|
Раздел 1 Основы методологии исследования систем управленияСтр 1 из 9Следующая ⇒ Введение Значимость систем управления в достижении целей и решении задач, стоящих перед организациями, нельзя переоценить. Поэтому специалистам в области менеджмента необходимо иметь знания, умение и навыки по их исследованию. Квалифицированно проведенные исследовательские работы СУ позволят обеспечить развитие теории и практики построения новых и совершенствования действующих СУ, что создаст в дальнейшем условия для более эффективного их функционирования. Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с программой одноименной дисциплины, изучение которой предусмотрено государственным профессиональным стандартом. В него включены материалы по первому разделу учебной программы курса «Основы методологии исследования систем управления». «Исследование систем управления» является одной из основных дисциплин, формирующих у студентов аналитические качества. Оно основывается на материалах курсов «Статистика», «Информационные системы управления», «Экономико-математические методы и модели» и ряде других, являясь базой для усвоения соответствующих специальных и ряда элективных дисциплин. Пособие разделено на главы. Каждая их них включает вопросы и задания для повторения, которые позволят закрепить полученные знания. Задачи исследования СУ ставятся в подавляющей части случаев применительно к хозяйственным организациям и предприятиям, поэтому в данном пособии большее внимание будет уделено объектам именно такого вида. При этом организация или предприятие рассматривается как определенная целостность, представляющая собой социально-экономическую систему. Примером практического использования методологических и методических положений исследования СУ избрана наиболее важная, приоритетная подсистема - целевая система УК. Данная система наиболее типична и условиях рыночных отношений реально определяет эффективность всего производственно - хозяйственного механизма любого предприятия или организации Автор будет благодарен всем, кто сочтет возможным и целесообразным дать свои замечания и предложения по улучшению материалов данного учебного пособия.
Раздел 1 Основы методологии исследования систем управления
Системы управления как объект исследования
Определите состав параметров и показателей элементов СУ организацией.
Методологические положения исследования систем управления
Принципы построения и функционирования систем Управления
Проведение исследований СУ требует знания важнейших принципов построения и функционирования таких систем, которые должны быть присущи современным экономическим условиям. Принципы представляют собой основные правила, положения, идеи, определяющие направления построения и функционирования СУ, которыми должны руководствоваться кадры управления. Среди всех видов принципов для СУ следует выделить общие, общесистемные и специальные. Вместе с тем необходимо отметить, что исходным (главным) принципом должен являться принцип системности, во многом определяющий все другие, В первую очередь при построении и функционировании СУ необходимо учитывать ряд объективных общих принципов»: сбалансированного демократического централизма, преимущественно оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности, ответственности, активизации и стимулирования, делегирования полномочий, заинтересованной творческой работы всех кадров управления. Среди общесистемных принципов: необходимо отметить: целенаправленность - формирование в составе СУ целевых и соответствующих линейных, функциональных и обеспечивающих подсистем управления; делимость — декомпозиция формируемой системы и ее подсистем на элементы; иерархичность — формирование многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления (отдела, цеха, участка, бригады и т.д.); взаимодейственность — взаимодействие формируемых и функционирующих подсистем СУ как между собой, так и со всеми другими, внешними по отношению к организации, системами. При этом следует устанавливать приоритетность одних целей по отношению к другим или принимать взаимосвязанные цели нескольких систем, осуществляя взаимосвязанные процессы по их достижению; согласованность — сопряжение целей и задач организации при взаимодействии всех иерархических вертикальных и относительно автономных горизонтальных звеньев управлении; оперативность — своевременное принятие управленческих решений по предотвращению и (или) мобильному устранению отклонений; комплексность — взаимная увязка всех формируемых элементов, подсистем, стадий жизненного никла продукции, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий по управлению; системность — постоянное непрерывное выполнение всех работ по управлению, их ритмичность и долговременность действия; преемственность, которая должна проявляться как при создании системы, так и при ее функционировании и совершенствовании. Выражаться она может прежде всего в максимальном использовании передового отечественного и зарубежного опыта системного управления: научность -— разработка мероприятий и воздействий на основе достижении науки и техники с учетом объективных законов и закономерностей системного управления; автономность — обеспечение относительной самостоятельности функционирования структурных элементов и подсистем СУ; экономичность — снижение затрат на управление в общих расходах организации; перспективность развития организации как системы; оптимальность — многовариантная проработка управленческих решений и выбор наиболее целесообразного для организации варианта; устойчивость — удержание системы в относительно стабильном состоянии и обеспечение выживания организации в условиях конкуренции; комфортность — создание для человека как основного элемента системы максимума удобств для творческой работы и реализации своих возможностей; специализация работ — рациональное разделение управленческого труда в СУ; концентрация — выполнение однотипных задач в одном подразделении и (или) концентрация усилий управленческих работников па решении основных целей и задач организации: адаптивность - обеспечение приспособляемости системы организации к изменяющимся внешним и внутренним условиям; замкнутость ОФУ (замкнутость управленческого процесса) — выполнение в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая планирование, организацию; координацию работы и т.д. К перечисленным общесистемным принципам следует добавить принцип простоты и доходчивости. В условиях рынка и конкуренции крайне важно понимание каждым работающим основополагающих вопросов управления, особенно управления качеством и обеспечения конкурентоспособности не только продукции, но и всего предприятия. Среди всех общесистемных принципов необходимо обратить особое внимание на замкнутость ОФУ — выполнение общих функций управления. К ним можно отнести четыре общие менеджерские функции: планирование, представляющее особый процесс подготовки менеджерами решений по обеспечению усилий коллектива для достижения целей организации. Этот процесс из-за периодического переориентирования целей и постоянного изменения условий внешней среды не может носить дискретный характер, а должен быть непрерывным; организацию, направленную на структурирование всех работ организационного характера и их распределение по вертикали и горизонтали для достижения целей и выполнения намеченных планов и обязательств; мотивацию, обеспечивающую активизацию труда работающих по выполнению всех видов работ с высоким качеством (без ошибок) в соответствии с распределенными функциями, планами и требованиями. Мотивация включает, как правило, внешнее стимулирование (материальное и моральное) и психологическое стимулирование (создание условий для заинтересованности в труде, потребности в трудовой активности, удовлетворения от трудовой деятельности). Это одна из самых важных менеджерских функций, способствующих достижению целей деятельности организации; контроль, представляющий собой: 1) отслеживание того, что запланировано, 2) выявление того, что сделано в определенный период времени, 3) сравнение - запланированного с достигнутым и 4) принятие корректирующих «мягких» мер при отклонении от запланированного. Посредством данной функции осуществляется обратная связь, которая должна не нести «возмездие», а быть объективной основой для •эффективного вмешательства менеджеров в процесс достижения целей организации, выполнения обязательств, повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции. Можно также привести пример состава функций замкнутого управленческого цикла, выполняемого при повышении и обеспечении качества, называемого в зарубежных источниках РДСА — циклом Деминга (по имени американского профессора по УКП): Р — планирование работы; Д — выполнение работы по плану; С — проверка соответствия реального результата с запланированным: А — принятие мер при наличии отклонений фактического результата от запланированного. На ряде японских предприятий, например в фирме «Комацу», используется следующий состав общих функций управления: планирование, выполнение, проверка и действие (регулирование). Очевидно, что состав функций в приведенных примерах во многом соответствует функциям управленческого цикла отечественных систем, включающего планирование, организацию работ, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование, учет, контроль и анализ. Однако представляется целесообразным разукрупнить и упорядочить состав общих управленческих функций применительно к современным СУ. Например, следует учесть прогнозирование, выделить функцию учета, в которой, кроме общеизвестных подфункций, необходимо организовать идентификацию и прослеживаемость продукции, столь нужную для обеспечения качества, оперативности регулирования производства и т.п. Допустим, причиной обнаруженного дефекта изделия стал недоброкачественный материал. Подфункция идентификации позволяет установить, с какой партией он поставлен, когда и откуда, а затем выявить конкретные детали, в которых использовался. При выполнении управленческого цикла первостепенную роль играет организация, координация и регулирование процессов управления. Выработанные корректирующие — регулирующие — воздействия на основе организации и координации работ посредством обратной связи оказывают влияние на оперативное устранение непредвиденных реальных отклонений (ошибок) процессов от запланированных. При рассмотрении ОФУ следует отметить, что в производственном процессе (в производственной системе) аналогично выполняются общие производственные функции, в состав которых могут входить функции: подготовительная, производство изделий или услуг (работ), протекание естественных процессов, транспортировка, контроль и испытание, а также заключительная функция. К основным специальным принципам при построении и функционировании СУ следует отнести: • «продуктовый» подход к управлению, в соответствии с которым управление в системе должно осуществляться (помимо общего управления) по каждому выпускаемому виду разнородной продукции в отдельности; • управление на всех стадиях и этапах жизненного цикла продукции (исследования, проектирования и разработки, изготовления, товарооборота, использования, утилизации или уничтожения); • выполнение целостного комплекса функций управления, способного обеспечить достижение целей и решение задач системы организации; • использование в управлении комплекса методов мотивации высококачественного, производительного, заинтересованного, новаторского и, главное, осознанного труда как каждого работника, так и всего коллектива работающих; • формирование у всех изготовителей и потребителей, причастных к реализации жизненного цикла продукции, соответствующих знаний, умений и навыков. Выполнение этого принципа требует массовой непрерывной систематической подготовки, обучения и повышения квалификации; • регулирование на всех иерархических уровнях управления: межотраслевом федеральном; отраслевом федеральном: межотраслевом субъектов федерации; отраслевом субъектов федерации; территориальном (городском, районном); объединения организаций; организации; цеха, отдела; участка, бюро: бригады, группы; рабочего места. В зависимости от уровня управления содержание управленческих функций может быть различно. Для более высокого уровня приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и регулированием, активизацией и стимулированием. Причем характер воздействий в этом случае, как правило, должен соответствовать рыночным отношениям, собственности и уровням управления. Системное управление следует осуществлять не только в отношении продукции тех организаций, где она непосредственно создается и используется, но и в государственных структурах управления, повышая качество и эффективность их решений, воздействий и услуг (образовательных, правовых и др.). Тем самым будет обеспечиваться более эффективное функционирование хозяйственной системы страны, регионов и в конечном счете организаций; • интегративное взаимодействие со всеми организациями, связанными с реализацией жизненного цикла продукции. Это в первую очередь может относиться к поставщикам сырья, материалов и комплектующих изделий сбытовым, торговым, транспортным, сервисным и эксплуатационным организациям. Совместно с ними целесообразно создавать взаимосвязанные интегративные СУ; • осуществление реальной индивидуальной и коллективной ответственности за результаты деятельности организации. При этом наибольшую ответственность следует возлагать на высшее звено управления: • постоянное (перманентное) использование в управлении воздействий преимущественно превентивного характера с их оперативным (немедленным) выполнением. Это не исключает, а, наоборот, предполагает (в случае недостаточной эффективности превентивных воздействий) максимально быстрое, текущее устранение возникших отклонений. Таким образом, необходимость выработки как предупредительных, так и текущих оперативных управляющих воздействий требует организации постоянно работающей надежной превентивно-перманентной и оперативной обратной связи во всех подсистемах СУ; • доступность и систематичность проведения внутренних и внешних проверок деятельности но управлению. Этот принцип позволяет совершенствовать, непрерывно развивать и повышать эффективность СУ; • документирование управленческих процессов, обеспечивающих выполнение технологии управления и производства. Необходимость использования в управлении стандартизации, регламентации и планирования; • восприятие каждым работающим себя как изготовителя продукции (услуги), а исполнителя следующей операции технологического процесса — как потребителя. Необходимо соблюдать деловую этику и проявлять уважительное отношение ко всем участникам реализации жизненного цикла продукции. Для реализации вышеизложенных принципов необходим соответствующий механизм управления. Применительно к СУ это совокупность организационных и экономических компонентов, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы для достижения целей организации. Такой механизм должен обеспечивать в рамках системного управления выработку и реализацию эффективных целенаправленных управляющих воздействий на все многообразные условия и элементы, от которых зависят конечные результаты функционирования СУ, Среди условий, влияющих на функционирование СУ, молено выделить субъективные (непосредственно связанные с деятельностью человека и зависящие от него) и объективные (связанные со сложившимися обстоятельствами в деятельности человека и практически не зависящие от него). На элементы системы существенное влияние оказывают также социальные, международные и политические факторы, которые в зависимости от уровня рассмотрения можно отнести не только к объективным, но и к субъективным (см. рис. 2.1). Наряду с указанными на рисунке, можно отметить еще условия, связанные с предназначением и целями организации, со спецификой отрасли, поставщиков, конструкций продукции и характером услуг, оказываемых организацией, требованиями потребителей и клиентов. Влияние, взаимодействие и проявление многообразных субъективных и объективных условий и функционирующих элементов СУ исключительно сложно. Тем не менее в механизме управления достаточно четко должна прослеживаться последовательная цепочка воздействий: цели СУ организацией (определяющие, в том числе цели УК и охраны окружающей среды, являющиеся стратегически императивными и приоритетными по отношению к другим) —> стратегия и обязательства организации —> мероприятия (воздействия) по достижению целей и выполнению обязательств —> условия, влияющие на элементы системы —> эффективно функционирующие элементы системы —> рациональные решения (информация, документация), продукция и услуги, удовлетворяющие требования потребителей.
Рис. 2.1. Классификация условий, влияющих на функционирование элементов системы управления
Выполнение принципов системного управления и учета всех условий, влияющих на функционирование элементов СУ, является необходимым требованием достижений цепей организации.
Состав подсистем управления
Как исходный (главный) принцип системного управления, так и все общие, а также общесистемные и специальные принципы предопределяют сочетание в СУ линейного, целевого, функционального и обеспечивающего управления и наличие соответствующих взаимосвязанных подсистем управления: общей линейной, целевых, функциональных и обеспечивающих (рис. 2.2). В подсистеме общего линейного управления осуществляется вся общая управленческая деятельность руководителей организации, которые имеют право принимать окончательные решения по отношению к своему подчиненному персоналу и за результаты деятельности которых они должны нести ответственность. В этой подсистеме можно выделить четыре уровня управления:
Целевые подсистемы: 1 — управления качеством; 2 — управления выполнением плана производства и поставок продукции; 3 — регулирования затрат и управления ресурсами; 4 — управления развитием производства и совершенствованием управления; 5 — управления социальным развитием коллектива; 6 — управлений охраной окружающей среды.
Комплексные функциональные подсистемы: 1 — производственного руководства (организация основного, обеспечивающего и обслуживающего производства; оперативное управление производством; 2 — технического руководства (организация работ по стандартизации; управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания продукции); 3 — экономического руководства (перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование; организация труда и заработной платы; организация финансовой деятельности; учет и отчетность; экономический анализ); 4 — руководства внешнехозяйптвенными связями (материально-техническое снабжение; сбыт продукции); 5 — руководства капитальным строительством (собственное и подрядное): 6 — руководства кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива (организация работы с кадрами; организация творческой деятельности трудового коллектива).
Обеспечивающие подсистемы: 1 — оснащения техническими средствами и оргтехникой; 2 — делопроизводства; 3 — организации и ведения нормативного хозяйства; 4 — информационного обеспечения управления; 5 — правового обеспечения; 6 — хозяйственного обслуживания. Общие функции управления в подсистемах системы управления: прогнозирование и планирование; организация и координация работ; мотивация (активизация и стимулирование); выполнение работ; регулирование; контроль; учет; анализ.
Рис. 2.2. Двухмерная структурная функционально-целевая модель системы управления промышленным предприятием 0-й — высший предпринимательский организационно-целевой (высшее звено предпринимательского управления, включающее предпринимателей — членов высших органов управления); 1-й — высший организационно-целевой исполнительный (высшее исполнительное звено); 2-й — координационно-контрольный исполнительный (среднее звено управления); 3-й — технико-операционный исполнительный (низовое исполнительное звено управления). В составе целевых подсистем осуществляется управление по достижению основных целей деятельности организации, которые обеспечивают выполнение миссии организации и ее главной (генеральной) цели. Конкретный состав целевых подсистем зависит от предназначения и целей организации, но в любом случае имеет смысл включать в состав целевых подсистем СУ подсистему УК продукции (услуг). В функциональных подсистемах управления осуществляется специализированная управленческая деятельность, которая обособилась в результате кооперации и разделения труда. Их состав определяется конкретными функциями управления и применительно к производственной организации может быть сгруппирован а комплексные функциональные подсистемы (технического руководства, экономического руководства и др.). Состав обеспечивающих подсистем (подсистем обеспечения) определяется потребностями общего линейного, целевого и функционального управления. Главное, что при этом должны быть созданы условия, гарантирующие правомочность, обоснованность, достоверность, рациональность, своевременность и действенность всей СУ. В производственной подсистеме системы организации, например промышленного предприятия, с учетом «продуктового» подхода может формироваться и функционировать следующий состав субподсистем: основная «продуктовая» заготовительная субподсистема; основная «продуктовая» обрабатывающая субподсистема: основная «продуктовая» сборочная субподсистема; обеспечивающая «продуктовая» энергетическая субподсистема; обеспечивающая «продуктовая» ремонтно-техническая (в т.ч. электроремонтная) субподсистема; обеспечивающая «продуктовая» инструментальная субподсистема; обеспечивающая «продуктовая» метрологическая субподсистема; обеспечивающая «продуктовая» транспортная субподсистема; обеспечивающая «продуктовая» складская субподсистема. Следует отметить, что в 70—80-е годы в СССР на основе исследований и обобщения опыта системного управления в экспериментальном порядке был апробирован комплекс стандартов на управление промышленными предприятиями. В этот комплекс вошли стандарты, регламентирующие построение и функционирование системы управления предприятием и ее подсистем. Состав подсистем СУ, представленный выше, во многом идентичен тем, которые рекомендовались стандартами для использования. Внедрение СУ на основе стандартизации способствовало некоторому улучшению технико-экономических показателей работы данных предприятий, получению более высокого экономического эффекта их деятельности. Отмечалось, что в результате внедрения СУ: упорядочилась деятельность управленческих работ; рационально распределялся состав функций управления среди подразделений; исключалось дублирование деятельности в аппарате управления; в ряде случаев позитивно изменялась ОСУ; повышалась творческая активность и расширялись демократические начала в управлении предприятием; повышалась ответственность работников управления и дисциплина труда, улучшалась исполнительность и организация контроля за исполнением решений и требований стандартов. К основным недостаткам и трудностям при внедрении и функционировании СУ на основе стандартизации относили: непонимание многими специалистами необходимости создания таких систем; недостаточную активность руководителей предприятий; существование «психологического барьера», мешавшего отказаться от традиционно сложившихся форм и методов управления; недостаточную управленческую подготовку специалистов и руководителей; отсутствие в подавляющем большинстве специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и координации). Только на 28 % предприятий от общего количества внедрявших системы эта работа поручалась специализированным подразделениям, а в остальных случаях ею занимались подразделения, косвенно относящиеся к решению проблем управления; сложность существующего административного порядка изменения на предприятии ОСУ; отсутствие заинтересованности и существенных стимулов в работах по совершенствованию управления. Главные же недостатки СУ были присущи всей централизованной планово-распределительной экономике. Однако необходимо признать, что основные положения и требования, закрепленные в комплексе государственных стандартов на управление предприятием, явились существенным научным и практическим вкладом в методологию и методику исследования и совершенствования СУ.
Управления
Управления качеством
Подготовительная стадия исследования систем УК, которую, по существу, можно назвать предпроектной, среди всех других стадий создания подобных систем имеет наибольшую значимость. От нее практически во многом зависит результативность функционирования всей системы. Применительно к системам УК, использующим принципы системного управления, необходимо учесть многие их особенности, что требует выработки соответствующих методических положений по проведению этой ответственной стадии их исследования и создания. Как показывает опыт, для большинства случаев основными на данной стадии являются этапы, связанные с проведением исследования и анализа действующих на предприятии систем УК и разработкой ТЗ па создание проекта такого вида систем. Это наиболее трудоемкая часть работы как предпроектной стадии, так и всего процесса создания проекта. От глубины проведения исследования и анализа, обоснованности их выводов и правильности заложенных в ТЗ решений во многом изначально зависит качество и эффективность всего исследовательского проекта прикладного характера. Прежде чем приступить к исследованиям системы УК, целесообразно обосновать необходимость их проведения, что можно сделать на основе экспресс-метода (Приложение 1). В случае положительного решения последующие работы, как правило, включают несколько этапов: 1. Подготовка соответствующего проекта приказа. После подписания директором приказ должен служить правовой основой проведения исследования и последующего создания или совершенствования проекта системы УК на предприятии или в организации. 2. Координация работ, которую следует проводить через специально создаваемую комплексную рабочую группу, состоящую из заместителей директора, главных и ведущих специалистов предприятия. Целесообразно для организации и координации деятельности по проведению исследования по созданию системы УК образование штатного рабочего исполнительного органа. Такое подразделение следует подчинить лицу, осуществляющему общее руководство всеми исследователъско-проектными работами в этой области (желательно, чтобы это было первое лицо). 3. Обучение, повышение квалификации и подготовка персонала. В учебных планах и программах обязательно следует предусмотреть изучение стандартов и другой НМД и НТД, опыт их применения на предприятиях передовых отраслей при производстве конкурентоспособной продукции или услуг (далее по тексту пособия, как правило, будет употребляться слово «продукция»). Знания, умения и навыки в этой области должны быть приобретены всеми работниками предприятия — от руководителя до каждого рабочего. Следует всех убедить в том, что качество продукции и ее конкурентоспособность являются наиболее приоритетными перед другими результатами деятельности предприятия. 4. Выбор модели системы УК (целесообразно в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО, принятых в России в качестве национальных). При этом в первую очередь следует отбирать конкретные виды продукции, для которых будут создаваться эти системы. Это исключительно важный вид работы рассматриваемого этапа подготовительной стадии исследования, который предварительно требует проведения маркетинговых исследований, изучения требований потребителей и возможностей предприятия. По результатам проведения исследовательских работ на подготовительной стадии избранную номенклатуру продукции следует уточнить. Окончательный перечень продукции целесообразно согласовать с основными потребителями-заказчиками, с которыми будут заключаться контракты. Далее, в зависимости от требований основных потребителей-заказчиков и специфики производства, для каждого вида продукции следует выбрать необходимую модель системы УК, отвечающую положениям современных воззрений и в наибольшей мере удовлетворяющую потребителя-заказчика. Результаты выбора моделей следует оформить с потребителями-заказчиками контрактами или соглашениями, в которых нужно также указать их дополнительные требования к системам (при наличии таковых) или некоторые требования исключить. Каждая из сторон должна четко и однозначно представлять взаимоприемлемые требования к системам каждого конкретного вида продукции. 5. Разработка программы исследования и анализ действующей на предприятии системы, содержание которой во многом определяется избранной моделью системы УК. Однако независимо от избранных моделей при составлении программы анализа должен быть использован системный подход. Это обусловливает необходимость формирования перед составлением программы прежде всего целей исследования и анализа, которые определят ее содержание. В общем виде программа должна включать вопросы анализа политики в области качества каждого вида избранной продукции, а также соответствия ее реализации фактическим результатам деятельности предприятия в этой области. В период начального перехода предприятия к использованию прогрессивных стандартов на системы УК (например международных стандартов ИСО) ключевым направлением всей программы должны стать вопросы сравнительного анализа действующих положений системы с требованиями избранной модели системы. При этом в первой части программы следует предусмотреть вопросы анализа сравнительного соответствия элементов функционирующей на предприятии системы УК предъявляемым к ней требованиям. Целью анализа должны стать определение не только негативных расхождений, но и поиск конкретных путей по их ликвидации и приведение действующей системы в соответствие с требованиями современных систем и потребителей. Во второй части программы необходимо предусмотреть вопросы анализа сравнительного соответствия действующей системы требованиям избранных моделей системы УК конкретных видов продукции. Программа анализа должна включать и такие вопросы, как сравнение качественных сторон элементов производственной системы (продукции, экономических результатов в области качества, производственных функций, производственной структуры и др.); сравнение элементов управляющей системы (элементов входа, общих и специальных функций управления качеством, оргструктуры. методов управления и др.). Состав и взаимосвязи элементов системы УК производственной системы и их взаимосвязи представлены в Приложении 2. Наряду с указанным в программе необходимо также отразить вопросы анализа сложившегося передового опыта по созданию аналогичных систем, преломляя ею для использования на последующих стадиях исследования. Вся программа анализа составляется специалистами по УК, рассматривается комплексной рабочей группой и утверждается руководителем работ по проведению исследования системы. 6. Подбор действующей НТД, НМД, другой документации и литературы по вопросам анализа и разработки ТЗ на систему УК, способной помочь более полно и эффективно реализовать все этапы подготовительной стадии. Это следует поручить лицам, выполняющим работы на подготовительных этапах исследования систем, с привлечением специальных подразделений и служб информации. 7. Составление плана-графика работ по проведению исследования системы УК, являющегося одним из важнейших организационных документов подготовительной стадии, необходимо начинать с определения перечня работ, а затем осуществлять их привязку к срокам и ответственным исполнителям. План-график должен быть утвержден директором предприятия. 8. Проведение исследования и анализа действующей на предприятии системы УК. Цепи анализа достигаются выполнением этой программы, которая намечена. Для сокращения затрат на сбор данных, используемых при анализе, и получение более достоверных выводов и предложений можно ввести несколько измененный (относительно традиционного) порядок. Сущность такого изменения заключается в предварительном определении (на основе прогноза) гипотезы результатов анализа, то есть до его проведения. В этом случае последовательность работ будет носить циклический характер и должна быть примерно следующей: определение гипотезы результатов анализа — определение необходимых показателей и данных для анализа — сбор данных — анализ данных — формулирование результатов анализа данных и сравнение их с гипотезой — принятие решения и корректировка гипотезы о начале повторного цикла анализа или определение предложений по изменению анализируемой системы. При проведении анализа целесообразно установить наиболее значимые недостатки, которые заслуживают первоочередного внимания. Это может определяться различными показателями (количеством возникновения ошибок, дефектов, проблем, потерями и т.п.). Наиболее применяемым можно признать интегрированный показатель значимости (в процентах). Например, цели анализа достаточно эффективно достигаются с помощью известной типовой диаграммы Парето. Очень важно для выработки предложений в процессе анализа устанавливать причины и следствия недостатков в действующей системе УК. Для этого целесообразно шире использовать матрицы, формы, номограммы и т.п. Например, при аналитическом сравнении положений действующей системы УК с требованиями НТД и НМД (стандартов ИСО — ГОСТ Р и других прогрессивных методических документов), являющемся центральным а начальный период исследования системы, эффективно применять матрицы соответствия. Такая матрица позволяет отразить одновременно информацию о наличии или отсутствии в действующей системе УК как элементов, предусмотренных НТД, так и опенку соответствия имеющихся элементов требованиям стандартов и дополнений к ним со стороны потребителей-заказчиков. При этом важно отметить, что сравнительный анализ необходимо осуществлять для каждого расс ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|