Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие об инновационном менеджменте. Основные этапы инновационного процесса и их финансирование





Основные этапы инновационных процессов и источники их финансирования. Понятие об инновационном менеджменте

 

Инновационный процесс представляет собой создание распределение и применение продукции и техноло­гий, обладающих научно- технической новизной, и удовлетворяющих новые общественные потребно­сти.

Создание новых видов продукции и технологий практически возможно только при использовании научных знаний, полученных в ходе проведения фундаментальных теоретически исследований и поис­ковых научно- исследовательских работ.

Инновационный процесс начинается с проведения поисковых НИР, которые проводятся в НИИ, вузах персоналом высокой научной квалификации, фиксирование НИР производится за счёт государст­венных программ из средств государственного бюджета.

На втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные НИР. Их выполнение связано с риском потерь при вложении средств, инновации имеют рисковый характер.

Прикладные НИР выполняются в отраслевых НИИ, вузах и финансируются за счёт средств госу­дарственного бюджета, так и за счёт отдельных заказчиков, которыми выступают крупные организации, компании, фонды и т.д.

На третьем этапе выполняются опытно- конструкторские и проектно- конструкторские работы, связанные с разработкой инвестиционных проектов по созданию новых технологий и продукции, вы­пуск рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов. Эти ра­боты проводятся в специализированных лабораториях вузов, конструкторских бюро, в научно- произ­водственных подразделениях крупных промышленных организаций. Источники финансирования: госу­дарственный бюджет, частные инвестиции, собственные средства промышленных организаций.

На четвёртом этапе осуществляется процесс коммерциализации новшества от запуска в производ­ство и выхода на рынок. При запуске в производство требуются крупные инвестиции для реконструк­ции производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности. Реакция рыночного спроса на внедряемое новшество ещё не известны, поэтому инвестиции продолжают быть рисковыми.

Работа четвёртого этапа связана с освоением масштабного производства новой продукции и по­следующим совершенствованием технологии за счёт новых процессов. Поэтому на финансирование ра­бот по четвёртому этапу требуется в 6 - 8 раз больше затрат, чем на исследование и разработки. Основ­ным источником инвестиций является собственные средства организаций, осуществляющих инвестици­онный проект, заёмные средства, а также привлечённые от эмиссии ценных бумаг.

Если будет освоен выпуск новой продукции, не имеющей зарубежных аналогов или замещающие импортные товары, то государство примет частичное участие в финансирование этих работ.

Основной целью инновационных процессов является сосредоточение ресурсов на направлениях, которые обеспечивают научно- технический прогресс.

Источниками инвестиций в инновационные процессы являются средства государственного или местного бюджетов, средства частичных инвесторов, собственные средства организаций, банковские кредиты.

Инновационный менеджмент- это процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельностью.

К приоритетным направлениям нововведений в развитии науки и технологий относятся сверх мощные научно-технические системы в обороне, информатике, аэрокосмической и атомной промыш­ленности.

В инновационном менеджменте различается простой и сложный продукт.

Простой продукт имеет однородный состав (например: газ, сукно, зерно) и создаётся в добываю­щей промышленности, сельском хозяйстве, текстильном производстве.

Сложный продукт нуждается во многих технических пределах в процессе его производстве, а так­же в применении современных приборов, машин, труда работников высокой квалификации. Также но­вовведения составляет основу инновационного менеджмента, который регулирует инновационные про­цессы в направлении новизны наукоёмкости создаваемой продукции.

Различают понятие новшества и нововведения.

Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый метод, изображение, новое откры­тие.

Нововведение (инновация) означает практическое использование новшества с момента технологи­ческого освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг.

Таким образом, нововведение (инновация) является внедрённым, осуществлённым на практике новшеством.

На современном этапе общественного производства прогрессивные нововведения реализуются в сложных, наукоёмких продуктах, энергосберегающих, высоких технологиях, в сфере услуг (например: связи)

Важнейшим условием успешной реализации инновационных процессов и нововведений, являются выделение инвестиций является технико- экономическое обоснование конкурирующих идей и предла­гаемых решений.

Одним из регуляторов инноваций является их трансферт. Трансферт инноваций - это законно- дея­тельно разрешенная передача права использования инноваций как носителей новых ценностей другим субъектам деятельности.

Инновационный трансферт учитывает именую ценность инноваций, интеллектуальный вклад ав­торов. Специальная патентно- лицензионная служба охраняет и удостоверяет исключительные права патентодержателя на инновацию в виде изобретения или новой технологии производства. Патент за­крепляет за патентодержателем исключительное право, на изобретение, владелец патента выдаёт лицен­зию на пользование изобретения или передаёт свои права государству.

Патентно- лицензионная служба должны руководствоваться прежде всего экономическими инте­ресами своей страны. До тех пор, пока нововведение, не имеющее аналогов в зарубежной практике, не использовано достаточно полно в стране - патентодержателе, продавать лицензию другому государству экономически нецелесообразно.

Рыночные условия хозяйствования представляют высокие требования к уровню конкурентоспо­собности производимой продукции. Эти требования определяются характеристиками экономичности, надежности и наукоёмкости.

Таким образом, инновационный менеджмент должен помогать принимать обоснованные решения об инвестициях на технологическое освоение масштабного производства новой продукции. Для поло­жительного решения необходимо проводить технико- экономические расчёты и рыночные исследова­ния, которые подтвердят хорошие перспективы на реализацию продукции и получения высокого дохо­да.


Понятие об инновационном менеджменте. Основные этапы инновационного процесса и их финансирование

 

Инновация представляет собой какое-либо нововведение, новшество. Хотя различие между нова­цией - новшеством и инновацией - внедрённым в процесс новшеством.

В концепции инновационной политики РФ отмечено, что инновация- это конечный результат ин­новационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продук­та, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического подъёма, используемо­го в практической деятельности.

Инновация считается осуществлённой только, если она внедрена на рынке или в производствен­ном процессе. Соответственно различают 2 типа технологических инноваций: продуктовые и процесс­ные.

Продуктовые инновации охватывают создание производства и продвижение на рынок новых или усовершенствованных продуктов.

Процессные инновации представляют собой создание и освоение в производстве, новых техноло­гий производства известных продуктов.

Инновации тесно связаны с научно - техническим прогрессом (НТП), выступая как его результат. НТП обеспечивает повышение производительности труда за счёт совершенствования средств пр-ва и технологий на базе научных открытий.

Различают 3 вида инноваций по степени использования научных открытий и изобретений:

Базисные инновации реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования но­вых поколений и направлений техники.

Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения и преобладают в фазах рас­пространения и стабильного развития научно- технического цикла.

Рационализирующие инновации направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозят технологический процесс, поэтому иногда их называют псев­доинновации.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация превращается из идеи в конкретный продукт, технологию или услугу и распространяется при практическом использова­нии.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники и техно­логий.

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование и коммерциали­зацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления, улучшения ка­чества выпускаемой продукции, совершенствования технологий её изготовления с последующей реали­зацией на рынке.

Инновационный менеджмент представляет собой разновидность менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах экономически.

Инновационный менеджмент как система включает комплекс правил, принципов, норм, установок и целостных ориентации, регулирующих различные сферы инновационной деятельности.

Виды и функции инновационного менеджмента представлены в таблице 1


Таблица 1

 

Функции Виды инновационного менеджмента
Стратегический Оперативный
1. Прогнозирование Приоритетов и стратегии разви­тия Новых товаров и технологий
2. Планирование Экспансия в новые отрасли Рынки Повышение качества и конку­рентоспособности товара
3. Анализ внешней среды Анализ макроэкономической, политической и рыночной конь­юктуры Анализ поведения конкурентов ёмкости рынка, объёмов продаж
4.Анализ внутренней среды Анализ конкурентных преиму­ществ фирмы Анализ факторов эффективно­сти производства продукции
5. Виды решений Стратегические решения по развитию фирмы Оперативные решения по разра­ботке, внедрению и производст­венных новшеств.
6. Мотивация Обеспечение фирме динамично­го развития и конкурентно спо­собности Обеспечение высокой произво­дительности труда, высокого качества продукции, обновление производства
7. Контроль Выполнение стратегических за­дач фирмы, её развития Контроль за исполнительской дисциплиной

 

 

Стратегический и оперативный инновационный менеджмент находятся во взаимодействии и со­держательно дополняют друг друга в едином процессе управления. Стратегический менеджмент кон­центрируется на важнейших проблемах структурных областях деятельности предприятия. А оператив­ный менеджмент охватывает повседневную деятельность предприятия, его подсистемные элементы и всех участников инновационной деятельности.

Оперативное управление инновационной деятельности анализирует возможности, ищет наиболее эффективные пути и средства реализации принятой стратегии развития предприятия.

Управление инновационной деятельностью фирмы включает следующие элементы:

постановка стратегических и тактических целей;

разработка системы стратегий;

анализ внешней среды с учётом риска;

анализ инфраструктуры;

анализ возможностей фирмы;

анализ сложившейся ситуации;

прогноз будущего состояния фирмы;

поиск источников капитала;

поиск патентов, лицензий, изобретений;

формирование инновационного портфеля;

стратегическое и оперативное планирование;

оперативное управление и контроль за научными разработкам, их внедрением и последующим производством;

совершенствование организационных структур;

управление технико-технологическим развитием производства;

управление персоналом;

управление и оценка инновационных проектов;

оценка эффективности инноваций;

выбор инновационного проекта;

изучение рыночной коньюктуры, поведение конкурентов, поиск ниши на рынке;

формирование спроса и позиционирование нового продукта на рынке;

управление рисками с целью их снижения;

формирование инновационной стратегии фирмы на рынке.

Инновационный процесс носит циклический характер, что связано как с общими закономерностя­ми процесса экономического развития, так и с продолжительностью жизненного цикла конкретного новшества.

Согласно теории длинных волн Н. Кондратьева, научно- техническая революция в мировом мас­штабе развивается волнообразно с циклами протяженностью примерно 50 лет.

Первая волна (1785-1835 гг.) сформирован технический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.

Вторая волна (1835-1890 гг.) связана с развитием ж/д транспорта и механического пр-ва во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третья волна (1880-1940 гг.) определялась использованием в промышленном производстве элек­трической энергии, развитии тяжелого машиностроения, электротехнической промышленности, вне­дрением радиосвязи, телеграф, автомобилей, самолётов, господствовали монополии и олигополии. На­чалась конкуренция банковского и финансового капитала.

Четвёртая волна (1930-1990 гг.) характеризовалась дальнейшим развитием энергетики с использо­ванием нефти и нефтепродуктов, газа; внедрением новых средств связи, новых синтетических материа­лов. Это эра массового пр-ва автомобилей, самолётов, с/х техники, вооружения, товаров народного по­требления, Появились и распространились компьютеры, программные продукты, начал использоваться атом в военных и мирных целях. На рынке преобладала олигопольная конкуренция. Появились транс­национальные компании.

Пятая волна (нач. 1995 г.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов освоения космического простран­ства, спутниковой связи. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм, соединённых на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области техноло­гии, контроля, качества продукции, планирование инновации, организации поставок. Аналогично волны экономического развития наблюдаются и масштабах

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.