Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тематика выпускной квалификационной работы





Выбор темы имеет исключительное значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Под темой принято понимать научно обоснованное и систематически изложенное разрешение научной проблемы. Тема должна вытекать из анализа противоречий, выделенных в ходе изучения актуальности. Тематика ВКР разнообразна и отражает реальные потребности организаций в решении актуальных проблем и носит творческий исследовательский характер.

Темы ВКР определяются заказами учреждений системы профессионального образования и потребностями кафедр и подразделений высшего учебного заведения. Выбрать тему ВКР могут помочь следующие приемы:

1. Просмотр каталогов защищенных ВКР.

2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях образования, науки и техники, имея ввиду, что на их стыке возможно найти новые и порой неожиданные решения.

3. Пересмотр доступных, известных научных результатов исследования при помощи новых методов, с новых теоретических позиций с привлечением новых существенных фактов.

Существенную помощь в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы с консультантами, специалистами-практиками, руководителем ВКР, в процессе которых можно выявить важные и актуальные вопросы профессионального обучения.

Тематика ВКР может отражать следующие основные направления:

· проектирование педагогических технологий (образовательных, предметных, коммуникативных, информационных, игровых, тестовых и пр.);

· проектирование методик обучения и воспитания;

· проектирование дидактических комплексов для обучения профессии, циклам дисциплин или отдельным дисциплинам;



· проектирование организационной структуры образовательного учреждения;

· маркетинговые исследования по проблемам образовательного учреждения;

· решение проблем, связанных с управлением образовательным учреждением.

Приведем примерную матричную тематику ВКР по специальности 050501 Профессиональное обучение (по отраслям):

1. Комплексно-методическое обеспечение профессии……

2. Учебно-методическое обеспечение элективного курса…….

3. Тестовые технологии обучения и контроля по ………

4. Учебный проект как средство диагностики результатов обучения.

5. Итоговая государственная аттестация учащихся профессии .......

6. Миссия образовательного учреждения……

7. Развитие персонала в образовательном учреждении……

8. Проектирование личностно ориентированной образовательной среды…….

9. Модульно-компетентностная программа профессионального модуля…….

10. Рабочая тетрадь по профессиональному модулю (или по междисциплинарному курсу) ……...

11. Средства обучения по профессиональному модулю (или по междисциплинарному курсу) ……...

12. Модульная программа профессии ……. в системе дополнительного профессионального образования.

13. Концентрированное обучение будущих специалистов ……..

14. Технология проблемно-модульного обучения профессиональному модулю (или по междисциплинарному курсу) ……...

15. Задачно-модульный подход в обучении учащихся профессии …….

16. Проектное обучение на уроках «……» в общеобразовательной школе.

17. Организационная модель креативного образования будущего менеджера в учреждении среднего профессионального образования.

18. Дидактико-технологическое обеспечение образовательной программы повышения квалификации.

Актуальность выбранной темы исследования прописывается во введении. При обосновании актуальности выбранной темы необходимо обратить внимание на определение конкретно выбранной темы, а не предпочитаемое педагогическое или психологическое направления. Иначе это будет серьезная методологическая ошибка, и ее ни в коем случае не следует допускать. Поэтому во введении имеет смысл уточнить, в чем конкретно заключается актуальность выбранной темы. Актуальность следует формулировать на 3-х уровнях: на социально-педагогическом уровне (это дает возможность определить научную новизну исследования); на педагогическом уровне (дает возможность определить научную значимость); на научно-методическом уровне (определяет практическую значимость).

В рамках актуальности выбранной темы ВКР формируется противоречие, понимаемое чаще всего как активно взаимодействующие противоположности, как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями внутри единого объекта. Выявленное противоречие может иметь место как в теории, так и в практике.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема, которая охватывает все стороны противоречия, и если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности[3]. Чтобы сформулировать проблему, необходимо:

· «расщепить» противоречия на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос;

· сгруппировать и определить последовательность решения подвопросов, составляющих проблему;

· ограничить поле изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями самого исследователя, а потом разграничить известное от неизвестного в области, избранной для изучения.

Приведем пример формулирования актуальности, противоречия и проблемы исследования в ВКР по теме «Управление мотивацией персонала образовательного учреждения» (2010 г.). Актуальность темы. В опубликованной литературе встречаются лишь отдельные углубленные структурные исследования трудового коллектива и поведения в нем отдельной личности, в которых имеет место простое упоминание о необходимости учета индивидуально-психологических особенностей личности как объекта управления. Но мало изученной остается проблема мотивации сотрудников начальных профессиональных учебных заведений. Ответов на вопросы о том, в чем смысл и какова природа особенностей мотивации персонала в профессиональных училищах, каким образом они формируются и как их учитывать руководителю в теории и практике управления, не выработано. Это обусловило актуальность выбранной темы дипломной работы «Управление мотивацией персонала образовательного учреждения». На основании выявленного противоречия заключающегося в необходимости формировать мотивационную среду и отсутствием соответствующих управленческих программ, сформулируем проблему исследования: отсутствие научно-обоснованной программы повышения мотивации персонала образовательного учреждения.

Еще один пример. Тема ВКР «Комплексно-методическое обеспечение по дисциплине «Организация и технология розничной торговли» на основе ФГОС нового поколения» (2011 г.). Актуальность темы. Переход образовательных учреждений НПО на ФГОС нового поколения порождает ряд проблем, таких как отсутствие программ (представлены лишь примерные документы, который носят рекомендательный характер), необходимость проверки компетентностных результатов и т.д. Разработанные ФГОС основаны на идеологии формирования содержания образования «от результатов», а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников. На основании выявленного противоречия заключающегося в необходимости разработки комплексно-методического обеспечения на компетентностной основе, можно сформулировать проблему исследования: отсутствие учебно-программной документации и средств контроля, адекватно реализующих идею ФГОС нового поколения.

Проиллюстрируем еще один пример из ВКР по теме «Комплексно-методическое обеспечение профессионального модуля» (2011 г). Актуальность темы. Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран концепции образовательных стандартов. Он связан с переходом конструирования содержания образования и системы контроля его качества на основе компетенций. В настоящее время в традиционной системе профессиональной подготовки рабочих в системе НПО существует противоречие между интегративно-целостным характером профессиональной деятельности специалиста и дискретно-предметной системой профессиональной подготовки. Это противоречие легло в основу разработки проблемы ВКР, которая состоит в необходимости проектирования целостного содержания профессионального модуля на основе модульно-компетентностного подхода.

 

Приведенные примеры наглядно показывают неразрывность связки «тема – проблема». Еще раз хочется подчеркнуть, что актуальность темы определяется двумя факторами: степенью востребованности решения определенной проблемы и уровнем готовности образования к их решению, к тому, чтобы дать ответ на запросы времени.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.