|
МИРОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПРЕДЫСТОРИЯВ течение многих веков люди селились вместе, создавая деревни, города, образовывая страны. Поселения взаимодействовали между собой — торговали и воевали, заключали договоры и даже имели различного рода представительства. Все это было прообразом современных международных отношений и мировой политики. В исторической литературе множество рассказов о том, как осуществлялось взаимодействие между народами. Одной из первых классических работ, в которой рассматривался конфликт между народами, было описание древнегреческим историком Фукидидом Пелопоннесской войны (431—404 гг. до н.э.) между союзами греческих полисов — Делосским, возглавляемым Афинами, и Пелопоннесским во главе со Спартой. Эта работа получила название «Мелосский диалог» Фукидида и служит примером использования силы в качестве главного аргумента при решении международных проблем. Греческие города-полисы имели относительно небольшое население, и власть их ограничивалась стенами городов. Одни из них оказывались сильнее и подчиняли своему влиянию другие, а слабые нередко просили о военной защите. Взаимодействие между городами-полисами осуществлялось в том числе через обмен представителями, которые ставили определенные условия, занимались разрешением спорных вопросов, заключали торговые и мирные соглашения. Предъявлялись довольно строгие требования и к самим представителям, в частности они должны были обладать хорошей памятью и сильным голосом. Интересен пример взаимодействия между Древней Грецией и Персией. После того как последней не удалось завоевать Грецию, персы стали снабжать деньгами и кораблями наиболее сильные греческие города и их коалиции, тем самым оказывая на них — как сказали бы сейчас — экономическое и политическое воздействие. Хотя в итоге войска Александра Македонского все же разбили персов. Римская империя также берет начало от города-полиса, расширившего свои владения по Средиземноморью. В нее оказались включенными и греческие города-полисы. Быстрый рост Римской империи привел к сложностям, связанным с контролем над территориями. Управление ими осуществлялось разными методами — от назначения римских проконсулов до использования местных административных структур. Рим в I и II вв. н.э. предпочитал непрямое управление, оставляя за местными властями вопросы, связанные с организацией повседневной жизни, поэтому местные традиции не просто не искоренялись, а, напротив, нередко и поддерживались. Центры цивилизации, как известно, возникали не только в Средиземноморье. Высокого уровня развития достигли в древности культуры Китая, Индии, Японии, Ближнего Востока, Центральной Америки. Так, в Китае примерно в тот же период, когда в Древней Греции были города-полисы, сформировались территориальные образования, которые активно использовали военные средства в борьбе за господство. Это нашло отражение в классической работе древнекитайского автора Сунь-цзы «Искусство войны». Китайская цивилизация добилась огромных успехов в области социальной организации, искусства, образования, экономики, опередив по многим параметрам европейцев. Древняя Индия, имея общую религиозную основу — индуизм, оформившийся в I тысячелетии, в политическом плане представляла собой ряд отдельных образований, которые также взаимодействовали между собой. В целом в Древнем мире развивались такие важные элементы международного взаимодействия, как переговорная и договорная практика (ведение переговоров и заключение договоренностей), отправка представителей для обсуждения тех или иных проблем и др. Арабская цивилизация достигла своего расцвета примерно в VII— IX вв. (период экспансии, сменившийся распадом Арабского халифата); X—XI вв. (период наивысшего взлета арабо-мусульманской культуры). Ислам оказался на подъеме в XIII—XV вв. Сложившаяся позднее Османская империя завоевала Балканы, Месопотамию, север Африки. Отзвуки тех времен дают знать о себе и сегодня, например в лозунгах панарабизма, предполагающего объединение региона на основе единства религии и языка, в Косовском конфликте и т.д. Франция и Англия, чьи политические системы оказались наиболее развитыми в Европе, в XIV в. начали Столетнюю войну. Вообще для большинства европейцев XIV век оказался тяжелым. Именно в этот период по Европе распространилась чума, получившая название «черной смерти» и унесшая многие жизни. Одновременно Средние века в Европе связаны и с тем, что сегодня можно было бы назвать развитием «новых технологий» для того времени — появлением пороха и компаса, пришедших из Китая. Развитие китайской цивилизации привело на Востоке к тому, что под его сильное культурное влияние попала Япония. Впоследствии (с XVI в.) она изолировалась от остального мира, прежде всего от европейской цивилизации, вплоть до середины XIX столетия, когда активно началась ее модернизация и индустриализация. В Латинской Америке цивилизация майя получила наибольшее развитие в период с III по X в., а ацтеков и инков — к XV в. В экваториальной Африке одно из наиболее ранних королевств образовалось в Гане примерно в V в. На севере Африканского континента, в Мали, в XIV в. сформировался центр торговли и образования. В регионе осуществлялся интенсивный обмен золота, соли, хлопка, кожи, железа и меди. В целом же африканские государства сформировались после X в., но потом, начиная с XVI в., они оказались в сильной зависимости от европейцев, которые ввели работорговлю и тем самым открыли новую и жестокую страницу африканской истории. Западная Европа практически в течение 1000 лет (примерно с 500-го по 1500 г.), несмотря на этнические и лингвистические различия населявших ее народов, развивалась на основе единых христианских принципов. Папа Римский во многом играл роль арбитра в территориальных и прочих спорах феодалов. Тем временем в ряде стран к началу XVI в. стала в очередной раз укрепляться королевская власть, которая представляла угрозу для власти Папы. Одновременно зародилось движение, направленное и против самой католической церкви. Западная Европа вступила в эпоху Реформации. Начало ей положило выступление М. Лютера в Германии в 1517 г. Сторонники Реформации выступили против католической церкви с ее жесткой иерархической структурой, правом на земельные богатства и т.п. Реформация заложила основы протестантизма. Европейцы вновь обратились к классической культуре Древней Греции и Древнего Рима. Итальянские города-государства эпохи Ренессанса заново открыли для себя многие принципы международных взаимоотношений, принятые в Древней Греции, в том числе и принцип силы. Это нашло отражение в работах мыслителей того времени (прежде всего Н. Макиавелли) и сказалось на построении международных отношений. В Италии первые внешние представительства, ставшие прообразами дипломатических миссий, появились в XIV в. С эпохи Ренессанса и Реформации, примерно с XV—XVI вв., Европа стала доминирующим регионом в мире. В этот период истории географические открытия, а также общий уровень хозяйственного развития привели к захвату европейскими странами новых территорий. Португальский мореплаватель Васко да Гама в конце XV в. достиг Индии, и Португалия объявила об открытии морского пути из Европы в Южную Азию. Туда устремились голландцы, которые впоследствии основали на юге Африки поселения, чтобы они снабжали водой и продовольствием направляющиеся в Азию корабли. Началось формирование европейских поселений в районе нынешнего Кейптауна. После открытия Христофором Колумбом Америки в середине XV в. началось ее освоение. Первоначально лидерами в этом оказались Португалия и Испания, Франция и Англия им уступали, но затем направились на Американский континент, выбрав северо-западный маршрут. На завоеванных территориях за пределами Европы распространялись и складывающиеся на Европейском континенте политические институты и процессы. Большое значение для Европы имело формирование капитализма. С его зарождением началась новая, индустриальная, эпоха в развитии человечества, которая сделала возможным создание централизованного государства в качестве основы политического устройства мира. Так, именно в Европе зародилась политическая модель, которая затем, вследствие колонизации европейцами народов на других континентах, стала общемировой. В связи с этим иногда говорят о вестернизации политической системы мира при ее развитии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЕСТФАЛЬСКОГО МИРА И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕНТРИСТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МИРА.
В раздробленной Европе к середине XVII в. усилили свой контроль над отдельными территориями князья, которые добились независимости от Папы Римского и власти императора. В Европе велись междоусобные войны. Наиболее масштабной оказалась Тридцатилетняя воина, в которой участвовала по разным причинам, в том числе религиозным, династическим, территориальным, значительная часть европейских государств. Подписание после ее окончания Вестфальского мира в 1648 г. стало важнейшей в историческом развитии вехой, которая ознаменовала собой формирование новой политической системы. В основу была положена идея национального государства (государства Вестфальской системы). Эта возникшая в Европе модель политического устройства распространилась потом на другие континенты, став действительно мировой. За более чем 350-летнюю историю (что по сравнению с возрастом человечества является небольшим периодом) она получила дальнейшее развитие и сохранилась до наших дней. Правда, в иных частях земного шара государства оказывались порой «не совсем такими», как в Европе. Они представляли собой зачастую не результат исторического развития, а лишь итог колониальных завоеваний, с произвольно установленными границами, сложным переплетением местных традиций и социальной организации жизни с привносимым извне. Все это дало о себе знать в XX в. Вестфальский мир включил в себя два мирных договора, о которых в течение нескольких лет велись переговоры в двух городах — Мюнстере и Оснабрюке (Вестфалия). Они были подписаны в 1648 г. соответственно между Священной Римской империей германской нации и Францией в Мюнстере, а также между Священной Римской империей германской нации, с одной стороны, и Швецией, протестантскими германскими княжествами — с другой, в Оснабрюке. Вестфальский мир закрепил за Францией, Швецией с их союзниками немалые территориальные приобретения и право вмешательства в дела империи. Голландия и Швейцарская конфедерация получили признание в качестве суверенных государств, а за германскими князьями были признаны права суверенных государей. Таким образом, Священная Римская империя германской нации превратилась в конгломерат почти 300 независимых государств. Вестфальский мир признавал также религиозные права и свободы за лютеранами и кальвинистами. Иногда к нему относят и мирный договор от 30 января 1648 г. между Голландией и Испанией, который завершил их Восьмидесятилетнюю войну (боевые действия между ними с 1625 г. принято рассматривать одновременно как части Тридцатилетней и Восьмидесятилетней войн). Новая политическая система возникла не на пустом месте. Ее подготовило историческое развитие Европы XV—XVI вв. Поэтому «корнями» она уходит к отношениям между территориями еще со времен Древней Греции, Римской империи, а также к политическим традициям итальянских городов позднего Средневековья. Признав в качестве ключевого принцип национального (государственного) суверенитета, Вестфальский мир положил начало новой системе отношений, которая впоследствии получила название Вестфальской, или государственно-центристской, модели (системы) мира. Принцип национального суверенитета предполагал, что каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории, определяет внутреннюю и внешнюю политику. Однако не только политикой ограничивалась его власть. Фактически, как заметил П. Тейлор, государство получило также власть в определении экономической, социальной и культурной стратегии. Данное право власти уважалось другими государствами, которые не вмешивались во внутренние дела соседей. В целом в основе идеи национального государства, обладающего суверенитетом, были четыре главные характеристики: 1) наличие территории; 2) наличие населения, проживающего на данной территории; 3) легитимное управление населением; 4) признание другими национальными государствами. При отсутствии хотя бы одной из названных характеристик государство перестает существовать или становится резко ограниченным в своих возможностях (например, если оно не признается другими государствами). Признание государств стало особенно актуальным в последнее время. В случае если большинство стран мира отказывается признать то или иное государство, оно в современных условиях неизбежно сталкивается с экономическими и политическими трудностями. Создатели Вестфальского мира, как отмечает Жан-Мари Гуэнно, хорошо понимали, что формируемый ими миропорядок не может строиться на ценностных ориентирах, в частности на религии. Ценности не подлежат обсуждению, и по ним не делают уступок. Именно поэтому, и это было действительно прогрессивным решением, основой государственно-центристской модели мира стали национальные интересы, по которым возможен поиск компромиссных решений. Суверенные национальные государства взаимодействовали между собой, образуя систему международных отношений, которая охватывала различные сферы: политическую, военную, экономическую, правовую, социальную, культурную и т.п. Впоследствии стала выстраиваться система внутри- и межгосударственных отношений с присущими ей механизмами и аппаратом управления, политическими и правовыми нормами, а национальное государство превратилось в единицу построения политической системы мира, с четким разделением на внутреннюю и внешнюю политику. Соответственно, стали складываться и социальные науки. Политология, социология, уголовное право, административное право занимались анализом функционирования государства, в то время как международные отношения, международное право, международные экономические отношения — изучением взаимодействия государств на мировой арене. Взаимодействие государств на международной арене отчасти упорядочивалось через их союзы, которые по ряду параметров согласовывали свои внешнеполитические действия. При заключении Утрехтского мира (1713), который положил конец борьбе за испанское наследство, между Францией и Испанией, с одной стороны, и коалицией государств во главе с Великобританией — с другой, впервые появляется термин «баланс сил», получивший широкое распространение в политической лексике второй половины XX в. Роль Великобритании, которая в свое время первой включилась в промышленную революцию, возросла в конце XVIII — начале XIX в. Соперником Великобритании выступила Франция. Одновременно Испания, Швеция, Нидерланды стали терять былую мощь. Зато усилились Пруссия и Россия, которые стали важнейшими участниками международных отношений. Последовавшие за французской революцией наполеоновские войны закончились поражением Франции. Венский конгресс в 1815 г. подвел им итог и восстановил нарушенный принцип национального суверенитета. В рамках Вестфальской модели мира сложилась система международных отношений, получившая название «Европейский концерт», или Венская система международных отношений. Венская система международных отношений основывалась на общем согласии наиболее могущественных европейских монархий (великих держав, включая Россию) относительно территориального и политического статус-кво в Европе; возможности коллективного вмешательства в дела тех государств, которым угрожают революции; требовании дипломатических консультаций по территориальным и прочим проблемам. Интенсивным захватом колоний великими державами характеризовался конец XIX в. Мир фактически оказался поделенным между ведущими европейскими странами. На мировую арену в начале XX столетия вышли новые государства. Это прежде всего США (они стали мировым экономическим лидером), а также Япония, Германия, Италия. С этого момента Европа перестала быть единственным континентом, где формировались новые мировые государства-лидеры. Двумя мировыми войнами ознаменовалось XX столетие. Первая (1914—1918) закончилась поражением Германии и ее союзников. В Версале в июне 1919 г. был подписан мирный договор, зафиксировавший новые территориальные границы Германии. Составной частью Версальского мирного договора был Устав Лиги Наций — межправительственной организации, который определил в качестве основных целей развитие сотрудничества между народами, гарантии их мира и безопасности. Первоначально его подписали 44 государства. США не ратифицировали этот договор и не вошли в число членов Лиги Наций. Изначально не вошли в нее СССР, Германия. Одной из ключевых в создании Лиги Наций была идея коллективной безопасности. Предполагалось, что государства имеют законное право противостоять агрессору. На практике, как известно, это не удалось сделать, и мир был ввергнут в новую мировую войну. Лига Наций фактически прекратила существование в 1939 г. (с началом Второй мировой войны), хотя формально была распущена в 1946 г. Однако многие элементы структуры и процедуры, а также основные цели Лиги Наций унаследованы Организацией Объединенных Наций (далее — ООН). Завершение формирования системы международных отношений после окончания Первой мировой войны произошло на Вашингтонской конференции 1921—1922 гг., созванной по инициативе США. Она зафиксировала новую расстановку сил в Тихоокеанском регионе. Сама же система международных отношений, образованная между двумя мировыми войнами, получила название Версалъско-Вашингтонской, или межвоенной. Как и «Европейский концерт», она находилась в рамках Вестфальской модели (политической системы) мира и стала первой системой международных отношений, вышедшей за пределы одного континента и охватившей мир в целом. Версальско-Вашингтонская система международных отношений, сформированная в значительной степени под влиянием политических и военно-стратегических идей стран-победительниц, игнорировала интересы побежденных, а также вновь образованных стран (в Европе возникло девять новых государств). В результате она оказалась противоречивой и нестабильной. Как следствие, не удалось избежать развязывания Второй мировой войны. Окончание Второй мировой войны дало начало новой системе международных отношений — Ялтинско-Потсдамской {послевоенной), которая, как и предыдущие, явилась частью Вестфальской системы мира. Ее основу заложили договоренности стран — победительниц во Второй мировой войне, оформленные на Ялтинской и Потсдамской конференциях. Международные отношения после Второй мировой войны развивались сложно и противоречиво. Положительным моментом было создание ООН, цели которой были направлены прежде всего на поддержание мира и развитие сотрудничества между странами. Важнейшей вехой послевоенного периода явилось подписание в 1975 г. Хельсинкского заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — СБСЕ, впоследствии ОБСЕ). Заговорили о разрядке международной напряженности. Однако наряду с сотрудничеством послевоенный период ознаменовался новым типом конфронтации. Мир оказался фактически расколотым на два блока, образованных на основе военно-политического превосходства двух сверхдержав — СССР и США над остальными странами, что определялось прежде всего наличием ядерного оружия, гарантировавшего многократное взаимное уничтожение. Система международных отношений, связанная с противостоянием двух блоков, получила название биполярной. Гонка вооружений, ее ограничение, проблемы военной безопасности были центральными вопросами международных отношений. В целом же жесткое соперничество двух блоков, которое не раз грозило вылиться в новую мировую войну, получило название холодной войны. Опаснейшим моментом в истории послевоенного периода был Карибский (Кубинский) кризис 1962 г., когда США и СССР всерьез обсуждали возможность нанесения ядерного удара. Оба противостоящих блока имели военные союзы — Организацию Североатлантического договора (НАТО), образованную в 1949 г., и Организацию Варшавского договора (ОВД) — в 1955 г. Понятие «баланс сил» стало одним из ключевых элементов Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Мир оказался «поделенным» на зоны влияния между двумя блоками. За них и велась ожесточенная борьба. Важнейшим моментом в развитии политической системы мира стало крушение колониализма. Почти весь Африканский континент освободился от колониальной зависимости в 1960-е гг. Вестфальская модель организации внутри- и внешнеполитической жизни достигла своего расцвета: на основе ее принципов и норм (по крайней мере, с формальной точки зрения) строились вновь образованные государства. Развивающиеся страны впервые начали оказывать влияние на мировые политические процессы. Они вступали в ООН, а в 1955 г. образовали Движение неприсоединения, которое по замыслу создателей должно было противостоять двум противоборствующим блокам. Одновременно эти страны пытались привлечь внимание к своему бедственному экономическому положению, выступая в ООН и связанных с ней организациях с общих позиций. Например, на 1-й сессии Конференции ООН по торговле и развитию в 1964 г. 77 стран, или так называемая «Группа 77», заявили о том, что они совместно, с помощью многосторонней дипломатии, будут добиваться решения наиболее важных международных экономических проблем. В эту группу к 1990-м гг. входило уже 130 государств. Распадом СССР и военно-стратегического блока ОВД, а также кардинальными переменами в странах Восточной Европы и государствах бывшего СССР ознаменовались конец 1980-х — начало 1990-х гг. На этих территориях образовался ряд независимых государств. Россия стала правопреемницей СССР в Совете Безопасности ООН. Вместе с этими изменениями мир вступил в новую стадию развития, связанную с окончанием холодной войны. Как отмечает М.М. Наринский, следует иметь в виду, что бипо- лярность Ялтинско-Потсдамской системы не была абсолютной, так как СССР и США не могли контролировать всех участников и все происходящее на международной арене. Сначала события, связанные с распадом СССР, окончанием холодной войны, во многих странах, прежде всего западных, были восприняты с воодушевлением и даже романтизмом. В США появилась статья Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории?» (1989). В ней автор предрекал торжество демократии, отсутствие силовых методов разрешения споров в мире, а также вооруженных конфликтов, и в этом смысле — конец истории. Работа Ф. Фукуямы вызвала большой резонанс в мире. Затем в начале 1990-х гг. последовал всплеск конфликтов, причем в спокойной, казалось бы, Европе (что вызвало особую озабоченность и европейцев, и американцев). Это породило прямо противоположные настроения. Сэмюэл Хантингтон в 1993 г. в статье «Столкновение цивилизаций» выступил с противоположных Ф. Фукуяме позиций, предсказывая конфликты на цивилизационной основе. Эта статья также получила широкое обсуждение в различных странах. В дальнейшем, когда число вооруженных конфликтов пошло на спад, наметилось прекращение огня и в Европе, идея С. Хантингтона о цивилизационных войнах стала забываться. Однако всплеск жестоких и демонстративных террористических актов в различных частях земного шара, за которыми стояла крайне радикальная исламистская организация «Аль-Каида», заставил многих, особенно журналистов, вновь заговорить о ней. Вообще мир после окончания холодной войны оказался сложным и малопонятным, а система международных отношений, сформированная после окончания холодной войны, не получила общепринятого названия, хотя было предпринято немало попыток выделить ее основу. Например, указывалось на односторонность в действиях США, что особенно проявилось при вторжении в Ирак в 2003 г. Появился даже термин, характеризующий внешнюю политику Соединенных Штатов, — унилатерализм. Однако ни само явление, ни термин не охватывали всей сложности и основных сущностных параметров происходящих политических процессов. И все же при всей неопределенности современного политического мира можно сказать, что четко прослеживаются взаимообусловленность и взаимовлияние одних территориальных образований (государств, регионов, мегаполисов и т.п.) на другие, одних проблем (экономических, политических, экологических, военно-политических, культурных и т.д.) на другие, поэтому политическая практика все жестче требует целостного, комплексного подхода. Политические последствия действий на международной арене часто оказываются намного более широкими и глубокими, чем первоначально ожидалось. Следовательно и анализ мировой политики должен исходить из этой реальности. Именно поэтому так важно определить основные сущностные характеристики современной политической системы мира и ответить на следующие вопросы. 1. Претерпевает ли Вестфальская модель принципиальные изменения? Если да, то в чем? 2. Как должны действовать государства, международные организации? 3.Какова роль неправительственных организаций, транснациональных корпораций (далее — ТНК) в современных политических процессах? 4. Что стоит за процессами глобализации и регионализации мира, его демократизации и распространением терроризма? Эти и многие другие вопросы составляют суть мировой политики как науки, одна из специфических черт которой определяется ее направленностью в будущее, поиском ответов на те вопросы, которые человечеству еще предстоит решить. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем проявлялись основные этапы и черты политического развития мира до формирования системы национальных государств? 2. Как можно охарактеризовать важнейшие параметры Вестфальской модели мира? 3. Каковы главные параметры системы международных отношений в Европе, получившей название «Европейский концерт»? 4. Что представляют собой основные черты и этапы развития Вер- сальско-Вашингтонской системы международных отношений? 5. Какими особенностями характеризуется Ялтинско-Потсдамская система международных отношений (как она изменялась)? 6. В чем состоит суть дискуссий по основным проблемам политического развития мира после окончания холодной войны? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Мировая политика: повестка дня на завтра (виртуальный круглый стол) / Полис. 2005. № 4. 2. Наринский М.М. История международных отношений 1945- 1975. М.: РОССПЭН, 2004. 3. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис 1994 № 1. ГЛАВА 2 Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|