|
СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙСистема международных отношений (далее — система МО) представляет собой характер отношений между ведущими государствами. На протяжении всего периода существования Вестфальской политической системы сменяются различные системы МО («Европейский концерт», Версальско-Вашингтонская и др.), но все они базируются на Вестфальской системе. К сожалению, эти системы часто рассматриваются как варианты трансформации Вестфальской системы. Подобная подмена особенно распространена в российских исследованиях. В случае отождествления понятий «политическая система современного мира» (Вестфальская система) и «система международных отношений» дискуссия уходит в сторону, а именно в обсуждение системы (систем) МО: ее (их) стабильности, полярности, легитимности, лидерства государств и т.д. Разумеется, все вопросы, связанные с системой МО, требуют исследований, поскольку государства остаются ключевыми акторами мировой политики. Безусловно, очень важно понимать, как формируется лидерство государств, что и как позволяет государству сегодня определять тенденции мирового политического развития и т.п. Существенным является и то, насколько государства сближаются и (или) отдаляются друг от друга и по каким параметрам. Вместе с тем важно проводить различия между системой МО и политической системой мира как таковой. Если этого не делать, Вестфальская система вообще исчезает из научного фокуса, что ведет лишь к анализу межгосударственных взаимодействий и не исчерпывает всей сложности современной мировой политики. Тем не менее характер структуры межгосударственных отношений в тот или иной период развития является важным показателем. Выделяются различные варианты межгосударственных отношений, которые обычно интерпретируются в терминах «полюсности» (полярности), хотя, как отмечает Э.Я. Баталов, точнее было бы говорить о центричности системы МО. Однополярная система теоретически может быть представлена в двух вариантах: 1) гегемония одного государства; 2) мировая федеральная система. Обычно рассматривается первый вариант, когда речь идет об однополярности. Гипотетический вариант мировой федеральной системы обсуждается значительно реже. Для однополярного мира характерно, что центральная (основная) власть устанавливает «правила игры» и доминирует, используя военные и экономические рычаги. Она также разрешает споры между «подчиненными» и препятствует «подчиненным» в их стремлении обрести независимость. Биполярная система предполагает достаточно враждебные отношения между двумя полюсами, сформированными наиболее могущественными странами. Многополярная система предусматривает несколько центров силы, между которыми устанавливается равновесие. Государство-полюс в этой системе стремится к усилению собственной позиции или, по крайней мере, недопущению ее ослабления, а также противодействует любому другому участнику, который рвется в лидеры. Обсуждением конфигурации (полярности) системы МО и ее устойчивости занимаются исследователи, работающие в рамках реалистской парадигмы. При этом из их поля зрения выпадает тот факт, что большинство государств оказывается вне «центров» силы, но они входят в единую Вестфальскую систему, предполагающую равенство государств. Как быть с этим противоречием? Представляется, что сегодня рамки реалистской парадигмы (с любыми приставками и прилагательными — «нео», «постклассический» и т.п.) оказываются слишком узкими для того, чтобы понять и описать то, что происходит в политической сфере на глобальном уровне. Неадекватность теоретической модели ведет к практическим ошибкам, цена которых может быть особенно высокой. Так, научно-технические инновации дают сегодня возможность любому государству, не являющемуся центром и не входящему в тот или иной блок, нанести непоправимый урон всем остальным Наконец, следует обратить внимание еще на одну тенденцию, связанную с дроблением ресурсного потенциала, что позволяет государству становиться полюсом образования, инновационным лидером, не будучи центром силы. Тенденция дробления ресурсного потенциала нашла отражение и в Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г., где говорится, что «на передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование механизмов регулирования мировых рынков товаров и услуг, диверсификации экономнческих связей; сравнительные преимущества государств в интеграционных процессах. Экономическая взаимозависимость государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Создаются предпосылки для становления более кризисоустойчивой международной системы». Все это делает систему МО гораздо более сложной. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что характеризует современные государства как участников международного взаимодействия в мире? 2. В чем состоит проблема национального суверенитета? 3. Какова роль межправительственных организаций как международных акторов? 4. Как проявляется противоречивость в деятельности ТНК на международной арене? 5. Какова роль международных неправительственных организаций и внутригосударственных регионов на мировой арене? 6. Что понимается под международной деятельностью внутригосударственных регионов и мегаполисов? 7. Как влияют изменения в количестве и характере участников международного взаимодействия на политическую структуру мира? 8. Какие основные явления свидетельствуют о трансформации политической системы мира? 9. Что представляет собой система международных отношений и в чем состоит ее отличие от политической системы мира? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Барабанов О.Н., Фельдман Д.М. Если Вестфаль и болен, то этот больной скорее жив, чем мертв // Международные процессы. 2007. № 3 (15), сентябрь — декабрь. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.intertrends.ru/fifteen/011.htm 2. Грум Дж. Растущее многообразие международных акторов // Международные отношения: социологические подходы / под ред. П.А. Цыганкова. М.: Гардарика, 1998. 3. Караганов СЛ. Новая эпоха / Россия и мир. Новая эпоха. М.: ГУ-ВШЭ, Совет по внешней и оборонной политике, 2008. 4. Лебедева М. Что угрожает Вестфалю? // Международные процессы. 2008. № 3. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.intertrends.ru/sixteenth/015.htm 5. Лебедева М.М. Политическая система мира: ее размывание и поиск решений / Современные глобальные проблемы мировой политики направления / под ред. М.М. Лебедевой. М. Аспект Пресс, 2009. 6. Лебедева М.М. Такие разные государства // «Приватизация» мировой политики / под ред. М.М. Лебедевой. М., 2008. 7. Мировая политика / под ред. С.В. Кортунова. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. 8. Панова В.В. «Группа восьми»: модели реформирования и возможности для трансформации роли Европейского союза / В.В. Панова, П.И. Хайнал // Вестник международных организаций. 2009. № 2 (24). 9. «Приватизация» мировой политики / под ред. М.М. Лебедевой. М.: Голден-Би, 2008. 10. Фергюсон Й. Глобальное общество в конце двадцатого столетия // Международные отношения: социологические подходы / под ред. П.А. Цыганкова. М.: Гардарика, 1998.
ГЛАВА 4 МИРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|