|
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ АКТОРЫ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МИРАИзначально Вестфальская система предполагала лишь государства в качестве транснациональных акторов (далее — ТНА), т.е. активно действующих и формирующих тенденции развития за пределами национальных границ. В современном мире наряду с государствами такими ТНА стали межправительственные организации, неправительственные организации (далее — НПО), города, внутригосударственные регионы и др. ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ МИРА Согласно международному праву, все государства обладают суверенитетом и равны между собой. Однако, как нередко шутят политологи, перефразируя известное выражение Дж. Оруэлла, все государства, безусловно, равны, но некоторые из них «равнее». Действительно, государства различаются по многим параметрам, в том числе политическому влиянию, военной мощи, экономическому потенциалу, размерам территории, географическому положению и т.п. Многие из этих параметров взаимосвязаны. В период холодной войны распространенным было выделение сверхдержав (СССР, США), крупных государств (Франция, Канада и др.), малых (например, Марокко, Лихтенштейн). После окончания холодной войны подобная классификация стала утрачивать смысл. Все более значимым становится экономический фактор. Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития, выделяет три основные категории государств в зависимости от валового внутреннего продукта (далее — ВВП) на душу населения в год: ■ с низким уровнем доходов (765 дол. США и ниже); ■ средним (от 766 до 9385 дол. США), эта группа часто разбивается на две подгруппы; § высоким уровнем доходов (выше 9386 дол. США). Примерно 40% государств с населением более 55% всей численности людей на Земле попадают в первую категорию, в то время как государства с высоким уровнем доходов составляют примерно 15%. Большинство стран с высоким уровнем доходов являются членами международной Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР). Сегодня государства претерпевают серьезные изменения. Продолжается процесс формирования новых государств. Интенсивный процесс возникновения новых государств прошел в 1960-х гг. как следствие крушения колониальных империй. Этот процесс в конце XX в. обусловлен во многом дезинтеграцией бывших социалистических стран (СССР, бывшей Югославии, Чехословакии). Более 20 новых государств вновь появилось в 1990-х гг. Некоторые государства, независимо от того, когда возникли (следует иметь в виду, что вообще большинство современных государств было образовано только в XX столетии), порой оказываются крайне слабыми. Для них часто характерны развал политических институтов, законодательной системы, межобщинные конфликты, проявления национализма. Примерами могут служить Сомали, Афганистан, Руанда и др. В литературе такие государства получили название несостоявшихся. Будучи слабыми, они создают и угрозу стабильности для других, являются реальными или потенциальными очагами конфликтов, на их территории нередко базируются террористы, наркодельцы, распространяется незаконная торговля оружием. Многие авторы обращают внимание на то, что современное государство не может достаточно эффективно действовать в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экономического роста и в других областях. Наряду с государством этими вопросами активно начинают заниматься межправительственные и неправительственные организации, различного рода движения и т.п. Они играют все более активную роль на мировой арене, воздействуя на международную среду и ограничивая деятельность государств. В современном мире государства вынуждены все более считаться, с одной стороны, с международными организациями и институтами (в результате происходит ограничение суверенитета «сверху»), с другой — со своими же внутригосударственными регионами, мегаполисами, которые активно выходят на международную арену, развивая торговые, культурные и другие отношения (ограничение суверенитета «снизу»). Кроме того, государства вынуждены принимать во внимание нужды, интересы других участников международных политических процессов — ТНК, НПО и т.д. Тем не менее вряд ли целесообразно говорить о слабости государства как такового и угрозе «исчезновения» государства. Государство продолжает сохраняться, поскольку существуют государственные границы; количество государств становится не меньше, а больше; расширяются их функции в экономической и социальной сферах; увеличиваются возможности воздействовать на своих граждан с помощью электронных средств; государства сами активно создают международные институты и режимы; наконец, нет такого актора, которому могут быть переданы властные полномочия государства, и т.п. Кроме того, государство приобретает ряд возможностей, которыми не обладало ранее. Например, используя современные технологии (пластиковые карты, сотовые телефоны и т.п.), можно довольно легко отслеживать передвижение граждан. Поэтому скорее речь должна идти об изменении содержания национального суверенитета. В связи с изменением содержания суверенитета встает проблема идентичности. Мир, заключенный в Европе после Тридцатилетней войны и положивший начало системе национальных государств, как замечает М. Малица, привнес в жизнь нечто новое, а именно — чувство принадлежности к той или иной стране. Размывание государственной идентичности происходит в конце XX в. Английская исследовательница С. Стрэндж указывает на то, что государства уже не могут требовать к себе такой лояльности, которая превышала бы ее в отношении граждан к семье, фирме и т.п. Исключение составляют лишь некоторые государства. В этом плане ее точку зрения разделяют А. Дьекофф и К. Жаффрело, говоря об ослаблении связей гражданина с его государством. Ослабление «национальной» идентичности нередко сопровождается формированием ее в ином качестве — корпоративной, региональной, национальной, а в некоторых случаях и глобальной (космополитической) — и идет весьма противоречиво. По этой причине целый ряд исследователей говорит о потере идентичности, появлении «расщепленной» самоидентификации, что на психологическом уровне ведет к неуверенности, сомнениям. В связи с этим А. Франк пишет, что «наша психика и даже тело, похоже, все больше и больше основываются на расколотой и мозаичной самоидентификации. В нашей душе борются разные пласты лояльности: к семье, этнической группе, нации, церкви, ТНК, к той или иной организации, вероятно, даже к институтам, опирающимся на общечеловеческие идеалы гуманизма». Государство остается основной формой политической организации современного общества, главным актором на мировой арене. 11о одновременно оно изменяется и развивается, адаптируется к номы м условиям и приспосабливает их к себе. Не исчезает, а лишь видоизменяется и наполнение понятия «национальный суверенитет». Основная проблема заключается в том, по какому пути пойдет это развитие, как государство будет взаимодействовать с другими участниками мировой политической системы, которые все отчетливее заявляют о себе. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|