Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 1 Основы методологии исследования систем управления





Введение

Значимость систем управления в достижении целей и решении за­дач, стоящих перед организациями, нельзя переоценить. Поэтому спе­циалистам в области менеджмента необходимо иметь знания, умение и навыки по их исследованию. Квалифицированно проведенные ис­следовательские работы СУ позволят обеспечить развитие теории и практики построения новых и совершенствования действующих СУ, что создаст в дальнейшем условия для более эффективного их функ­ционирования.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с про­граммой одноименной дисциплины, изучение которой предусмотре­но государственным профессиональным стандартом. В него включе­ны материалы по первому разделу учебной программы курса «Осно­вы методологии исследования систем управления».

«Исследование систем управления» является одной из основных дисциплин, формирующих у студентов аналитические качества. Оно основывается на материалах курсов «Статистика», «Информацион­ные системы управления», «Экономико-математические методы и модели» и ряде других, являясь базой для усвоения соответствующих специальных и ряда элективных дисциплин.

Пособие разделено на главы. Каждая их них включает вопросы и задания для повторения, которые позволят закрепить полученные знания.

Задачи исследования СУ ставятся в подавляющей части случаев применительно к хозяйственным организациям и предприятиям, по­этому в данном пособии большее внимание будет уделено объектам именно такого вида. При этом организация или предприятие рассматривается как определенная целостность, представляющая собой со­циально-экономическую систему.

Примером практического использования методологических и ме­тодических положений исследования СУ избрана наиболее важная, приоритетная подсистема - целевая система УК. Данная система наиболее типична и условиях рыночных отношений реально опре­деляет эффективность всего производственно - хозяйственного механизма любого предприятия или организации



Автор будет благодарен всем, кто сочтет возможным и целесооб­разным дать свои замечания и предложения по улучшению материа­лов данного учебного пособия.

 

Раздел 1 Основы методологии исследования систем управления

 

Системы управления как объект исследования

 

Определите состав параметров и показателей элементов СУ организацией.

 

Методологические положения исследования систем управления

 

Принципы построения и функционирования систем

Управления

 

Проведение исследований СУ требует знания важнейших принци­пов построения и функционирования таких систем, которые должны быть присущи современным экономическим условиям. Принципы представляют собой основные правила, положения, идеи, определя­ющие направления построения и функционирования СУ, которыми должны руководствоваться кадры управления.

Среди всех видов принципов для СУ следует выделить общие, об­щесистемные и специальные. Вместе с тем необходимо отметить, что исходным (главным) принципом должен являться принцип системно­сти, во многом определяющий все другие,

В первую очередь при построении и функционировании СУ необ­ходимо учитывать ряд объективных общих принципов»: сбалансированного демократического централизма, преимущественно оптималь­ного сочетания единоначалия и коллегиальности, ответственности, активизации и стимулирования, делегирования полномочий, заинте­ресованной творческой работы всех кадров управления.

Среди общесистемных принципов: необходимо отметить:

целенаправленность - формирование в составе СУ целевых и со­ответствующих линейных, функциональных и обеспечивающих под­систем управления;

делимость — декомпозиция формируемой системы и ее подсистем на элементы;

иерархичность — формирование многоуровневой структуры сис­темы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уро­вень управления (отдела, цеха, участка, бригады и т.д.);

взаимодейственность — взаимодействие формируемых и функци­онирующих подсистем СУ как между собой, так и со всеми другими, внешними по отношению к организации, системами. При этом следу­ет устанавливать приоритетность одних целей по отношению к дру­гим или принимать взаимосвязанные цели нескольких систем, осуще­ствляя взаимосвязанные процессы по их достижению;

согласованность — сопряжение целей и задач организации при взаимодействии всех иерархических вертикальных и относительно автономных горизонтальных звеньев управлении;

оперативность — своевременное принятие управленческих реше­ний по предотвращению и (или) мобильному устранению отклоне­ний;

комплексность — взаимная увязка всех формируемых элементов, подсистем, стадий жизненного никла продукции, иерархических уров­ней и всего комплекса организационных, экономических, социаль­ных, научно-технических, производственных и других мероприятий по управлению;

системность — постоянное непрерывное выполнение всех работ по управлению, их ритмичность и долговременность действия;

преемственность, которая должна проявляться как при создании системы, так и при ее функционировании и совершенствовании. Вы­ражаться она может прежде всего в максимальном использовании передового отечественного и зарубежного опыта системного управ­ления:

научность -— разработка мероприятий и воздействий на основе достижении науки и техники с учетом объективных законов и зако­номерностей системного управления;

автономность — обеспечение относительной самостоятельности функционирования структурных элементов и подсистем СУ;

экономичность — снижение затрат на управление в общих расхо­дах организации;

перспективность развития организации как системы;

оптимальность — многовариантная проработка управленческих решений и выбор наиболее целесообразного для организации вари­анта;

устойчивость — удержание системы в относительно стабильном состоянии и обеспечение выживания организации в условиях конку­ренции;

комфортность — создание для человека как основного элемента системы максимума удобств для творческой работы и реализации сво­их возможностей;

специализация работ — рациональное разделение управленческо­го труда в СУ;

концентрация — выполнение однотипных задач в одном подраз­делении и (или) концентрация усилий управленческих работников па решении основных целей и задач организации:

адаптивность - обеспечение приспособляемости системы органи­зации к изменяющимся внешним и внутренним условиям;

замкнутость ОФУ (замкнутость управленческого процесса) — выполнение в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая планирование, организацию; коорди­нацию работы и т.д.

К перечисленным общесистемным принципам следует добавить принцип простоты и доходчивости. В условиях рынка и конкуренции крайне важно понимание каждым работающим основополагающих вопросов управления, особенно управления качеством и обеспечения конкурентоспособности не только продукции, но и всего предприя­тия.

Среди всех общесистемных принципов необходимо обратить осо­бое внимание на замкнутость ОФУ — выполнение общих функций управления. К ним можно отнести четыре общие менеджерские функ­ции:

планирование, представляющее особый процесс подготовки ме­неджерами решений по обеспечению усилий коллектива для достиже­ния целей организации. Этот процесс из-за периодического переори­ентирования целей и постоянного изменения условий внешней среды не может носить дискретный характер, а должен быть непрерывным;

организацию, направленную на структурирование всех работ организационного характера и их распределение по вертикали и го­ризонтали для достижения целей и выполнения намеченных планов и обязательств;

мотивацию, обеспечивающую активизацию труда работающих по выполнению всех видов работ с высоким качеством (без ошибок) в соответствии с распределенными функциями, планами и требования­ми. Мотивация включает, как правило, внешнее стимулирование (ма­териальное и моральное) и психологическое стимулирование (созда­ние условий для заинтересованности в труде, потребности в трудо­вой активности, удовлетворения от трудовой деятельности). Это одна из самых важных менеджерских функций, способствующих достиже­нию целей деятельности организации;

контроль, представляющий собой: 1) отслеживание того, что запланировано, 2) выявление того, что сделано в определенный пери­од времени, 3) сравнение - запланированного с достигнутым и 4) при­нятие корректирующих «мягких» мер при отклонении от запланиро­ванного. Посредством данной функции осуществляется обратная связь, которая должна не нести «возмездие», а быть объективной ос­новой для •эффективного вмешательства менеджеров в процесс дости­жения целей организации, выполнения обязательств, повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции.

Можно также привести пример состава функций замкнутого уп­равленческого цикла, выполняемого при повышении и обеспечении качества, называемого в зарубежных источниках РДСА — циклом Деминга (по имени американского профессора по УКП): Р — плани­рование работы; Д — выполнение работы по плану; С — проверка соответствия реального результата с запланированным: А — приня­тие мер при наличии отклонений фактического результата от запла­нированного.

На ряде японских предприятий, например в фирме «Комацу», ис­пользуется следующий состав общих функций управления: планиро­вание, выполнение, проверка и действие (регулирование).

Очевидно, что состав функций в приведенных примерах во мно­гом соответствует функциям управленческого цикла отечественных систем, включающего планирование, организацию работ, координа­цию и регулирование, активизацию и стимулирование, учет, контроль и анализ.

Однако представляется целесообразным разукрупнить и упорядо­чить состав общих управленческих функций применительно к совре­менным СУ.

Например, следует учесть прогнозирование, выделить функцию учета, в которой, кроме общеизвестных подфункций, необходимо организовать идентификацию и прослеживаемость продукции, столь нужную для обеспечения качества, оперативности регулирования производства и т.п. Допустим, причиной обнаруженного дефекта изделия стал недоброкачественный материал. Подфункция идентификации позволяет установить, с какой партией он поставлен, когда и откуда, а затем выявить конкретные детали, в которых использовался.

При выполнении управленческого цикла первостепенную роль играет организация, координация и регулирование процессов управ­ления. Выработанные корректирующие — регулирующие — воздей­ствия на основе организации и координации работ посредством об­ратной связи оказывают влияние на оперативное устранение непред­виденных реальных отклонений (ошибок) процессов от запланированных.

При рассмотрении ОФУ следует отметить, что в производствен­ном процессе (в производственной системе) аналогично выполняют­ся общие производственные функции, в состав которых могут вхо­дить функции: подготовительная, производство изделий или услуг (работ), протекание естественных процессов, транспортировка, кон­троль и испытание, а также заключительная функция.

К основным специальным принципам при построении и функцио­нировании СУ следует отнести:

• «продуктовый» подход к управлению, в соответствии с которым управление в системе должно осуществляться (помимо общего управ­ления) по каждому выпускаемому виду разнородной продукции в отдельности;

• управление на всех стадиях и этапах жизненного цикла продук­ции (исследования, проектирования и разработки, изготовления, то­варооборота, использования, утилизации или уничтожения);

• выполнение целостного комплекса функций управления, способ­ного обеспечить достижение целей и решение задач системы органи­зации;

• использование в управлении комплекса методов мотивации вы­сококачественного, производительного, заинтересованного, новатор­ского и, главное, осознанного труда как каждого работника, так и всего коллектива работающих;

• формирование у всех изготовителей и потребителей, причастных к реализации жизненного цикла продукции, соответствующих зна­ний, умений и навыков. Выполнение этого принципа требует массо­вой непрерывной систематической подготовки, обучения и повыше­ния квалификации;

• регулирование на всех иерархических уровнях управления: ме­жотраслевом федеральном; отраслевом федеральном: межотраслевом субъектов федерации; отраслевом субъектов федерации; территори­альном (городском, районном); объединения организаций; организа­ции; цеха, отдела; участка, бюро: бригады, группы; рабочего места. В зависимости от уровня управления содержание управленческих функ­ций может быть различно. Для более высокого уровня приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и ре­гулированием, активизацией и стимулированием. Причем характер воздействий в этом случае, как правило, должен соответствовать ры­ночным отношениям, собственности и уровням управления. Систем­ное управление следует осуществлять не только в отношении продук­ции тех организаций, где она непосредственно создается и использу­ется, но и в государственных структурах управления, повышая качество и эффективность их решений, воздействий и услуг (образо­вательных, правовых и др.). Тем самым будет обеспечиваться более эффективное функционирование хозяйственной системы страны, ре­гионов и в конечном счете организаций;

• интегративное взаимодействие со всеми организациями, связан­ными с реализацией жизненного цикла продукции. Это в первую оче­редь может относиться к поставщикам сырья, материалов и комплек­тующих изделий сбытовым, торговым, транспортным, сервисным и эксплуатационным организациям. Совместно с ними целесообразно создавать взаимосвязанные интегративные СУ;

• осуществление реальной индивидуальной и коллективной ответ­ственности за результаты деятельности организации. При этом наи­большую ответственность следует возлагать на высшее звено управ­ления:

• постоянное (перманентное) использование в управлении воздей­ствий преимущественно превентивного характера с их оперативным (немедленным) выполнением. Это не исключает, а, наоборот, пред­полагает (в случае недостаточной эффективности превентивных воз­действий) максимально быстрое, текущее устранение возникших от­клонений. Таким образом, необходимость выработки как предупре­дительных, так и текущих оперативных управляющих воздействий требует организации постоянно работающей надежной превентивно-перманентной и оперативной обратной связи во всех подсистемах СУ;

• доступность и систематичность проведения внутренних и вне­шних проверок деятельности но управлению. Этот принцип позволя­ет совершенствовать, непрерывно развивать и повышать эффектив­ность СУ;

• документирование управленческих процессов, обеспечивающих выполнение технологии управления и производства. Необходимость использования в управлении стандартизации, регламентации и пла­нирования;

• восприятие каждым работающим себя как изготовителя продук­ции (услуги), а исполнителя следующей операции технологического процесса — как потребителя. Необходимо соблюдать деловую этику и проявлять уважительное отношение ко всем участникам реализа­ции жизненного цикла продукции.

Для реализации вышеизложенных принципов необходим соответ­ствующий механизм управления. Применительно к СУ это совокуп­ность организационных и экономических компонентов, обеспечива­ющих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функ­ционирование всех элементов системы для достижения целей организации. Такой механизм должен обеспечивать в рамках систем­ного управления выработку и реализацию эффективных целенаправ­ленных управляющих воздействий на все многообразные условия и элементы, от которых зависят конечные результаты функционирова­ния СУ,

Среди условий, влияющих на функционирование СУ, молено вы­делить субъективные (непосредственно связанные с деятельностью человека и зависящие от него) и объективные (связанные со сложив­шимися обстоятельствами в деятельности человека и практически не зависящие от него). На элементы системы существенное влияние ока­зывают также социальные, международные и политические факторы, которые в зависимости от уровня рассмотрения можно отнести не только к объективным, но и к субъективным (см. рис. 2.1).

Наряду с указанными на рисунке, можно отметить еще условия, связанные с предназначением и целями организации, со спецификой отрасли, поставщиков, конструкций продукции и характером услуг, оказываемых организацией, требованиями потребителей и клиентов.

Влияние, взаимодействие и проявление многообразных субъектив­ных и объективных условий и функционирующих элементов СУ ис­ключительно сложно. Тем не менее в механизме управления доста­точно четко должна прослеживаться последовательная цепочка воз­действий: цели СУ организацией (определяющие, в том числе цели УК и охраны окружающей среды, являющиеся стратегически импе­ративными и приоритетными по отношению к другим) —> стратегия и обязательства организации —> мероприятия (воздействия) по дос­тижению целей и выполнению обязательств —> условия, влияющие на элементы системы —> эффективно функционирующие элементы системы —> рациональные решения (информация, документация), про­дукция и услуги, удовлетворяющие требования потребителей.

 

 
 

 

 


Рис. 2.1. Классификация условий, влияющих на функционирование элементов системы управления

 

Выполнение принципов системного управления и учета всех усло­вий, влияющих на функционирование элементов СУ, является необ­ходимым требованием достижений цепей организации.

 

 

Состав подсистем управления

 

Как исходный (главный) принцип системного управления, так и все общие, а также общесистемные и специальные принципы предоп­ределяют сочетание в СУ линейного, целевого, функционального и обеспечивающего управления и наличие соответствующих взаимосвя­занных подсистем управления: общей линейной, целевых, функцио­нальных и обеспечивающих (рис. 2.2).

В подсистеме общего линейного управления осуществляется вся общая управленческая деятельность руководителей организации, ко­торые имеют право принимать окончательные решения по отноше­нию к своему подчиненному персоналу и за результаты деятельности которых они должны нести ответственность. В этой подсистеме мож­но выделить четыре уровня управления:

 

 

 
 

 

 


Целевые подсистемы: 1 — управления качеством; 2 — управления выполнением плана производства и поставок продукции; 3 — регулирования затрат и управления ресурсами; 4 — управления развитием производства и совершенствованием управления; 5 — управления социальным развитием коллектива;

6 — управлений охраной окружающей среды.

 

Комплексные функциональные подсистемы: 1 — производственного руководства (организация основного, обеспечивающего и обслуживающего производства; оперативное управление производством; 2 — технического руководства (организация работ по стандартизации; управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания продукции); 3 — экономического руководства (перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование; организация труда и заработной платы; организация финансовой деятельности; учет и отчетность; экономический анализ); 4 — руководства внешнехозяйптвенными связями (материально-техническое снабжение; сбыт продукции); 5 — руководства капитальным строительством (собственное и подрядное): 6 — руководства кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива (организация работы с кадрами; организация творческой деятельности трудового коллектива).

 

Обеспечивающие подсистемы: 1 — оснащения техническими средствами и оргтехникой; 2 — делопроизводства; 3 — организации и ведения нормативного хозяйства; 4 — информационного обеспечения управления; 5 — правового обеспечения; 6 — хозяйственного обслуживания.

Общие функции управления в подсистемах системы управления: прогнозирование и планирование; организация и координация работ; мотивация (активизация и стимулирование); выполнение работ; регулирование; контроль; учет; анализ.

 

Рис. 2.2. Двухмерная структурная функционально-целевая модель системы управления промышленным предприятием

0-й — высший предпринимательский организационно-целевой (высшее звено предпринимательского управления, включающее пред­принимателей — членов высших органов управления);

1-й — высший организационно-целевой исполнительный (высшее исполнительное звено);

2-й — координационно-контрольный исполнительный (среднее звено управления);

3-й — технико-операционный исполнительный (низовое исполни­тельное звено управления).

В составе целевых подсистем осуществляется управление по дости­жению основных целей деятельности организации, которые обеспечи­вают выполнение миссии организации и ее главной (генеральной) цели. Конкретный состав целевых подсистем зависит от предназначе­ния и целей организации, но в любом случае имеет смысл включать в состав целевых подсистем СУ подсистему УК продукции (услуг).

В функциональных подсистемах управления осуществляется спе­циализированная управленческая деятельность, которая обособилась в результате кооперации и разделения труда. Их состав определяется конкретными функциями управления и применительно к производ­ственной организации может быть сгруппирован а комплексные функ­циональные подсистемы (технического руководства, экономическо­го руководства и др.).

Состав обеспечивающих подсистем (подсистем обеспечения) оп­ределяется потребностями общего линейного, целевого и функцио­нального управления. Главное, что при этом должны быть созданы условия, гарантирующие правомочность, обоснованность, достовер­ность, рациональность, своевременность и действенность всей СУ.

В производственной подсистеме системы организации, например промышленного предприятия, с учетом «продуктового» подхода мо­жет формироваться и функционировать следующий состав субподси­стем:

основная «продуктовая» заготовительная субподсистема;

основная «продуктовая» обрабатывающая субподсистема:

основная «продуктовая» сборочная субподсистема;

обеспечивающая «продуктовая» энергетическая субподсистема;

обеспечивающая «продуктовая» ремонтно-техническая (в т.ч. электроремонтная) субподсистема;

обеспечивающая «продуктовая» инструментальная субподсис­тема;

обеспечивающая «продуктовая» метрологическая субподсистема;

обеспечивающая «продуктовая» транспортная субподсистема;

обеспечивающая «продуктовая» складская субподсистема.

Следует отметить, что в 70—80-е годы в СССР на основе исследо­ваний и обобщения опыта системного управления в эксперименталь­ном порядке был апробирован комплекс стандартов на управление промышленными предприятиями. В этот комплекс вошли стандар­ты, регламентирующие построение и функционирование системы уп­равления предприятием и ее подсистем. Состав подсистем СУ, пред­ставленный выше, во многом идентичен тем, которые рекомендова­лись стандартами для использования.

Внедрение СУ на основе стандартизации способствовало некото­рому улучшению технико-экономических показателей работы дан­ных предприятий, получению более высокого экономического эффек­та их деятельности.

Отмечалось, что в результате внедрения СУ:

упорядочилась деятельность управленческих работ;

рационально распределялся состав функций управления среди под­разделений;

исключалось дублирование деятельности в аппарате управления;

в ряде случаев позитивно изменялась ОСУ;

повышалась творческая активность и расширялись демократичес­кие начала в управлении предприятием;

повышалась ответственность работников управления и дисципли­на труда, улучшалась исполнительность и организация контроля за исполнением решений и требований стандартов.

К основным недостаткам и трудностям при внедрении и функцио­нировании СУ на основе стандартизации относили:

непонимание многими специалистами необходимости создания таких систем;

недостаточную активность руководителей предприятий;

существование «психологического барьера», мешавшего отказать­ся от традиционно сложившихся форм и методов управления;

недостаточную управленческую подготовку специалистов и руко­водителей;

отсутствие в подавляющем большинстве специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и координации). Только на 28 % предприятий от общего количества внедрявших сис­темы эта работа поручалась специализированным подразделениям, а в остальных случаях ею занимались подразделения, косвенно относя­щиеся к решению проблем управления;

сложность существующего административного порядка изменения на предприятии ОСУ;

отсутствие заинтересованности и существенных стимулов в рабо­тах по совершенствованию управления.

Главные же недостатки СУ были присущи всей централизованной планово-распределительной экономике. Однако необходимо при­знать, что основные положения и требования, закрепленные в комп­лексе государственных стандартов на управление предприятием, яви­лись существенным научным и практическим вкладом в методоло­гию и методику исследования и совершенствования СУ.

 

Управления

 

Управления качеством

 

Подготовительная стадия исследования систем УК, которую, по существу, можно назвать предпроектной, среди всех других стадий создания подобных систем имеет наибольшую значимость. От нее практически во многом зависит результативность функционирования всей системы.

Применительно к системам УК, использующим принципы систем­ного управления, необходимо учесть многие их особенности, что тре­бует выработки соответствующих методических положений по про­ведению этой ответственной стадии их исследования и создания. Как показывает опыт, для большинства случаев основными на данной стадии являются этапы, связанные с проведением исследования и ана­лиза действующих на предприятии систем УК и разработкой ТЗ па создание проекта такого вида систем. Это наиболее трудоемкая часть работы как предпроектной стадии, так и всего процесса создания проекта. От глубины проведения исследования и анализа, обоснован­ности их выводов и правильности заложенных в ТЗ решений во мно­гом изначально зависит качество и эффективность всего исследова­тельского проекта прикладного характера.

Прежде чем приступить к исследованиям системы УК, целесооб­разно обосновать необходимость их проведения, что можно сделать на основе экспресс-метода (Приложение 1). В случае положительного решения последующие работы, как правило, включают несколько этапов:

1. Подготовка соответствующего проекта приказа. После подпи­сания директором приказ должен служить правовой основой прове­дения исследования и последующего создания или совершенствова­ния проекта системы УК на предприятии или в организации.

2. Координация работ, которую следует проводить через специ­ально создаваемую комплексную рабочую группу, состоящую из за­местителей директора, главных и ведущих специалистов предприя­тия. Целесообразно для организации и координации деятельности по проведению исследования по созданию системы УК образование штатного рабочего исполнительного органа. Такое подразделение следует подчинить лицу, осуществляющему общее руководство все­ми исследователъско-проектными работами в этой области (жела­тельно, чтобы это было первое лицо).

3. Обучение, повышение квалификации и подготовка персонала. В учебных планах и программах обязательно следует предусмотреть изучение стандартов и другой НМД и НТД, опыт их применения на предприятиях передовых отраслей при производстве конкурентоспо­собной продукции или услуг (далее по тексту пособия, как правило, будет употребляться слово «продукция»).

Знания, умения и навыки в этой области должны быть приобрете­ны всеми работниками предприятия — от руководителя до каждого рабочего. Следует всех убедить в том, что качество продукции и ее конкурентоспособность являются наиболее приоритетными перед другими результатами деятельности предприятия.

4. Выбор модели системы УК (целесообразно в соответствии с тре­бованиями международных стандартов ИСО, принятых в России в качестве национальных). При этом в первую очередь следует отби­рать конкретные виды продукции, для которых будут создаваться эти системы. Это исключительно важный вид работы рассматриваемого этапа подготовительной стадии исследования, который предвари­тельно требует проведения маркетинговых исследований, изучения требований потребителей и возможностей предприятия. По резуль­татам проведения исследовательских работ на подготовительной ста­дии избранную номенклатуру продукции следует уточнить. Оконча­тельный перечень продукции целесообразно согласовать с основны­ми потребителями-заказчиками, с которыми будут заключаться контракты. Далее, в зависимости от требований основных потреби­телей-заказчиков и специфики производства, для каждого вида про­дукции следует выбрать необходимую модель системы УК, отвечаю­щую положениям современных воззрений и в наибольшей мере удовлетворяющую потребителя-заказчика. Результаты выбора моде­лей следует оформить с потребителями-заказчиками контрактами или соглашениями, в которых нужно также указать их дополнительные требования к системам (при наличии таковых) или некоторые требо­вания исключить. Каждая из сторон должна четко и однозначно пред­ставлять взаимоприемлемые требования к системам каждого конк­ретного вида продукции.

5. Разработка программы исследования и анализ действующей на предприятии системы, содержание которой во многом определяется избранной моделью системы УК. Однако независимо от избранных моделей при составлении программы анализа должен быть исполь­зован системный подход. Это обусловливает необходимость форми­рования перед составлением программы прежде всего целей исследо­вания и анализа, которые определят ее содержание. В общем виде программа должна включать вопросы анализа политики в области качества каждого вида избранной продукции, а также соответствия ее реализации фактическим результатам деятельности предприятия в этой области.

В период начального перехода предприятия к использованию про­грессивных стандартов на системы УК (например международных стандартов ИСО) ключевым направлением всей программы должны стать вопросы сравнительного анализа действующих положений си­стемы с требованиями избранной модели системы. При этом в пер­вой части программы следует предусмотреть вопросы анализа срав­нительного соответствия элементов функционирующей на предприя­тии системы УК предъявляемым к ней требованиям. Целью анализа должны стать определение не только негативных расхождений, но и поиск конкретных путей по их ликвидации и приведение действую­щей системы в соответствие с требованиями современных систем и потребителей.

Во второй части программы необходимо предусмотреть вопросы анализа сравнительного соответствия действующей системы требо­ваниям избранных моделей системы УК конкретных видов продук­ции.

Программа анализа должна включать и такие вопросы, как срав­нение качественных сторон элементов производственной системы (продукции, экономических результатов в области качества, произ­водственных функций, производственной структуры и др.); сравнение элементов управляющей системы (элементов входа, общих и специ­альных функций управления качеством, оргструктуры. методов управления и др.). Состав и взаимосвязи элементов системы УК произ­водственной системы и их взаимосвязи представлены в Приложении 2.

Наряду с указанным в программе необходимо также отразить воп­росы анализа сложившегося передового опыта по созданию анало­гичных систем, преломляя ею для использования на последующих стадиях исследования. Вся программа анализа составляется специа­листами по УК, рассматривается комплексной рабочей группой и ут­верждается руководителем работ по проведению исследования систе­мы.

6. Подбор действующей НТД, НМД, другой документации и лите­ратуры по вопросам анализа и разработки ТЗ на систему УК, способ­ной помочь более полно и эффективно реализовать все этапы подго­товительной стадии. Это следует поручить лицам, выполняющим ра­боты на подготовительных этапах исследования систем, с привлечением специальных подразделений и служб информации.

7. Составление плана-графика работ по проведению исследования системы УК, являющегося одним из важнейших организационных документов подготовительной стадии, необходимо начинать с опре­деления перечня работ, а затем осуществлять их привязку к срокам и ответственным исполнителям. План-график должен быть утвержден директором предприятия.

8. Проведение исследования и анализа действующей на предприя­тии системы УК. Цепи анализа достигаются выполнением этой про­граммы, которая намечена. Для сокращения затрат на сбор данных, используемых при анализе, и получение более достоверных выводов и предложений можно ввести несколько измененный (относительно традиционного) порядок. Сущность такого изменения заключается в предварительном определении (на основе прогноза) гипотезы резуль­татов анализа, то есть до его проведения. В этом случае последова­тельность работ будет носить циклический характер и должна быть примерно следующей: определение гипотезы результатов анализа — определение необходимых показателей и данных для анализа — сбор данных — анализ данных — формулирование результатов анализа данных и сравнение их с гипотезой — принятие решения и корректи­ровка гипотезы о начале повторного цикла анализа или определение предложений по изменению анализируемой системы.

При проведении анализа целесообразно установить наиболее зна­чимые недостатки, которые заслуживают первоочередного внимания. Это может определяться различными показателями (количеством воз­никновения ошибок, дефектов, проблем, потерями и т.п.). Наиболее применяемым можно признать интегрированный показатель значи­мости (в процентах). Например, цели анализа достаточно эффектив­но достигаются с помощью известной типовой диаграммы Парето.









Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.