|
Тема 14. Тема и микротема текста. Заголовки научно-учебных текстов.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Средства массовой информации и их виды. Лексический минимум слов для усвоения: содержание текста, тема, микротема, основная мысль текста.
Содержание текста — это то, о чём текст написан: какова его тема, основная мысль, как раскрывается эта основная мысль, какова позиция автора по отношению к теме. Тема текста — это предмет либо явление, находящиеся в центре внимания автора. Усилия автора направлены на то, чтобы дать характеристику теме, раскрыть тему текста. Основная мысль текста — это общая характеристика, данная в тексте теме. Основная мысль иногда может быть напрямую выражена в тексте, а иногда выводится из его содержания. Тема раскрывается через ряд связанных друг с другом суждений, каждое из которых прямо или косвенно характеризует тему. Суждения эти могут иметь, в свою очередь, разнообразную тематику. Частные темы, возникающие по мере раскрытия главной, называются микротемами. Учёт микротем необходим для выведения основной мысли текста. Обратите внимание! Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора. Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём. Например: Жизнь Трезора Трезор, пестрая собака с крупными лапами и сонной мордой, был отпетым тунеядцем, хитрецом и увальнем. В доме, кроме него, проживали еще три кошки, и посуда для еды животных - старая эмалированная кастрюля - была одна на всех. Первым засунув морду в кастрюлю, пес выбирал то, что помягче, по-вкусней; а кошки терпеливо сидели вокруг и облизывались, не смея потревожить трапезу господина. Если какая из кошек совала морду в кастрюлю, Трезор издавал грозныйрокот, такой гневный, что кошки бросались врассыпную. После еды Трезор или засыпал возле дверцы топившейся печки, или выходил на улицу, потягивался, широко, со сладким воем открывая пасть, и отправлялся драться с братом Мухтаром... Летом Трезор совсем ни с кем не дрался. Он был совершенно поглощен заботами о сладком пропитании, которое научился вымогать у приезжих из горо-да ребятишек и сердобольных тетенек. В то время, когда его брат Мухтар плавал по реке вслед за лодкой хозяина, караулил нехитрое имущество рыбаков, Трезор, начиная с крайней хаты, обходил деревушку. Он садился против ворот или перед открытым окном и ждал, когда ему дадут сахарку или какое другое лакомство. Если долго не давали, Трезор напоминал о себе лаем и в конце концов получал то, что хотел. Неторопливо прохрустев сахаром, Трезор облизывался и совал свою огромную лапу благодетелю либо ложился возле ворот и какое-то время «сторожил» двор. Норма его работы зависела от угощения: мало давали сахару - он лежал под воротами недолго, а то и сразу убегал к другой избе. Ближе к осени Трезор скучнел: городской народ разъезжался из деревушки. Каждую семью он провожал до автобусной остановки. Опустив голову, повесив хвост, плелся пес по дороге, со вздохом ложился в тенек, словно говорил: «Что поделаешь? Отпуск есть отпуск. Но помните, люди, что у вас здесь остался верный и надежный друг». Стоило, однако, автобусу удалиться за мосток, переброшенный через речку, исчезнуть за островком ельника, как Трезор завинчивал кренделем хвост, ставил уши топориком и с бодрым лаем возвращался в деревушку: «Прогнал я, прогнал этих дачников! Повадились, понимаешь. Одно от них беспокойство!» (По В. Астафьеву) В данном тексте его тема названа в заглавии, а основная мысль сформулирована в первом предложении. Однако достаточно часто основная мысль не оформляется словесно, читатель или слушатель должен определить ее сам, вдумываясь в содержание текста. Тема или основная мысль, как правило, находят отражение в названии текста. В каждом тексте существуют опорные слова, передающие основное в его содержании. При чтении только этих слов можно определить как тему текста, так и направления ее раскрытия. Например, в первом и втором абзацах текста «Жизнь Трезора» опорными можно назвать слова Трезор, собака, тунеядец, хитрец, увалень; три кошки, кастрюля одна, пес выбирал, кошки сидели, облизывались, совала морду, грозный рокот, бросались врассыпную. Следующим признаком текста является развернутость, т.е. развитие темы и реализация основной мысли текста через подтемы и микротемы. Подтемы обеспечивают широту охвата темы, а микротемы — глубину раскрытия темы. Названия подтем обычно соотносятся с простым планом текста, добавление названий микротем превращает простой план в сложный. Например, в тексте «Жизнь Трезора» можно выделить следующие подтемы и микротемы: 1. Господин: а) трапеза господина; б) после трапезы. 2. Заботы о сладком пропитании: а) вымогательство сладкого; б) «работа». 3. «Верный» и «надежный» друг: а) до автобусной остановки; б) с автобусной остановки. Таким образом, текст позволяет не только выразить мысль (как в предложении), но и развить ее.
СРСП Основные термины, которые используются в Законе о СМИ: массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; средство массовой информации — периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; периодическое печатное издание — газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа — совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год; продукция средства массовой информации — тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы; распространение продукции средства массовой информации — продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ; специализированное средство массовой информации — средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого Законом о СМИ установлены специальные правила; редакция средства массовой информации — организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации; главный редактор — лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации; журналист — лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию; издатель — издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода; распространитель — лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Работа по тексту. 1. Прочитайте текст. История рождения газеты Предшественниками газет традиционно считаются новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе. Переписывавшиеся от руки свитки под названием Acta diurna populi romani («Ежедневные дела римского народа») вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств. Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность. На протяжении последующих столетий в газетах мало что изменилось: вплоть до изобретения в Германии в 1450-х годах Иоганном Гутенбергом печатного пресса, позволявшего размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, газеты (представлявшие собой всё те же переписанные от руки свитки с главными новостями) оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев. Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход само название «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты gazzetta, которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации — прообразы информационных агентств — и возникла профессия «писателей новостей». К числу первых газет, сильно напоминающих современные нам издания, принято относить издававшуюся с 30 мая 1631 года во Франции газету «La Gazette». Тираж газеты насчитывал около 1200 экземпляров, а её издателем стал получивший в 1630 году патент на распространение новостей по территории Франции дворянин Теофраст Ренодо. Политическое значение «La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в неё писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришельё. Значение «La Gazette» для развития этого типа СМИ было особенно велико ещё и потому, что в «La Gazette» стала размещаться платная реклама. В 1657 году одна из английских газет опубликовала первое рекламное предложение, вскоре король Карл II разместил частное объявление о пропаже любимой собаки, а полвека спустя Даниэль Дефо положил начало политической журналистике, основав еженедельник «Обозрение государственных дел». Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 год (хотя некоторые исследователи называют 1605 год). Местом ее появления стала Германия. Газета, начинавшаяся словами «Relation: Aller Furnemmen», была напечатана в январе 1609 года в свободном имперском городе Страсбург, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором-издателем этого еженедельника стал типограф Иоганн Каролюс, ранее занимавшийся составлением рукописных листков новостей. В том же 1609 году в Аугсбурге появилась «Avisa Relation oder Zeitung» — другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте. Проникшее в немецкую печать итальянское слово «avviso» свидетельствует о генетической связи между первыми немецкими еженедельными газетами и их венецианскими прообразами. Формат немецких изданий и форма подачи новостей также напоминают венецианские avvisi. Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.
2. Определите микротемы. 3. Сформулируйте основную мысль каждой микротемы. 4. Определите общую тему текста.
СРС Подготовить сообщение на тему(по выбору): «Молодёжные телевизионные программы», «Сайты известных политиков Казахстана», «Познавательные передачи казахстанского телевидения», «Мои любимые музыкально-развлекательные программы казахского телевидения». Тема 15. Данная и новая информация как элементы развития мысли и связности текста. Прогрессия текста как увеличение его объёма и количества информации.Средства связи и их роль в жизни современного человека.
Лексический минимум слов для усвоения: данная и новая информация, средства массовой информации, прогрессия текста.
Одной из основных задач любого текста является передача информации. Автор не может передать всю информацию сразу, поэтому он выстраивает текст – соответствующее его намерениям развернутое сообщение. Предложение в контексте речи распадается на две части – одна из них содержит уже известную для адресата сообщения информацию, а другая – новую. Речь человека линейна. Мысль автора развивается от известного (данного) к новому. Выделение в высказывании данного и нового называется актуальным членением. Тема и рема – актуальные для говорящего единицы информативного деления предложения на «данное, известное» (тема) и «новое, неизвестное» (рема). Иногда высказывание содержит только новую информацию, его нельзя разделить на тему и рему. Такие предложения называются нерасчленяемыми (Наступила весна. Идет дождь. Жили-были старик со старухой.). Нечленимые предложения обычны в начале текста: Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров (А. С. Пушкин «Дубровский»). Актуальное членение выполняет несколько функций. Во-первых, оно организует предложение как целенаправленное высказывание. Во-вторых, осуществляет связь предложений между собой, их объединение в единицы текста. В-третьих, связывает единицы текста, определяет порядок их следования в тексте, соотношение композиционных частей текста в развертывании текстовой информации. Деление высказывания на тему и рему не всегда соответствует границам синтаксических конструкций в составе предложения. В предложении Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин тема выражена местоимением их, остальная часть предложения относится к реме. Средства актуального членения – это средства выделения темы и ремы. В их числе – интонация (Дом у дороги; Дом – у дороги), фразовое и логическое ударение, порядок слов (Дом – у дороги; У дороги – дом), указательные местоимения, выделительные частицы и др. При прямом порядке слов рема обычно располагается после темы. Выделяться может наиболее значимое слово в составе ремы (наведение фокуса): Наступила весна (в фокусе ремы нечленимого предложения слово весна, средство – порядок слов и фразовое ударение); Душа мояТ полна тобою, Тобой, одной тобойР (в фокусе ремы местоимение тобой, которое выделено при помощи повтора и усилительной частицы). Актуальное членение возможно только в тексте. С точки зрения информативной значимости рема играет в высказывании более важную роль, чем тема. Но в составе текста темы не менее значимы. Выявление и перечисление тем отражает содержательную основу текста. Структура текста может быть представлена как цепочка чередующихся тем и рем, связывающая элементы текста друг с другом. Их называют тематическими прогрессиями или темо-рематическими цепочками: а) простая линейная прогрессия (с последовательной, цепной связью; рема предыдущего предложения становится темой последующего); б) прогрессия со сквозной темой (тема повторяется в каждом из предложений, связанных параллельно); в) прогрессия с производными темами (ряд частных тем раскрывает одну общую гипертему, которая может быть названа в тексте, но может и отсутствовать); г) прогрессия с расщепленной темой (из одной сложной ремы развиваются разные тематические прогрессии); д) прогрессия с тематическим прыжком (в прогрессии с цепной связью имеется разрыв, который восстанавливается из контекста).
Выполните задания: 1. Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу? Озаглавьте её, запишите; подчеркните главные члены предложений; обозначьте время глаголов-сказуемых. 1) Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. 2) Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки. 2. Из данных предложений составьте текст. Озаглавьте его и запишите; затем перескажите. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шёл неделями. Леса моросили дождём облетавшей листвы. 3. Прочитайте предложения и выполните задания, которые приведены после текста. 1) Старенький кинотеатр. Прошел мимо аптеки. Светофор на углу подмигнул зеленым глазом, как доброму знакомому. Осталось триста метров. 2) Вот старенький кинотеатр. Потом прошел мимо аптеки. А вот и светофор на углу подмигнул зеленым глазом, как доброму знакомому. Отсюда осталось триста метров. 3) Как всегда, возвращаюсь домой по знакомой улице. Вот старенький кинотеатр. Потом прошел мимо аптеки. А вот и светофор на углу подмигнул зеленым глазом, как доброму знакомому. Отсюда осталось триста метров. 4) Мне хорошо объяснили, как пройти к стадиону, и я отправился по незнакомым улицам. Ага, вот старенький кинотеатр... Так, прошел мимо аптеки... А вот и светофор на углу. Ишь, подмигнул зеленым глазом, как доброму знакомому. Значит, отсюда осталось триста метров. Сравните первый и второй отрывки. В каком из них высказывания связаны между собой, т.е. образуют целостную смысловую единицу речи? Какие слова во втором отрывке указывают на связь между высказываниями? Сравните второй и третий отрывки. Оба ли они представляют собой самостоятельные сообщения? Понятно ли, о чем сообщается во втором отрывке? А в третьем? Можно ли сказать, что последнее высказывание во втором отрывке придает ему законченный характер? А в третьем? Почему вы так считаете? Третий отрывок представляет собой целостную смысловую единицу речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. Такую единицу речи называют текстом. Можно ли считать текстом первый отрывок? Второй? Четвертый? Какой из этих отрывков может быть только частью какого-то текста? СРСП 1. Прочитайте текст. Докажите, что текст «Певец» обладает таким признаком, как связность. 2.На примере одной подтемы определите, как осуществляется связь компонентов текста на языковом уровне и каковы виды связи предложений. Певец Однажды мы с другом-писателем поехали рыбачить на Старую Канаву. Так в этих местах называют узкую лесную речку с быстрым течением и коричневой водой. Речка эта протекает в большом отдалении от человеческого жилья, в глубине леса, и попасть на нее не так-то просто. Возвращались мы на следующий день. В сумерки вышли мы к станции. Был уже август, кое-где на березах висели первые пожелтевшие листья. От луча закатного солнца то один, то другой такой лист загорался золотым пламенем. Подошел маленький поезд весь из пустых товарных вагонов. Мы вошли в один вагон, где женщины везли кошелки с брусникой и грибами и сидели два оборванных и небритых охотника. Сначала женщины разговаривали о своих сельских делах, но вскоре таинственная прелесть лесных сумерек вошла в вагон, и женщины, вздохнув, замолчали. Поезд вошел в луга, и стал виден во всю ширь тихий закат. Солнце садилось в травы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива, доносящегося через открытые двери вагона. Тогда самая молодая женщина запела. Пела она простую рязанскую песню, и кое-кто из женщин стал ей подпевать. Когда они замолкли, оборванный охотник в обмотках из солдатской шинели сказал вполголоса своему спутнику: — Споем и мы, Ваня? — Ну что ж, споем,— согласился тот. Охотники запели. У одного был густой мягкий бас. Он лился свободно, широко, и мы все сидели, пораженные этим необыкновенным голосом. Певцы замолкли. Женщины начали благословлять их и желать им счастья и долгой жизни за доставленную радость. Когда мы спросили певца, кто он такой, он назвал себя колхозным счетоводом из-за Оки. Мы начали уговаривать его приехать в Москву, чтобы кто-нибудь из крупных московских певцов и профессоров консерватории послушал его голос. Мы говорили, что преступно сидеть в глуши с таким голосом и зарывать свой талант в землю. Но охотник только застенчиво улыбался и упорно отнекивался. Маленький паровоз засвистел тонким гудком. Мы подъезжали к своей станции. — Вот что! — решительно сказал мой товарищ охотнику.— Нам пора выходить. Но я вам оставлю свой московский адрес и телефон. Приезжайте в Москву непременно. И поскорей. Я сведу вас с нужными людьми. Он вырвал из записной книжки листок и торопливо набросал на нем свой адрес. Поезд уже подошел к станции, остановился и тяжело отдувался, готовясь тронуться дальше. Охотник при слабом свете заката прочел записку моего приятеля и спросил: — Вы писатель? — Да. — Знаю, читал. Очень рад познакомиться. Но позвольте и мне в свою очередь представиться — солист Большого театра Пирогов. Ради всего святого, не обижайтесь на меня за этот небольшой розыгрыш! Одно только могу сказать: если бы я действительно был счетоводом, вы бы не дали погибнуть моему голосу. Вот за это спасибо! Он крепко потряс нам руки. Поезд тронулся, и мы остались, озадаченные, на дощатой платформе. Только потом мы вспомнили рассказ местного аптекаря о том, что певец Пирогов каждое лето отдыхает у себя на родине, в большом селе неподалеку от нас. (По К. Паустовскому) 3. Прочитайте текст. Согласны ли вы с автором? Сегодня под влиянием инновационных трансформаций происходит изменение отношений между людьми и формируются новые образы реального мира, изменяющие содержание и направленность ценностного сознания человека. В коммуникационных процессах реального, живого человека как объект интереса и внимания со стороны «Другого» заменяют предметы потребления. В жизненном мире человека прочное (и все более увеличивающееся с точки зрения объема выделяемого времени) место занял Интернет, или компьютерный собеседник. В мире повседневности увеличивается доля спроектированных сообщений, получаемых индивидом по различным каналам СМИ и глобальной сети. По словам Э. Тоффлера, вздымающиеся все выше и выше волны кодированной информации обрушиваются на нервную систему человека, в корне изменяя его отношение к окружающему миру, а, следовательно, и характер общения между людьми. В пространстве современной коммуникации СМИ, глобальные сети и высокотехнологичные средства связи умножают и ускоряют коммуникационные потоки. На современном этапе развития цивилизации, в условиях присущих ему процессов глобализации, компьютеризации, формирования виртуальной реальности и т.п. на содержание и наполняемость этих потоков все большее влияние оказывают не реальные, рациональные денотации объектов, а их целенаправленно конструируемые образы. Большая часть этих образов строится не на основе личных наблюдений человека, а на основе уже созданных в глобальной сети информационных сообщений. В частности, Тоффлер отмечает, что в коммуникативном пространстве созданные таким путем новые образы разрушают «оборону» и мысленную модель реальности, приводя к ускоренному вытеснению прежних образов мира, увеличению умственной «пропускной способности» и к ощущению непостоянства, недолговечности получаемых знаний. В настоящее время складывается особая коммуникативная ситуация, при которой процессы, происходящие в коммуникативном пространстве, обеспечиваются большим количеством совершенно новых средств накопления, хранения и передачи информации. Происходит подмена, вытеснение традиционных механизмов и каналов трансляции социокультурного опыта и системы ценностей, благодаря чему создается качественно иная информационная среда. В условиях глобализации, бурного развития средств массовой информации и сети Интернет происходит трансформация социальной реальности, коснувшаяся, прежде всего, сферы духовных ценностных ориентаций людей и мира человеческих отношений, то есть коммуникации. Очевидно, что в этих условиях культуро- и смыслообразующая роль инноваций неизмеримо возрастает, поскольку общество все более нуждается в устойчивых, наполненных духовным содержанием нормах отношений между людьми, регламентация которых обеспечивается не принудительными мерами, а внутренними мотивами. Трансформация современного коммуникативного сообщества, вызванная достижениями науки и техники, поставила «все народы, расы и культуры перед лицом общей этической проблематики» сохранения устойчивых нравственных форм внутренней регуляции поведения человека (К. Апель). 4.Дополните текст новой информацией.
СРС Подготовить сообщение на тему (по выбору): «Социальные сети: добро и зло?», «Почему СМИ называют четвёртой властью».
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|