Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы и методики педагогического поиска, апробация работы





В любом исследовании в зависимости от его характера, целей, отобранного материала необходимо выбрать ведущий метод (или группу методов) проверки гипотезы (решения поставленных задач). В историко-педагогических исследованиях это ретроспективный анализ на основе современных концепций. В прогностических общепедагогических исследованиях и программах развития это экстраполяция на будущее выявленных тенденций, мысленное экспериментирование, прогнозирование и моделирование, выяснение эффективности новых моделей и подходов. В предметно-методических и дидактических исследованиях – анализ передового опыта, опытно-поисковая работа с элементами эксперимента. В социально-педагогических исследованиях – опытно-поисковая работа, анализ социального и социокультурного заказов и их влияние на образование, на формирование личности1.

Кроме этих методов существуют и другие: изучение литературных источников, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, метод диагностических ситуаций и др. К основным, наиболее распространенным методикам можно отнести создание нового опыта на основе эталонов передового опыта, опытно-поисковую работу, социально-педагогический эксперимент.

Остановимся более подробно на описании опытно-поисковой работы. Это наиболее распространенная методика практического педагогического поиска. В отличие от педагогического опыта, который складывается на основе чисто практических задач и побуждений, опытно-поисковая работа конструируется как исследовательский поиск, основанный на осознании проблемы, разработке теоретической концепции, целей, задач, гипотезы, выдвижении плана исследования2. Она предполагает внесение изменений в образовательный процесс или в организацию систем образовательной деятельности, ведущие к повышению эффективности этих процессов, систем.

В опытной работе устанавливается эффект инноваций (более высокий результат, снижение затрат времени, сил и т.п.). Поисковая работа должна быть актуальной, перспективной, основываться на современных научных положениях, способствовать преобразованию действительности, сопровождаться анализом промежуточных и итоговых результатов, давать основания для принятия эффективных решений и рекомендаций3. Поэтому в ней должны выдерживаться все требования к проектированию исследовательских процедур: определения темы, проблемы, целей, задач, идей, гипотезы, способов ее проверки и т.д.

Педагогический эксперимент. Этот метод используется тогда, когда необходимо определить и провести сравнительный анализ влияния отдельных факторов на ход и результативность процесса. Эксперимент в науке определяется как специально организованное воспроизведение и изменение явлений, процессов, что позволит выявить влияющие на них факторы и условия. Обязательным признаком эксперимента является варьирование условий. Это позволяет определить и сравнить степень влияния различных факторов на ход и результат процесса.

Характерные признаки эксперимента:

1. Точное фиксирование исходного уровня и условий протекания процесса.

2. Внесение запланированных изменений (независимых переменных).

3. Варьирование условий и изменений.

4. Воспроизводимость процессов и результатов.

5. Точное фиксирование результатов.

По способу организации различают эксперимент лабораторный, протекающий в специально организованных условиях, и эксперимент естественный, проводимый в обычных ситуациях обучения и воспитания, когда учащийся (воспитуемый) может и не догадываться о том, что он стал участником эксперимента.

По назначению различают эксперимент констатирующий, с помощью которого фиксируется на данное время уровень развития обучаемых (воспитуемых) или характеристики изучаемых процессов и ситуаций; эксперимент зондирующий (его называют еще пилотажным), проводимый с целью уточнения исходных положений и инструментария последующей работы; эксперимент преобразующий (формирующий, обучающий, воспитывающий), в котором изучается эффективность внесенных изменений. Весьма распространенным, хотя и не обязательным условием является выделение для сравнения результатов экспериментальной и контрольной групп[7].

Наиболее распространенная (классическая) процедура проведения эксперимента заключается в соблюдении принципа единственного различия, когда на каждом этапе работы варьируется, изменяется только один фактор, все же другие остаются неизменными и подконтрольными. Варьирование этого экспериментального фактора (его называют независимым переменным) позволяет выявить наилучшие варианты его использования. Факторы или показатели результативности, изменившиеся под влиянием независимого переменного, выступают как зависимые переменные.

При организации и проведении эксперимента очень важна точность исходной, сопутствующей и итоговой диагностики. Как правило, она проводится по одинаковым критериям и с использованием одинаковых количественных и качественных показателей, процедур измерения и оценки.

Важно также совершенно четко определить содержание, объем и условия работы в контрольной группе. Если они неудовлетворительны, не соответствуют современным требованиям, то эксперимент теряет смысл. Любой хорошо отработанный вариант, как правило, окажется лучше того неопределенного варианта, который часто именуется «традиционным». Нужно стремиться доказать, что предлагаемый экспериментальный вариант лучше хорошо поставленного традиционного варианта.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что педагогический эксперимент оказывается необходимым в целях точной диагностики ситуации, для проверки отдельных гипотез, для выявления зависимостей между определенными условиями и оптимизацией результатов, для выявления сравнительного влияния факторов, выявления причинно-следственных связей. Для решения иных задач чаще всего используются методы наблюдения, опросов, экспертных оценок, изучения и использования передового опыта.

Апробация исследования – одно из условий корректности, состоятельности, истинности результатов. Слово «апробация» латинского происхождения и дословно означает «одобрение, утверждение, установление качеств», т.е. проверка на практике. В современном понимании это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов.

Апробация включает осмысление и учет возникающих вопросов, возражений. Она стимулирует доработку, более аргументированное обоснование положений исследования и способов доказательства.


РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

 

Общие рекомендации по содержанию выпускной

Квалификационной работы

В соответствии с основными требованиями ВКР должна содержать следующие основные структурные элементы:

· обложку;

· титульный лист;

· задание на ВКР;

· реферат;

· содержание;

· введение;

· основную часть, состоящую, как правило, из двух глав:

– первой главы, в которой анализируются литературные источники по проблеме разработки, основные теории изучаемой проблемы, возможность применения теории в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;

– второй главы, содержащей практическое решение поставленной проблемы и экспериментальную апробацию предлагаемых материалов;

· заключение;

· список используемой литературы;

· приложения.

Рассмотрим подробнее содержание перечисленных элементов.

Обложка должна включать в себя указания:

· ведомственной принадлежности университета;

· полное названия университета;

· наименование темы ВКР;

· наименования и кода направления или специальности;

· идентификационного кода ВКР, содержащего три последние цифры номера зачетной книжки студента;

· места и года выполнения ВКР.

Образец выполнения обложки приведен в прил. А.

Титульный лис т является первой страницей, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска ВКР, и должен включать в себя:

· указание ведомственной принадлежности университета;

· полное название университета, института, факультета (если имеется), выпускающей кафедры;

· отметку о допуске ВКР к защите;

· наименование темы и вида ВКР;

· наименование и код направления или специальности;

· идентификационный код ВКР;

· фамилию, имя, отчество выполнившего ее студента;

· должность, ученую степень, ученое звание, фамилию, инициалы руководителя;

· должность, ученую степень, ученое звание, фамилию, инициалы нормоконтролера;

· место и год выполнения ВКР.

Образец оформления титульного листа приведен в прил. Б. Титульные листы ВКР должны подписываться исполнителем, руководителем и нормоконтролером.

Задание на ВКР оформляется на специальном бланке, разработанном в РГППУ. Задание не включается в общую нумерацию страниц, номер страницы на листе задания не проставляется.

Задание на ВКР составляется в двух экземплярах, подписывается студентом, руководителем и утверждается заведующим кафедрой. Один экземпляр прилагается к ВКР, второй хранится в личном деле студента.

Для допуска студента к защите на бланке задания ВКР должны быть подпись руководителя, свидетельствующая о его решении допустить студента к защите, информация о решении кафедры допустить студента к защите с указанием номера протокола заседания кафедры и даты его проведения.

Реферат составляется в кратком виде (не более 1 страницы) и должен включать в себя сведения об объеме ВКР, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников, перечень ключевых слов, аннотацию.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста ВКР, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые.

Аннотация отражает структуру ВКР, ее объект, предмет, цель и задачи, степень разработанности темы, методы, средства, способы и пути исследования, полученные в ходе выполнения работы результаты, их новизну и предложения по внедрению результатов с указанием области их внедрения (применения), экономическую эффективность или значимость работы, прогноз развития объектов исследования.

Если ВКР не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей аннотации, то в тексте аннотации она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

Заголовок «РЕФЕРАТ» размещается с абзацного отступа и выполняется прописными буквами. Образец выполнения реферата приведен в прил. В.

Содержание должно отвечать заданию на ВКР и включать в себя введение, наименование всех имеющихся в работе глав, параграфов, подпараграфов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых они начинаются в тексте. Образец оформления содержания приведен в прил. Г.

Главы, параграфы, подпараграфы должны иметь порядковые номера в пределах основной части и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. После цифры с точкой делается один пробел перед текстом названия.

Введение, список использованных источников и приложения не нумеруются. Слова «глава», «параграф», «подпараграф» перед заголовком не пишутся.

Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой, например: 1.1., 1.2., 1.3. и т.д. Номер подпараграфа включает номер главы, параграфа и порядковый номер подпараграфа, разделенные точкой, например 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т.д.

Заголовки глав, параграфов, подпараграфов пишутся с абзацного отступа без точки в конце, не подчеркивая. Заголовки глав – прописными буквами, параграфов, подпараграфов – с прописной буквы. Допускается выделение полужирным шрифтом заголовков глав и параграфов ВКР. Можно использовать шрифты разных кеглей (14-й, 16-й), прописные и строчные буквы, жирный шрифт, курсив, учитывая, что, чем важнее заголовок, тем более крупным и жирным шрифтом он должен быть набран[8].

Расстояние между заголовком главы и ее текстом должно составлять два интервала. Расстояние между заголовком параграфа и предыдущим текстом должно составлять два интервала. Расстояние между заголовком параграфа и его текстом должно составлять один интервал (при этом имеется в виду межстрочный интервал).

 

Пример оформления заголовков.

Вариант 1







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.