Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рекомендации по избеганию типичных ошибок





 

Анализ ВКР, разработанных на кафедре профессиональной педагогики показывает, что студенты-дипломники на различных этапах работы допускают одни и те же характерные ошибки, которые повторяются, тиражируются и превращаются в уже укоренившуюся традицию. Рассмотрим наиболее типичные ошибки.

Ошибки в методологических подходах и в содержании ВКР

Неправомерное отождествление исследовательского и практического планов в ВКРпроисходит наиболее часто тогда, когда вместо идей, замыслов, психологических механизмов в центре внимания оказываются поведение, успеваемость, поступки обучаемых и приводятся практические результаты. Происходит подмена, а не сочетание теоретического и практического.

Обращаем внимание, что употребляемые в формулировках глаголы «добиться», «получить», «достигнуть», «научить», «обеспечить» и т.п. характерны для изложения практических результатов, а глаголы «установить», «найти», «разработать», «создать», «доказать» и т.п. выражают исследовательские подходы и их результаты.

Рутинность (отставание от ситуации) выражается в «повторении» пройденного. Например, многие студенты-дипломникт при выполнении ВКР, анализируя условия подготовки обучаемых в конкретном образовательном учреждении, ругают «знаниевую» концепцию обучения или чисто репродуктивную методику обучения.. Чтобы выводы были доказательными, их нужно противопоставлять лучшим образцом традиционного или реально существующего уровня. Нельзя противопоставлять свои подходы, концепции, методики худшим образцом

Шаблон в подходах и средствах, использование известных алгоритмов сами по себе допустимы, но снижают оригинальность и новизну работы. Во всяком случае, даже в общепринятых подходах нужно стремиться найти свое, наиболее соответствующее ситуации, наиболее эффективное.



Ошибки и недостатки в построении и способах изложения результатов

Потеря предмета, т.е. безосновательное сползание на другой предмет, длительные погружения и экскурсы в смежные, подчас и отдаленные сферы (отклонения). Например, в ВКР о средствах, используемых в производственном обучении, не стоит целый параграф посвящать производственному обучению, как одному из важнейших факторов профессионального обучения, тогда как этот фактор должен проходить канвой, по которой высвечивается предмет работы – средства обучения.

Часто наблюдается логическая разорванность фрагментов текста и их искусственное связывание словесными конструкциями: «Теперь перейдем к вопросу о…», «интересно проследить…», «нужно отметить…».

Очень часто приходится встречать ВКР с непропорциональным распределением материала между теоретической частью, описанием процесса преобразования и анализом результатов. Теоретическая часть бывает излишне подробной и напоминает разделы учебного пособия. В таких работах получается текст-головастик: теория обширна, а процесс собственного поиска и его результаты показаны очень скромно и в общих чертах.

Много издержек связано с введением и употреблением понятий. Понятия вводятся без пояснений, происходит подмена понятий или просто в один и тот же термин вкладывается разное понимание его содержания. Получается понятийная чехарда и путаница. Так в ВКР, посвященных комплексному методическому обеспечению, часто одно и тоже понятие называют сначала «комплексно-методическим обеспечением», потом «учебно-методическим обеспечением», далее в работе встречается термин «комплексное методическое обеспечение», и, наконец, в выводах уже говорится о «комплексно-дидактическом обеспечении».

Увлечение цитированием, особенно некорректно случайное цитирование, когда даже из текстовых материалов известных авторов извлекаются тривиальные цитаты типа «учебный процесс включает преподавание и учение», а вовсе не их оригинальные мысли и выражения. Довольно распространено «вторичное цитирование», когда текст цитаты берется не из первоисточников, а из учебника или статьи другого автора. Вторичное цитирование оправдано лишь в том случае, если первоисточник труднодоступен.

Заключение должно носить не обзорно-реферативный характер: «мы описали, раскрыли, выявили» и т.д., а раскрывать вопросы по существу.


ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

РАБОТЫ

 

Внешний вид ВКР

ВКР должна представлять собой законченную разработку в виде текста, таблиц, иллюстраций, формул, уравнений и других составляющих, оформленную на русском языке в соответствии с требованиями. Текст каждой главы необходимо начинать с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку используемой литературы, приложениям).

Текст ВКР выполняют на листах бумаги формата А4 (210×297 мм) печатным способом.

Рекомендуемые параметры при выполнении текстового документа средствами текстового редактора Microsoft Word: тип шрифта – Times New Roman; размер шрифта – 14 кегль; межстрочный интервал – полуторный.

На протяжении всего текста соблюдается равномерная плотность, контрастность и четкость изображения. В тексте должны быть нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки, одинаково черные по всему тексту. Допускается выполнение цветных рисунков и диаграмм. Обычно страница содержит 37–38 строк по 60–65 знаков (вместе с пробелами и знаками препинания).

Поля страниц оригинала: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

В тексте должны быть выделены абзацы, т.е. в начальной строке от поля делается отступ вправо на 5 знаков (абзацный отступ – 1,25 см) от левого поля текста, который должен быть неизменным во всем тексте ВКР.

Номер страницы проставляется в центре нижней части листа за пределами поля набора без точки на конце. Нумерация страниц осуществляется арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая список используемой литературы и приложения. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста, однако номер страницы на титульном листе не проставляется.

Если в работе содержатся рисунки и таблицы, располагаемые на отдельных листах, их необходимо включать в общую нумерацию.

При наборе текста в текстовом редакторе устанавливается запрет «висячих строк», т.е. не должен осуществляться перенос на новую страницу одной (последней) или оставление на предыдущей странице одной (первой) строки абзаца. Каждый абзац должен содержать законченную мысль и состоять, как правило, из 4–5 предложений.

Во всей работе текст выравнивается по ширине рабочего поля листа и переносится по правилам орфографии русского языка (по слогам). Не допускается перенос на новую строку или оставление на предыдущей строке одной буквы слова, в том числе, если это отдельный слог, состоящий из одной гласной буквы.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры. Подчеркивание в тексте не рекомендуется.

Заголовки основных структурных элементов ВКР следует располагать с абзацного отступа без точки в конце не подчеркивая. Заголовки разделов и подразделов должны быть краткими и соответствовать содержанию.

Перенос длинных заголовков осуществляется без разбивки на слоги (по словам). В случае, когда заголовок не умещается в одну строку, то в следующей строке текст заголовка выравнивается под текстом, а не под цифрой.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные приводятся на языке оригинала. Допускается приводить название организаций и имена собственные в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

ВКР для наглядности обязательно сопровождается демонстрационной частью или раздаточным материалом.

В тексте пояснительной записки ВКР не допускается:

· применять обороты разговорной речи;

· применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии разнозначных слов и терминов на русском языке;

· применять произвольные словообразования;

· применять сокращения слов (кроме установленных правилами орфографии, или соответствующими государственными стандартами);

· сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

· применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, СТП) без регистрационного номера.

В тексте пояснительной записки могут быть нумерованные и маркированные списки. Рекомендуется использовать не более двух видов маркеров для маркированного списка и арабские цифры для нумерованного списка.

ВКР жестко скрепляется (прошивается). К внутренней стороне переплета приклеивается специальный конверт из плотной бумаги, в который вкладываются следующие документы:

· задание кафедры на выполнение ВКР;

· отзыв руководителя;

· рецензия на ВКР.

 

Форматирование текста

Написание буквенных аббревиатур.В тексте ВКР, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично автором буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они упоминаются в тексте без расшифровки.

Написание сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов.В тексте, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

· применять математический знак (–) перед отрицательными значениями величин (следует писать минус);

· применять знак Ø для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»);

· применять без числовых значений знаки, например: > (больше), < (меньше), % (процент), № (номер).

Самостоятельно употребляются:

· следующие сокращения: и др., и пр., и т.д., т.е. Не рекомендуется употреблять сокращения в середине фразы, если даже имеется согласованное с ними слово. Например: «... выступили Б.И. Петров, М.П. Иванов и другие ученые»;

· сокращения при географических названиях: г. (город), д. (деревня), с. (село). Сокращение г. (город), как и полное слово, рекомендуется употреблять ограниченно, главным образом перед названиями городов, образованных от фамилий;

· сокращения в ссылках: гл., п. (пп.), подп., разд., ил., с., табл., прил., прим., см., ср. При отсутствии номера эти слова пишутся полностью;

· слова, сокращаемые только при датах в цифровой форме: в. (вв.), г. (гг.), до н.э, н.э., ок.;

· слова, сокращаемые при числах в цифровой форме: млн, млрд, тыс. экз., шт., р., к.

Числительные

Рекомендуется употреблять цифровую форму при единицах физических величин, денежных единицах и т.д. Например: до 25 кг, около 5 к.

Рекомендуется употреблять буквенную форму, если однозначное число стоит в косвенном падеже (не при единицах физических величин). Например: до трех раз, из пяти вопросов, но: 3 года.

Не рекомендуется начинать предложение с числительного в цифровой форме. Следует перестроить предложение так, чтобы числительное оказалось в середине предложения.

Если порядковые числительные выражены арабскими цифрами, они имеют наращения падежных окончаний (-й, -я, -му). Например: 1-й курс, 4-я подгруппа, к 5-му курсу, по аналогии n-й, i-го.

Если порядковые числительные обозначены римскими цифрами, они наращений не имеют. Например: II курс, XY в.

Падежное окончание наращивают один раз, если подряд следует более двух числительных или между числительными стоит тире. Например:

в 30–40-е гг., 3–4-й разряд, но: 9-е, 10-е-классы, 70-е – начало 80-х гг.

Падежные окончания не наращивают при обозначении дат, номера тома, главы, таблицы, страницы и т.д. Например: 29 сентября 1938 г., т. 3, гл. 7, табл. 12.

Диапазон значений можно обозначать следующими способами: длиной 5...10 м; длиной 5 – 10 м; длиной 5÷10 м; длиной от 5 до 10 м.

Сложные существительные и прилагательные в составе с числительными следует писать так: 110-летие, 3-метровый, 20-процентный, 20%-й,

1- ,2- ,3-этажный, одно-, двух-, трехэтажный.

Даты

При написании дат руководствуются следующими правилами:

· период, ограниченный двумя годами: 1971–1975 гг., 1950 г.–1960-е гг.;

· бюджетный, отчетный, учебный год: в 1987/88 уч. г., в 1987/88 учебном году, отчетный 1987/88 год;

· десятилетия: 80-е гг. XX в.; 1960 – 80-е годы: 1890–1910-е годы;

1980-е – начало 1990-х гг.

Знаки №, §, % употребляются только при цифрах; во множественном числе они не удваиваются: № 5, 6, 9; § 1, 2; 70, 80, 100 %.

Знак № не ставится перед порядковыми номерами глав, таблиц, рисунков, приложений и т.д.

Знаки >, <, +, = и др. применяют только в формулах; в тексте их заменяют словами.

Физические величины

Используются два вида буквенных обозначений: международные (с использованием букв латинского или греческого алфавита) и русские (с использованием букв русского алфавита). Обозначения единиц, названных в честь ученых, пишутся с прописной (заглавной) буквы, все остальные – со строчной (малой). Например: Па (Паскаль), В (Вольт), А (Ампер), С (Цельсий), К (Кельвин) и т. п., но м, с, дм и др.

Буквенные обозначения печатаются прямым шрифтом с пробелом после цифр. В обозначениях единиц точку как знак сокращения не ставят. Например: 5 т, 7 м и т.д. Между последней цифрой и буквенным обозначением единицы оставляется пробел. Обозначения единиц применяют после числовых значений величин и помещают в строку с ними (без переноса на следующую строку). Например: 120 кВт, 20 %, 20 °С. В тексте же следует писать полное название единиц.

В буквенных обозначениях отношений единиц в качестве знака деления должна применяться только одна косая или горизонтальная черта. После косой черты произведение заключают в скобки. Например: Вт/(м2 К).

Если для одной из единиц, входящих в отношение, установлено обозначение в виде отрицательной степени (например, с-1, м-1, К-1), применять косую или горизонтальную черту не допускается.

 

 

Написание формул

Набор математических и химических формул должен быть по всему изданию единообразным по применению шрифтов и знаков, способу выключки формул, набранных отдельными строками (по центру), по применению индексов, линеек[17]. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Формулы, включенные в предложения как его равноправные элементы, оформляются в соответствии с правилами пунктуации, т.е. в конце формул и в тексте перед ними ставиться знаки препинания. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы располагают на отдельных строках.

Категорически запрещается замена латинских и греческих букв сходными по начертанию русскими, а также знаками умножения буквой «х».

Числа в формулах должны быть набраны прямым шрифтом. Так же прямым шрифтом набирают некоторые латинские обозначения (sin, tg, max, log и т.д.)[18].

Нумеровать нужно наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в работе. Порядковые номера формул обозначают сквозной нумерацией арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. В этом случае в тексте пояснительной записки на эти формулы должны быть ссылки.

Формула должна быть представлена вначале в буквенном выражении. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле. Экспликация к формуле – расшифровка буквенных обозначений величин. Используют два вида экспликации, а именно:

· начинают со слова «где», которое печатают с новой строки от левого края со строчной буквы, не делая абзаца, а после формулы ставят запятую;

· начинают со слова «Здесь», которое пишут с прописной буквы с новой строки от левого края, а после формулы ставят точку.

Обозначения величины отделяют от расшифровки знаком тире, расшифровки разделяют точкой с запятой.

Единицы измерения физических величин отделяют от расшифровки запятой.

Надстрочные и подстрочные индексы, показатели степени и т.п. должны быть меньших размеров.

Пример:

Диагностическая ценность каждого вопроса вычисляется по формуле:

где D – диагностическая ценность вопроса;

К – общее количество вопросов (следовательно, и возможных ответов);

Vn – ошибки в «слабой» группе;

Vт ошибки в «сильной» группе;

n – количество учеников в «сильной» («слабой») группе.

 

Оформление рисунков

Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы, фотоснимки, слайды, эскизы и т.д.) именуются рисунками. Все рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию, сквозную для всего текста ВКР.

Иллюстрации могут быть расположены как по тексту ВКР, так и в конце ее, оформленные в виде приложений.

Иллюстрации должны иметь пояснительные данные (подрисуночный текст). Подрисуночный текст оформляют шрифтом 14-го кегля, но допускается и 12-м кеглем (без выделения и курсива) при условии, что все подрисуночные тексты будут выполнены шрифтом одинакового кегля.

Иллюстрации нумеруются в последовательности, соответствующей упоминанию их в тексте. Нумерация должна быть сквозная (рис. 1, рис. 2 и т.д.). Слово «рис.» и наименование помещают под рисунком по центру, а если есть пояснительные данные, то они располагаются ниже.

Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рис. 1», «… представлены на рис. 1», при повторной ссылке – (см. рис. 1). При ссылке на единичный рисунок – (рисунок).

Если иллюстрации размещаются не в приложении, то они располагаются после их первого упоминания в тексте или на следующей странице, так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке.

При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся за концы координат осей, фиксируемых стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются пояснительные надписи 12-го кегля.

При подготовке иллюстраций для ВКР можно посоветовать следующее:

· графики и диаграммы лучше создавать с помощью программы MS Excel;

· для разработки структурных схем удобно использовать программу MS Organization Chart (организационные диаграммы), которая входит в пакет MS Office 95;

· простые рисунки и схемы можно набирать в любом графическом редакторе, например, в Paint в среде Windows 95;

· сложные рисунки или фотографии лучше сканировать;

Следует помнить, что полученные графики, диаграммы, рисунки и т.д. необходимо вставить в соответствующий параграф или раздел пояснительной записки, а затем распечатать на принтере. Старайтесь для всех графических материалов использовать градацию серого цвета (максимум 64 оттенка), а не полноцветные изображения, которые занимают достаточно много памяти; при печати на обычном принтере они воспроизводятся в черно-белом цвете.

Оформление таблиц

Таблица – это форма организации материала, при которой систематически представленные группы взаимосвязанных данных располагаются по графам и строкам таким образом, что каждый отдельный показатель входит в состав и графы, и строки (ОСТ 29.130 – 97)[19].

Каждая таблица должна иметь заголовок, точно и кратко отражающий ее содержание. Точка в конце заголовка таблицы не ставится. Нумерация таблиц осуществляется арабскими цифрами и является сквозной для всего текста ВКР (табл. 1, табл. 2 и т.д.). Если таблица в тексте одна, то отпадает надобность в нумерационном заголовке.

Название таблицы пишут с прописной буквы, не подчеркивая. Заголовки строк и граф пишут с прописной буквы; подзаголовки – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Заголовки граф записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Высота строк должна быть не менее 8 мм. Диагональное деление головки таблицы не допускается.

Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. При переносе части таблицы нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблиц, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Если части таблицы помещают рядом, в каждой части повторяют головку; при размещении частей таблицы одна под другой повторяют боковик. Если таблица располагается на одной странице, то нумеровать колонки таблицы не нужно. Пример:

Таблица 2

Профессиональная характеристика выпускника по профессии

«Повар, кондитер»

Виды профессиональной деятельности (умения и навыки) Теоретические основы профессиональной деятельности (знания)
Органолептически оценивать качества различных групп продовольственных товаров Понятие о товаре и товароведении, о пищевой, биологической, энергетической и физиологической ценности пищевых продуктов
Правильно хранить пищевые продукты. Рационально использовать различные группы продовольственных товаров в кулинарии Качество продуктов и методы его оценки: - факторы, влияющие на качество товаров - условия и сроки хранения

При переносе части таблицы на другую страницу в первой части таблицы под головкой указывается нумерация колонок, на следующих страницах таблица начинается с нумерации колонок таблицы.

Слово «Таблица» указывается один раз справа над первой частью таблицы. Над продолжением или окончанием таблицы пишут: Продолжение табл. 3; Окончание табл. 3.

Пример:

Таблица 3

Профессиональная характеристика выпускника по профессии

«Повар, кондитер»

Виды профессиональной деятельности (умения и навыки) Теоретические основы профессиональной деятельности (знания)
Органолептически оценивать качества различных групп продовольственных товаров Понятие о товаре и товароведении, о пищевой, биологической, энергетической и физиологической ценности пищевых продуктов

 

Продолжение табл. 3

Рассчитывать энергетическую ценность пищевых рационов Общие понятия о физиологии питания, санитарии и гигиены
Соблюдать личную гигиену Основные сведения о гигиене и санитарии

 

Окончание табл. 3

Рассчитывать энергетическую ценность пищевых рационов Общие понятия о физиологии питания, санитарии и гигиены
Соблюдать личную гигиену Основные сведения о гигиене и санитарии

 

Не рекомендуется располагать две или несколько таблиц одну за другой, их надо разделять текстом (за исключением таблиц, приведенных в приложении). Таблицы, как и иллюстрации, располагают так, чтобы их можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. Графу «№ п/п» в таблицу не включают. Таблицу помещают после первого упоминания о ней в тексте или на следующей странице.

Если в таблице повторяющийся текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками, если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками. Нельзя ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, математических или химических символов. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней необходимо ставить прочерк.

Ссылка на таблицу оформляется в круглых скобках в том месте текста, где нужно прервать чтение, чтобы изучить данную таблицу. Ссылка обязательно содержит слово «табл.» и номер таблицы (при ссылке на единичную таблицу – «таблица»). В повторной ссылке вводится слово «см.». Например: (табл. 1), (см. табл. 1). Заголовки таблиц набирают шрифтом 14-го кегля. Содержимое таблиц допускается набирать шрифтом 12-го кегля.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.