|
МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ МИРАПервые межправительственные организации (далее — МПО) появляются в XIX столетии. Они возникли первоначально для осуществления сотрудничества в экономической сфере. После победы над Наполеоном создается Постоянная комиссия по судоходству на Рейне, затем возникают и другие, в том числе Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз и т.п. Межправительственные организации создаются государствами на основе международных договоров (именно поэтому они рассматриваются в справочной литературе в разделах международного права) для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. Одновременно МПО являются источником развития международного права через создание правовых норм и процедур взаимодействия на мировой арене. Межправительственные организации предполагают институциализацию (в том числе наличие штаб-квартиры, аппарата и т.п.) и создание механизмов реализации своих целей. Членами межправительственных организаций являются государства, которые входят в них на добровольной основе. Действительный расцвет международных организаций приходится на XX столетие, особенно на вторую его половину, когда количество МПО, число членов в них, сферы и активность их деятельности резко возросли, охватив весь мир и спектр международной проблематики. В начале XXI в. насчитывалось около 250 МПО. Стремительное развитие международных организаций во второй половине XX столетия обусловлено рядом причин. Среди основных можно назвать следующие четыре причины: 1. Вторая мировая война привела к осознанию опасности конфликтов и необходимости создания системы, способствующей их предотвращению. Один из путей — создание международной организации, которая занималась бы этими вопросами. Сохранение мира и предотвращение войн были главными целями при создании ООН. 2. Мировое разделение труда, усиление и развитие контактов требовали формирования на международном уровне организаций, которые обеспечивали бы сотрудничество и служили его проводниками. В этой связи появилось множество соответствующих МПО на глобальном и региональном уровнях. 3. Возникновение глобальных проблем (экологических, голода и т.п.), которые не могли и не могут быть решены в рамках одной страны или группы стран, поставило вопрос о координации усилий. 4. Для ряда государств, особенно образованных вновь после крушения колониальной системы, совместная деятельность в международных организациях позволяла ставить и решать волнующие их вопросы, тем самым усиливая свое влияние на развитие мировых политических процессов. Межправительственные организации представляют собой важнейший фактор современной мировой политики. Они могут быть универсальными. И членом их в принципе может стать любое государство мира. Цели таких организаций ориентируются на широкий спектр международной проблематики, включая политические, экономические, военные, социальные и другие вопросы. Примерами универсальных организаций служат Лига Наций и ООН. Другой тип международных организаций также предполагает множественность целей, но членство в них достаточно жестко ограничено тем или иным параметром, часто — географическим положением. К ним относятся, например, Африканский союз (далее — АС), Организация американских государств (далее — ОАГ). Однако географический фактор не является единственным параметром для формирования межправительственной организации с универсальными целями, но ограниченным членством. Так, Содружество объединяет большинство государств, ранее входивших в состав Британской империи, а «Большая восьмерка» — наиболее экономически и политически влиятельные страны мира. Межправительственные организации, которые создаются для решения конкретных вопросов в той или иной области, т.е. имеют специальные цели, иногда называют функциональными межправительственными организациями. Многие из них созданы ООН и являются ее специализированными учреждениями. Например, Международная организация труда (МОТ), возникшая в 1919 г. еще при Лиге Наций, Всемирная организация здравоохранения (далее — ВОЗ), Международная организация гражданской авиации, Международное агентство по атомной энергии (далее — МАГАТЭ) и др. Часть функциональных организаций действует на основе межправительственных соглашений вне рамок ООН: Международная организация уголовной полиции (Интерпол) и др. Одни МПО имеют неограниченное членство, другие — ограниченное (в частности, региональная экономическая организация, объединяющая часть стран Латинской Америки, МЕРКОСУР). В целом же большинство МПО имеют специальные цели и ограниченное число участников (табл. 3.1). По оценкам Ч. Кегли и Ю. Уитткопфа, количество таких организаций составляет 72% всех МПО. Следует отметить, что подобная классификация все же относительна, так как по мере функционирования МПО ее цели могут меняться. Например, Европейский союз (далее — ЕС) первоначально возник в целях экономического сотрудничества ряда европейских стран и даже имел другие названия. Однако впоследствии цели данной организации стали расширяться и включать в том числе координацию внешнеполитических действий. В результате ЕС фактически преобразовалась в организацию с множественностью целей. Первоначально при зарождении МПО и даже в середине XX столетия при стремительном росте их численности большинство политиков и исследователей предполагали, что они станут своеобразными «проводниками» политики государств, которые их создавали. Однако постепенно становилось очевидным, что эти организации начинают играть вполне самостоятельную роль и уже сами оказывают значительное влияние как на международные отношения в целом, так и на своих создателей. При этом интересы самих МПО нередко перестают быть тождественными интересам государств-учредителей. О влиянии МПО на современные политические процессы в мире говорит отмечаемый, в частности В.Г. Барановским, факт, который заключается в том, что такие организации занимаются разработкой и осуществлением международно-правовых норм. Ими потом в своей деятельности руководствуются государства. Еще одним моментом, свидетельствующим о достаточной «самостоятельности», «нетождественности» межгосударственных организаций государственным акторам, является то, что деятельность МПО все более ощутима в современных условиях. И само участие в межгосударственных организациях выступает в качестве признания авторитета государств на международной арене. Может произойти и другое, что «разведет» интересы государства и МПО. По мере расширения состава членов МПО интересы госу- дарств-создателей размываются интересами новых членов. Или, в другом случае, в результате усиления влияния одного из членов организации МПО все в большей степени начинает реализовывать его интересы в ущерб интересам других своих членов. Тот факт, что международные организации, с одной стороны, создаются государствами, а с другой — играют достаточно самостоятельную роль на мировой арене, делает вопрос об их отнесении к государственным акторам неоднозначным. Американские ученые Ч. Кегли и Ю. Уитткопф без каких-либо оговорок рассматривают их как государственных акторов, другие авторы считают, что их следует отнести к негосударственным. Согласно К. Арчеру, последние выдвигают следующие аргументы: ■ ряд МПО допускает участие в качестве членов территории, которые не являются суверенными государствами. К таким организациям относятся, например, Международный телекоммуникационный союз, Всемирная метеорологическая организация; ■ некоторые МПО имеют структуры, совместные с неправительственными организациями; ■ межправительственные организации образуются на основе решений исполнительной власти государства. Другие же ветви власти государства в этом процессе не участвуют. В принципе, наверное, не столь важно, относить или нет МПО к государственным акторам, более существенным является то, каковы их функции. Ученые-международники Р. Кеохейн и Ст. Хоффманн выделяют шесть основных функций, которые выполняют или могут выполнять современные МПО. Назовем их. 1. Через МПО государство осуществляет политическое влияние на международные процессы 2.Межправительственные организации служат местом согласования интересов различных государств путем переговоров. 3. Одни международные организации используются для ослабления других или взаимодействия с ними. 4.Межправительственные организации используются государствами для информирования других о своих намерениях и целях. 5.Документы, принимаемые МПО, служат некими ориентирами для государств, которые входят в них, для выработки собственной политики. 6.Межправительственные организации формируют и базисные принципы, из которых исходят государства в дальнейшем. Необходимо отметить, что МПО, как и другие акторы международного взаимодействия, развиваются и видоизменяются. Особенно интенсивно это происходит со второй половины XX столетия в связи с процессами трансформации, которые претерпевает мир. Деятельность МПО в период холодной войны отражала ее реалии и во многом была ориентирована на решение проблем, связанных с обеспечением безопасности, поддержанием мира между государствами, сотрудничеством в экономической и социальной областях, гуманитарной помощью, правами человека и т.п. При этом одной из основных заслуг международных организаций, прежде всего ООН, было то, что они совместно с другими участниками международных отношений не допустили третьей мировой войны. Вслед за крушением биполярной системы из повестки дня многих МПО было исключено идеологическое противостояние между Востоком и Западом. Вместе с тем МПО столкнулись с новыми реалиями. Они обусловлены как новыми международными проблемами, так и вопросами развития самих международных организаций. Последнее обусловлено тем, что происшедшие и происходящие в мире изменения требуют изменения в самих организациях. Некоторые исследователи, может быть и в слишком заостренной форме, ставят вопрос о том, насколько адекватно МПО, созданные в период холодной войны и действующие на основе относящихся к тому периоду документов, могут реагировать на новую ситуацию в мире. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|