|
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ АЮРВЕДЫСтр 1 из 23Следующая ⇒
Аюрведа, как и любая другая наука, базируется на определенном фундаменте, из которого произрастает вся ее практическая, прикладная, медицинская надстройка. Изначально этот фундамент был заложен древними мудрецами, а их ученики и последователи бережно, из уст в уста перенесли его через реку Времени до наших дней. И если практическая часть Аюрведы с каждым поколением мудрецов и гениальных врачей пополнялась новыми рецептами препаратов, способами диагностики и терапевтическими процедурами, то ее фундамент, ее первоосновы до сих пор остаются незыблемыми. Философские корни Аюрведы залегают не только в четырех Ведах, но и в Упанишадах, Тантрах и Пуранах, ее физика и химия – философии Ньяя-Вайшешика, Санкхйа-Патанджала, Пурва-Мимамса, ее метафизика – Веданта Сутра и Атхарва веда. Аюрведическая наука представляет собой свод аксиом, относящихся не только к ее философской (например, доктрина о первоэлементах, субстанции, бытие и небытие, и т.д.) или медицинской (доктрина о трех составляющих тела – доша, тканях и нечистотах) части, но и к общечеловеческим проблемам – например, качествам идеального врача или отношению врача и пациента. Несомненно, концепция трех доша, тканей, нечистот и пранических каналов является главной аксиомой аюрведической науки, однако, если врач не будет обладать необходимыми человеческими качествами и квалификацией, этот базис не принесет пользы ни ему, ни его пациентам. Фундаментальные понятия философской и медицинской части Аюрведы можно представить в виде таблицы (см. таблицу 1), а эта книга является своеобразным пояснением к ней, или ключом, раскрывающим эту бескрайнюю комнату дворца Ведического знания.
ЧАСТЬ 2 ФИЛОСОФИЯ И АЮРВЕДА IV. ФИЛОСОФИИ ТВОРЕНИЯ МИРА Аюрведа - громадная область ведического знания, очень гармоничная и включающая в себя не только теоретические и практические медицинские знания, но и научно-философские принципы строения, сотворения и разрушения этого материального мира («ведическую физику»). Все аюрведическое знание базируется на понятии Тридоша - трех основных составляющих физического тела человека: Вата (газ, воздух), Питта (желчь, огонь) и Капха (слизь, вода); и тот, кто хочет понять, усвоить и применять на практике эту систему знания, должен понять и осознать, что такое Тридоша. К сожалению, многие люди в Индии (да и не только в ней), имеют очень абстрактное представление о Тридоша, но, несмотря на это, довольно часто используют этот термин в своём лексиконе. На самом деле они вкладывают в это понятие несколько не то, что есть в действительности, и популярные ныне концепции отличны от истинно аюрведического понимания Тридоша. В аюрведических текстах мы находим всевозможные описания качеств, функций и других показателей Вата, Питта и Капха доша в их нормальном состоянии баланса и состоянии дисбаланса, но нет легкодоступных для понимания сведений и методов, с помощью которых можно было бы легко и сразу понять природу этих субстанций. Поэтому, для получения необходимых знаний, часто приходится обращаться не только к оригинальным аюрведическим писаниям или комментариям к ним, но и к "немедицинским" трактатам. Итак, Вата, Питта и Капха, а также семь тканей тела и нечистоты являются основными и фундаментальными понятиями Аюрведы, и о них пойдет речь в этой книге. Без этого фундамента все знание Аюрведы бесполезно, а лечение болезней по этой системе просто немыслимо и невозможно. До введения терминов Вата, Питта и Капха необходимо достаточно подробно остановиться на ведической теории строения мира. Чарака, Сушрута, Бхела, Вагбхата и остальные авторы аюрведических текстов полагаются на научно-философские системы Ньяя-Вайшешика, Санкхйа-Патанджала и Пурва-Мимамса, базирующиеся на принципах и знаниях о пяти первоэлементах, а так же на философию Веданты. Помимо ссылок на эти научно-философские системы, в некоторой степени лежащие обособлено от духовно-мистическо-религиозных вопросов, они подтверждают авторитет и других мудрецов, например, Парашара Муни, давших знания об астрологической концепции творения вселенной. В своей Брихат Парашара Хора Шастре Парашара Муни пишет о творении Вселенной следующее (П.Х.Ш.1.1.9-19): «Своим непроявленным до начала творения духом, одной четвертью Своего могущества Господь Вишну, Господин всего, Стоящий превыше трех гун материальной природы и Контролирующий их влияние, Создатель цикла рождения и смерти, который проходит каждая душа в материальном мире, Величайшая личность, Конструктор этого феноменального мира, Причина всего, Доблестный и Великолепный, Безначальный, создает этот материальный мир. Другие три четверти Его могущества наполнены нектаром и могут быть восприняты только святыми мудрецами. Координатор этого мира – Васудэва; Он ощутим и неощутим. Неощутимая природа Бога обладает двумя энергиями, а ощутимая – тремя. Три энергии суть Шри Шакти[10], порождающая гуну благости, Бху Шакти[11], порождающая гуну страсти и Нила Шакти[12], порождающая гуну невежества. Васудэва, вместе со Шри Шакти и Бху Шакти, соединяясь с гуной невежества, страсти и благости, порождает соответственно, Санкаршану, Прадьюмну и Анирудху[13]. Ложное самоотождествление, Макрокосм и Истинное самоотождествление[14] возникают от Санкаршаны, Прадьюмны и Анирудхи соответственно. Все они находятся под влиянием всех трех гун материальной природы с доминирующим влиянием гуны, отвечающей за их возникновение. Ахамкара, Ложное самоотождествление, делится на три категории - Саттвичное, Раджастичное и Тамасичное. Божественные живые существа, органы чувств и пять первоэлементов возникают из соответствующих категорий Ахамкары.». Описывая творение планет, Парашара пишет (П.Х.Ш.1.2.3): «Нерожденный Господь имеет бесчисленное множество инкарнаций. Он проявляет себя как планеты солнечной системы ради раздачи живым существам плодов их кармической деятельности».
Философия Санкхйа.
Санкхйа считает основной и единственной причиной возникновения этого материального мира (вселенной) Внешнюю Природу Бога – Пракрити. Пракрити является Божественной силой, Божественным промыслом, энергией Бога, никогда не появляющейся и никогда не исчезающей, вечной. Из-за ее трансформации и возникает этот мир. Об этом говорит раздел Санкхйа, называющийся Саткарьйавада. Пракрити – основополагающая сущность, благодаря которой мир проявляется из тела Махапуруши, Творца. Разворачивание Пракрити происходит посредством трех модусов, или качеств – махагун, т.е. Благости (Саттвы), Страсти (Раджаса) и Невежества (Тамаса). В ведической литературе три махагуны называются Трипада или Триданда – три основы, три столпа этого материального мира. Саттва, или гуна Благости, описывается, как чистая, просветляющая, благостная. Она является потенциалом сознания, поэтому пассивна и только поддерживает процесс творения, а также весь материальный мир в целом. Сам акт творения идет исключительно за счет активности и деятельности Раджо гуны, или страсти. Третья гуна, Тамас (невежество), стремится разрушить сотворяемый мир и противостоит акту развертывания вселенной. Основные свойства Саттвы, Раджаса и Тамаса - Поддержание, Активность и Деятельность, и Разрушение, а также, соответственно, удовлетворенность, боль и лень. Эти три качества материального мира всегда вместе, в нераздельном состоянии, они все время взаимодействуют друг с другом и пронизывают собой все субстанции во вселенной. Абсолютно все в этом мире находится под их контролем и все разнообразие качеств появляется из-за всевозможных их комбинаций. Они целиком и полностью правят этим материальным миром. Саттва, благость - разум, поддерживает в равновесии всю нашу вселенную. Следующая махагуна - невежество - инерция, тормоз, сдерживающий фактор любой активности. Она не производит никакой работы и пассивна, как, впрочем, и Саттва гуна. Вся работа, вся деятельность во вселенной совершается за счет Раджо гуны, страсти - принципа энергетического взаимодействия всего со всем в этом мире, порождаемого желанием. Раджо гуна описывается как неустойчивая, быстрая, напористая, а Тамо гуна - как неподвижная, медленная, заслоняющая и сдерживающая. Все части этого материального мира наитеснейшим образом связаны между собой законом совместной деятельности бесконечно большого количества частей единого целого, а желание является двигателем этого мира. Один из первых афоризмов Ману Самхиты, Законов Ману, говорит о том, что все в этом мире, хорошее или плохое, прогресс или деградация, происходит только от желания живого существа. Помимо глобального воздействия на все живые и неживые объекты во вселенной, махагуны складывают ментальною конституцию личности, а Раджо гуна и Тамо гуна, беря под контроль сознание человека, являются причинами возникновения болезней. Саттва гуна, вследствие своей чистоты, ведет к знанию, святости, здоровью и долголетию, поэтому одной из основных рекомендаций Аюрведы является поддержание себя на этом уровне. Первым продуктом эволюции Пракрити является совокупность основ материального творения - Махат-таттва, причина проявления непроявленной до этого вселенной. Это базис возникновения Буддхи индивидуума. Слово "Буддхи" достаточно сложно перевести на русский язык. Это не только разум в общепринятом понимании этого слова, но и осознанность любого совершаемого человеком действия или поступка. Ложное самоотождествление (Ахамкара), или принцип извращенной индивидуальности, возникает после Буддхи. Махагуны сразу же берут под свой контроль все нововозникающие элементы Пракрити. Они заставляют идти процесс дальнейшей эволюции мира от Ахамкары двумя ветвями, зависящими от преобладающего влияния одной из гун - Саттвика и Тамасика путями. Раджо гуна за счет своей очень высокой активности только участвует в образовании Саттвика и Тамасика ветвей развития вселенной, не давая при этом своего собственного пути образования компонентов этого мира. Из Ложного самоотождествления в его аспекте благости, возникает ум, пять органов чувств, посредством которых человек познает материальный мир - уши, кожа, глаза, язык и нос и пять органов действия - ноги, руки, анус, гениталии и рот. Ум тоже часто относят к органам чувств и называют Антариндрийа или Убахиндрийа, т.е. находящийся между или над чувствами. Из Ложного самоотождествления в аспекте невежества, возникают первокачества (Панчатанматра), или пять тонкоматериальных первоэлементарных субстанций – Звук, Шероховатость, Форма, Вкус и Запах, которые способствуют образованию пяти первоэлементов (Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли соответственно). В Шримад Бхагаватам[15] так описывается процесс возникновения Эфира: "Из тьмы Ложного самоотождествления возникает первый из пяти первоэлементов - Эфир. Его тонкая форма – Звук – связана с ним так же, как объект наблюдения с наблюдателем". Аспект гуны страсти Ложного самоотождествления принимает участие как в образовании первокачеств (Панчатанматра), так и в образовании органов чувств живого существа. Когда все вышеперечисленные материальные проявления мира обозначились, каждая из трех махагун пытается по своей природе занять доминирующее, контролирующее положение по сравнению с другими, а оставшиеся гуны пытаются вытеснить доминирующую гуну с ее положения. Так идет их постоянное взаимодействие, помогающее дальнейшей эволюции материальной Природы. Органы чувств возникают из пяти первокачеств, проявляясь непосредственно из Ложного самоотождествления, но, соответственно воспринимают только одно из них по принципу комплиментарности. Каждый орган чувств воспринимает только одно качество мира из пяти (уши воспринимают звук, глаза - форму и цвет, кожа - тепло и структуру материала, и т.д.). Из пяти первокачеств возникают пять первоэлементов – Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, из которых формируются все живые и неживые, тонкоматериальные и грубоматериальные объекты. Если сосчитать все элементы творения, то мы получим двадцать четыре составляющих Махат-таттвы. Но, нельзя забывать, ради чего идет процесс сотворения этого материального мира. Без души весь этот мир останется мертвым. На самом деле он создается только ради нее. Душа – краеугольный камень этого мира, созданного для ее самореализации и самоосознания. Есть два типа душ - свободная и самоосознающая свою природу, которая даже в этом материальном мире не теряет своего изначального осознания себя и Бога, и обусловленная, попавшая под колдовское влияние Майи, иллюзии материального мира, низшей энергии Господа. И основная задача души, попавшей в плен материального мира прийти к осознанию себя, поднявшись на уровень Мокши (но не "освобождения" в имперсональном понимании этого слова, а на уровень сознания "над гунами"), поняв свою духовную природу. Помимо душ этот мир населен духами – как добрыми, так и злыми по отношению к человеку, выполняющими контролирующую и поддерживающую Природу функцию. Мельчайшие частицы мироздания, первоэлементы, с помощью первокачеств формируют как неорганическую материю, так и органическую. Процесс формирования физических тел и субстанций идет от образования простых объектов к более сложным и полимолекулярным. Неорганические тела, растения и животные - три ступени процесса проявления всевозможных качеств этого мира, которые так же возникают по принципу увеличения сложности, уровня сознания и активности, а также свободы проявления индивидуальности. Чем выше уровень сознания живого существа, тем сложнее устроено его тело, тем больше он имеет возможностей и обязанностей, но тем меньше свобод. В этом ошибочность материалистической теории Чарльза Дарвина, говорившего о телесной эволюции видов в борьбе с внешними проявлениями реальности, естественном отборе, наследственности и изменчивости. На самом деле идет процесс эволюции сознания от более простых форм (микроорганизмы) до высших (святые мудрецы) форм жизни. В человеческой форме жизни живое существо получает возможность или развиваться дальше до уровня обитателей райских планет, деградировать до уровня животных, растений и минералов, или, осознав себя, уйти к Господу. В организме человека три гуны материальной природы оказывают влияние в первую очередь на его ум. Если преобладает влияние гуны благости, то человек стремится к знанию и самосовершенствованию, его дела и помыслы чисты, а тело здорово. Если доминирует гуна страсти, то ум человека очень активен и деятелен, быстро перескакивает с одного объекта на другой, человек не может ни на чем долго концентрироваться, испытывает много противоречивых и негативных эмоций, знание его ложно и отрывочно, а болезни протекают в острой форме. Влияние гуны невежества отнимает знание, счастье, радость и здоровье, давая взамен лень, волнение и иллюзию. Все многомолекулярные тела состоят из первоэлементов и первокачеств, и глубоко заблуждаются те, кто считает, что Эфир не принимает участия в процессе их образования и что все вокруг происходит только за счет трансформации Земли или Огня. Итак, с точки зрения философии Санкхйа можно нарисовать следующую картину сотворения мира, где первоэлементы являются субатомными частицами многомолекулярных объектов (см. схему 2).
Система Ньйайа-Вайшешика. Из шести основных философских систем Ведической науки, только система Ньйайа-Вайшешика как физическая теория строения вселенной наиболее полно и широко проявила себя и далеко ушла в процессе объяснения физических законов этого мира, особенно в связи с выявлением характеристик пяти первоэлементов – Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли, которые, как утверждает Вайшешика, являются наимельчайшими частицами, образующими все полимолекулярные объекты. Профессор Др.Радхакришнан так отзывался об этой научно-философской системе: "...Позиция Вайшешика более научна, чем спекулятивна, более аналитична, чем синтетична. Знание приходит тогда, когда уходит ментальная спекуляция. В духе настоящей (современной, прим. автора) науки, Вайшешика формулирует основополагающие характеристики принципов строения этой вселенной. Это не философия, это физика! Ньйайа и Вайшешика выявили основные принципы зарождения материальной Природы, Ее законы, а также субатомную теорию строения вселенной. Она классифицировала и дала характеристики каждой категории веществ в свете этой теории". Это представляет особый интерес для Аюрведы, т.к. здесь мы рассматриваем в основном многомолекулярные, "громоздкие" объекты, и поэтому изучение Аюрведы, и, в частности, Чарака Самхиты, начинается с изучения основных принципов философии Вайшешика. Философия Вайшешика начинается с изложения доктрины о Падартхах. Существует шесть Падартх, описанных мудрецом Гаутамой в Ньйайа сутре. Дословно «Артха» можно перевести как объект, а «Пада» как стопы. Абсолютно все проявления мира укладываются в эти шесть Падартх: 1. Материя, субстанция. 2. Качества. 3. Действие, воздействие, движение. 4. Всеобщность, неопределенность. 5. Индивидуальность, специфичность, раздельность. 6. Нераздельность, комплиментарность. В некоторых источниках приводится седьмая Падартха - Небытие, Несуществование, которая является противоположностью первых шести, называемых существующими, проявленными. С помощью шести первых Падартх можно проанализировать все объекты материального мира. Первые три имеют реальное ощутимое материальное проявление, остальные являются в большей степени философско-физическими категориями. С другой стороны, можно выделить три аюрведические Падартхи, о которых говорит Чарака (чистота-душа-тело), или четыре, о которых пишет Сушрута (личность-болезнь-способ лечения-терапия). Чарака в первой главе Сутрастханы Чарака Самхиты перечисляет все Падартхи и дает им краткое объяснение.
Материя
Субстанция в Ведах определяется следующим образом: “Там, где качества и действие существуют одновременно и в неразрывном состоянии, называется субстанция, материя” (Ч.С.1.1.51, В.Ш.1.1.15). Субстанции существуют и обладают определенными качествами, характеризующие данные субстанции. Есть два класса качеств - те, которые принадлежат одновременно множеству объектов сразу, и те, которые складывают индивидуальную характеристику данного конкретного объекта, создавая тем самым его индивидуальность. Например, имеется золото, серебро и медь. Все три объекта - металлы, ковкие, плавкие, блестящие, тяжелые и так далее. Эти качества у них общие, и по ним мы не можем точно сказать, какой из металлов перед нами. Для систематизации нам необходимо знать индивидуальные качества каждого из них - только данному объекту свойственные черты, по которым мы безошибочно определим, где золото, а где - серебро. Шаблоном творения объекта являются общие качества, затем на них накладываются индивидуальные гуны и возникает его карма – индивидуальное воздействие на окружающий мир, проистекающее из его качеств. Нераздельность является основным видом связи в материи. Она бывает внешняя и внутренняя. Первая образует объекты, а вторая способствует обретению ими индивидуальности и целостности. Качества и действие существуют только в комбинации с материей. Вне ее нет ни качеств, ни действия. Подобным же образом, вид и разновидность тоже парны и нераздельны, но не абсолютны. Поэтому-то вид и разновидность существуют с ней в неразрывной связи. Вне субстанции нет ни вида, ни разновидности, ни специфичности. Соответственно, части и целое субстанций и их качества, воздействие и положение воздействия в видовой характеристике, специфичность и субстанция, относительно которой все эти качества проявляются, и внешняя, основная, первородная субстанция, отличны друг от друга. Вне субстанции нет комбинаций, связей и комплиментарности. Поэтому субстанция, материя - фундаментальная и основополагающая сущность. Существует девять основных, первоначальных субстанций, причем Вайшешика включает в этот список и душу, однако, сообщая при этом, что она не принадлежит этому материальному миру: 1. Земля. 2. Вода. 3. Огонь. 4. Воздух. 5. Эфир. 6. Душа. 7. Ум. 8. Время. 9. Пространство. Эти девять компонентов образуют все материальные и нематериальные (тонкоматериальные) объекты. Эфир, время и пространство все наполняют собой и пронизывают все в этом мире, являясь самыми распространенными из субстанций. "Душа и Ум, Эфир и Воздух, Время и Пространство, а так же атомы не ощутимы органами чувств" (В.Ш.8.1.2.). Когда идет речь об Эфире, Воздухе, Огне, Воде и Земле, подразумеваются не грубоматериальные их проявления, а первоэлементы. Существует и другое, аюрведическое понимание термина «субстанция». С позиции Аюрведы, как “Науки о жизни”, субстанция (растения, пища и лекарственные препараты) - причина возрастания и увеличения или уменьшения и убывания тела живого существа, действующая тем или иным образом благодаря своему первоэлементарному составу, соединенности и нераздельности. Существует два вида материи - творящая и сотворяемая. Творящая материя
Творящая материя – это компонентарная субстанция, пребывающая исключительно в мельчайшей и неделимой форме. К ней относятся первокачества, первоэлементы, душа, ум, время и пространство. Все многоатомные элементы этого мира состоят из мельчайших частиц, из творящей материи. Частицы творящей материи, комбинируясь во всевозможных сочетаниях и попадая под влияние махагун, порождают все разнообразие этого мира. Сотворяемая материя
Сотворяемая многоатомная субстанция пребывает в многоатомной форме и состоит из комбинаций первокачеств и первоэлементов, то есть из элементов творящей материи. В свою очередь, сотворяемая матери бывает живая и неживая: "Та субстанция, которая обладает чувствами, называется живой, а бесчувственная - неживой" (Ч.С.1.1.48.). 1. Живая, чувствующая природа. Все жизненные формы относятся к живой природе и характеризуются наличием чувств, функционирующих только тогда, когда в теле присутствует душа, дающая жизнь и сознание мертвому по своей природе телу. После ухода души из тела признаки жизни исчезают, и мы говорим, что тело мертво. Таким образом, проявление жизнедеятельности, то есть чувства, еда, сон, секс, оборона и др. являются признаком каждого живого существа. Одно из основных качеств души - ее активность - стремление совершать действия.
авйакто айам ачинтйой айам авикарйо айам учйате (Б.Г.2.25.)
"Душа невидима, непостижима и неизменна".
Душа не является субстанцией в материальном смысле этого понятия, ведь она относится не к низшей, материальной энергии Господа, а к его пограничной энергии. Как капля океана является его подобием, только в количественном соотношении много меньше его, так и Атма является практически абсолютным бесконечно малым подобием Нараяны, Пуруши, Творца и находится в подчиненном Ему положении. Веды описывают душу как "Нитйах" - вечную (Б.Г.2.24.), которая никогда не создавалась и никогда не умрет. Итак, для того, чтобы материя была живой, необходима душа. По своим проявлениям живая материя открыто проявляет себя (животные) и скрыта внутри организма (растения). Животные.
Санскритское слово «Бахишчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь снаружи". Легко заметить, что у всего этого класса жизненные признаки проявляются очень активно и можно без затруднения сказать, что они действительно живые существа, имеют душу и обладают сознанием и чувствами. К животным относятся млекопитающие - люди, животные и т.д., птицы, животные с низким уровнем сознания - насекомые и т.д. и низшие формы - подземные и водные - черви, рыбы, пиявки и т.д. Растения. Санскритское слово «Анташчетана», описывающее эту группу живых существ, можно дословно перевести как "жизнь внутри", незаметная. К этой категории относятся все высшие растения кроме лекарственных, живущие внутри - бактерии, вирусы и т.д., споровые и все лекарственные растения. Можно заметить, что на самом деле абсолютно все растения являются лекарственными, но в данном случае идет речь о растениях, лекарственные свойства которых очень сильны. Всего существует 8.400.000 видов живых существ, отличающихся друг от друга типом тел, находящихся в зависимости от уровня сознания, стремления к чувственному наслаждению и кармы. "Все в этом мире проистекает от желания" - говорит Ману Самхита. И в угоду нашим желаниям и качествам мы получаем те или иные типы тел. Чем выше уровень сознания, тем более совершенные тела мы получаем, но суть в том, чтобы обрести свое изначальное сознание - осознание своей духовной природы и осознание Бога. В этом случае живое существо больше не родится в этом материальном мире, а отправится к себе домой, к Господу. Об этом говорят все Священные писания. 2. Неживая, бесчувственная природа. Все, что лишено чувств и души относится к неживой природе. К ней относится два вида - все то, что сотворено Богом - горы, реки, моря и т.д. и то, сделано человеком или животными - стол, дом, гнездо, муравейник и т.д. Не стоит забывать однако, что многоатомная материя состоит из сотворяющей материи, из мельчайших частичек мироздания, созданных Природой Бога, и мы можем только перераспределять эти частички, комбинируя из единичных атомов и молекул полимолекулярные объекты. Исходя из всего сказанного выше, возникает вопрос: может ли творящая материя быть сотворяемой и в каких случаях? Действительно, Эфир является во всех ситуациях творящей материей, или творящим первоэлементом, а Вода по отношению к нему - сотворяемая, ведь для возникновения первоэлемента Вода необходим Эфир как составная часть. Об этом более подробно речь пойдет в главе о пяти первоэлементах, их свойствах, качествах и принципах возникновения. Помимо сотворяемой и творящей, материя делится на проявленную и бесформенную. Материя проявлена, если обладает следующими тремя свойствами: 1. Ограниченностью положения в пространстве. 2. Количественностью, измеримостью. 3. Действием. Если у субстанции хотя бы одно из этих перечисленных качеств не проявлено, то это непроявленная, бесформенная материя. Для лучшего понимания материи можно составить следующую схему, в которой представлены все основные виды субстанций (см. схему 3). Очень важную роль играет аюрведический подход к понятию субстанции. В качестве субстанции Аюрведа рассматривает лекарственные травы, минералы, продукты питания и т.д. Помимо этого Аюрведа делит субстанцию на несколько видов по воздействию на Тридоша: та, которая уменьшает доша в теле, та, которая увеличивает доша, и та, которая не меняет баланса Тридоша, поддерживая тем самым здоровье. Качество
В Ведах дается много определений качества (Ч.С.1.1.49, В.С.1.1. 16), одно из которых звучит так: «Соединение первокачеств (Танматр[16]) с двадцатью основными качествами (легкий-тяжелый, холодный-горячий[17] и т.д.), знанием, моментом силы и т.д., является качеством данного объекта». Без объекта качества не существуют. Когда мы смотрим на красный леденец, мы думаем, что он красный и сладкий, то есть, когда проявлены качества сладости и красноты, мы говорим об этих качествах вкуса и цвета, которые и являются качествами данного леденца. Но, когда Вайшешика говорит, что данный леденец окрашен в красный цвет и имеет сладкий вкус, она подразумевает, что это не качества цвета и вкуса, а краснота и сладость данного леденца. Вайшешика выделяет семнадцать качеств (В.С.1.1.6): 1. Форма, цвет. 2. Вкус. 3. Запах. 4. Шершавость. 5. Номер. 6. Размер. 7. Индивидуальность. 8. Сочетаемость. 9. Несовместимость. 10. Приоритетность, первичность. 11. Вторичность. 12. Знание. 13. Состояние счастья, наслаждение. 14. Состояние несчастья, боль, страдание. 15. Желанность, симпатичность. 16. Антипатичность, отвращение. 17. Усилие.
Прашастапада прибавляет к этим семнадцати гунам еще семь и говорит о двадцати четырех качествах: 18. Тяжесть. 19. Агрегатное состояние. 20. Вязкость. 21. Достойность. 22. Недостойность. 23. Звучность. 24. Способность. Чарака и некоторые другие авторы выделяют сорок одну Санкхйагуну (Ч.С.1.1.49.). Это: а) (5) Пять объектов чувств: 1. Звук. 2. Шершавость. 3. Форма, цвет. 4. Вкус. 5. Запах. б) (20) Легкий-тяжелый и т.д., всего - двадцать. Они подробно описываются в Дравйагуна Сутре в главе Гунапракаранам. в) (1) Разум. г) (5) Заканчивающиеся усилием: 1. Желанность, симпатичность. 2. Антипатичность, отвращение. 3. Состояние счастья, наслаждение. 4. Состояние несчастья, боль, страдание. 5. Усилие. д.) (10) Начинающиеся с двойственного. Все эти качества очень широко используются в Аюрведе для описания свойств лекарственных трав и, соответственно, их воздействия на баланс Тридоша и процесс формирования семи тканей. Помимо сорока одной гуны Аюрведа вводит две дополнительные для описания качеств человеческой психики - привычка, обычай и разумность, которые несколько близки с достойностью и недостойностью. Аюрведа утверждает, что человеческое тело состоит из первоэлементов, комбинации которых приводят к образованию двадцати особых качеств, которые, конечно же, проявляются не только в человеческом теле, но и во всех многоатомных субстанциях. Очень важно уметь выделять эти гуны, характеризуя свойства лекарственных препаратов и пищи, а так же нарушения, происходящие в организме человека при болезнях. Эти качества парные, и если проводить параллели с древнекитайской традицией Инь-Ян, то можно найти общие черты, утверждая, что одни Гуны имеют Иньскую, женскую, лунную природу, а другие - Янскую, мужскую, солнечную, и по этим признакам их и делят на пары. Вот эти десять пар гун: 1. Тяжелый - Легкий. 2. Горячий - Холодный. 3. Сухой - Влажный, вязкий. 4. Активный - Пассивный. 5. Подвижный - Неподвижный. 6. Твердый - Мягкий. 7. Чистый - Слизистый. 8. Шершавый - Гладкий. 9. Большой - Маленький. 10. Твердый - Жидкий. В зависимости от первоэлементов, доминирующих в объекте, он приобретает те или иные качества, являющиеся его индивидуальной характеристикой. Действие
"То, что неотделимо от субстанции и проистекает из ее качеств, являясь причиной ее взаимодействия с окружающим миром, называется действием" (В.С.1.1.17, Ч.С.1.1.52, ДГ.С.7.1.). Воздействие одной субстанции на другую складывается исключительно из ее качеств и зависит от доминирующих первоэлементов, образующих данную субстанцию. Молоко, обладающее качеством холодности, при употреблении сильно охлаждает тело, а красный перец, горячий, согревает его. Тридоша также обладают индивидуальными качествами и знание качеств субстанций, принимаемых в пищу позволяет сознательно увеличивать или уменьшать ту или иную из доша. Так как воздействие - динамическая характеристика субстанции, в отличие от статической (качества), она обязательно связана с тем или иным видом движения. Канада выделяет пять видов движения: увеличение (подъем), уменьшение (спуск), противопоставление, расширение и движение в целом. Принципы и вид движения многих субстанций можно уловить с помощью органов чувств, а движение остальных выводится по специальным формулам или принимается за аксиому. Можно смело утверждать, что неподвижных субстанций практически нет (конечно, стоит взять в расчет и первоначальное движение Эфира, давшее все разнообразие объектов в природе). Чарака подходит к понятию воздействия несколько с другой позиции, определяя его как " прайатнади карма чештитам учйате " (Ч.С.1.1.49). Там, где проявляется причина, возникает усилие. Совокупность их есть Действие. Оно производит желание. Его исполнение порождает повторное действие, а все в совокупности и есть конечное действие. Результат получается только благодаря действию[18]. Поэтому, чтобы добиться чего-либо, необходимо приложить момент силы, импульс, или другими словами, усилие. Можно привести следующий пример: если мы хотим сделать шаг, то есть совершить движение, нам необходимо приложить усилие для сгибания мышц ног, поясницы и т.д., которое складывается из более мелких действий, в свою очередь являющихся причиной мышечного сокращения, совместное движение которых (сокращение и расслабление) дает нам возможность совершать генеральное действие - перемещение тела, движение. Сходство и Различие
Если мы говорим о возможности существования множества разнообразных субстанций или объектов, очевидно, что в чем-то они должны быть похожими. Субстанции должны иметь некоторые общие признаки, ведь они все субстанции, но они также должны отличаться друг от друга, ведь они - различные субстанции. Когда мы находим одинаковые признаки у различных субстанций, мы называем их сходством, а когда видим их различие и находим множество отличительных признаков, то мы называем их различием, таким образом, сходство и различие суть две противоположных и несколько абстрактных категории, свойственных субстанциям. Слово "Саманйа" образовано от прилагательного "Самана" - "одинаковый, сходный". Оно проявляется как сходство некого множества объектов, характеризующее их общность, а не индивидуальность. Сходство объединяет объекты по общим признакам, формируя из них очень широкие классы. Отдельные деревья, города, люди обладают сходными качествами (в пределах своего класса, разумеется), что и есть Сходство. Различие является полной противоположностью Сходства и проявляется как индивидуальные, принадлежащие только данному объекту черты и набор качеств. Различие помогает различать и дифференцировать схожие объекты и характеризует все отличительные признаки данной субстанции по сравнению с аналогичными. Нет двух совершенно одинаковых людей, даже две автомашины, сошедшие одна за другой с одного и того же конвейера, отличаются друг от друга. Это отличие и есть Различие. Чарака пишет (Ч.С.1.1.45): "Сходство соединяет все различия и несходства объектов, являясь причиной их разнообразия. Напротив, Различие способствует проявлению в подобных категориях объектов разнообразным выражениям намерений или действий, несмотря на сходство самих объектов". Сходство соединяет, а Различие - разъединяет. Сходство создает классы подобных объектов, а Различие образует в этих классах индивидуальности. Во всех местах и во всех контекстах доминирующее качество называется Различием. Особое положение концепция Сходство-Различие занимает в Аюрведе, ведь они являются фундаментальными принципами диагностики и лечения заболеваний в силу Закона о Сходстве и Различиях. Чарака так говорит о нем: "Причина возрастания и увеличения качеств, субстанций и действия всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения - Различие. Оба являются причинами изменения субстанций" (Ч.С.1.1.44). Именно это является одним из основных принципов лечения всех заболеваний, но об этом - позже. Взаимодействие
Между двумя или несколькими субстанциями могут иметься два вида взаимоотношений и взаимодействий - соединенность и нераздельность. Соединенность - это временные отношения между субстанциями, которые могут в любое время прерваться, причем субстанции находятся Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|