Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основная цель – достижение высокого уровня и качества жизни населения городского округа город Воронеж.





Подцели:

- стабилизация численности населения городского округа и улучшение его социальной структуры;

- повышение качества городской среды обитания;

- развитие действующих и формирование новых наукоемких производств, конкурентоспособных на российском и мировом рынках (в т.ч. устойчивый рост объемов и доли инновационной продукции);

- обеспечение эффективной занятости и снижение безработицы;

- содействие росту малого (в т.ч. инновационного) бизнеса и повышению его вклада в экономику городского округа и региона;

- интеграция городского округа в экономику страны и мировую экономику;

- повышение экологической и общественной безопасности городского округа;

- формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры, здорового образа жизни;

- активизация участия молодежи в социально-экономическом развитии города, деятельности органов власти и управления.

По каждой из целей определены ключевые индикаторы. Цели, индикаторы и их значения приведены в таблице 24.

 

 

Таблица 24

Стратегические цели и индикаторы их достижения

Наименование индикаторов Единицы измерения Годы
           
Стабилизация численности населения городского округа
Численность постоянного населения тыс. чел. 929,0 926,5 920,9 920,4* 926,1 930,3
Естественный прирост населения тыс. чел. - 6,5 - 6,1 - 5,3 - 4,3 - 3,5 - 3,0
Миграционный прирост населения тыс. чел. 3,8 0,4 4,0 7,2 7,5 7,0
Средняя продолжительность жизни лет 66,2 67,1 67,7 67,8 70,0 71,0
Улучшение социальной структуры населения городского округа, преодоление бедности
Уровень безработицы (по методике МОТ) % 7,0 5,9 5,8 6,2 6,0 4,0
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума % 26,5 22,0 21,1 19,8 12,0 5,0
Покупательная способность населения (количество наборов прожиточного минимума, которое население может приобрести на номинальные денежные доходы) Единицы (наборов)     2,8   3,2   3,3   3,5   4,0   4,8  
Повышение качества городской среды обитания
Общая площадь жилищного фонда, всего тыс. кв. м 20693,4 21284,4 21995,5 22770,7 28400,0 32800,0
Общая площадь жилищного фонда, приходящаяся на 1 человека кв. м 22,3 23,1 23,9 24,6 30,7 35,2
Обеспечение пассажирским транспортом % к нормативу 58,8 59,1 58,7 51,9 100,0 115,0
Формирование благоприятной социальной среды
Обеспеченность детей местами в дошкольных образовательных учреждениях мест/ на 100 детей 58,2 56,2 53,2 50,8 65,0 85,0
Заболеваемость на 1000 человек населения чел. 152,1 153,3 164,5 164,8 160,0 150,0
Число зарегистрированных преступлений на 100000 человек населения единицы            
Развитие действующих и формирование новых конкурентоспособных наукоемких производств
Оборот организаций** млн. руб.*** 57343,8 64943,5 87619,4 99405,1 180000,0 250000,0
Удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в общем количестве организаций**** %   -   -   17,3   17,0   25,0   30,0  
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования** млн. руб.*** 15817,8 18266,2 27232,6 38068,0 80000,0 120000,0
Содействие росту малого бизнеса
Оборот малых предприятий*** млн. руб. 56016,7 68386,8 87257,1 71625,7 90000,0 125000,0
Численность занятых в малом бизнесе чел.            
Повышение экологической безопасности городского округа
Объем выброса в атмосферу загрязняющих веществ тыс. тонн 9,3 10,4 11,7 11,3 11,0 8,5
Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты млн. куб. м 155,4 143,6 138,3 129,3 115,0 100,0
Развитие финансовой базы местного сообщества
Доходы бюджета, всего млн. руб.*** 5040,1 6254,3 8591,6 11258,9 20000,0 27500,0
Доходы бюджета на 1 человека руб.*** 5425,2 6770,9 9329,6 12232,6 21596,0 29560,0
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций, расположенных на территории городского округа** млн. руб. 1393,8 3689,1 4211,1 3428,5 7500,0 12000,0

 

* на начало 2009 года – 924,8 тыс. чел.

** по кругу крупных и средних предприятий

*** в действующих ценах

**** по обследованным предприятиям

 

При выборе количественных характеристик (индикаторов) приняты во внимание:

- состав параметров, адекватно характеризующих уровень и качество жизни населения, позитивные изменения в социально-экономической системе муниципального образования;

- система показателей, применяемых в региональной и муниципальной статистике.

При обосновании количественных характеристик учтены:

- стартовые значения индикаторов социально-экономического развития Воронежа;

- сложившиеся тренды изменения индикаторов в среднесрочном периоде;

- оценки возможностей (в том числе ресурсных) городского округа.

3.3. При обосновании стратегии развития городского округа город Воронеж приняты во внимание:

- конкурентные преимущества городского округа город Воронеж;

- сложившиеся позитивные тренды и предпосылки развития социально-экономической системы городского округа;

- угрозы и возможности, ожидаемые (прогнозируемые) во внешней среде городского округа;

- экспертные оценки представителей научного сообщества, бизнеса.

Определены три стратегических вектора социально-экономического развития городского округа город Воронеж:

- развитие человеческого потенциала и формирование благоприятной среды обитания;

- формирование эффективной городской агломерации;

- инновационное развитие экономики, ее интеграция в российское и мировое пространство.

По каждому из векторов обоснованы основные сферы деятельности органов местного самоуправления (фокусировка зон внимания) и их экономико-организационное обеспечение.

3.3.1. Развитие человеческого потенциала и формирование благоприятной среды обитания.

Основные сферы деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж:

- создание предпосылок для стабилизации численности населения и дальнейшего демографического роста на основе использования как воспроизводственных, так и миграционных ресурсов;

- содействие генерации новых конкурентоспособных рабочих мест с минимальной заработной платой в размере не ниже четырех прожиточных минимумов;

- расширение возможностей трудоустройства молодежи, развитие системы профессионального образования;

- предоставление муниципальных субсидий малому инновационному бизнесу на ввод новых конкурентоспособных рабочих мест;

- квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи на муниципальных предприятиях и учреждениях;

- обеспечение доступности и качества базовых социальных благ (медицинское обслуживание, дошкольное и общее образование), в том числе для социально уязвимых слоев населения;

- обеспечение устойчивого функционирования и развития систем водоснабжения, теплоснабжения;

- развитие экологической составляющей производственного и коммунального секторов, обеспечивающее превращение городского округа в экологически чистую и безопасную зону жизнедеятельности;

- оптимизация сети организаций торговли и услуг, реконструкция рынков, позволяющая обеспечить санитарную безопасность и защищенность;

- планировка строительства жилых комплексов с размещением объектов торгово-бытовой сферы;

- повышение общественной безопасности городского округа;

- создание условий для соблюдения прав и свобод жителей.

В составе основных мер по применению продуктивных инструментов управления процессами развития человеческого потенциала и формирования благоприятной среды обитания:

- использование проектного финансирования в муниципальном секторе образования и здравоохранения, позволяющего перейти от исполнения сметных затрат к достижению планируемых результатов, выражающихся в показателях качества образования и здоровья населения;

- создание открытой для населения информационной базы в области муниципального здравоохранения и образования с целью информирования граждан о гарантированных государством правах потребителей названных услуг;

- внедрение системы стратегического планирования деятельности учреждений социальной сферы городского округа;

- разработка стандартов качества муниципальных услуг;

- формирование института муниципально-частного партнерства для привлечения бизнеса к инвестиционной деятельности в социальной сфере городского округа;

- использование возможностей института социального партнерства (территориальных соглашений) в регулировании процессов и параметров, имеющих отношение к факторам образования, здоровья, экологии;

- повышение уровня экономической самостоятельности и ответственности муниципальных учреждений образования и здравоохранения.

3.3.2. Формирование эффективной городской агломерации.

Основные сферы деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж:

- создание современной урбанистической среды, продвижение современного образа жизни;

- качественное изменение в формировании транспортной и коммунальной инфраструктуры, ориентированное на разгрузку традиционной зоны застройки и расширение территории селитебной зоны городского округа, реформирование сети и использование новых видов транспорта;

- наращивание объемов новых и дополнительных функций городского округа в отношении других территорий: логистика, дистрибуция, инновационная деятельность, концентрация штаб-квартир крупных бизнес-структур.

В имиджевом отношении важным инструментарием развития городской агломерации является увеличение политических, социальных и экономических мероприятий макрорегионального и национального уровня в Воронеже, выработка и продвижение уникальных культурных инициатив, актуальных для ЦФО.

Для создания в Воронеже современной урбанистической среды, выделяющей его в системе расселения Центрального Черноземья по качеству и интенсивности предложения современных услуг, необходима широкомасштабная программа модернизации, включающая:

- повышение качества градостроительного планирования;

- разработку на муниципальном уровне политики активного территориального маркетинга;

- разработку и реализацию программы развития торгово-развлекательных и деловых центров городского округа (установление специальных требований к застройке, организации транспортного и пешеходного движения; программы городского дизайна; планирование промышленных зон, инфраструктурного обеспечения);

- реализацию программ строительства доступного и комфортного жилья;

- повышение комфортности городской среды, в том числе посредством специальных программ обеспечения безопасности в публичных местах, развития коммерческих услуг, торговых систем и современных форматов торговли;

- проведение активной культурной политики и развитие культурной индустрии, создающей один из сильных мотивов для посещения города.

Чрезвычайно важным для изменения имиджевой характеристики городского округа является предотвращение угроз техногенного характера и улучшение состояния природной и урбанистической среды, а также широкое информирование о достигнутых на данном направлении результатов. Должна быть актуализирована постановка задачи создания и эксплуатации муниципальной геоинформационной системы, основанной на использовании информационных технологий для решения задач, оперирующих пространственной информацией.

3.3.3. Инновационное развитие экономики, ее интеграция в российское и мировое пространство.

Основные сферы деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж:

- содействие формированию и развитию новых наукоемких производств, конкурентоспособных на российском и мировом рынках, устойчивому росту объемов и доли инновационной продукции;

- содействие росту малого инновационного бизнеса и повышению его вклада в экономику городского округа и региона;

- участие в процессах кластеризации социально-экономического пространства городского округа;

- формирование благоприятного инвестиционного климата;

- активизация процессов интеграции городского округа в социально-экономическое пространство страны, мировое образовательное, научное и информационное пространства;

- содействие модернизации действующих крупных промышленных предприятий, повышению их конкурентоспособности и эффективности;

- содействие энергосбережению и энергоэффективности всех сфер городской экономики;

- содействие формированию на территории городского округа (и пригородных территориях муниципальных образований области) экономических зон инновационного развития.

В составе основных мер, ориентированных на инновационное развитие экономики городского округа, ее интеграцию в российское и мировое пространство:

- разработка и реализация муниципальной промышленной, инвестиционной, инновационной политики;

- разработка целевых программ развития действующих и создания новых наукоемких производств, финансируемых в рамках общественно-частного партнерства;

- содействие инновационно-активным предприятиям, субъектам малого инновационного производственного бизнеса;

- формирование совместно с региональными властями пакета соглашений с лидерами основных финансово-промышленных коалиций, действующих на территории городского округа;

- содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями;

- разработка и реализация программ развития человеческого потенциала действующих и создаваемых новых производств.

Ключевую роль в обеспечении инновационного развития экономики и социальной сферы городского округа призваны сыграть особые зоны, технопарки и кластеры, формирование и развитие которых сопряжено с деятельностью региональных и местных властей.

Принимая во внимание конкурентные преимущества индустриального сектора экономики Воронежа, технопарки могут быть специализированы по направлениям: электротехника; радиоэлектроника; IT-технологии. Наиболее вероятными реципиентами внешних инвестиций могут выступать производства: бытовой, сельскохозяйственной, медицинской, железнодорожной техники; оборудования для ЖКХ (электродвигатели, электроприводы, светильники и др.); сельхозсамолетов, корпоративных самолетов, навигационного оборудования; средств связи; и нформационных технологий (оборудование беспроводного доступа, технология передачи сигналов для мобильных беспроводных мультимедийных систем и др.).

На территории городского округа, исходя из его конкурентных преимуществ, можно выделить две группы кластеров.

Первую образуют кластеры, связанные с уже выявившимися векторами экономического развития. Их ядро уже определилось и главным для региональных и местных властей является содействие формированию устойчивых долговременных связей между ключевыми участниками бизнес-групп, а также между ними и инфраструктурой.

Вторая группа представлена кластерами, состав которых отражает прогнозируемые в перспективе точки роста. Задача региональных и местных властей состоит, в первую очередь, в институциональном обеспечении процессов формирования ядра бизнес-групп.

К первой группе могут быть отнесены следующие кластеры.

а. Кластеры, ядро которых образуют предприятия ОПК, функционирующие в ракетно-космическом и радиоэлектронном комплексах, производстве систем и средств связи, а также предприятия по производству железнодорожной техники.

Базовая функция таких кластеров - реализация научно-технического и экспортного потенциалов региона и муниципального образования.

Поддержка предприятий, образующих ядро кластеров, может включать следующие формы и инструменты:

- налоговые льготы, субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам банков, дополняющие финансовые ресурсы, поступающие по федеральным целевым программам;

- гранты на научно-технические разработки, софинансируемые из бюджета развития субъекта РФ и местного бюджета;

- PR-компания инвестиционной привлекательности кластеров (проведение конференций для потенциальных инвесторов, адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям, организация участия в международных выставках и др.).

Важное направление деятельности местных властей – инициирование процессов формирования долгосрочных хозяйственных связей между ядром кластера и субъектами, представляющими его инфраструктурное обеспечение: кадровое, научное, финансовое.

б. Кластеры, ядро которых образуют организации, развивающие образовательный и креативный потенциал региона, муниципального образования. Их базовая функция - развитие инновационного компонента экономической и социальной сферы, интеграция ведущих организаций в национальное и мировое научное и образовательное пространство.

Основные направления специализации кластеров:

- разработка и внедрение IT-технологий;

- экспорт образовательных услуг, переподготовка и повышение квалификации кадров руководителей и специалистов для инновационной экономики;

- разработка и апробация новых методов лечения, медицинской аппаратуры.

В обосновании кластера, одним из направлений деятельности которого является экспорт образовательных услуг, следует учесть ряд моментов. Во-первых – сильные стороны системы высшего образования Воронежа (фундаментальность образования; наличие значительного числа общепризнанных в России и за рубежом научных школ, имеющих опыт международного сотрудничества в сфере образования; наличие институциональной структуры поддержки экспорта образовательных услуг; значительный педагогический и научный потенциал). Во-вторых – объективную тенденцию роста спроса на образовательные услуги со стороны зарубежных потребителей.

В обоснование кластера, ориентированного на разработку и апробацию новых методов лечения, медицинской аппаратуры, важно отметить наличие в регионе предприятий и вузов, занимающихся производством современной медицинской техники, новых лекарственных препаратов, разработкой новых методов лечения, мощных кардиологического и диагностического центров. Перспективным является вариант создания кластера по разработке и апробации новой медицинской аппаратуры (с томатологического оборудования и материалов, инструментов для биполярной электрохирургии, эндоскопического оборудования, серии приборов на базе ультразвукового скальпеля, оборудования для инвалидов и др.) и современных методов лечения.

Такой кластер может быть ориентирован на удовлетворение потребностей не только лечебно-профилактических учреждений Воронежской области, но и соседних областей (в частности, Липецкой с ее мощным индустриальным блоком, более высоким уровнем доходов населения, не имеющей собственного медицинского вуза, традиций производства медицинской техники, лекарственных препаратов, разработки новых методов лечения).

В качестве одного из этапов формирования такого кластера могло бы стать вхождение предприятий, занимающихся производством медицинской техники, а также вузов в действующие в городском округе технопарки для отработки форм экономического и организационного взаимодействия в решении задач совершенствования материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения региона.

Местные органы власти совместно с региональными могут стимулировать процессы развития кооперационных связей между медицинскими организациями и бизнесом, используя разнообразные формы: проектное финансирование, налоговые льготы, предоставляемые участникам внедрения новшеств, пониженные ставки арендной платы участникам технопарка.

Ко второй группе кластеров, состав которых отражает прогнозируемые в перспективе точки экономического роста, может быть отнесен и кластер, ядро которого образуют организации, формирующие туристско-рекреационный потенциал муниципального образования. Базовая функция – повышение уровня разнообразия объектов инвестиций, расширение емкости потребительского рынка, диверсификация экспорта. К основным направлениям его деятельности могут быть отнесены: санаторно-курортное обслуживание (по широкому спектру лечения), культурно-познавательный туризм.

В составе форм и инструментов государственной и местной поддержки:

- бюджетные субсидии на развитие материально-технической базы учреждений санаторно-курортного обслуживания, восстановление и сохранение памятников культуры;

- долевое (с участием государства, органов местного самоуправления и бизнеса) финансирование расширения спектра услуг санаторно-курортного обслуживания, восстановления памятников культуры;

- PR-компания инвестиционной привлекательности кластера (проведение конференций для потенциальных инвесторов, адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям и др.).

Участие местных органов власти в развитии процессов кластеризации социально-экономического пространства городского округа будет способствовать расширению точек роста его экономики и социальной сферы, возможностей интеграции производственных, образовательных и научных организаций в национальное и мировое пространство.

3.4. Формирование (выбор) стратегии развития городского округа город Воронеж представляется несомненно актуальной и сложной задачей.

Нельзя не считаться, однако, с тем, что достижение стратегических целей потребует локализации и преодоления возможных рисков, к числу которых могут быть отнесены:

- зависимость возможностей и темпов развития важнейших градообразующих предприятий от политики государства в области ОПК;

- угроза технического отставания (потери преимуществ) отраслей, сохраняющих высокий инновационный потенциал, в силу малых объемов и низкого темпа роста инвестиций;

- демографический – непреодаленный, несмотря на наметившуюся благоприятную динамику (отношение рождаемость/смертность, старение населения, миграционный приток);

- инфраструктурный: зональная структура расселения, инженерные сети, водоснабжение, состояние жилищного фонда, дорожная сеть и транспорт нуждаются в кардинальных преобразованиях.

Реализация стратегических целей, локализация и преодоление рисков возможны только при качественной модернизации системы управления городским округом.

Важнейшим индикатором качества управления является вовлечение в самоуправление гражданского сообщества. По данным ИОМ "Квалитас", по мнению 84 % горожан, опрошенных в июне 2008 года (независимо от их демографических характеристик, образования, материального положения), развитие Воронежской области (в т.ч. города Воронежа) зависит от людей, в ней проживающих (включая руководство), а не от внешних обстоятельств. Убежденность жителей в их сопричастности к развитию городского округа может стать эффективным ресурсом общественной активности.

 


4. Стратегический план







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.