оплаты труда за выход, за рабочее место;

- признание общественно полезного труда в семье;

- введение минимума и ликвидация максимума заработной платы.

Большую роль в реализации концепции эффективной занятости должны сыграть: 1) государственные службы занятости; 2) государственный фонд содействия занятости (т.е. отчисление 1% заработной платы).

Кроме того, необходимо создать службы прогнозирования спроса и предложения рабочей силы, совершенствовать программы подготовки и переподготовки кадров рабочих, а также всех форм и уровней образования и учебы. Это вытекает из того, что политика эффективной занятости является более рациональной, социально ориентированной.

Вместе с тем решение проблемы занятости – это хоть и важнейшее условие обеспечения стабильной жизнедеятельности граждан, но все же недостаточное. Наряду с этим в условиях формирования рыночных отношений должна проводиться активная социальная политика государства.

 

Социальная защита населения

 

В этой связи отметим, что социальная политика – это комплекс социально-экономических мероприятий государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен, обесценивания трудовых сбережений и т.п.

Основные принципы проведения социальной политики:

1. Защита уровня жизни посредством компенсации и индексации (от роста цен).

2. Оказание помощи беднейшим семьям.

3. Предоставление помощи по безработице.

4. Осуществление социального страхования и установление минимальной заработной платы для работающих.

5. Государственное обеспечение развития образования, охраны здоровья, окружающей среды.

6. Активная политика в обеспечении квалификации.

Реализация этих принципов в целом отвечает требованиям статьи 25 Декларации прав человека. Согласно этой статьи Декларации прав человека современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей питанием, одеждой, жильём, медицинским обслуживанием, необходимых для поддержания здоровья, собственного благосостояния и семьи, а также право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, овдовения, старости или иных случаев потери средств к существованию по независимым от человека обстоятельствам.

Чтобы обеспечить такую защиту, государство, прежде всего, должно в законодательном порядке закрепить 1) основные социальные гарантии, 2) механизм их реализации, 3) функции оказания социальной поддержки. Наряду с государством в социальной защите населения должны принять активное участие предприятия (предприниматели) и сами наёмные работники – их профсоюзные организации.

Важнейшими элементами социальной защиты населения являются: 1) социальное страхование, включающее: пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование от безработицы и несчастных случаев на производстве; 2) программы трудоустройства; 3) законодательное установление минимального уровня заработной платы; 4) регулирование заработной платы; 5) индексация денежных доходов.

Что касается пенсионного и медицинского страхования, то оно осуществляется путем отчислений от заработной платы и доходов в одинаковых долях (в США из заработной платы работников изымается 7,5%). В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства. В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% заработной платы работников. Каждый из этих фондов управляется специальными советами, в состав которых входят представители трудящихся и предпринимателей.

Страхование от безработицы осуществляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит: а) от длительности периода безработицы; б) от специфических условий той или иной страны. В первом случае суммы выплат (от 50 до 70% средней заработной платы) выплачиваются в первые месяцы безработицы на время установленного периода. Дальше суммы выплат уменьшаются. Во втором случае во внимание берутся период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, срок предоставления помощи и т.д. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости на протяжении 3 лет и не менее 10 недель последнего года перед лишением работы. Во Франции – 150 дней за год и 91 день страхования. В Великобритании – 26 взносов в течение года.

Важным звеном социальной защиты населения являются также программы трудоустройства и переквалификации. В выполнении этих программ принимают участие как государство, так и предприниматели, но государство расходует большую часть средств.

Так, к концу 90-х гг. в США прошли квалификацию примерно 50 млн. чел.

Обеспечение максимальной занятости и уменьшение армии безработных государство пытается решить на общенациональном уровне путем осуществления «политики доходов» и кредитно-денежной политики, т.е. темпы прироста заработной платы должны быть меньше производительности труда.

Определенные результаты в осуществлении политики трудоустройства дает сокращение рабочего дня (за последние 100 лет в развитых странах длительность рабочего дня сократилась в 2 раза). За исключением Японии, где каждый работает в среднем в год 2150 часов, что на 230 больше, чем в США, на 450 больше, чем в Германии, на 400 больше, чем во Франции).

В Украине законодательные основы программы защиты населения при переходе к рынку заложены в законе «О занятости» и Государственной программе занятости.

Согласно Программы занятости, в частности, предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на: 1) сохранение высокого уровня занятости; 2) совершенствование её структуры и поддержка рынка труда; 3) изменение структуры рабочих мест путем перераспределения их из неперспективных в более перспективные отрасли и увеличения в сфере их нематериального производства; 4) повышение общеобразовательного и квалифицированного уровня рабочей силы.

Далее важным элементов социальной защиты населения является законодательное установление минимального уровня заработной платы и пенсий.

В соответствии с документами международной организации труда (МОТ) за базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные потребности отдельного человека или типичных семей разного типа (с одним,двумя и т.д. ребенком).

Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада составляет от 30 до 50% размера средней заработной платы (в США она составляет 4,5 долл. в час). Отдельно устанавливается для молодежи. В Украине такой уровень также был установлен (с 1 января 1993 г.) и равнялся 4600 крб. Такой же размер и минимальной пенсии (при этом, если в США он предполагал наряду с другими товарами потребление мяса в размере 80 кг в год, то в Украине (в 1993 г.) за него можно было приобрести всего лишь 50 кг в год).

Вот почему так важна и проблема бедности. Наиболее общим критерием бедности является безработица и инфляция, уровень которых характеризует степень бедности. В США суммарная величина этих показателей называется «индексом нищеты» (т.е. если безработица = 2%, а индекс инфляции = 1000%, то «индекс нищеты» = 1002 %).

Основным же критерием бедности является уровень доходов, приходящихся на 1 чел.

Общим критерием бедности является структура потребления семей, в частности доля затрат на питание.

Общий же уровень бедности определяется в той или иной стране показателем доли числа бедных людей в общей численности населения от 15 лет и старше.

Измеряется бедность с помощью прожиточного минимума, который существует в виде жизненного (физиологического) минимума и социального минимума.

Жизненный (физиологический) минимум отражает удовлетворение лишь главных физиологических потребностей и основных услуг.

Социальный минимум – кроме этого включает минимальные духовные и социальные запросы.

Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума более точным является метод потребительской корзинки. Так, в Болгарии в неё входит на семью с 2 человек 552 позиции. При этом продовольственные товары составляют 23-27% (149 позиций), а калорийность которую они должны обеспечивать для мужчин составляет 2822 калорий, для женщин – 2026 калорий, для детей – 2123 калорий.

В Венгрии в 1991 г. среднемесячный прожиточный минимум составлял на семью из 4 чел. 36,2 тыс. форинтов (примерно 400 долл.).

В Украине также за основу определения прожиточного минимума использовался набор 19 основных товаров и услуг. Однако, механизм их определения и расчета не был обнародован. Затем, Верховной Радой Украины было принято постановление об установлении минимальной границы малообеспеченности. Но механизм реализации такого решения усложнялся недостатком средств.

Все это важно потому, что с минимальным уровнем заработной платы тесно связано определение критериев бедности.

Следующим элементом социальной защиты населения является регулирование заработной платы в зависимости от сфер деятельности и профессии, форм собственности.

Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое регулирование заработной платы в государственном секторе (уровень заработной платы здесь, как правило, ниже частного). Однако гарантии занятости и социальных выплат больше.

Заработная плата для наемных работников регулируется с помощью коллективных договоров и тарифных (договоров) соглашений.

Коллективные договора охватывают более широкий круг вопросов. Кроме оплаты труда они включают длительность рабочего дня, длительность отпусков, гарантии относительно условий труда, доплату за сверхурочную работу, предоставление дополнительного питания и т.д.

В тарифных соглашениях устанавливается минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня заработной платы для работников разной квалификацию Тарифное соглашение заключается при участии представителей предприятий и трудящихся при посредничестве Министерства труда. Это является гарантом его выполнения. При этом страйки во время действия этого соглашения являются незаконными.

В Украине также между правительством и профсоюзами было заключено соглашение на 1993 г. и тарифное соглашение во всех отраслях народного хозяйства.

И последнее, что следует отметить, так это важность такого элемента системы социальной защиты населения, как индексация денежных доходов в соответствии с уровнем цен. Данное мероприятие проводится во всех странах, в Украине, начиная с 1995 г. в том числе, хотя проблемы в этой части еще и существуют.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.