|
Определите состав параметров и показателей элементов СУ организацией.
Методологические положения исследования систем управления
Принципы построения и функционирования систем Управления
Проведение исследований СУ требует знания важнейших принципов построения и функционирования таких систем, которые должны быть присущи современным экономическим условиям. Принципы представляют собой основные правила, положения, идеи, определяющие направления построения и функционирования СУ, которыми должны руководствоваться кадры управления. Среди всех видов принципов для СУ следует выделить общие, общесистемные и специальные. Вместе с тем необходимо отметить, что исходным (главным) принципом должен являться принцип системности, во многом определяющий все другие, В первую очередь при построении и функционировании СУ необходимо учитывать ряд объективных общих принципов»: сбалансированного демократического централизма, преимущественно оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности, ответственности, активизации и стимулирования, делегирования полномочий, заинтересованной творческой работы всех кадров управления. Среди общесистемных принципов: необходимо отметить: целенаправленность - формирование в составе СУ целевых и соответствующих линейных, функциональных и обеспечивающих подсистем управления; делимость — декомпозиция формируемой системы и ее подсистем на элементы; иерархичность — формирование многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления (отдела, цеха, участка, бригады и т.д.); взаимодейственность — взаимодействие формируемых и функционирующих подсистем СУ как между собой, так и со всеми другими, внешними по отношению к организации, системами. При этом следует устанавливать приоритетность одних целей по отношению к другим или принимать взаимосвязанные цели нескольких систем, осуществляя взаимосвязанные процессы по их достижению; согласованность — сопряжение целей и задач организации при взаимодействии всех иерархических вертикальных и относительно автономных горизонтальных звеньев управлении; оперативность — своевременное принятие управленческих решений по предотвращению и (или) мобильному устранению отклонений; комплексность — взаимная увязка всех формируемых элементов, подсистем, стадий жизненного никла продукции, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий по управлению; системность — постоянное непрерывное выполнение всех работ по управлению, их ритмичность и долговременность действия; преемственность, которая должна проявляться как при создании системы, так и при ее функционировании и совершенствовании. Выражаться она может прежде всего в максимальном использовании передового отечественного и зарубежного опыта системного управления: научность -— разработка мероприятий и воздействий на основе достижении науки и техники с учетом объективных законов и закономерностей системного управления; автономность — обеспечение относительной самостоятельности функционирования структурных элементов и подсистем СУ; экономичность — снижение затрат на управление в общих расходах организации; перспективность развития организации как системы; оптимальность — многовариантная проработка управленческих решений и выбор наиболее целесообразного для организации варианта; устойчивость — удержание системы в относительно стабильном состоянии и обеспечение выживания организации в условиях конкуренции; комфортность — создание для человека как основного элемента системы максимума удобств для творческой работы и реализации своих возможностей; специализация работ — рациональное разделение управленческого труда в СУ; концентрация — выполнение однотипных задач в одном подразделении и (или) концентрация усилий управленческих работников па решении основных целей и задач организации: адаптивность - обеспечение приспособляемости системы организации к изменяющимся внешним и внутренним условиям; замкнутость ОФУ (замкнутость управленческого процесса) — выполнение в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая планирование, организацию; координацию работы и т.д. К перечисленным общесистемным принципам следует добавить принцип простоты и доходчивости. В условиях рынка и конкуренции крайне важно понимание каждым работающим основополагающих вопросов управления, особенно управления качеством и обеспечения конкурентоспособности не только продукции, но и всего предприятия. Среди всех общесистемных принципов необходимо обратить особое внимание на замкнутость ОФУ — выполнение общих функций управления. К ним можно отнести четыре общие менеджерские функции: планирование, представляющее особый процесс подготовки менеджерами решений по обеспечению усилий коллектива для достижения целей организации. Этот процесс из-за периодического переориентирования целей и постоянного изменения условий внешней среды не может носить дискретный характер, а должен быть непрерывным; организацию, направленную на структурирование всех работ организационного характера и их распределение по вертикали и горизонтали для достижения целей и выполнения намеченных планов и обязательств; мотивацию, обеспечивающую активизацию труда работающих по выполнению всех видов работ с высоким качеством (без ошибок) в соответствии с распределенными функциями, планами и требованиями. Мотивация включает, как правило, внешнее стимулирование (материальное и моральное) и психологическое стимулирование (создание условий для заинтересованности в труде, потребности в трудовой активности, удовлетворения от трудовой деятельности). Это одна из самых важных менеджерских функций, способствующих достижению целей деятельности организации; контроль, представляющий собой: 1) отслеживание того, что запланировано, 2) выявление того, что сделано в определенный период времени, 3) сравнение - запланированного с достигнутым и 4) принятие корректирующих «мягких» мер при отклонении от запланированного. Посредством данной функции осуществляется обратная связь, которая должна не нести «возмездие», а быть объективной основой для •эффективного вмешательства менеджеров в процесс достижения целей организации, выполнения обязательств, повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции. Можно также привести пример состава функций замкнутого управленческого цикла, выполняемого при повышении и обеспечении качества, называемого в зарубежных источниках РДСА — циклом Деминга (по имени американского профессора по УКП): Р — планирование работы; Д — выполнение работы по плану; С — проверка соответствия реального результата с запланированным: А — принятие мер при наличии отклонений фактического результата от запланированного. На ряде японских предприятий, например в фирме «Комацу», используется следующий состав общих функций управления: планирование, выполнение, проверка и действие (регулирование). Очевидно, что состав функций в приведенных примерах во многом соответствует функциям управленческого цикла отечественных систем, включающего планирование, организацию работ, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование, учет, контроль и анализ. Однако представляется целесообразным разукрупнить и упорядочить состав общих управленческих функций применительно к современным СУ. Например, следует учесть прогнозирование, выделить функцию учета, в которой, кроме общеизвестных подфункций, необходимо организовать идентификацию и прослеживаемость продукции, столь нужную для обеспечения качества, оперативности регулирования производства и т.п. Допустим, причиной обнаруженного дефекта изделия стал недоброкачественный материал. Подфункция идентификации позволяет установить, с какой партией он поставлен, когда и откуда, а затем выявить конкретные детали, в которых использовался. При выполнении управленческого цикла первостепенную роль играет организация, координация и регулирование процессов управления. Выработанные корректирующие — регулирующие — воздействия на основе организации и координации работ посредством обратной связи оказывают влияние на оперативное устранение непредвиденных реальных отклонений (ошибок) процессов от запланированных. При рассмотрении ОФУ следует отметить, что в производственном процессе (в производственной системе) аналогично выполняются общие производственные функции, в состав которых могут входить функции: подготовительная, производство изделий или услуг (работ), протекание естественных процессов, транспортировка, контроль и испытание, а также заключительная функция. К основным специальным принципам при построении и функционировании СУ следует отнести: • «продуктовый» подход к управлению, в соответствии с которым управление в системе должно осуществляться (помимо общего управления) по каждому выпускаемому виду разнородной продукции в отдельности; • управление на всех стадиях и этапах жизненного цикла продукции (исследования, проектирования и разработки, изготовления, товарооборота, использования, утилизации или уничтожения); • выполнение целостного комплекса функций управления, способного обеспечить достижение целей и решение задач системы организации; • использование в управлении комплекса методов мотивации высококачественного, производительного, заинтересованного, новаторского и, главное, осознанного труда как каждого работника, так и всего коллектива работающих; • формирование у всех изготовителей и потребителей, причастных к реализации жизненного цикла продукции, соответствующих знаний, умений и навыков. Выполнение этого принципа требует массовой непрерывной систематической подготовки, обучения и повышения квалификации; • регулирование на всех иерархических уровнях управления: межотраслевом федеральном; отраслевом федеральном: межотраслевом субъектов федерации; отраслевом субъектов федерации; территориальном (городском, районном); объединения организаций; организации; цеха, отдела; участка, бюро: бригады, группы; рабочего места. В зависимости от уровня управления содержание управленческих функций может быть различно. Для более высокого уровня приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и регулированием, активизацией и стимулированием. Причем характер воздействий в этом случае, как правило, должен соответствовать рыночным отношениям, собственности и уровням управления. Системное управление следует осуществлять не только в отношении продукции тех организаций, где она непосредственно создается и используется, но и в государственных структурах управления, повышая качество и эффективность их решений, воздействий и услуг (образовательных, правовых и др.). Тем самым будет обеспечиваться более эффективное функционирование хозяйственной системы страны, регионов и в конечном счете организаций; • интегративное взаимодействие со всеми организациями, связанными с реализацией жизненного цикла продукции. Это в первую очередь может относиться к поставщикам сырья, материалов и комплектующих изделий сбытовым, торговым, транспортным, сервисным и эксплуатационным организациям. Совместно с ними целесообразно создавать взаимосвязанные интегративные СУ; • осуществление реальной индивидуальной и коллективной ответственности за результаты деятельности организации. При этом наибольшую ответственность следует возлагать на высшее звено управления: • постоянное (перманентное) использование в управлении воздействий преимущественно превентивного характера с их оперативным (немедленным) выполнением. Это не исключает, а, наоборот, предполагает (в случае недостаточной эффективности превентивных воздействий) максимально быстрое, текущее устранение возникших отклонений. Таким образом, необходимость выработки как предупредительных, так и текущих оперативных управляющих воздействий требует организации постоянно работающей надежной превентивно-перманентной и оперативной обратной связи во всех подсистемах СУ; • доступность и систематичность проведения внутренних и внешних проверок деятельности но управлению. Этот принцип позволяет совершенствовать, непрерывно развивать и повышать эффективность СУ; • документирование управленческих процессов, обеспечивающих выполнение технологии управления и производства. Необходимость использования в управлении стандартизации, регламентации и планирования; • восприятие каждым работающим себя как изготовителя продукции (услуги), а исполнителя следующей операции технологического процесса — как потребителя. Необходимо соблюдать деловую этику и проявлять уважительное отношение ко всем участникам реализации жизненного цикла продукции. Для реализации вышеизложенных принципов необходим соответствующий механизм управления. Применительно к СУ это совокупность организационных и экономических компонентов, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы для достижения целей организации. Такой механизм должен обеспечивать в рамках системного управления выработку и реализацию эффективных целенаправленных управляющих воздействий на все многообразные условия и элементы, от которых зависят конечные результаты функционирования СУ, Среди условий, влияющих на функционирование СУ, молено выделить субъективные (непосредственно связанные с деятельностью человека и зависящие от него) и объективные (связанные со сложившимися обстоятельствами в деятельности человека и практически не зависящие от него). На элементы системы существенное влияние оказывают также социальные, международные и политические факторы, которые в зависимости от уровня рассмотрения можно отнести не только к объективным, но и к субъективным (см. рис. 2.1). Наряду с указанными на рисунке, можно отметить еще условия, связанные с предназначением и целями организации, со спецификой отрасли, поставщиков, конструкций продукции и характером услуг, оказываемых организацией, требованиями потребителей и клиентов. Влияние, взаимодействие и проявление многообразных субъективных и объективных условий и функционирующих элементов СУ исключительно сложно. Тем не менее в механизме управления достаточно четко должна прослеживаться последовательная цепочка воздействий: цели СУ организацией (определяющие, в том числе цели УК и охраны окружающей среды, являющиеся стратегически императивными и приоритетными по отношению к другим) —> стратегия и обязательства организации —> мероприятия (воздействия) по достижению целей и выполнению обязательств —> условия, влияющие на элементы системы —> эффективно функционирующие элементы системы —> рациональные решения (информация, документация), продукция и услуги, удовлетворяющие требования потребителей.
Рис. 2.1. Классификация условий, влияющих на функционирование элементов системы управления
Выполнение принципов системного управления и учета всех условий, влияющих на функционирование элементов СУ, является необходимым требованием достижений цепей организации.
Состав подсистем управления
Как исходный (главный) принцип системного управления, так и все общие, а также общесистемные и специальные принципы предопределяют сочетание в СУ линейного, целевого, функционального и обеспечивающего управления и наличие соответствующих взаимосвязанных подсистем управления: общей линейной, целевых, функциональных и обеспечивающих (рис. 2.2). В подсистеме общего линейного управления осуществляется вся общая управленческая деятельность руководителей организации, которые имеют право принимать окончательные решения по отношению к своему подчиненному персоналу и за результаты деятельности которых они должны нести ответственность. В этой подсистеме можно выделить четыре уровня управления:
Целевые подсистемы: 1 — управления качеством; 2 — управления выполнением плана производства и поставок продукции; 3 — регулирования затрат и управления ресурсами; 4 — управления развитием производства и совершенствованием управления; 5 — управления социальным развитием коллектива; 6 — управлений охраной окружающей среды.
Комплексные функциональные подсистемы: 1 — производственного руководства (организация основного, обеспечивающего и обслуживающего производства; оперативное управление производством; 2 — технического руководства (организация работ по стандартизации; управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания продукции); 3 — экономического руководства (перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование; организация труда и заработной платы; организация финансовой деятельности; учет и отчетность; экономический анализ); 4 — руководства внешнехозяйптвенными связями (материально-техническое снабжение; сбыт продукции); 5 — руководства капитальным строительством (собственное и подрядное): 6 — руководства кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива (организация работы с кадрами; организация творческой деятельности трудового коллектива).
Обеспечивающие подсистемы: 1 — оснащения техническими средствами и оргтехникой; 2 — делопроизводства; 3 — организации и ведения нормативного хозяйства; 4 — информационного обеспечения управления; 5 — правового обеспечения; 6 — хозяйственного обслуживания. Общие функции управления в подсистемах системы управления: прогнозирование и планирование; организация и координация работ; мотивация (активизация и стимулирование); выполнение работ; регулирование; контроль; учет; анализ.
Рис. 2.2. Двухмерная структурная функционально-целевая модель системы управления промышленным предприятием 0-й — высший предпринимательский организационно-целевой (высшее звено предпринимательского управления, включающее предпринимателей — членов высших органов управления); 1-й — высший организационно-целевой исполнительный (высшее исполнительное звено); 2-й — координационно-контрольный исполнительный (среднее звено управления); 3-й — технико-операционный исполнительный (низовое исполнительное звено управления). В составе целевых подсистем осуществляется управление по достижению основных целей деятельности организации, которые обеспечивают выполнение миссии организации и ее главной (генеральной) цели. Конкретный состав целевых подсистем зависит от предназначения и целей организации, но в любом случае имеет смысл включать в состав целевых подсистем СУ подсистему УК продукции (услуг). В функциональных подсистемах управления осуществляется специализированная управленческая деятельность, которая обособилась в результате кооперации и разделения труда. Их состав определяется конкретными функциями управления и применительно к производственной организации может быть сгруппирован а комплексные функциональные подсистемы (технического руководства, экономического руководства и др.). Состав обеспечивающих подсистем (подсистем обеспечения) определяется потребностями общего линейного, целевого и функционального управления. Главное, что при этом должны быть созданы условия, гарантирующие правомочность, обоснованность, достоверность, рациональность, своевременность и действенность всей СУ. В производственной подсистеме системы организации, например промышленного предприятия, с учетом «продуктового» подхода может формироваться и функционировать следующий состав субподсистем: основная «продуктовая» заготовительная субподсистема; основная «продуктовая» обрабатывающая субподсистема: основная «продуктовая» сборочная субподсистема; обеспечивающая «продуктовая» энергетическая субподсистема; обеспечивающая «продуктовая» ремонтно-техническая (в т.ч. электроремонтная) субподсистема; обеспечивающая «продуктовая» инструментальная субподсистема; обеспечивающая «продуктовая» метрологическая субподсистема; обеспечивающая «продуктовая» транспортная субподсистема; обеспечивающая «продуктовая» складская субподсистема. Следует отметить, что в 70—80-е годы в СССР на основе исследований и обобщения опыта системного управления в экспериментальном порядке был апробирован комплекс стандартов на управление промышленными предприятиями. В этот комплекс вошли стандарты, регламентирующие построение и функционирование системы управления предприятием и ее подсистем. Состав подсистем СУ, представленный выше, во многом идентичен тем, которые рекомендовались стандартами для использования. Внедрение СУ на основе стандартизации способствовало некоторому улучшению технико-экономических показателей работы данных предприятий, получению более высокого экономического эффекта их деятельности. Отмечалось, что в результате внедрения СУ: упорядочилась деятельность управленческих работ; рационально распределялся состав функций управления среди подразделений; исключалось дублирование деятельности в аппарате управления; в ряде случаев позитивно изменялась ОСУ; повышалась творческая активность и расширялись демократические начала в управлении предприятием; повышалась ответственность работников управления и дисциплина труда, улучшалась исполнительность и организация контроля за исполнением решений и требований стандартов. К основным недостаткам и трудностям при внедрении и функционировании СУ на основе стандартизации относили: непонимание многими специалистами необходимости создания таких систем; недостаточную активность руководителей предприятий; существование «психологического барьера», мешавшего отказаться от традиционно сложившихся форм и методов управления; недостаточную управленческую подготовку специалистов и руководителей; отсутствие в подавляющем большинстве специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и координации). Только на 28 % предприятий от общего количества внедрявших системы эта работа поручалась специализированным подразделениям, а в остальных случаях ею занимались подразделения, косвенно относящиеся к решению проблем управления; сложность существующего административного порядка изменения на предприятии ОСУ; отсутствие заинтересованности и существенных стимулов в работах по совершенствованию управления. Главные же недостатки СУ были присущи всей централизованной планово-распределительной экономике. Однако необходимо признать, что основные положения и требования, закрепленные в комплексе государственных стандартов на управление предприятием, явились существенным научным и практическим вкладом в методологию и методику исследования и совершенствования СУ.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|