Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 7. Глава муниципального образования, местная администрация





Глава муниципального образования в системе местной власти

Термин «глава муниципального образования» был введен в оборот ФЗ от 28 августа 1995 г. До него в Российской Федерации чаще использовались такие понятия, как «глава местной администрации» или «глава местного самоуправления». По ФЗ от 6 октября 2003 г. глава муниципального образования — это высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 36). Наличие в структуре органов местного самоуправле­ния главы муниципального образования как высшего должностного лица обязательно, что является новеллой ФЗ от 6 октября 2003 г. Ранее наличие такой должности в структуре органов местного самоуправле­ния было необязательным и всецело зависело от воли местного сообщества.

Характеристика главы как высшего должностного лица муниципального образования указывает на его качественное отличие от других должностных лиц муниципального образования. По сути, только глава муниципального образования может представлять в целом муниципальное образование в отношениях с юридическими и физическими лицами, а также государственными органами и должностными лицами.

Главой муниципального образования может стать гражданин Российской Федерации, достигший ко дню голосования 21 года. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, в порядке, установленном законом, также имеют право быть избранными на должность главы, но для этого необходимо наличие соответствующего международного договора, участником которого является Российская Федерация.



Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет свои полномочия, как пра вило, на постоянной (профессиональной) основе, за что получает соответствующее вознаграждение (оплату труда) из средств местного бюджета. В то же время не исключен вариант, когда глава муниципального образования может осуществлять свои полномочия и на непостоянной основе, если это оговорено в уставе муниципального образования. Следует отметить, что пока практика таких случаев не знает.

Постоянная основа осуществления главой муниципального образования своих полномочий накладывает определенный отпечаток на характер его деятельности. Так, главе муниципального образования запрещается заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. Кроме того, замещение должности главы муниципального образования связано с такими ограниче­ниями его статуса, как: запрет на замещение им одновременно должности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутата законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных должностей Российской Федерации и субъектов РФ, а также должностей государственной гражданской службы и муниципальных должностей муниципальной службы. Глава муниципального образования не может одновременно быть депутатом представительного органа муниципального образования, если только он не избирается главой депутатами представительного органа из своего состава. Глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, устанавливаемых ФЗ от 6 октября 2003 г.

Осуществление главой муниципального образования своих полномочий предполагает повышенную охрану его статуса. Механизмом охраны выступают гарантии его деятельности. В научной литературе, как правило, выделяют следующие гарантии: материальные, трудовые, личные.

К личным гарантиям следует отнести защиту от уголовного и административного преследования, когда соответствующими законами устанавливается особый режим при привлечении его к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении него иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов.

Глава муниципального образования не может привлекаться к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную им, в том числе при голосовании (когда он исполняет полномочия председателя представительного органа), и другие действия, соответствующие его статусу, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда главой были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Поскольку глава муниципального образования обладает широкими и значимыми полномочиями в системе местной власти, то законодательно установлено правило, согласно которому глава муниципального образования является подконтрольным и подотчетным населению и представительному органу муниципального образования. Это помогает согласовать деятельность главы и представительного органа, сориентировать главу на осуществление действительных запросов населения, а также служит препятствием на пути возможных злоупотреблений с его стороны.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.