Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реформы местной власти конца XX — начала XXI вв.





Существенным толчком преобразований местной власти в 1988—90 гг. XX в. послужило осознание обществом оторванности местных орга­нов от интересов населения и низкий уровень их профессионализма. Была предпринята попытка выведения Советов депутатов из-под «опеки» исполнительно-распорядительных органов, чиновников. Бы­ло решено в Советах создать собственные постоянно действующие руководящие органы — президиумы, состоявшие исключительно из депутатов, а также избирать в Советах председателей (их заместите­лей), освобожденных от работы в исполнительно-распорядительных органах. Исполкомы перестали быть внутренними руководящими ор­ганами Советов, сохранив статус исполнительно-распорядительных органов общей компетенции. Шла перестройка избирательного зако­нодательства, в частности был внедрен принцип альтернативности выборов, укреплялись начала состязательности в предвыборной борь­бе. В Советах и исполкомах упор был сделан на принцип коллегиаль­ности. Однако на фоне ухудшающегося социально-экономического положения страны стала усиливаться критика коллегиальных начал в управлении, что и подтолкнуло во многом законодательно-норма­тивные изменения, воплощенные в Законе РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». На этом этапе произошло резкое сужение действия коллегиальных начал. В сфере исполнитель­но-распорядительной деятельности исполкомы ушли в небытие — правопреемниками исполкомов стали главы местных администраций, возглавившие последние на основе принципа единоначалия. В систе­ме местных Советов в это же время шло создание так называемых «малых Советов». Малые советы задумывались как состоящие из де­путатов своих «больших Советов» их постоянно действующие орга­ны, осуществляющие во время между сессиями «больших Советов» их функции в четко очерченных пределах. Наметилось новое перерас­пределение властных возможностей между представительными и рас­порядительными органами в пользу последних. С 1992 г. краевые, областные Советы народных депутатов, краевые, областные админист­рации вслед за соответствующими органами республик в составе РФ перестали характеризоваться как местные. Они были противопостав­лены органам местного самоуправления как органы государственной власти.



Закон от 6 июля 1991 г. предусмотрел разработку и принятие на ме­стах положений (уставов) о местном самоуправлении, чем стимулиро­вал активизацию местного правотворчества. Вместе с законом о крае­вом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации он изменил характер взаимоотношений органов мест­ного самоуправления и органов государственной власти и управления. В его ст. 7 определялось, что органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов. Государствен­ные органы также не вправе были самостоятельно принимать к своему

рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законом. Однако государственные органы сохраняли право отмены не соответ­ствующих законодательству актов местных органов. Сохранялась и под­отчетность местных администраций вышестоящим исполнительно-рас­порядительным органам в пределах компетенции последних. В то же время, укрепляя самостоятельность местных органов по отношению к органам региональным, законодательство о местном самоуправлении второго этапа не устранило соподчинения между органами местного самоуправления разного уровня.

Осенью 1993 г. произошел практически по всей стране, за исклю­чением ряда республик в составе России, полный слом представитель­ной власти на местах, а ее функции на местах были переданы власти исполнительной — соответствующим местным администрациям. Вме­сте с упразднением Советов началось формирование новой представи­тельной власти на местах — дум, муниципальных комитетов, собра­ний представителей. Их образование было предусмотрено Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправ­ления в Российской Федерации», которым было утверждено Положе­ние об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. Срок полномочий выборных органов в соответствии с настоящим Указом был установлен в два года. Было решено, что представительная власть теперь должна формироваться не во всех административно-террито­риальных единицах. Так, в городских и сельских поселениях с числом жителей до пяти тысяч человек местное самоуправление могло осу­ществляться непосредственно населением через собрания, сходы и вы­борных глав местного самоуправления. В городских и сельских посе­лениях с населением до 50 тысяч человек выборным органом местного самоуправления признавалось собрание представителей и глава мест­ного самоуправления. На территориях, включающих несколько город­ских и сельских поселений, совместным решением органов местного самоуправления мог быть создан единый орган местного самоуправле­ния соответствующих территорий. Скажем, применительно к району это выглядело следующим образом. В них мог образоваться орган мест­ного самоуправления, формируемый из представителей органов само­управления городских и сельских поселений. Было также установлено, что представительный орган работает, как правило, на неосвобожден­ной основе и созывается на заседания главой местного самоуправления. Глава получил право подписывать решения выборного учрежде­ния местного самоуправления.

Импульс изменениям к лучшему на местах дала Конституция Рос­сийской Федерации 1993 г., хотя заложенные в Конституции принципы местного самоуправления, вобравшие в себя положительное содержа­ние предшествующего законодательства, поначалу серьезно искажа­лись в нормативных актах субъектов Федерации. Более эффективно процесс восстановления самоуправленческих начал на местах и их со­вершенствования на основе Конституции РФ 1993 г. пошел после при­нятия ФЗ от 28 августа 1995 г. На его основе сложилась новая органи­зационно-территориальная структура местного самоуправления. Она представляет собой симбиоз общественной и государственной теорий местного самоуправления. Органы местного самоуправления наделе­ны публично-властными полномочиями (проявление государственной теории), но не рассматриваются как органы государственной власти и не находятся в прямом подчинении последних (проявление общест­венной теории). Однако необходимость дальнейшего совершенствования местного самоуправления подтолкнула федеральный центр к новому масштабному реформированию местного самоуправления. Главное средство названного реформирования — ФЗ от 6 октября 2003 г.

 

Тема 4. Типы муниципальных образований

Поселение

Сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).

Городское поселение – это город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями). Территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями.

Населенный пункт городского типа (кроме городов федерального значения) наделяется статусом поселения вне зависимости от численности населения и размера территории.

Сельские поселения образуются по более сложным правилам.

1. Численность населения сельского поселения не может быть менее 1000 человек.

2. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения

3. Границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.

4. Поселение входит в состав одного муниципального района .

Из указанных правил существуют исключения:

1. На территориях с высокой плотностью населения минимальная численность населения сельского поселения составляет 3000 человек.

2. В соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек.

3. Сельский населенный с численностью населения менее 100 человек, расположенный на территории с низкой плотностью населения или в труднодоступной местности пункт может непосредственно войти в состав района, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

Городской округ

Городской округ – это поселение, которое не входит в состав муниципального района.

Наделение поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии следующих условий.

1. Сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих)муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный район

Муниципальный район – это муниципальное образования, включающее в себя несколько поселений или поселений и межселенных территорий , объединенных общей территорией.

Муниципальные районы образуются по следующим правилам.

1. Границы муниципального района определяются с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.

2. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.