Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определите состав параметров и показателей элементов СУ организацией.





 

Методологические положения исследования систем управления

 

Принципы построения и функционирования систем

Управления

 

Проведение исследований СУ требует знания важнейших принци­пов построения и функционирования таких систем, которые должны быть присущи современным экономическим условиям. Принципы представляют собой основные правила, положения, идеи, определя­ющие направления построения и функционирования СУ, которыми должны руководствоваться кадры управления.

Среди всех видов принципов для СУ следует выделить общие, об­щесистемные и специальные. Вместе с тем необходимо отметить, что исходным (главным) принципом должен являться принцип системно­сти, во многом определяющий все другие,

В первую очередь при построении и функционировании СУ необ­ходимо учитывать ряд объективных общих принципов»: сбалансированного демократического централизма, преимущественно оптималь­ного сочетания единоначалия и коллегиальности, ответственности, активизации и стимулирования, делегирования полномочий, заинте­ресованной творческой работы всех кадров управления.

Среди общесистемных принципов: необходимо отметить:

целенаправленность - формирование в составе СУ целевых и со­ответствующих линейных, функциональных и обеспечивающих под­систем управления;

делимость — декомпозиция формируемой системы и ее подсистем на элементы;

иерархичность — формирование многоуровневой структуры сис­темы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уро­вень управления (отдела, цеха, участка, бригады и т.д.);

взаимодейственность — взаимодействие формируемых и функци­онирующих подсистем СУ как между собой, так и со всеми другими, внешними по отношению к организации, системами. При этом следу­ет устанавливать приоритетность одних целей по отношению к дру­гим или принимать взаимосвязанные цели нескольких систем, осуще­ствляя взаимосвязанные процессы по их достижению;



согласованность — сопряжение целей и задач организации при взаимодействии всех иерархических вертикальных и относительно автономных горизонтальных звеньев управлении;

оперативность — своевременное принятие управленческих реше­ний по предотвращению и (или) мобильному устранению отклоне­ний;

комплексность — взаимная увязка всех формируемых элементов, подсистем, стадий жизненного никла продукции, иерархических уров­ней и всего комплекса организационных, экономических, социаль­ных, научно-технических, производственных и других мероприятий по управлению;

системность — постоянное непрерывное выполнение всех работ по управлению, их ритмичность и долговременность действия;

преемственность, которая должна проявляться как при создании системы, так и при ее функционировании и совершенствовании. Вы­ражаться она может прежде всего в максимальном использовании передового отечественного и зарубежного опыта системного управ­ления:

научность -— разработка мероприятий и воздействий на основе достижении науки и техники с учетом объективных законов и зако­номерностей системного управления;

автономность — обеспечение относительной самостоятельности функционирования структурных элементов и подсистем СУ;

экономичность — снижение затрат на управление в общих расхо­дах организации;

перспективность развития организации как системы;

оптимальность — многовариантная проработка управленческих решений и выбор наиболее целесообразного для организации вари­анта;

устойчивость — удержание системы в относительно стабильном состоянии и обеспечение выживания организации в условиях конку­ренции;

комфортность — создание для человека как основного элемента системы максимума удобств для творческой работы и реализации сво­их возможностей;

специализация работ — рациональное разделение управленческо­го труда в СУ;

концентрация — выполнение однотипных задач в одном подраз­делении и (или) концентрация усилий управленческих работников па решении основных целей и задач организации:

адаптивность - обеспечение приспособляемости системы органи­зации к изменяющимся внешним и внутренним условиям;

замкнутость ОФУ (замкнутость управленческого процесса) — выполнение в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая планирование, организацию; коорди­нацию работы и т.д.

К перечисленным общесистемным принципам следует добавить принцип простоты и доходчивости. В условиях рынка и конкуренции крайне важно понимание каждым работающим основополагающих вопросов управления, особенно управления качеством и обеспечения конкурентоспособности не только продукции, но и всего предприя­тия.

Среди всех общесистемных принципов необходимо обратить осо­бое внимание на замкнутость ОФУ — выполнение общих функций управления. К ним можно отнести четыре общие менеджерские функ­ции:

планирование, представляющее особый процесс подготовки ме­неджерами решений по обеспечению усилий коллектива для достиже­ния целей организации. Этот процесс из-за периодического переори­ентирования целей и постоянного изменения условий внешней среды не может носить дискретный характер, а должен быть непрерывным;

организацию, направленную на структурирование всех работ организационного характера и их распределение по вертикали и го­ризонтали для достижения целей и выполнения намеченных планов и обязательств;

мотивацию, обеспечивающую активизацию труда работающих по выполнению всех видов работ с высоким качеством (без ошибок) в соответствии с распределенными функциями, планами и требования­ми. Мотивация включает, как правило, внешнее стимулирование (ма­териальное и моральное) и психологическое стимулирование (созда­ние условий для заинтересованности в труде, потребности в трудо­вой активности, удовлетворения от трудовой деятельности). Это одна из самых важных менеджерских функций, способствующих достиже­нию целей деятельности организации;

контроль, представляющий собой: 1) отслеживание того, что запланировано, 2) выявление того, что сделано в определенный пери­од времени, 3) сравнение - запланированного с достигнутым и 4) при­нятие корректирующих «мягких» мер при отклонении от запланиро­ванного. Посредством данной функции осуществляется обратная связь, которая должна не нести «возмездие», а быть объективной ос­новой для •эффективного вмешательства менеджеров в процесс дости­жения целей организации, выполнения обязательств, повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции.

Можно также привести пример состава функций замкнутого уп­равленческого цикла, выполняемого при повышении и обеспечении качества, называемого в зарубежных источниках РДСА — циклом Деминга (по имени американского профессора по УКП): Р — плани­рование работы; Д — выполнение работы по плану; С — проверка соответствия реального результата с запланированным: А — приня­тие мер при наличии отклонений фактического результата от запла­нированного.

На ряде японских предприятий, например в фирме «Комацу», ис­пользуется следующий состав общих функций управления: планиро­вание, выполнение, проверка и действие (регулирование).

Очевидно, что состав функций в приведенных примерах во мно­гом соответствует функциям управленческого цикла отечественных систем, включающего планирование, организацию работ, координа­цию и регулирование, активизацию и стимулирование, учет, контроль и анализ.

Однако представляется целесообразным разукрупнить и упорядо­чить состав общих управленческих функций применительно к совре­менным СУ.

Например, следует учесть прогнозирование, выделить функцию учета, в которой, кроме общеизвестных подфункций, необходимо организовать идентификацию и прослеживаемость продукции, столь нужную для обеспечения качества, оперативности регулирования производства и т.п. Допустим, причиной обнаруженного дефекта изделия стал недоброкачественный материал. Подфункция идентификации позволяет установить, с какой партией он поставлен, когда и откуда, а затем выявить конкретные детали, в которых использовался.

При выполнении управленческого цикла первостепенную роль играет организация, координация и регулирование процессов управ­ления. Выработанные корректирующие — регулирующие — воздей­ствия на основе организации и координации работ посредством об­ратной связи оказывают влияние на оперативное устранение непред­виденных реальных отклонений (ошибок) процессов от запланированных.

При рассмотрении ОФУ следует отметить, что в производствен­ном процессе (в производственной системе) аналогично выполняют­ся общие производственные функции, в состав которых могут вхо­дить функции: подготовительная, производство изделий или услуг (работ), протекание естественных процессов, транспортировка, кон­троль и испытание, а также заключительная функция.

К основным специальным принципам при построении и функцио­нировании СУ следует отнести:

• «продуктовый» подход к управлению, в соответствии с которым управление в системе должно осуществляться (помимо общего управ­ления) по каждому выпускаемому виду разнородной продукции в отдельности;

• управление на всех стадиях и этапах жизненного цикла продук­ции (исследования, проектирования и разработки, изготовления, то­варооборота, использования, утилизации или уничтожения);

• выполнение целостного комплекса функций управления, способ­ного обеспечить достижение целей и решение задач системы органи­зации;

• использование в управлении комплекса методов мотивации вы­сококачественного, производительного, заинтересованного, новатор­ского и, главное, осознанного труда как каждого работника, так и всего коллектива работающих;

• формирование у всех изготовителей и потребителей, причастных к реализации жизненного цикла продукции, соответствующих зна­ний, умений и навыков. Выполнение этого принципа требует массо­вой непрерывной систематической подготовки, обучения и повыше­ния квалификации;

• регулирование на всех иерархических уровнях управления: ме­жотраслевом федеральном; отраслевом федеральном: межотраслевом субъектов федерации; отраслевом субъектов федерации; территори­альном (городском, районном); объединения организаций; организа­ции; цеха, отдела; участка, бюро: бригады, группы; рабочего места. В зависимости от уровня управления содержание управленческих функ­ций может быть различно. Для более высокого уровня приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и ре­гулированием, активизацией и стимулированием. Причем характер воздействий в этом случае, как правило, должен соответствовать ры­ночным отношениям, собственности и уровням управления. Систем­ное управление следует осуществлять не только в отношении продук­ции тех организаций, где она непосредственно создается и использу­ется, но и в государственных структурах управления, повышая качество и эффективность их решений, воздействий и услуг (образо­вательных, правовых и др.). Тем самым будет обеспечиваться более эффективное функционирование хозяйственной системы страны, ре­гионов и в конечном счете организаций;

• интегративное взаимодействие со всеми организациями, связан­ными с реализацией жизненного цикла продукции. Это в первую оче­редь может относиться к поставщикам сырья, материалов и комплек­тующих изделий сбытовым, торговым, транспортным, сервисным и эксплуатационным организациям. Совместно с ними целесообразно создавать взаимосвязанные интегративные СУ;

• осуществление реальной индивидуальной и коллективной ответ­ственности за результаты деятельности организации. При этом наи­большую ответственность следует возлагать на высшее звено управ­ления:

• постоянное (перманентное) использование в управлении воздей­ствий преимущественно превентивного характера с их оперативным (немедленным) выполнением. Это не исключает, а, наоборот, пред­полагает (в случае недостаточной эффективности превентивных воз­действий) максимально быстрое, текущее устранение возникших от­клонений. Таким образом, необходимость выработки как предупре­дительных, так и текущих оперативных управляющих воздействий требует организации постоянно работающей надежной превентивно-перманентной и оперативной обратной связи во всех подсистемах СУ;

• доступность и систематичность проведения внутренних и вне­шних проверок деятельности но управлению. Этот принцип позволя­ет совершенствовать, непрерывно развивать и повышать эффектив­ность СУ;

• документирование управленческих процессов, обеспечивающих выполнение технологии управления и производства. Необходимость использования в управлении стандартизации, регламентации и пла­нирования;

• восприятие каждым работающим себя как изготовителя продук­ции (услуги), а исполнителя следующей операции технологического процесса — как потребителя. Необходимо соблюдать деловую этику и проявлять уважительное отношение ко всем участникам реализа­ции жизненного цикла продукции.

Для реализации вышеизложенных принципов необходим соответ­ствующий механизм управления. Применительно к СУ это совокуп­ность организационных и экономических компонентов, обеспечива­ющих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функ­ционирование всех элементов системы для достижения целей организации. Такой механизм должен обеспечивать в рамках систем­ного управления выработку и реализацию эффективных целенаправ­ленных управляющих воздействий на все многообразные условия и элементы, от которых зависят конечные результаты функционирова­ния СУ,

Среди условий, влияющих на функционирование СУ, молено вы­делить субъективные (непосредственно связанные с деятельностью человека и зависящие от него) и объективные (связанные со сложив­шимися обстоятельствами в деятельности человека и практически не зависящие от него). На элементы системы существенное влияние ока­зывают также социальные, международные и политические факторы, которые в зависимости от уровня рассмотрения можно отнести не только к объективным, но и к субъективным (см. рис. 2.1).

Наряду с указанными на рисунке, можно отметить еще условия, связанные с предназначением и целями организации, со спецификой отрасли, поставщиков, конструкций продукции и характером услуг, оказываемых организацией, требованиями потребителей и клиентов.

Влияние, взаимодействие и проявление многообразных субъектив­ных и объективных условий и функционирующих элементов СУ ис­ключительно сложно. Тем не менее в механизме управления доста­точно четко должна прослеживаться последовательная цепочка воз­действий: цели СУ организацией (определяющие, в том числе цели УК и охраны окружающей среды, являющиеся стратегически импе­ративными и приоритетными по отношению к другим) —> стратегия и обязательства организации —> мероприятия (воздействия) по дос­тижению целей и выполнению обязательств —> условия, влияющие на элементы системы —> эффективно функционирующие элементы системы —> рациональные решения (информация, документация), про­дукция и услуги, удовлетворяющие требования потребителей.

 

 
 

 

 


Рис. 2.1. Классификация условий, влияющих на функционирование элементов системы управления

 

Выполнение принципов системного управления и учета всех усло­вий, влияющих на функционирование элементов СУ, является необ­ходимым требованием достижений цепей организации.

 

 

Состав подсистем управления

 

Как исходный (главный) принцип системного управления, так и все общие, а также общесистемные и специальные принципы предоп­ределяют сочетание в СУ линейного, целевого, функционального и обеспечивающего управления и наличие соответствующих взаимосвя­занных подсистем управления: общей линейной, целевых, функцио­нальных и обеспечивающих (рис. 2.2).

В подсистеме общего линейного управления осуществляется вся общая управленческая деятельность руководителей организации, ко­торые имеют право принимать окончательные решения по отноше­нию к своему подчиненному персоналу и за результаты деятельности которых они должны нести ответственность. В этой подсистеме мож­но выделить четыре уровня управления:

 

 

 
 

 

 


Целевые подсистемы: 1 — управления качеством; 2 — управления выполнением плана производства и поставок продукции; 3 — регулирования затрат и управления ресурсами; 4 — управления развитием производства и совершенствованием управления; 5 — управления социальным развитием коллектива;

6 — управлений охраной окружающей среды.

 

Комплексные функциональные подсистемы: 1 — производственного руководства (организация основного, обеспечивающего и обслуживающего производства; оперативное управление производством; 2 — технического руководства (организация работ по стандартизации; управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания продукции); 3 — экономического руководства (перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование; организация труда и заработной платы; организация финансовой деятельности; учет и отчетность; экономический анализ); 4 — руководства внешнехозяйптвенными связями (материально-техническое снабжение; сбыт продукции); 5 — руководства капитальным строительством (собственное и подрядное): 6 — руководства кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива (организация работы с кадрами; организация творческой деятельности трудового коллектива).

 

Обеспечивающие подсистемы: 1 — оснащения техническими средствами и оргтехникой; 2 — делопроизводства; 3 — организации и ведения нормативного хозяйства; 4 — информационного обеспечения управления; 5 — правового обеспечения; 6 — хозяйственного обслуживания.

Общие функции управления в подсистемах системы управления: прогнозирование и планирование; организация и координация работ; мотивация (активизация и стимулирование); выполнение работ; регулирование; контроль; учет; анализ.

 

Рис. 2.2. Двухмерная структурная функционально-целевая модель системы управления промышленным предприятием

0-й — высший предпринимательский организационно-целевой (высшее звено предпринимательского управления, включающее пред­принимателей — членов высших органов управления);

1-й — высший организационно-целевой исполнительный (высшее исполнительное звено);

2-й — координационно-контрольный исполнительный (среднее звено управления);

3-й — технико-операционный исполнительный (низовое исполни­тельное звено управления).

В составе целевых подсистем осуществляется управление по дости­жению основных целей деятельности организации, которые обеспечи­вают выполнение миссии организации и ее главной (генеральной) цели. Конкретный состав целевых подсистем зависит от предназначе­ния и целей организации, но в любом случае имеет смысл включать в состав целевых подсистем СУ подсистему УК продукции (услуг).

В функциональных подсистемах управления осуществляется спе­циализированная управленческая деятельность, которая обособилась в результате кооперации и разделения труда. Их состав определяется конкретными функциями управления и применительно к производ­ственной организации может быть сгруппирован а комплексные функ­циональные подсистемы (технического руководства, экономическо­го руководства и др.).

Состав обеспечивающих подсистем (подсистем обеспечения) оп­ределяется потребностями общего линейного, целевого и функцио­нального управления. Главное, что при этом должны быть созданы условия, гарантирующие правомочность, обоснованность, достовер­ность, рациональность, своевременность и действенность всей СУ.

В производственной подсистеме системы организации, например промышленного предприятия, с учетом «продуктового» подхода мо­жет формироваться и функционировать следующий состав субподси­стем:

основная «продуктовая» заготовительная субподсистема;

основная «продуктовая» обрабатывающая субподсистема:

основная «продуктовая» сборочная субподсистема;

обеспечивающая «продуктовая» энергетическая субподсистема;

обеспечивающая «продуктовая» ремонтно-техническая (в т.ч. электроремонтная) субподсистема;

обеспечивающая «продуктовая» инструментальная субподсис­тема;

обеспечивающая «продуктовая» метрологическая субподсистема;

обеспечивающая «продуктовая» транспортная субподсистема;

обеспечивающая «продуктовая» складская субподсистема.

Следует отметить, что в 70—80-е годы в СССР на основе исследо­ваний и обобщения опыта системного управления в эксперименталь­ном порядке был апробирован комплекс стандартов на управление промышленными предприятиями. В этот комплекс вошли стандар­ты, регламентирующие построение и функционирование системы уп­равления предприятием и ее подсистем. Состав подсистем СУ, пред­ставленный выше, во многом идентичен тем, которые рекомендова­лись стандартами для использования.

Внедрение СУ на основе стандартизации способствовало некото­рому улучшению технико-экономических показателей работы дан­ных предприятий, получению более высокого экономического эффек­та их деятельности.

Отмечалось, что в результате внедрения СУ:

упорядочилась деятельность управленческих работ;

рационально распределялся состав функций управления среди под­разделений;

исключалось дублирование деятельности в аппарате управления;

в ряде случаев позитивно изменялась ОСУ;

повышалась творческая активность и расширялись демократичес­кие начала в управлении предприятием;

повышалась ответственность работников управления и дисципли­на труда, улучшалась исполнительность и организация контроля за исполнением решений и требований стандартов.

К основным недостаткам и трудностям при внедрении и функцио­нировании СУ на основе стандартизации относили:

непонимание многими специалистами необходимости создания таких систем;

недостаточную активность руководителей предприятий;

существование «психологического барьера», мешавшего отказать­ся от традиционно сложившихся форм и методов управления;

недостаточную управленческую подготовку специалистов и руко­водителей;

отсутствие в подавляющем большинстве специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и координации). Только на 28 % предприятий от общего количества внедрявших сис­темы эта работа поручалась специализированным подразделениям, а в остальных случаях ею занимались подразделения, косвенно относя­щиеся к решению проблем управления;

сложность существующего административного порядка изменения на предприятии ОСУ;

отсутствие заинтересованности и существенных стимулов в рабо­тах по совершенствованию управления.

Главные же недостатки СУ были присущи всей централизованной планово-распределительной экономике. Однако необходимо при­знать, что основные положения и требования, закрепленные в комп­лексе государственных стандартов на управление предприятием, яви­лись существенным научным и практическим вкладом в методоло­гию и методику исследования и совершенствования СУ.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.