|
Основная цель – достижение высокого уровня и качества жизни населения городского округа город Воронеж.Подцели: - стабилизация численности населения городского округа и улучшение его социальной структуры; - повышение качества городской среды обитания; - развитие действующих и формирование новых наукоемких производств, конкурентоспособных на российском и мировом рынках (в т.ч. устойчивый рост объемов и доли инновационной продукции); - обеспечение эффективной занятости и снижение безработицы; - содействие росту малого (в т.ч. инновационного) бизнеса и повышению его вклада в экономику городского округа и региона; - интеграция городского округа в экономику страны и мировую экономику; - повышение экологической и общественной безопасности городского округа; - формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры, здорового образа жизни; - активизация участия молодежи в социально-экономическом развитии города, деятельности органов власти и управления. По каждой из целей определены ключевые индикаторы. Цели, индикаторы и их значения приведены в таблице 24.
Таблица 24 Стратегические цели и индикаторы их достижения
* на начало 2009 года – 924,8 тыс. чел. ** по кругу крупных и средних предприятий *** в действующих ценах **** по обследованным предприятиям
При выборе количественных характеристик (индикаторов) приняты во внимание: - состав параметров, адекватно характеризующих уровень и качество жизни населения, позитивные изменения в социально-экономической системе муниципального образования; - система показателей, применяемых в региональной и муниципальной статистике. При обосновании количественных характеристик учтены: - стартовые значения индикаторов социально-экономического развития Воронежа; - сложившиеся тренды изменения индикаторов в среднесрочном периоде; - оценки возможностей (в том числе ресурсных) городского округа. 3.3. При обосновании стратегии развития городского округа город Воронеж приняты во внимание: - конкурентные преимущества городского округа город Воронеж; - сложившиеся позитивные тренды и предпосылки развития социально-экономической системы городского округа; - угрозы и возможности, ожидаемые (прогнозируемые) во внешней среде городского округа; - экспертные оценки представителей научного сообщества, бизнеса. Определены три стратегических вектора социально-экономического развития городского округа город Воронеж: - развитие человеческого потенциала и формирование благоприятной среды обитания; - формирование эффективной городской агломерации; - инновационное развитие экономики, ее интеграция в российское и мировое пространство. По каждому из векторов обоснованы основные сферы деятельности органов местного самоуправления (фокусировка зон внимания) и их экономико-организационное обеспечение. 3.3.1. Развитие человеческого потенциала и формирование благоприятной среды обитания. Основные сферы деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: - создание предпосылок для стабилизации численности населения и дальнейшего демографического роста на основе использования как воспроизводственных, так и миграционных ресурсов; - содействие генерации новых конкурентоспособных рабочих мест с минимальной заработной платой в размере не ниже четырех прожиточных минимумов; - расширение возможностей трудоустройства молодежи, развитие системы профессионального образования; - предоставление муниципальных субсидий малому инновационному бизнесу на ввод новых конкурентоспособных рабочих мест; - квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи на муниципальных предприятиях и учреждениях; - обеспечение доступности и качества базовых социальных благ (медицинское обслуживание, дошкольное и общее образование), в том числе для социально уязвимых слоев населения; - обеспечение устойчивого функционирования и развития систем водоснабжения, теплоснабжения; - развитие экологической составляющей производственного и коммунального секторов, обеспечивающее превращение городского округа в экологически чистую и безопасную зону жизнедеятельности; - оптимизация сети организаций торговли и услуг, реконструкция рынков, позволяющая обеспечить санитарную безопасность и защищенность; - планировка строительства жилых комплексов с размещением объектов торгово-бытовой сферы; - повышение общественной безопасности городского округа; - создание условий для соблюдения прав и свобод жителей. В составе основных мер по применению продуктивных инструментов управления процессами развития человеческого потенциала и формирования благоприятной среды обитания: - использование проектного финансирования в муниципальном секторе образования и здравоохранения, позволяющего перейти от исполнения сметных затрат к достижению планируемых результатов, выражающихся в показателях качества образования и здоровья населения; - создание открытой для населения информационной базы в области муниципального здравоохранения и образования с целью информирования граждан о гарантированных государством правах потребителей названных услуг; - внедрение системы стратегического планирования деятельности учреждений социальной сферы городского округа; - разработка стандартов качества муниципальных услуг; - формирование института муниципально-частного партнерства для привлечения бизнеса к инвестиционной деятельности в социальной сфере городского округа; - использование возможностей института социального партнерства (территориальных соглашений) в регулировании процессов и параметров, имеющих отношение к факторам образования, здоровья, экологии; - повышение уровня экономической самостоятельности и ответственности муниципальных учреждений образования и здравоохранения. 3.3.2. Формирование эффективной городской агломерации. Основные сферы деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: - создание современной урбанистической среды, продвижение современного образа жизни; - качественное изменение в формировании транспортной и коммунальной инфраструктуры, ориентированное на разгрузку традиционной зоны застройки и расширение территории селитебной зоны городского округа, реформирование сети и использование новых видов транспорта; - наращивание объемов новых и дополнительных функций городского округа в отношении других территорий: логистика, дистрибуция, инновационная деятельность, концентрация штаб-квартир крупных бизнес-структур. В имиджевом отношении важным инструментарием развития городской агломерации является увеличение политических, социальных и экономических мероприятий макрорегионального и национального уровня в Воронеже, выработка и продвижение уникальных культурных инициатив, актуальных для ЦФО. Для создания в Воронеже современной урбанистической среды, выделяющей его в системе расселения Центрального Черноземья по качеству и интенсивности предложения современных услуг, необходима широкомасштабная программа модернизации, включающая: - повышение качества градостроительного планирования; - разработку на муниципальном уровне политики активного территориального маркетинга; - разработку и реализацию программы развития торгово-развлекательных и деловых центров городского округа (установление специальных требований к застройке, организации транспортного и пешеходного движения; программы городского дизайна; планирование промышленных зон, инфраструктурного обеспечения); - реализацию программ строительства доступного и комфортного жилья; - повышение комфортности городской среды, в том числе посредством специальных программ обеспечения безопасности в публичных местах, развития коммерческих услуг, торговых систем и современных форматов торговли; - проведение активной культурной политики и развитие культурной индустрии, создающей один из сильных мотивов для посещения города. Чрезвычайно важным для изменения имиджевой характеристики городского округа является предотвращение угроз техногенного характера и улучшение состояния природной и урбанистической среды, а также широкое информирование о достигнутых на данном направлении результатов. Должна быть актуализирована постановка задачи создания и эксплуатации муниципальной геоинформационной системы, основанной на использовании информационных технологий для решения задач, оперирующих пространственной информацией. 3.3.3. Инновационное развитие экономики, ее интеграция в российское и мировое пространство. Основные сферы деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: - содействие формированию и развитию новых наукоемких производств, конкурентоспособных на российском и мировом рынках, устойчивому росту объемов и доли инновационной продукции; - содействие росту малого инновационного бизнеса и повышению его вклада в экономику городского округа и региона; - участие в процессах кластеризации социально-экономического пространства городского округа; - формирование благоприятного инвестиционного климата; - активизация процессов интеграции городского округа в социально-экономическое пространство страны, мировое образовательное, научное и информационное пространства; - содействие модернизации действующих крупных промышленных предприятий, повышению их конкурентоспособности и эффективности; - содействие энергосбережению и энергоэффективности всех сфер городской экономики; - содействие формированию на территории городского округа (и пригородных территориях муниципальных образований области) экономических зон инновационного развития. В составе основных мер, ориентированных на инновационное развитие экономики городского округа, ее интеграцию в российское и мировое пространство: - разработка и реализация муниципальной промышленной, инвестиционной, инновационной политики; - разработка целевых программ развития действующих и создания новых наукоемких производств, финансируемых в рамках общественно-частного партнерства; - содействие инновационно-активным предприятиям, субъектам малого инновационного производственного бизнеса; - формирование совместно с региональными властями пакета соглашений с лидерами основных финансово-промышленных коалиций, действующих на территории городского округа; - содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями; - разработка и реализация программ развития человеческого потенциала действующих и создаваемых новых производств. Ключевую роль в обеспечении инновационного развития экономики и социальной сферы городского округа призваны сыграть особые зоны, технопарки и кластеры, формирование и развитие которых сопряжено с деятельностью региональных и местных властей. Принимая во внимание конкурентные преимущества индустриального сектора экономики Воронежа, технопарки могут быть специализированы по направлениям: электротехника; радиоэлектроника; IT-технологии. Наиболее вероятными реципиентами внешних инвестиций могут выступать производства: бытовой, сельскохозяйственной, медицинской, железнодорожной техники; оборудования для ЖКХ (электродвигатели, электроприводы, светильники и др.); сельхозсамолетов, корпоративных самолетов, навигационного оборудования; средств связи; и нформационных технологий (оборудование беспроводного доступа, технология передачи сигналов для мобильных беспроводных мультимедийных систем и др.). На территории городского округа, исходя из его конкурентных преимуществ, можно выделить две группы кластеров. Первую образуют кластеры, связанные с уже выявившимися векторами экономического развития. Их ядро уже определилось и главным для региональных и местных властей является содействие формированию устойчивых долговременных связей между ключевыми участниками бизнес-групп, а также между ними и инфраструктурой. Вторая группа представлена кластерами, состав которых отражает прогнозируемые в перспективе точки роста. Задача региональных и местных властей состоит, в первую очередь, в институциональном обеспечении процессов формирования ядра бизнес-групп. К первой группе могут быть отнесены следующие кластеры. а. Кластеры, ядро которых образуют предприятия ОПК, функционирующие в ракетно-космическом и радиоэлектронном комплексах, производстве систем и средств связи, а также предприятия по производству железнодорожной техники. Базовая функция таких кластеров - реализация научно-технического и экспортного потенциалов региона и муниципального образования. Поддержка предприятий, образующих ядро кластеров, может включать следующие формы и инструменты: - налоговые льготы, субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам банков, дополняющие финансовые ресурсы, поступающие по федеральным целевым программам; - гранты на научно-технические разработки, софинансируемые из бюджета развития субъекта РФ и местного бюджета; - PR-компания инвестиционной привлекательности кластеров (проведение конференций для потенциальных инвесторов, адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям, организация участия в международных выставках и др.). Важное направление деятельности местных властей – инициирование процессов формирования долгосрочных хозяйственных связей между ядром кластера и субъектами, представляющими его инфраструктурное обеспечение: кадровое, научное, финансовое. б. Кластеры, ядро которых образуют организации, развивающие образовательный и креативный потенциал региона, муниципального образования. Их базовая функция - развитие инновационного компонента экономической и социальной сферы, интеграция ведущих организаций в национальное и мировое научное и образовательное пространство. Основные направления специализации кластеров: - разработка и внедрение IT-технологий; - экспорт образовательных услуг, переподготовка и повышение квалификации кадров руководителей и специалистов для инновационной экономики; - разработка и апробация новых методов лечения, медицинской аппаратуры. В обосновании кластера, одним из направлений деятельности которого является экспорт образовательных услуг, следует учесть ряд моментов. Во-первых – сильные стороны системы высшего образования Воронежа (фундаментальность образования; наличие значительного числа общепризнанных в России и за рубежом научных школ, имеющих опыт международного сотрудничества в сфере образования; наличие институциональной структуры поддержки экспорта образовательных услуг; значительный педагогический и научный потенциал). Во-вторых – объективную тенденцию роста спроса на образовательные услуги со стороны зарубежных потребителей. В обоснование кластера, ориентированного на разработку и апробацию новых методов лечения, медицинской аппаратуры, важно отметить наличие в регионе предприятий и вузов, занимающихся производством современной медицинской техники, новых лекарственных препаратов, разработкой новых методов лечения, мощных кардиологического и диагностического центров. Перспективным является вариант создания кластера по разработке и апробации новой медицинской аппаратуры (с томатологического оборудования и материалов, инструментов для биполярной электрохирургии, эндоскопического оборудования, серии приборов на базе ультразвукового скальпеля, оборудования для инвалидов и др.) и современных методов лечения. Такой кластер может быть ориентирован на удовлетворение потребностей не только лечебно-профилактических учреждений Воронежской области, но и соседних областей (в частности, Липецкой с ее мощным индустриальным блоком, более высоким уровнем доходов населения, не имеющей собственного медицинского вуза, традиций производства медицинской техники, лекарственных препаратов, разработки новых методов лечения). В качестве одного из этапов формирования такого кластера могло бы стать вхождение предприятий, занимающихся производством медицинской техники, а также вузов в действующие в городском округе технопарки для отработки форм экономического и организационного взаимодействия в решении задач совершенствования материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения региона. Местные органы власти совместно с региональными могут стимулировать процессы развития кооперационных связей между медицинскими организациями и бизнесом, используя разнообразные формы: проектное финансирование, налоговые льготы, предоставляемые участникам внедрения новшеств, пониженные ставки арендной платы участникам технопарка. Ко второй группе кластеров, состав которых отражает прогнозируемые в перспективе точки экономического роста, может быть отнесен и кластер, ядро которого образуют организации, формирующие туристско-рекреационный потенциал муниципального образования. Базовая функция – повышение уровня разнообразия объектов инвестиций, расширение емкости потребительского рынка, диверсификация экспорта. К основным направлениям его деятельности могут быть отнесены: санаторно-курортное обслуживание (по широкому спектру лечения), культурно-познавательный туризм. В составе форм и инструментов государственной и местной поддержки: - бюджетные субсидии на развитие материально-технической базы учреждений санаторно-курортного обслуживания, восстановление и сохранение памятников культуры; - долевое (с участием государства, органов местного самоуправления и бизнеса) финансирование расширения спектра услуг санаторно-курортного обслуживания, восстановления памятников культуры; - PR-компания инвестиционной привлекательности кластера (проведение конференций для потенциальных инвесторов, адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям и др.). Участие местных органов власти в развитии процессов кластеризации социально-экономического пространства городского округа будет способствовать расширению точек роста его экономики и социальной сферы, возможностей интеграции производственных, образовательных и научных организаций в национальное и мировое пространство. 3.4. Формирование (выбор) стратегии развития городского округа город Воронеж представляется несомненно актуальной и сложной задачей. Нельзя не считаться, однако, с тем, что достижение стратегических целей потребует локализации и преодоления возможных рисков, к числу которых могут быть отнесены: - зависимость возможностей и темпов развития важнейших градообразующих предприятий от политики государства в области ОПК; - угроза технического отставания (потери преимуществ) отраслей, сохраняющих высокий инновационный потенциал, в силу малых объемов и низкого темпа роста инвестиций; - демографический – непреодаленный, несмотря на наметившуюся благоприятную динамику (отношение рождаемость/смертность, старение населения, миграционный приток); - инфраструктурный: зональная структура расселения, инженерные сети, водоснабжение, состояние жилищного фонда, дорожная сеть и транспорт нуждаются в кардинальных преобразованиях. Реализация стратегических целей, локализация и преодоление рисков возможны только при качественной модернизации системы управления городским округом. Важнейшим индикатором качества управления является вовлечение в самоуправление гражданского сообщества. По данным ИОМ "Квалитас", по мнению 84 % горожан, опрошенных в июне 2008 года (независимо от их демографических характеристик, образования, материального положения), развитие Воронежской области (в т.ч. города Воронежа) зависит от людей, в ней проживающих (включая руководство), а не от внешних обстоятельств. Убежденность жителей в их сопричастности к развитию городского округа может стать эффективным ресурсом общественной активности.
4. Стратегический план Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|