Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организация инновационной деятельности





 

Организация инновационной деятельности включает в себя 3 аспекта:

субъект инновационной деятельности- объединение людей, совместно реализующих разработ­ку, внедрение, внедрение и производство новшеств;

совокупность процессов и действий руководства предприятия, направленных на осуществле­ние инноваций деятельности;

структуры, которые обеспечивают внутреннею упорядоченность системы и совершенствование взаимосвязей между её элементы.

Инновации являются внедрёнными в производство новшествами, которые представляют собой ин­теллектуальную продукцию.

Принято выделять 4 направления коммерциализации интеллектуальной продукции (новшеств):

приобретение или создание актива (долгосрочные инвестиции хозяйствующего субъекта).
Предприятие получает права на использование новшества у других юридических или фиических лиц на основании договоров;

вклад в уставный капитал хозяйствующего субъекта. Это означает вложение нематериальных активов в уставный капитал на основании учредительного договора по согласованной учредителями стоимости.

Передача безвозмездного от третьих лиц. В этом случае требуется рыночная оценка интеллек­туальной деятельности;

Передача для осуществления совместной деятельности. Здесь также необходима рыночная оценка интеллектуальной собственности.

В современной инновации используют понятие «жизненный цикл», причем оно различается для новшества и нововведения.

Жизненный цикл новшества включает:

фундаментальные и прикладные исследования;

создание опытных мощностей;

изготовление и испытание установочной партии продукции на рынке;

устаревание новшества;Жизненный цикл нововведений включает:

возникновение потребности в новшестве и его создание (приобретение прав на использование и владельца новшества);

освоение в производстве;

диффузия (тиражирование на других объектах);

рутинизация (стабильное, без изменений использование)

Существуют различия по диапазонам в жизненных циклах. Например, рутинизация нововведения может наступить, когда новшество ещё не устарело. Новшество может устареть так и не включившись в производство, не став нововведением.

Предложение инновационного товара (новшества) в современных условиях подразумевает его де­монстрацию в экспериментальных условиях владельца или покупателя; представление данных о ры­ночных покупателях товара; оценку его предполагаемой цены.

Особенности новшества определяет и специфику формирования его цены. Рассмотрим факторы, влияющие на цену новшества:

Эффект от новшества выражается в накоплении дополнительной прибыли, создаваемой при его использовании в производстве.

Срок использования новшества обусловлен моральным износом новшества.

С течением времени эффект от использования новшества снижается.

Эффект от новшества не может быть полностью присвоен инноватором (научной организаци­ей), т.к. иначе было бы бессмысленно покупать новшество и использовать его в производстве.

Научный продукт не отчуждается от инноватора и при использовании не уничтожается, как другие товары, а может быть продан различным покупателям, если это не ограниченно первым покупа­телем. Повторная продажа увеличивает совокупный эффект от использования новшества.

Экономическая ценность инновации определяется ростом прибыли, расширением масштабов биз­неса и возможностей накопления капитала. Эффект от нововведения проявляется также в социальной сфере, где за счёт повышения доходов более полно удовлетворяются общественных потребности, улучшается качество и безопасность жизни.

Особенность рынка новшеств такова, что интеллектуальный товар ориентирован на известного по­купателя. Продавец новшества выходит на рынок не с готовой продукцией для неизвестного покупате­ля, а со своей способностью качественно выполнить заказ потребителя. Рынок новшеств развивается как рынок заказов, что изменяет систему отношений между продавцами и покупателями, превращая её в систему инновационных коммуникаций. В результате снижаются риски и создаются новшества с дли­тельным циклом производства под гарантии заказчика (инвестора).

Новшества реализуются в форме инновационных проектов (ИП).

ИП - это система взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий по реализа­ции новшеств.

ИП формализуется в виде технической, планово- экономической и договорной документации.

Управление ИП представляет собой систему управленческих функций (целеполагание, планиро­вание, организация, мотивация и контроль). Управление ИП состоит в подготовке и принятии решений, для чего анализируется информация, оцениваются альтернативы, выбирается оптимальный вариант.

Потребность в нововведениях возникает всякий раз, когда конкуренты опережают хозяствующий субъект в эффективности производства и сбыта продукции. Снижение прибыльности резко сокращает возможность развития предприятия. Избежать этого можно путём привлечения в предприниматель­скую деятельность инновационного характера, т.е. путём организации инновационного бизнеса.

Инновационный бизнес предполагает непрерывные и прогнозируемые изменения в технологии пр-ва и продуктах, отвечающие требованиям рынка.

Для инновационной практики характерна такая последовательность прогнозирования:

1) подготовка новшеств к реализации;

2) инвестиции в производство;

3) производственное и рыночное использование новшества.

Инновационный менеджер на основе сбора и анализа информации о деятельности предприятия, ознакомление с мнениями специалистов, выделяет главную проблему бизнеса, которая требует срочно­го решения. Приобретаемое новшество должно определять преодоление, разрешение главной про­блемы развития бизнеса - это важнейшее правили инновационного менеджмента.

Если на отечественном рынке отсутствует необходимые новшества (патенты, ноу-хау, оборудова­ние), то инновационный менеджер рассматривает предложение зарубежного рынка.

Юридическое оформление покупки новшества может быть различным: патентная лицензия, ли­цензия на ноу-хау, договор - подряд на создание новшества, содержащий обязательства по передаче прав на результат заказчику; договор на передачу научно- технической или проектно- сметной докумен­тации, содержащей изобретения.

Участниками инновационной деятельности выступает заказчики, инвесторы, исполнители работ по инновационному проекту, включая поставщиков материальных и финансовых ресурсов. Могут быть десятки и сотни организаций, так или иначе участвующих в проекте.

Заказчик инновации - будущий владелец и пользователь результатов нововведения, как правило, сам является субъектом, где реализуется новшество. Часто заказчиком выступает инвестор инновации.

Следует отличать инновационное предприятие от субъекта инновации. Конечный продукт иннова­ционного предприятия- новшества. Такие предприятия выполняют научно - исследовательные, опыт­но- конструкторские и технологические работы по созданию новшеств и их демонстрации в своих усло­виях потенциальным потребителям. Основной ресурс на инновационных предприятиях - научная ин­формация и интеллектуальный потенциал. Результат- новая информация и новшества.

Инвесторы - это субъекты инновационной деятельности, осуществляющие вложения собствен­ных, привлечённых или заёмных средств в форме реальных инвестиций по целевому назначению. Ин­весторами могут быть государственные органы, уполномоченные управлять федеральным или муници­пальным имуществом, предприниматели- физические и юридические лица. Инвесторы выступают в ро­ли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей и могут замещать любого другого участника ин­новационной деятельности. Они определяют размеры инвестиций, затраты и эффективность вложен­ных средств, имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инноваций, в т.ч. реинвестировать добавочный капитал.

В случае если заказчик не является инвесторами, он в пределах, установленных договором, может распоряжаться инвестициями в период реализации проекта.

В роли инвесторов могут выступать:

1) специализированный инвестиционный банк или коммерческий банк, имеющий право осуществ­лять все виды операций с ценными бумагами;

2) инвестиционная компания, занимающиеся выпуском ценных бумаг и их размещением. Инве­стиционные ресурсы этих компаний формируется за счёт учредителей и выпуска собственных ценных бумаг. Инвестиционные компании обычно не участвуют прямо в финансировании производственных инноваций, а выступают посредником для инвестора;

3) инвестиционные фонды привлекают денежные средства, физических и юридических лиц непо­средственно или через выпуск и продажу собственных акций. Инвестиционные фонды могут управлять средствами многих инвесторов. Если фонд ориентирован на приращения капитала инвесторов, то он покупает акции и облигации предприятий, и существующих инновации в развитие производства;

4)страховые компании. Пока редко выступают инвесторами. В отдельных случаях, когда компания страхует имущество предприятия, осуществившего инновации, она может инвестировать часть средств в нововведения на таком предприятии.

Инвесторы всегда претендуют на получение прибыли, а часто и на полное управление инноваци­онным бизнесом.

Поставщики ресурсов также могут инвестировать капитал в инновацию, выдавая товарный или денежный кредит, из-за прямой заинтересованности в расширении сбыта своей продукции.

Важнейшее место среди участников инновационного проекта занимают проектные, строительные и машиностроительные предприятия - поставщики оборудования.

Государство также участвует в инновационном проекте путём

1) проведения стимулирующей кредитно-финансовой, налоговой и амортизационной политики;

2) создание системы льгот субъектам инноваций и инвесторам, включая иностранных;

3) поддержки производства новшеств и регулирования отношений на рынке интеллектуальных товаров

Государство может выступить непосредственно в качестве инвестора при реализации приоритет­ных инновационных проектов.

Поскольку инновационный проект является ключевым понятием инновации, рассмотрим подроб­нее его сущность и виды.

ИП - это системы взаимосвязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно- исследовательских, опытно- конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий (согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных проектной документацией и обеспечивающих эффективное решение конкретной пробле­мы, выраженной в качественных показателях и требующей инновации.

Основные элементы инновационного проекта:

1) сформированные цели и задачи;

2) комплекс мероприятий по реализации поставленных целей и решению проблемы;

3) организация осуществившая мероприятия, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям, для достижения целей проекты в ограниченный период времени и в заданных стоимости и качества ведения работ.

Виды ИП

1 .По периоду реализации

- долгосрочные (период реализации превышает 5 лет);

- среднесрочные (от 3 до 5 лет период реализации);

- краткосрочные (меньше 3 лет).

2. По уровню решения

- федеральные

- президентские

- региональные

- отраслевые

- отдельного предприятия

3. По типу инновации

а) новый продукт;

б) новый метод производства

в) создание нового рынка

г) освоение нового источника сырья

д) новая структура управления

4. По виду удовлетворяемой потребности

а) новые потребности;

б) существующие потребности Этапы осуществления ИП:

1) Формирование инновационной идеи (замысла), определяются конечные цели проекта, возмож­ные источники инвестиций, объекты инвестиций;

2) Разработка проекта- процесс поиска решений по достижению цели проекта. Осуществляется анализ различных вариантов достижения цели и выбирается наиболее эффективный. Разрабатывается план реализации проекта, создаётся команда проекта, отбираются исполнители проекта, оформляется документация;

3) Реализация проекта. Контролируется исполнение календарных планов и расходование ресур­сов, корректируются отклонения в ходе выполнения работ;

4) Завершение проекта. Процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытие контрактов (до­говоров)

При управлении ИП выделяют систему планов его реализации.

Во- первых, по целям может быть стратегический оперативный план.

Во-вторых, по содержанию: продуктово-тематический, объёмно-календарный, технико-экономический, бизнес-план.

В-третьих, по уровню: план проекта в целом, план отдельных участников, план отдельных работ.

Бюджет инновационного проекта - это план, выраженный в количественных поколениях и ото­бражающей затраты, необходимые для достижения поставленной цели.

Классификация инновационных организаций

Выделяют 3 базовые формы организации инновационного процесса:

1) административно-хозяйственная;

2) программно-целевая;

3) инициативная.

Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно- производственного центра - крупной корпорации, объединяющей под общим руководством научных исследования и разработки, производство и сбыт готовой продукции.

Для осуществления научно-технических прорывов, особенно в прогрессивных отраслях (биотех­нологии, микроэлектроника, робототехника), служит программно- целевая форма организации про­граммно-целевая НИОКР. Сущность её в том, что участники программ работают в своих организациях, но согласование их деятельности происходит из центра управления программой.

Инициативная форма организации инновационного процесса состоит в финансировании научно-технической, управленческой, консультационной помощи изобретениям, инициативным группам, а также мальм фирмам, создаваемым для освоения нововведений.

Комплексной формой организации взаимодействия науки с производством служат технопарки и технополисы.

Технополис - это научно промышленный комплекс, созданный для производства новой продукции или для разработки новых наукоёмких технологий на базе тесного сотрудничества с университетами и научно- техническими центрами.

Виды технополисов:

1)инновационные центры - оказывают содействие новым фирмам, в области наукоёмких техноло­гий;

2) научные исследовательские парки - обслуживают как новые, так и действующие фирмы, со­трудничают с университетами и научно-техническими центрами.

3) технические парки - у них в распоряжении сеть наукоёмких фирм и пр-в, но отсутствуют проч­ные связи с НИИ;

4) Технологические центры - предприятия, которые обслуживают новые высоко технологические фирмы;

5) конгломераты технокомплексов и научных кадров - превращают в высокотехнологичные облас­ти целые регионы.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.