|
Тема 11. Подстили научного стиля.Твои возможности, студент. Лексический минимум слов для усвоения: подстиль, потенциальные возможности. С учетом коммуникативных функций в научном стиле речи выделяются подстили, наиболее распространенными из которых являются собственно научный, научно-учебный и научно-популярный. Высказывания, созданные в собственно научном подстиле, обычно адресуются специалисту в конкретной научной области и характеризуются строго академическим изложением. Например: Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяженности, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская). Собственно научный подстиль используется в таких речевых жанрах, как диссертация, монография, автореферат, научная статья, научный доклад, тезисы, научная рецензия и т. д. Тексты, созданные в научно-учебном подстиле, предназначены для восприятия человеком, обучающимся данной науке и владеющим определенным научным багажом, достаточным для усвоения сообщаемой ему новой информации. Поэтому к основной функции научного стиля здесь добавляется еще одна — обучающая, а изложение характеризуется большей доступностью, множеством пояснений, примеров и т. п. Например: Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова «ботане», что значит «зелень, трава,растение». Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина). Научно-учебный подстиль характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д. Научно-популярный подстиль чаще всего используется тогда, когда специалист обращается к неспециалисту, и характеризуется специфической функцией - функцией популяризации, что предполагает доступную и увлекательную форму изложения. Например: В русском языке член предложения зависит от части речи. У нас в руках глагол? Значит, надо сделать его сказуемым. Прилагательное? Сделаем его определением. Наречие? Пускай тогда оно будет обстоятельством. Какая часть речи в языке зависит от члена предложения? Это слово - сказуемое? Назовем его глаголом. Это подлежащее? Будем считать его существительным. Это обстоятельство? Нам ничего не остается, кроме как признать его наречием. (А. Леонтьев) В научно-популярных книгах и журналах, в публичных выступлениях на научную тему почти не употребляются узкоспециальные термины, используются языковые средства, характерные для иных функциональных стилей (в том числе эмоционально окрашенные), строго научная информация может сообщаться не в полном объеме, изложение отличается простотой, ясностью, поскольку перед автором стоит задача не только информировать читателей или слушателей, но и вызвать у них интерес к рассматриваемой теме. Степень популяризации зависит от уровня научной осведомленности адресата. Работа по тексту. 1. Прочитайте текст.
Текст научного произведения создается как цепочка «шагов» — действий внутри текста, которые образуют логический каркас, своеобразный «сценарий научного произведения». В научном тексте по любой специальности можно без труда выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса. Это, например, глаголы обозначим, зададим, составим, определим, найдем, выберем, рассмотрим и т.п. Автор методично, шаг за шагом, поясняет, подсказывает своему собеседнику, какие именно мыслительные операции он в тот или иной момент совершает: дает определение, переходит к следующему вопросу, возвращается к исходному пункту, приводит пример, анализирует результаты эксперимента, делает вывод и т. д. С помощью специальных средств автор: • квалифицирует свои действия: дадим определение, перейдем к вопросу, возвратимся к формуле, приведем пример и т. д.; • сообщает о своих целях: В связи с этим рассмотрим различные существующие варианты и наметим новые подходы в исследовании термина «агрессивность грунтов»; • заключает с читателем конвенцию об использовании понятий, терминов и т.п.: Поскольку ряд используемых в тексте терминов не всеми трактуется однозначно, сделаем несколько пояснений; • фиксирует фазы — начало, продолжение, конец — отдельного действия или всего исследования: На этом закончим обзор основных понятий и оппозиций дейксиса; • указывает на переход от одного эпизода к другому: Рассмотрим схему вычислительного алгоритма; • указывает на связь между фрагментами высказывания: их последовательность (во-первых, прежде всего и т. п.), эквивалентность (элементарный, т. е. одновходовый, ключ) и т. д. Для облегчения восприятия информации и удержания ее в памяти читателя автор часто прибегает к смысловому повтору. Смысловые повторы не только не являются недостатком научного текста, но, наоборот, помогают организовать его. Некоторые повторы — необходимый атрибут композиции. Особенно важную роль они играют при подведении итогов научной работы: в статьях это обычно последний абзац (иногда два или три), в монографиях — специальные разделы «Заключение», «Выводы». В курсовых, дипломных работах, диссертациях смысловыми повторами небольшого объема (предложение, абзац) может завершаться каждая более или менее значительная рубрика (например, параграф), большим смысловым повтором — большая часть (например, выводами по главе), а вся работа — смысловым повтором в объеме одной-двух страниц (заключением). Следует иметь в виду, что концевые смысловые повторы не сложение смысловых повторов по параграфам и главам, они должны содержать некоторую обработку, обобщение. (По И. Левиной) 2. Определите, к какому из подстилей научного стиля речи относится данный текст и кому адресован. 3. Предположите, фрагмент какого из жанров научного стиля здесь представлен. 4. Охарактеризуйте текст по следующему плану: 1) сфера употребления; 2) задачи речи; 3) отличительные стилевые черты; 4) языковые особенности. 5. Законспектируйте текст. Относится ли ваш конспект к жанрам научного стиля речи? 6. Определите подстиль научного стиля данного фрагмента текста. Докажите свое мнение. Каждый функциональный стиль оформляется в своей особой совокупности жанров: этот конгломерат не дублируется в других стилях речи. Совокупность образующих жанров специфична для каждого стиля и считается обеспечивающей его целостность. Так, в одной из своих работ Е. С. Троянская описывает ту совокупность жанров, в которой выступает научный стиль: 1) академические (монография, статья, диссертация, научно-технический отчет, тезисы, доклад, сообщение и т. д.); 2) информационно-реферативные (реферат, аннотация и т. д.); 3) справочно-энциклопедические (энциклопедия, словарь, справочник и т. д.); 4) научно-оценочные (рецензия, отзыв, экспертное заключение, полемическое выступление и т. д.); 5) научно-учебные (учебник, учебное пособие, лекция и т. д.); 6) инструктивные (инструкция, руководство, памятка, рекомендации, сопроводительная документация, программы и т. д.); 7) научно-деловые тексты - научная и техническая документация (патент, авторское свидетельство и др.). Совокупность жанров разговорного стиля в соответствии с разработками ученых выглядит следующим образом: а) монологические: монолог убеждающий, монолог лирический, монолог драматический, монолог сообщающего типа; б) диалогические: ситуативно обусловленный диалог, свободный диалог. В официально-деловом стиле О. В. Канарская выделяет доверенность, заявление, протокол, автобиографию, служебное письмо и другие жанровые разновидности, а в работах, посвященных жанрам публицистического стиля, перечисляются жанры информационные (заметка, отчет, сообщение, комментарий, корреспонденция, интервью) и аналитические (статья, очерк, рецензия, обращение, фельетон, памфлет, эпистолярная публицистика, публицистические раздумья). Безусловно, вычленение образующих конкретный стиль жанров у разных авторов может быть неодинаковым (тот же научный стиль, к примеру, дифференцируется Н. М. Разинкиной иначе, чем в упомянутой работе Е. С. Троянской), но собственно «жанровое лицо» стиля оказывается уникальным в любом случае. СРСП Прочитайте текст. Твои возможности, студент Твои возможности, студент? Если произнести эти слова в виде вопроса, то вряд ли многие из вас, к кому они будут обращены, сумеют на них правильно ответить. Не все знают в полной мере свои возможности. Хотя, вероятно, не раз каждый из вас спрашивал себя: «А что я есть на самом деле, на что я способен, сумею ли я достигнуть большего, если я мобилизую все свои силы, все свои возможности?». Ученые доказали, что теоретически возможности человека неограниченны и неисчерпаемы. И можно смело утверждать – никто не знает границ своего ума. Мы никогда даже ближе не подходим к границам наших возможностей, и мозг наш обычно работает на ничтожную долю своей мощности. Природа отпустила каждому из нас колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, часто ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой, чтобы поднимать уровень своих возможностей до уровня талантов и гениев. Конечно, не каждому дано стать Эйнштейном, Колмогоровым, Станиславским, но каждый может – независимо от профессии и должности – предельно раскрыть свои потенциальные возможности. Существуют сотни различных типов дарований, и во всех них человечество нуждается. Это может быть абсолютный слух или исключительная зрительная память или молниеносная реакция, редкие математические или художественные способности. Необходимо развивать все таланты, реализовать все потенциальные способности, которыми обладают люди. Знаете ли вы, какая роль принадлежит самовоспитанию и самосовершенствованию? Можно сказать, что воспитание, полученное человеком, достигает своей цели только тогда, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить. Истинное самосовершенствование всегда предлагает определенную цель, которую ставит перед собой человек. Путь к формированию творческой, всесторонне развитой личности – это долгий путь. И это путь нелегкий! Как преодолеть препятствия, возникающие на пути к поставленной цели? В этом вам поможет правильно организованный режим труда и отдыха 2. Составьте вопросы к тексту. 3. Определите стиль текста. 4. Приведите примеры из жизни, доказывающие, что возможности человека безграничны.
СРС Подберите информацию на тему: «Законодательные и исполнительные органы РК». Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|