Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура и порядок разработки основных документов систем управления качеством





 

Указанные комплексы документации содержат соответствующие основополагающие документы. Например, для общесистемной доку­ментации такими документами являются «Политика в области каче­ства» и основной стандарт «СТП (здесь должен указываться его регистрационный номер). Система качества. Система общего управления качеством. Основные положения», а для «продуктовой» системы — «ЦНТЭПКП» и «СТП». Система качества (здесь должно указывать­ся название продукции). Основные положения.

Основной СТП системы УК, чтобы выполнить свое предназначе­ние, содержит, как правило, следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Политика, цели и задачи в области повышения и обеспечения качества.

3. Структура, персонал, документация и рабочие процедуры сис­темы.

4. Технико-экономическая эффективность повышения и обеспече­ния качества и функционирования системы.

5. Проверка и оценка эффективности функционирования системы.

6. Ответственность и полномочия руководства.

Приложения:

Приложение 1. Обязательное. Перечень стандартов, нормативно-технической и нормативно-методической документации системы.

Приложение 2. Обязательное. Распределение функций общего ру­ководства качеством между службами предприятия.

Вместо основополагающих СТП могут разрабатываться и действо­вать «Общие руководства по качеству». Наряду с ними в отдельных структурных подразделениях крупных предприятии следует в неко­торых случаях создавать свои «Руководства по качеству». Такие же документы могут разрабатываться в рамках СО УК на каждый из •этапов спирали качества (маркетинг, МТС и т.д.).

Строгой регламентации состава информации, отражаемой в «Об­щем руководстве но качеству», практически нет и быть не должно. Все необходимо решать непосредственно на предприятии с учетом сложившихся традиций.



«Общее руководство по качеству» может включать:

наименование, область распространения и сферу действия;

оглавление;

вводную часть о предприятии (организации) и данном руковод­стве по качеству;

термины и определения;

политику в области качества (но политика может быть оформле­на отдельным документом, на который в этом случае должна быть сделана ссылка);

описание предприятия (организации), ответственности и полно­мочий;

описание элементов СК, включающие ссылки на документирован­ные процедуры, инструкции и т.п.;

путеводитель по руководству, содержащий перекрестные ссылки между содержанием и ключевыми словами, описание структуры ру­ководства и краткое изложение каждого его раздела;

приложения.

В практике работы зарубежных организаций «Руководства по ка­честву» обычно содержат три основных раздела:

заявление о политике качества:

описание СК (модель, схема обеспечения и организации качества в системе, основные функции и ответственность за их выполнение);

перечень процедур по обеспечению качества.

В дополнение к «Руководству» может быть разработан «План по качеству». Как правило, его необходимость диктуется масштабнос­тью заключенного контракта или проекта. В «План по качеству» включаются те требуемые для реализации проекта или контракта эле­менты СК и процедуры, без которых невозможно обойтись,

Процедуры являются неотъемлемой частью любой СУ, в том числе и системы УК. Однако в данном случае в зарубежной документации под процедурами применительно к отечественным системам качества следует понимать любые нормативно-технические и нормативно-ме­тодические документы, включая сами процедуры, стандарты, инструкции, положения, алгоритмы, оперограммы, функциограммы, до­кументе граммы, функциональные матрицы и т.п. Традиционно в оте­чественных системах качества целесообразно шире использовать СТП. по созданию и внедрению которых накоплен огромный опыт практически на большинстве предприятий страны.

Так, например, разработан устоявшийся и оправдавший себя по­рядок разработки стандартов, который включает следующие стадии:

1) обсуждение и утверждение технического задания на разработку;

2) разработка и рассылка на отзыв проекта (первой редакции) стандарта;

3) обработка отзывов, разработка и представление на утвержде­ние проекта (окончательной редакции);

4) утверждение стандарта и его регистрация.

Процедуры (в традиционном их понимании) разрабатываются временной рабочей группой, включающей работников, непосред­ственно для которых они создаются, и специалистов по организации и управлению качеством. Один из последних должен возглавлять ра­бочую группу.

Состав разделов процедуры может быть следующим:

титульный лист и оглавление (содержание);

условные обозначения и сокращения в процедуре;

назначение процедуры;

оперограмма процедуры;

описание операций процедуры;

приложения;

список литературы;

лист регистрации изменений.

По опыту зарубежных стран состав основных разделов процедуры можно признать следующим:

назначение и область распространения процедуры;

ссылки (перечень других документов, используемых при выполне­нии данной процедуры);

определения (термины и понятия, используемые в процедуре);

описание процедуры (в том числе и оперограмма);

вспомогательная документация.

В составе системы качества наряду с указанными выше докумен­тами могут также действовать другие НТД и НМД, например, мето­дики, правила, ТУ, международные, государственные и иные стан­дарты, технологические карты и т.п. Главное, чтобы документально в необходимой мере был отражен весь комплекс вопросов качества и конкурентоспособности продукции.

Относительно 1ДНТЭПКП необходимо отметить, что их следует разрабатывать для различного уровня (от уровня предприятия до фе­дерального). Ранее в отечественной практике был накоплен некото­рый опыт разработки программ «Качество» для регионов, отраслей и предприятий. Однако при этом не учитывались рыночные условия не только в отношении маркетинга, но и представлялся неполный состав мероприятий по достижению целей и решению задач. В част­ности, программы разрабатывались, как правило, в целом для ПХС, а не для конкретного вида продукции; практически отсутствовали цели и задачи социального характера; не обеспечивалась взаимо­увязка ресурсов и их достаточность: не раскрывался механизм реали­зации программы; не указывалась необходимость и не предусматри­вались мероприятия по сертификации продукции. Наряду с перечис­ленным, как показал анализ опыта разработки разделов «Обучение, подготовка и повышение квалификации» целевых программ «Каче­ство», имелись также следующие типичные недостатки;

не все плановые задания обеспечивались необходимыми ресурса­ми для подготовки, обучения и повышения квалификации как рабо­чих, так и экономико-управленческих работников;

во многих случаях не предусматривались мероприятия по повы­шению квалификации руководящих работников;

не планировалась подготовка специалистов-организаторов управ­ления качеством продукции;

мероприятия данного раздела слабо увязывались с аналогичными мероприятиями одноименных разделов других программ «Качество»;

при разработке программ недостаточно обоснованно прогнози­ровались потребности и квалификационный уровень руководящих и инженерно-технических работников;

при оценке качества подготовки и повышения квалификации мало использовались количественные показатели;

учебные планы и программы курсов, применяемые при подготов­ке и повышении квалификации, нередко во многом были оторваны от целей программ «Качество» и носили, как правило, общий харак­тер;

методическое и профессиональное обеспечение учебного процесса при повышении квалификации имело часто низкий уровень качества:

при разработке мероприятий недостаточно использовался передо­вой опыт разработки программ «Качество»:

среди всех разделов программ «Качество» разделу по обучению, подготовке и повышению квалификации но управлению качеством уделялось меньше всего внимания.

 

Для улучшения качества ЦНТЭПКП их разработку следует осу­ществлять поэтапно, включая:

подготовку к разработке;

определение целей, задач и заданий;

разработку мероприятий программы.

Для предприятий такие целевые программы следует разрабаты­вать и реализовывать для каждого конкретного вида новой или мо­дернизируемой продукции, подлежащей изготовлению на предприя­тии, В такую целевую программу необходимо включать:

цели и задания в области качества, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям на различных стадиях разработки, произ­водства, реализации и эксплуатации продукции;

разработку всех необходимых мероприятий и процедур их выпол­нения, обеспечивающих достижение целей и реализацию заданий про­граммы.

При подготовке целевой программы следует использовать «дерево целей». Важнейшими положениями его построения являются:

1. ЦНТЭПКП следует признавать как одну из первых и необходи­мых целевых программ развития предприятия.

2. Каждая цель должна описываться не только качественно, но и обязательно количественно.

3. Цели должны быть «связаны» временем, то есть необходимо указывать срок их достижения с промежуточными контрольными точками.

4. Для всех целей должны быть установлены коэффициенты их важности.

5. Процесс составления дерева целей — итерационный процесс.

6. Цели с низким коэффициентом важности следует исключить. С учетом накопленного опыта и современных воззрений систем­ного УК рекомендуется следующий состав разделов ЦНТЭПКП:

1. Цели и задачи программы.

2. Задания и показатели по повышению и обеспечению уровня ка­чества продукции и показатели программы (на всех стадиях жизнен­ного цикла и уровня управления, включая задания по сертификации).

3. Мероприятия по реализации заданий (включая комплекс соци­альных, организационных и других мероприятий на всех стадиях жизненного цикла продукции, в том числе на этапе маркетинга, сер­тификации и т.п., на всех уровнях управления, по всем элементам уп­равляемой и управляющей подсистем).

4. Механизм реализации программы,

5. Материальное и финансовое обеспечение программы.

6. Опенка эффективности программы.

7. Организация управления реализацией программы и контроль •за ходом ее выполнения.

По каждой программе целесообразно издавать соответствующий правовой документ. Например, по федеральным программам — Указ Президента РФ или Постановление Правительства РФ, по целевым программам предприятия — приказ директора или другой подобный акт.

На каждую программу при необходимости (в большей части это относится к федеральным программам) следует составлять паспорт программы, включающий примерно следующие разделы:

1. Наименование программы.

2. Основание для разработки программы.

3. Заказчик программы.

4. Исполнители.

5. Соисполнители.

6. Сроки реализации.

7. Основные программные задания.

8. Цель программы.

9. Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

10. Объемы и источники финансирования и материального обес­печения.

11. Контроль за исполнением программы.

Повышение уровня качества продукции в стране в целом может быть достигнуто принятием государственных программ целевого ха­рактера. Аналогичные программы были реализованы, например, в Японии. Другим примером может служить программа качества (ЕQР) ЕС.

Разработка и необходимость выполнения целевых программ по повышению уровня качества на федеральном уровне, по существу, определена принципами их подготовки и реализации, и это диктует жизненная необходимость России. При разработке таких программ важно предусматривать:

решение приоритетной главнейшей задачи:

согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее аффективного использования;

комплексность и экономическую безопасность всех мероприятий программы;

согласованность решений федеральных и региональных задач;

достижение позитивного результата в установленные сроки.

 

Вопросы и задания для повторения

1. Каков состав работ на подготовительной стадии исследования систем УК?

2. Составьте структуру ТЗ на систему УК и определите содержа­ние каждого из его разделов.

3. Каков состав работ на исследовательско-проектной стадии ис­следования систем УК?

4. Определите типовую структуру рабочего проекта системы УК и дайте характеристику содержания его разделов.

5. Каков состав работ на стадии реализации исследования систе­мы УК?

6. Каков состав работ при совершенствовании системы УК?

7. В чем заключаются особенности метода ФСА и ФТСА при ис­пользовании его в исследованиях систем УК?

8. Каков типовой состав документации систем УК?

 

 









ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.