Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Контр-трансферное сопротивление.





Из того, что было сказано раньше, можно создать ошибочную точку зрения, что субъективный контрперенос является единственным источником контр-трансферного сопротивления. Мы скоро увидим, однако, что объективный контрперенос ничуть не менее шустро вызывает сопротивление. Мы можем начать с проведения четкого различия между контр-трансферными реакциями как таковыми и контр-трансферным сопротивлением, которое зависит от того, каким образом контр-трансферные реакции используются. Если у нас есть нарциссическая контр-трансферная реакция, то все зависит от того, как аналитик будет использовать ее для того, чтобы способствовать или помешать прогрессу созревания пациента.

Мы знаем из опыта, что доэдипальные пациенты используют свои трансферные чувства для того, чтобы вызывать у аналитика самые разнообразные контр-трансферные реакции. К этому их вынуждает множество часто противоречивых мотивов. Им нужно обращаться с аналитиком так, как будто бы он не существует, фрустрировать его попытки раппрошемента путем своей эмоциональной изоляции, погруженности в себя. Им нужно связать аналитика в симбиотическое целое с их собственным эго — двойной образ, который их любит и ненавидит, как они любят и ненавидят себя. Им нужно мобилизовать и выразить свои потребности чувствовать приязнь и свою ярость напрямую к аналитику, по мере того как он постепенно приобретает черты отдельного объекта. Все это является проявлением нарциссического переноса, и употребление его для целей создания сопротивления последовательным уровням созревания, достигаемым в анализе.

Аналитик в этих условиях оказывается под грузом атакующих его нарциссических контр-трансферных реакций - фрустрации, гнева, неадекватности, всемогущества и самодовольства. Эти чувства сами по себе не представляют собой контр-трансферного сопротивления. Они становятся источником контр-трансферного сопротивления, только если аналитик избегает осознания их, или если под их воздействием он начинает неправильно обходиться с трансферным сопротивлением пациента. В таких случаях нарциссическое контр-трансферное сопротивление и появляется. Давайте скажем это прямо. Переживание контр-трансферных чувств, каким бы интенсивным оно ни было, само по себе не является свидетельством контр-трансферного сопротивления. Наоборот, объективный контрперенос является необходимым компонентом терапии с довербальными пациентами. Только избегание контр-трансферных чувств или их неправильное использование при работе с сопротивлением пациента составляют контр-трансферное сопротивление. Как мы видим, объективный контрперенос принимает две формы: аналитик либо избегает осознания своих контр-трансферных чувств - это сопротивление контрпереносу (Спотниц 1969) - или он избегает использования своих контр-трансферных чувств или использует их неумело для того, чтобы работать с трансферным сопротивлением пациента. Это последнее является собственно контр-трансферным сопротивлением. Оба паттерна называют контр-трансферным сопротивлением и оба одинаково являются препятствием в аналитической работе разрешения трансферного сопротивления пациента.

Мотивы, в конечном итоге происходящие из нарциссических фиксаций, которые чаще всего приводят к возникновению контр-трансферного сопротивления, можно подытожить следующим образом (Спотниц 1969): (1) Потребность не чувствовать ненависть. Аналитик настолько заблокирован против того, чтобы переживать свои собственные индуцированные негативные чувства, что он не способен помочь пациенту вентилировать свою ярость и освобождать себя от нарциссических защитных паттернов. (2) Потребность нравиться. Аналитик, который работает с нарциссическими пациентами, должен быть готов за то, что он успешно работал, получать в награду враждебность пациента. Если у аналитика есть сильная потребность нравиться и чтоб его ценили, то он может почувствовать обиду на неблагодарность пациента и может выразить свои негативные нарциссические контр-трансферные реакции в интервенциях, которые будут наносить пациенту вред. (3) Потребность быть “правым”. Аналитик, у которого есть потребность всегда быть компетентным и научно правильным, и никогда не впадать в ошибку, оказывается под сильным стрессом, когда его обвиняет и отпускает принижающие его замечания нарциссический пациент. Если он поддастся импульсу защищать собственную компетентность, вместо того чтобы вместе с пациентом исследовать, почему он (аналитик) так неадекватен, то он будет тем самым поддаваться серьезному контр-трансферному сопротивлению, тому, чтобы помочь пациенту сделать шаг вперед в созревании. (4) Потребность быть “добрым” с пациентом. Из-за фрустраций в свои ранние годы нарциссический пациент часто жаждет тепла и приязни. Контр-трансферная реакция - это потребность обращаться с таким пациентом по матерински и импульс вернуться к началу жизни пациента и полностью повторить историю созревания с ним, обеспечив его щедрым запасом доброты. Если аналитик удовлетворит эти стремления в начале лечения, то пациент, будучи неспособен выразить негативные чувства к своему “доброму” аналитику, останется пленником своего нарциссического защитного паттерна и не будет прогрессировать в анализе. Поэтому аналитик должен ограничиться работой с сопротивлением пациента. Неопытные аналитики часто чувствуют себя неловко в своей роли и вырабатывают контр-трансферное сопротивление, которое принимает форму удовлетворения своей потребности в материнстве.

По сути своей контр-трансферное сопротивление можно возвести к нежеланию аналитика отслеживать или выдерживать не выражая контр-трансферные чувства, вызванные у него трансферными чувствами пациента. Когда оно принимает свою наименее беззастенчивую форму, аналитик остается вне контакта со своими контр-трансферными чувствами. В результате он пропускает эмоциональное состояние пациента и не распознает трансферное сопротивление, которое нуждается в разрешении. Когда оно принимает свою самую деструктивную форму, аналитик бывает охвачен своими контр-трансферными реакциями и полностью теряет способность работать с сопротивлением пациента терапевтически полезным образом. Аналитик и пациент в этом случае оказываются сцеплены в неконтролируемых обменах переноса-контрпереноса, которые могут кончиться лишь аналитической неудачей.

Приводимая дискуссия, между прочим, обеспечила нас дополнительным критерием для разграничения объективного и субъективного контрпереноса в тех случаях, где появляется контр-трансферное сопротивление. В общем и целом то, как аналитик справляется со своим контр-трансферным сопротивлением, представляет собой наиболее надежный метод определения, какие контр-трансферные реакции он испытывает. Если он поскорее разрешает свое контр-трансферное сопротивление и переходит к тому, чтобы терапевтически работать с трансферным сопротивлением пациента, тогда он переживал объективный контрперенос. Если контр-трансферное сопротивление, однако, сохраняется, несмотря на усилия аналитика разрешить или контейнировать его, и он продолжает обращаться с сопротивлением пациента не соответствующим образом, тогда мы можем принять, что работает субъективная реакция.

Никоим образом не предопределено заранее, чтобы субъективный контрперенос неизбежно вел к сопротивлению. Аналитик, который осознает свои неподдающиеся субъективные контр-трансферные чувства, может все же избежать ловушки сопротивления, если у него есть достаточные ресурсы эго, чтобы терпеть эти чувства, пока он продолжает свою терапевтическую работу. Если его эго сохраняет значительные секторы ненарушенной самоидентификации, которые не принимали участия в идентификации, регрессии вместе с пациентом, то аналитик находится в аналитической позиции, позволяющей проводить анализ, не поддаваясь контр-трансферному сопротивлению. Важно вовсе не то, что он чувствует, а то, что он делает. Каждый аналитик индивидуально и, возможно, проконсультировавшись со старшими коллегами, или с коллегами своего возраста, должен решать, мешает ли и до какой степени субъективный контрперенос должному выполнению его аналитической работы. Вообще говоря, для того, чтобы оптимально терапевтически использовать контр-трансферные чувства, необходимо анализировать их, не только когда они создают сопротивление, но и на непрерывной основе на протяжении всего анализа.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.