|
Упражнение 20. ДИАЛОГ В ПАРАХ: ВСЕ ХОРОШЕЕ ЗА 100 СЕКУНД
Комментарии То, как охотно и как долго каждый из участников говорит хорошее о себе, может служить очень хорошей диагностической информацией. Неуверенные люди замолкают быстрее, а иногда и вообще ничего не могут сказать, не выдвинув в качестве «оправдания» какой-либо свой недостаток («жену-то я очень люблю, вот только говорю с ней редко»). В этом случае имеет смысл вмешаться и предложить рассказать о том, что хорошего об участнике говорят другие люди. Положительные черты участников записывает ко-тренер, они пригодятся в последующих играх.
Упражнение 21. КАКАЯ ВСЕ ЖЕ У МЕНЯ ЕСТЬ ПРЕЛЕСТНАЯ ШТУЧКА
Комментарии Я проводил это упражнение во многих группах. Опыт показывает, что всегда находится что-либо, о чем хотят поговорить участники. Часто в качестве «прелестной штучки» выступает бижутерия, обувь, авторучки, реже — амулеты и часы. В общем, не важно, о чем будут говорить участники. Нам важнее обратить внимание на факт, который наверняка обнаружится: если начали говорить о бижутерии и обуви, то вся группа будет говорить о бижутерии и обуви. Из этого тренер может сделать вывод: говоря что-либо о себе самом приятное, мы помогаем партнеру искать приятное в нем. Упражнение 22. КАКАЯ ЖЕ У ТЕБЯ ЕСТЬ ПРЕЛЕСТНАЯ ШТУЧКА ________________________________________________
91
Комментарии Особенно следует обратить внимание участников на чувство симпатии, которое возникает, если одному нравится то же самое, что и другому. Упражнение 23. КАК МНЕ ЭТО ЗДОРОВО УДАЕТСЯ
Комментарии Обычно участники начинают говорить о каких-либо «предметных» успехах — в приготовлении пищи, ремонте и т. п. Тренер и ко-тренер специально подкрепляют рассказы о межличностных умениях.
92
Комментарии В группах с высоким уровнем неуверенности в себе это упражнение можно провести на карточках. Участники просто пишут свои фразы на карточках и передают их адресату либо сами, либо при посредничестве тренера или ко-тренера. Можно заметить, что комплименты «ходят парами». Тот, кто получил комплимент, тут же пытается сделать комплимент его «автору». Из этого можно сделать вывод (если группа его сама не сделает), что симпатия, если она проявляется открыто, обычно взаимна. Упражнение 25. ДЕЛАЕМ ОБЩИЕ КОМПЛИМЕНТЫ
93
Страховка Если участники не понимают, о чем идет речь, то можно привести следующие примеры: Ты очень хороший человек. Ты добрый. Ты красивая. В тебе много добра и т. п. Упражнение 26. ЧТО ПРИЯТНО БОЛЬШИНСТВУ ЛЮДЕЙ?
94
(3) «Теперь посмотрим, не записали ли мы чего-нибудь лишнего и не забыли ли чего». Комментарии Упражнение проводится по схеме «мозгового штурма». Эта методика хорошо известна и не нуждается в дополнительных комментариях. Если участники затрудняются с ответами, то можно предложить им подумать над вопросом: «Что обычно бывает приятно лично мне?» Иногда помогает также подход «от противного». В этом случае спрашивают, что неприятно большинству людей, а затем просят переформулировать эту неприятность в обратное утверждение. Страховка В итоге обычно получается примерно следующий список: Делать комплименты Льстить Говорить о том, что нравится другому, что его интересует Не говорить о том, что неприятно партнеру Делать подарки Угощать тем, что нравится Подчеркивать статус Подчеркивать то, что объединяет Давать договорить Просить совета Улыбаться Быть опрятно одетым Помогать преодолеть трудности Соглашаться с мнением
Ролевая игра 4. ВЫЗВАТЬ СИМПАТИЮ
Упражнение 27. ВЫЗВАТЬ СИМПАТИЮ У ГРУППЫ
Комментарии Это — первая демонстрационная ролевая игра, которая в определенной мере будет служить моделью при последующей тренировке. Если не найдется желающих, то тренер сам может разыграть ее с ко-тренером. Я обычно использую демонстрацию видеозаписи модельной ролевой игры перед первой игрой участника группы. В качестве партнера в первой ролевой игре участника должен участвовать ко-тренер, своим поведением обеспечивая успех участника. Ранее подготовленный список приемов, которые вызывают симпатию, помещают так, чтобы он был виден участнику-родителю. Затем ситуация разыгрывается в парах, образованных из всех участников группы со сменой ролей, так, чтобы каждый смог побывать и в роли учителя, и в роли родителя. Если ситуация наскучит, можно брать иные ситуации из списка, следующего далее. Некоторый сексуальный подтекст, возникающий в парах «родитель—учительница» или «учитель — родительница» тоже может подробно обсуждаться в группе. Страховка Для тренировки также могут быть использованы следующие ситуации:
1. К вам в отдел устроился новый сотрудник, от которого частично зависит эффективность вашей работы. 2. К вашему сыну (дочери) приходит в гости друг (подруга), которого(ую) вы впервые видите. 3. В самолете рядом с вами оказывается чрезвычайно симпатичный пассажир (пассажирка). 4. В доме отдыха вы оказываетесь в одной комнате с незнакомым человеком и вам жить вместе как минимум две недели. 5. Пустующая квартира прямо над вами куплена молодым человеком. Вы встречаетесь с ним на лестнице. 6. В магазине, где вы обычно покупаете продукты, появилась новая продавщица. 7. Коллега вернулся из длительной командировки на Север. 8. В налоговой инспекции сменился инспектор. Домашнее задание 1. До следующей встречи в разговорах со знакомыми и незнакомыми людьми как можно чаще используйте приемы, вызывающие симпатию. Отмечайте в своих записях, когда и с кем это вам удалось сделать и к какому это привело эффекту. Помните, что вокруг вас очень много неуверенных в себе людей, а они склонны смущаться, когда для них делают что-то приятное. Применительно к таким людям необходима некоторая деликатность и одновременно — настойчивость. 2. Вспомните человека, отношения с которым в последнее время прервались или несколько испортились. Подумайте, в какой ситуации вы могли бы усилить или восстановить его симпатию к вам. Запишите эту ситуацию на стандартном бланке. Эти ситуации будут обсуждаться на следующей встрече. Упражнение 28. СБОР СИТУАЦИЙ ПО ТЕМЕ «СИМПАТИЯ»
Комментарий При обсуждении ситуаций в группе часто возникает вопрос, зачем, собственно, стремиться к симпатии со стороны достаточно чужих людей, не принадлежащих к кругу близких знакомых? Если группа сама не находит ответа на этот вопрос, то тренер может сказать, что симпатия — хороший фундамент как- для межличностных, так и для функциональных отношений. Симпатия помогает преодолеть мелкие трудности даже с очень сухими людьми, становится базой для доверия и взаимопонимания. Далее, симпатия образует тот путь, который ведет от функциональных отношений к отношениям межличностным. Поскольку разрушение межличностных отношений и их формализация происходят достаточно быстро, то умение вызвать симпатию просто необходимо для восстановления добрых взаимоотношений. Рисунок 1. Путь восстановления формализованных межличностных отношений Эта функция — восстановление добрых отношений — специально тренируется в следующей далее ролевой игре.
Тренировочные ролевые игры Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|