Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интеллектуальная собственность





 

Как новый вид собственности интеллектуальная собственность появилась в России в начале 90-х гг. ХХв. Интеллектуальная собственность стала основой формирования рынка интеллектуальных объ­ектов, который опирается на значительный научно-технический потенциал страны.

Интеллектуальный капитал как объект собственности обладает существенным преимуществом по сравнению с физическими средствами производства:

он не подвержен физическому отчуждению, то есть после продажи или передачи информации дру­гим людям или организациям сами значения сокращаются у непосредственных собственников. Поэтому часто используются совместное владение интеллектуальным капиталом.

Является общепризнанным, что стабильный экономический подъем страны может быть достигнут именно на инновационной основе. В современной экономике широко используется высокие техноло­гии, который предполагают использование определенных объектов интеллектуальной собственности. Интеллектуальные ресурсы относятся к возобновленным - можно обучить новых работников интеллек­туального труда, передать им накопленные знания, а их интеллектуальный потенциал, в свою очередь, позволит получить новые знания.

Интеллектуальная собственность - есть исключительное право использования результата интел­лектуальной творческой деятельности в виде предметного воспроизведения сделанного изобретения или в виде копий художественного (научного) произведения, позволяющих впоследствии восстановить произведение.

Использование прав владения объектом интеллектуальной собственности означает прежде всего получение доходов от его копирования (повторение, воспроизводства). За счет воспроизводства техно­логического или художественного решения и последующей реализации изделий возникает источник доходов, обладающий свойствами монополии.

То есть, смысл исключительных имущественных прав на интеллектуальную собственность заклю­чается в монополизации потенциальной прибыли.

В 1967 г. Г.Стокгольм была принята Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллек­туальной собственности (ВОИС). Согласно Конвенции об учреждении Всемирной организации интел­лектуальная собственность включает права, относящиеся к:

1. литературным, художественным и научным изображениям;

2. исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телепередачам;

3. изобретениям во всех областях деятельности;

4. научным открытиям;

5. промышленным образцам;

6. товарным знакам, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

7. защите от недобросовестной конкуренции. Интеллектуальная собственность включает две части:

1. права на промышленную собственность;

2. права на творческие произведения.

Объекты промышленной собственности:

1. пакеты на изобретения;

2. свидетельства на полезные модели;

3. патенты на промышленные образцы;

4. свидетельства на товарные знаки;

5. фирменные наименования (свидетельства о регистрации юридического лица);

6. свидетельство на право пользования наименования места происхождения товара;

7. ноу-хау.

Изобретения - устройства, вещества, способы, применение объектов по новому назначению. Ос­нованы на научных идеях, воплощенных в новые технические решения.

Полезная модель - конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.

Промышленный образец - художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид.

Товарный знак - это обозначение, которое отличает товары и услуги одного юридического (или физического) лица от однородных товаров и услуг других лиц. Товарный знак служит рекламной про­дукции фирмы, которой он принадлежит. Обладание им дает преимущества в конкурентной борьбе, способствует увеличению рынка сбыта.

Наименование места происхождения товара означает географическое название страны, населенно­го пункта, местности (включая исторические названия), используемые для обозначения товара.

Товарный знак и наименование места происхождения товара близки по функциям, поскольку ис­пользуется для маркировки продукции, но они имеют и отличия: право на товарный знак носит исклю­чительный характер, то есть другие производители не могут его использовать для маркировки своего товара; право же на использование наименования места происхождения товара принадлежит всем про­изводителям, находящиеся в данной местности и производящим специфический для данной местности товар, для изготовления которого используется особое природные и людские ресурсы.

Ноу-хау - это технические знания и практический опыт технического, коммерческого, финансово­го, управленческого характера, которые представляют коммерческую ценность, применены в производ­стве и в профессиональной практике. Ноу-хау не требует государственной регистрации, но слабо охра­няется законом.

Ноу-хау может существовать в материальной и в нематериальной формах. В первом случае - это техническая информация им документация (чертеж, фотографии, программа для ЭВМ и т.д.) Во втором случае - это знания, передаваемые в виде обучения персонала, консультаций специалистов, помощи в наладке оборудования и др. Такая форма ноу-хау называется технической помощью, техническими или управленческими услугами.

Объекты авторского права:

1. научные публикации, в т.ч. диссертации, монографии, статьи, отчеты о НИР;

2. литературные, драматические и музыкально-драматические произведения; сценарные произве­дения;

3. хореографические произведения;

4. музыкальные произведения с текстом и без него;

5. аудиовизуальные (кино, теле и др.фильмы) произведения, произведения живописи, скульпту­ры, графики, дизайн и иные произведения изобразительного искусства (в т.ч. монументальное искусст­ва).

6. произведения декоративно-прикладного искусства;

7. произведении архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

8. фотографические произведения;

9. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и произведения, относящиеся к географии, топографии;

10. программа для ЭВМ, базы данных;

11. топология, интегральных микросхем. Дадим некоторые пояснения.

К литературным произведениям относятся не только художественные, но и научные, учебные пуб­лицистические работы, в том числе речи, лекции, доклады, устные выступления, письма, дневники, лич­ные заметки, интервью, дискуссии, переводы, программы для ЭВМ.

Сценарные произведения - сценарии, по которым ставятся фильмы, спектакли, представления и т.д.

В настоящее время применяются три основных типа защиты интеллектуальной собственности: па­тент, авторское право; товарный знак.

Патент - это документ, который фиксирует права на промышленную собственность и объем этих прав. Патент удостоверяет приоритет, авторского изобретения, полезной модели и промышленного об­разца и исключительное право на их использование. Патенты содержат новейшую информацию, кото­рая в случае заключения лицензионных соглашения служит для осуществления инноваций. Лицо, вла­деющее патентом, называется патентообладателем (сам автор, его наследник, правопреемник). Патен­тообладатель может по своему усмотрению использовать изобретение, полезную модель или промыш­ленный образец или запретить их использование, если нарушены предписания закона (несанкциониро­ванное изготовление, ввод, применение; хранение, предложение к продаже продукта).

Для изобретения условиями патентос пособности служат новизна, изобретательский уровень, про­мышленная применимость. Максимальный срок действия патента на изобретение - 20 лет, оплата его начинается с третьего года действия.

Для полезной модели условиями патентоспособности является новизна и промышленная приме­нимость. Охранный документ - свидетельство на полезную модель, срок действия 5 лет, максимальное продление не более, чем на 3 года.

Условия патентоспособности промышленного образца: новизна, оригинальность (эстетическое оформление), промышленная применимость. Патент на промышленный образец действует 10 лет, про­дление не более, чем на 5 лет.

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием произведений науки, литературы и искусства, постановок, передач эфирного и кабельного телевидения.

Объектами авторского права признаются также произведения, которые обладают творческим ха­рактером (т.е. новизной) и объективной формой его выражения (письменной, устной, звуковой, в форме видеозаписи, изображения, объемной или пространственной форме). Т.о., произведение должно суще­ствовать отдельно от автора.

Авторское право действует в течение жизни автора и 50 лет после. Затем произведение считается перешедшим в общественное достижение и может использоваться без выплаты авторского вознаграж­дения.

Товарный знак - обозначение, способное отличать товары и услуги одних лиц от товаров и услуг других лиц. Он служит указателем на того, кто несет ответственность за данный товар.

Право на использование товарного знака регистрируется Патентным ведомством. На товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право его владельца в отношении ука­занного товара. Регистрация действует 10 лет, затем по заявлению владельца продлевает каждый раз на 10 лет.

Много произвести международную регистрацию товарного знака.

Передача объектов интеллектуальной собственности осуществляется на основе лицензионных со­глашений.

Лицензия - это юридический документ, на основании которого одно физическое или юридическое лицо (лицензиар) передает другому лицу (лицензиату) на определенных условиях право на использова­нии охраняемого объекта интеллектуальной собственности.

Под научно-технологическим обменом понимаются различные формы распространения научно-технических знаний и производственного опыта внутри страны и на международном рынке.

Научно-технологический обмен может быть некоммерческим и коммерческим.

Некомме рческий обмен - научно-технические публикации, выставки, конференции, симпозиумы, личные контакты ученых, миграции специалистов, сотрудничество по должностным программам, со­вместное разработки, безвозмездная техническая помощь и др.

Коммерческий обмен - это торговля научно-техническими знаниями. В качестве товаров выступа­ет изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, техническая до­кументация, программы для ЭВМ и т.д.

Рассмотрим формы торговли научно-техническими знаниями.

1. Торговля лицензиями - главная форма международного научно-технического обмена. Объекты лицензионной торговли - объекты промышленной собственности и авторского права.

2. Торговая научно-техническими услугами - инжиниринг представление на основе договора ин­женерно-технических услуг, связанных с исследованием, проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятиях заказчика, с усовер­шенствованием действующих процессов.

3. Закупка образцов новой технологии за рубежом. Затем можно наладить свое производство.

4. Купля-продажа новой технологии. Покупатели могут быстрее осваивать ее преимущества, но есть недостатков - новая техника быстро устаревает морально.

5. Строительство заводов под ключ. В данным случае передающая сторона является генеральным подрядчиком и отвечает за вес цикл строительства объекта. Позволяет ликвидировать отставание в оп­ределенных отраслях.

6. Совместные предприятия часто создаются для осуществления комплексной научно-технической и производственной программы. В уставный фонд СП стороны часто вносят изобретения и другие на­учно-технические разработки.

7. Производственная кооперация - вид производственно-технических связей между юридически­ми, независимыми фирмами (как россиянами, так и зарубежными). Основной кооперации служит пере­довая технология или одного из партнеров, или покупаемая на стороне.

8. Франчайзинг (льгота, привилегия), по договору о франчайзинге продавец (франчайзер) предос­тавляет покупателю (фирма-франчайзинг) право на использование своего товарного знака, фирменного наименования и других объектов интеллектуальной собственности.

9. Лизинг. Лизингодатель предоставляет лизингополучателю товар (машины, оборудование) в ис­ключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение. Лизингодатель оказывает техническую помощь лизингополучателю.

10. Совместное НИОКР на коммерческой основе. НИОР могут проводиться как только на этапе рения научно-технической проблемы, так и до промышленного внедрения научно-технических разрабо­ток.

Действующее Положение по бухгалтерскому учету в части «Учет нематериальных активов» разъ­ясняет порядок оценки НМА на российских предприятиях.

Активы учится по первоначальной стоимости, т.е. стоимость приобретения и создания, включаю­щей все затраты, производственные организацией до момента передачи объекта в эксплуатацию. Все такие затраты относятся к капитальным, то есть к вложенным во внеоборотные активы.

К фактическим расходам на приобретение ИМА относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договорами приобретения;

- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой НМА;

- регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины, уплаченные с вязи с при­обретение исключительных прав на объект НМА;

- невозмещаемые налоги при покупке НМА;

- вознаграждение посреднической организации;

- иные расходы.

Определение первоначальная стоимость НМА зависит от способа их получения:

1. внесение учредителями в счет их вклада в уставный капитал. Оценки производятся по догово­ренности между учреждениями;

2. приобретение за плату у других лиц. Оценка исходя из фактически производственных затрат по приобретению и доведения до практического использования.

3. безвозмездное получение от других организаций и физических лиц. Оценка по рыночной стои­мости на дату оприходования с учетом затрат по доведению НМА до состояния, пригодного к исполь­зованию;

4. создание в самое организации. Оценка по стоимости изготовления.

К объектам НМА, используемым в хозяйственной деятельности более 12 месяцев и приносящим доход относятся объекты интеллектуальной собственности:

Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную мо­дель;

Исключительные авторское право на программы для ЭВМ, базы данных.

Существенное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

Исключительное право владельца на товарный знак, наименование места происхождения товара.








ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.