|
Структура и порядок разработки основных документов систем управления качеством
Указанные комплексы документации содержат соответствующие основополагающие документы. Например, для общесистемной документации такими документами являются «Политика в области качества» и основной стандарт «СТП (здесь должен указываться его регистрационный номер). Система качества. Система общего управления качеством. Основные положения», а для «продуктовой» системы — «ЦНТЭПКП» и «СТП». Система качества (здесь должно указываться название продукции). Основные положения. Основной СТП системы УК, чтобы выполнить свое предназначение, содержит, как правило, следующие разделы: 1. Общие положения. 2. Политика, цели и задачи в области повышения и обеспечения качества. 3. Структура, персонал, документация и рабочие процедуры системы. 4. Технико-экономическая эффективность повышения и обеспечения качества и функционирования системы. 5. Проверка и оценка эффективности функционирования системы. 6. Ответственность и полномочия руководства. Приложения: Приложение 1. Обязательное. Перечень стандартов, нормативно-технической и нормативно-методической документации системы. Приложение 2. Обязательное. Распределение функций общего руководства качеством между службами предприятия. Вместо основополагающих СТП могут разрабатываться и действовать «Общие руководства по качеству». Наряду с ними в отдельных структурных подразделениях крупных предприятии следует в некоторых случаях создавать свои «Руководства по качеству». Такие же документы могут разрабатываться в рамках СО УК на каждый из •этапов спирали качества (маркетинг, МТС и т.д.). Строгой регламентации состава информации, отражаемой в «Общем руководстве но качеству», практически нет и быть не должно. Все необходимо решать непосредственно на предприятии с учетом сложившихся традиций. «Общее руководство по качеству» может включать: наименование, область распространения и сферу действия; оглавление; вводную часть о предприятии (организации) и данном руководстве по качеству; термины и определения; политику в области качества (но политика может быть оформлена отдельным документом, на который в этом случае должна быть сделана ссылка); описание предприятия (организации), ответственности и полномочий; описание элементов СК, включающие ссылки на документированные процедуры, инструкции и т.п.; путеводитель по руководству, содержащий перекрестные ссылки между содержанием и ключевыми словами, описание структуры руководства и краткое изложение каждого его раздела; приложения. В практике работы зарубежных организаций «Руководства по качеству» обычно содержат три основных раздела: заявление о политике качества: описание СК (модель, схема обеспечения и организации качества в системе, основные функции и ответственность за их выполнение); перечень процедур по обеспечению качества. В дополнение к «Руководству» может быть разработан «План по качеству». Как правило, его необходимость диктуется масштабностью заключенного контракта или проекта. В «План по качеству» включаются те требуемые для реализации проекта или контракта элементы СК и процедуры, без которых невозможно обойтись, Процедуры являются неотъемлемой частью любой СУ, в том числе и системы УК. Однако в данном случае в зарубежной документации под процедурами применительно к отечественным системам качества следует понимать любые нормативно-технические и нормативно-методические документы, включая сами процедуры, стандарты, инструкции, положения, алгоритмы, оперограммы, функциограммы, документе граммы, функциональные матрицы и т.п. Традиционно в отечественных системах качества целесообразно шире использовать СТП. по созданию и внедрению которых накоплен огромный опыт практически на большинстве предприятий страны. Так, например, разработан устоявшийся и оправдавший себя порядок разработки стандартов, который включает следующие стадии: 1) обсуждение и утверждение технического задания на разработку; 2) разработка и рассылка на отзыв проекта (первой редакции) стандарта; 3) обработка отзывов, разработка и представление на утверждение проекта (окончательной редакции); 4) утверждение стандарта и его регистрация. Процедуры (в традиционном их понимании) разрабатываются временной рабочей группой, включающей работников, непосредственно для которых они создаются, и специалистов по организации и управлению качеством. Один из последних должен возглавлять рабочую группу. Состав разделов процедуры может быть следующим: титульный лист и оглавление (содержание); условные обозначения и сокращения в процедуре; назначение процедуры; оперограмма процедуры; описание операций процедуры; приложения; список литературы; лист регистрации изменений. По опыту зарубежных стран состав основных разделов процедуры можно признать следующим: назначение и область распространения процедуры; ссылки (перечень других документов, используемых при выполнении данной процедуры); определения (термины и понятия, используемые в процедуре); описание процедуры (в том числе и оперограмма); вспомогательная документация. В составе системы качества наряду с указанными выше документами могут также действовать другие НТД и НМД, например, методики, правила, ТУ, международные, государственные и иные стандарты, технологические карты и т.п. Главное, чтобы документально в необходимой мере был отражен весь комплекс вопросов качества и конкурентоспособности продукции. Относительно 1ДНТЭПКП необходимо отметить, что их следует разрабатывать для различного уровня (от уровня предприятия до федерального). Ранее в отечественной практике был накоплен некоторый опыт разработки программ «Качество» для регионов, отраслей и предприятий. Однако при этом не учитывались рыночные условия не только в отношении маркетинга, но и представлялся неполный состав мероприятий по достижению целей и решению задач. В частности, программы разрабатывались, как правило, в целом для ПХС, а не для конкретного вида продукции; практически отсутствовали цели и задачи социального характера; не обеспечивалась взаимоувязка ресурсов и их достаточность: не раскрывался механизм реализации программы; не указывалась необходимость и не предусматривались мероприятия по сертификации продукции. Наряду с перечисленным, как показал анализ опыта разработки разделов «Обучение, подготовка и повышение квалификации» целевых программ «Качество», имелись также следующие типичные недостатки; не все плановые задания обеспечивались необходимыми ресурсами для подготовки, обучения и повышения квалификации как рабочих, так и экономико-управленческих работников; во многих случаях не предусматривались мероприятия по повышению квалификации руководящих работников; не планировалась подготовка специалистов-организаторов управления качеством продукции; мероприятия данного раздела слабо увязывались с аналогичными мероприятиями одноименных разделов других программ «Качество»; при разработке программ недостаточно обоснованно прогнозировались потребности и квалификационный уровень руководящих и инженерно-технических работников; при оценке качества подготовки и повышения квалификации мало использовались количественные показатели; учебные планы и программы курсов, применяемые при подготовке и повышении квалификации, нередко во многом были оторваны от целей программ «Качество» и носили, как правило, общий характер; методическое и профессиональное обеспечение учебного процесса при повышении квалификации имело часто низкий уровень качества: при разработке мероприятий недостаточно использовался передовой опыт разработки программ «Качество»: среди всех разделов программ «Качество» разделу по обучению, подготовке и повышению квалификации но управлению качеством уделялось меньше всего внимания.
Для улучшения качества ЦНТЭПКП их разработку следует осуществлять поэтапно, включая: подготовку к разработке; определение целей, задач и заданий; разработку мероприятий программы. Для предприятий такие целевые программы следует разрабатывать и реализовывать для каждого конкретного вида новой или модернизируемой продукции, подлежащей изготовлению на предприятии, В такую целевую программу необходимо включать: цели и задания в области качества, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям на различных стадиях разработки, производства, реализации и эксплуатации продукции; разработку всех необходимых мероприятий и процедур их выполнения, обеспечивающих достижение целей и реализацию заданий программы. При подготовке целевой программы следует использовать «дерево целей». Важнейшими положениями его построения являются: 1. ЦНТЭПКП следует признавать как одну из первых и необходимых целевых программ развития предприятия. 2. Каждая цель должна описываться не только качественно, но и обязательно количественно. 3. Цели должны быть «связаны» временем, то есть необходимо указывать срок их достижения с промежуточными контрольными точками. 4. Для всех целей должны быть установлены коэффициенты их важности. 5. Процесс составления дерева целей — итерационный процесс. 6. Цели с низким коэффициентом важности следует исключить. С учетом накопленного опыта и современных воззрений системного УК рекомендуется следующий состав разделов ЦНТЭПКП: 1. Цели и задачи программы. 2. Задания и показатели по повышению и обеспечению уровня качества продукции и показатели программы (на всех стадиях жизненного цикла и уровня управления, включая задания по сертификации). 3. Мероприятия по реализации заданий (включая комплекс социальных, организационных и других мероприятий на всех стадиях жизненного цикла продукции, в том числе на этапе маркетинга, сертификации и т.п., на всех уровнях управления, по всем элементам управляемой и управляющей подсистем). 4. Механизм реализации программы, 5. Материальное и финансовое обеспечение программы. 6. Опенка эффективности программы. 7. Организация управления реализацией программы и контроль •за ходом ее выполнения. По каждой программе целесообразно издавать соответствующий правовой документ. Например, по федеральным программам — Указ Президента РФ или Постановление Правительства РФ, по целевым программам предприятия — приказ директора или другой подобный акт. На каждую программу при необходимости (в большей части это относится к федеральным программам) следует составлять паспорт программы, включающий примерно следующие разделы: 1. Наименование программы. 2. Основание для разработки программы. 3. Заказчик программы. 4. Исполнители. 5. Соисполнители. 6. Сроки реализации. 7. Основные программные задания. 8. Цель программы. 9. Ожидаемые конечные результаты реализации программы. 10. Объемы и источники финансирования и материального обеспечения. 11. Контроль за исполнением программы. Повышение уровня качества продукции в стране в целом может быть достигнуто принятием государственных программ целевого характера. Аналогичные программы были реализованы, например, в Японии. Другим примером может служить программа качества (ЕQР) ЕС. Разработка и необходимость выполнения целевых программ по повышению уровня качества на федеральном уровне, по существу, определена принципами их подготовки и реализации, и это диктует жизненная необходимость России. При разработке таких программ важно предусматривать: решение приоритетной главнейшей задачи: согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее аффективного использования; комплексность и экономическую безопасность всех мероприятий программы; согласованность решений федеральных и региональных задач; достижение позитивного результата в установленные сроки.
Вопросы и задания для повторения 1. Каков состав работ на подготовительной стадии исследования систем УК? 2. Составьте структуру ТЗ на систему УК и определите содержание каждого из его разделов. 3. Каков состав работ на исследовательско-проектной стадии исследования систем УК? 4. Определите типовую структуру рабочего проекта системы УК и дайте характеристику содержания его разделов. 5. Каков состав работ на стадии реализации исследования системы УК? 6. Каков состав работ при совершенствовании системы УК? 7. В чем заключаются особенности метода ФСА и ФТСА при использовании его в исследованиях систем УК? 8. Каков типовой состав документации систем УК?
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|