Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие общественного самоуправления жителей





ФЗ от 6 октября 2003 г. в развитие положений Конституции РФ выделяет две формы общественного самоуправления жителей: непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления (гл. 5). Непосредственно население осуществляет местное самоуправление посредством проведения сходов, выборов, референдумов, голосований по вопросам местного значения. Формами участия населения в осуществлении местного самоуправления являются собрания, конференции жителей, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, опросы граждан, правотворческие инициативы граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления.

Критерием разграничения указанных форм общественного самоуправления жителей является юридическая сила решения, принятого по результатам проведения того или иного мероприятия. Для непосредственного осуществления населением местного самоуправления хаактерна обязательность принятого решения. Так, решение, принятое | на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностныеми лицами или органами местного самоуправления. Аналогична юридическая сила результатов муниципальных выборов, сходов граждан, голосования по отзыву выборных лиц местного самоуправления. Следовательно, указанные формы являются формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Решения собраний, конференций, территориального общественного самоуправления, результаты публичных слушаний, правотворческие инициативы граждан подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления, однако носят для органов власти рекомендательный характер. Следовательно, они являются формами участия населения в осуществлении местного самоуправления. Необходимо сказать, что в определенных случаях и результаты голосования по вопросам изме­нения границ и преобразования муниципальных образований также имеют рекомендательный характер.



Обе формы необходимы для того, чтобы реально активизировать деятельность населения в эффективном развитии самоуправления на местах. Как правило, участвовать в осуществлении местного самоуправления имеют право граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В некоторых случаях законодательство предоставляет право на участие в осуществлении местного самоуправления гражданам, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Ярким примером является право участия в территориальном общественном самоуправлении (ст. 27 ФЗ от 6 октября 2003 г.).

В качестве исключения иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами я соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Сход граждан

Сход — форма непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, заменяющая представительный орган муниципального образования. В том муниципальном образовании, где созывается сход граждан, отсутствует представительный орган.

Можно выделить следующие характерные черты сходов граждан. Во-первых, сходы не проводятся в городских округах и муниципальных районах. Во-вторых, сходы проводятся в таких поселениях, где численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет более 100 человек. В-третьих, сходы проводятся для решения вопросов местного значения. Указанное обстоятельство отличает сходы от собраний, конференций, которые проводятся для осуществления инициатив жителей в вопросах местного значения. В-четвертых, схо ды осуществляют полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа. Таким образом, в исключительной компетенции сходов находятся: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (ч. 10 ст. 35 ФЗ от 6 октября 2003 г.).

Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Инициаторами созыва схода граждан могут являться либо глава муниципального образования, либо группа жителей поселения, обладающих избирательным правом, численностью не менее 10 человек. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Председательствует на сходе граждан глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Решения, принятые на сходе, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию), а также исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Местный референдум

Местный референдум проводится в целях решения непосредствен­но населением вопросов местного значения (ст. 22 ФЗ от 6 октября 2003 г.). Статья 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понимает под местным референдумом форму прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Принципы проведения референдума аналогичны принципам участия в выборах.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, установленные ст. 14—16 ФЗ от 6 октября 2003 г. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять обще­признанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Федерации. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. нa него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы включалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: 1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; 2) о персональном составе органов местного самоуправления; ) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностях лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; 5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, не допускается.

Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования или на ее части. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок — судом. Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвиже­нии инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом го­сударственной власти субъекта Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

Законом субъекта РФ, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликова­ния результатов референдума. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, не допускается.

Инициаторами проведения референдума могут быть: граждане Рос­сийской Федерации, имеющие право на участие в местном референдуме, проживающие на территории соответствующего муниципального образования; избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом; представительный орган муниципального образования и глава местной администрации совместно.

Для выдвижения инициативы проведения референдума гражданами в поддержку этой инициативы образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав; инициативной группы по проведению местного референдума устанавливается законом субъекта РФ. Для назначения референдума инициативная группа должна представить в избирательную комиссии муниципального образования подписи участников референдум; в поддержку инициативы его проведения.

Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочий праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.

В соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования голосование на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено уполномоченным на то органом на более поздний срок (но не более чем за 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней :о дня принятия такого решения.

Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории соответствующего муниципального образования.

Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять ет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:

1) нарушение установленного порядка проведения местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;

2) несоответствие закона субъекта РФ, устава муниципального образования, на основании которых проводился местный референдум, Конституции РФ, федеральному закону, закону субъекта РФ, действовавшим на момент проведения референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;

3) несоответствие решения, принятого на местном референдуме, Конституции РФ, федеральному закону, закону субъекта РФ.

Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.