|
Подготовка демонстрационных ролевых игрПодготовьте описание 2-3 демонстрационных ролевых игр и запишите сценарий, который должен быть реализован в этой игре. Разыграйте этот сценарий с ко-тренером 3-4 раза и попросите любых посторонних людей задать как можно больше вопросов по смыслу навыка, который будет демонстрироваться в этом сценарии. Это поможет вам отработать содержание когнитивного компонента навыка.
6. Подготовка страховочных ролевых игр. Подготовьте минимум 6 страховочных ролевых игр и продумайте варианты их усложнения или облегчения. Под страховочной ролевой игрой мы понимаем описание такой социальной ситуации, которая может служить альтернативой основной демонстрационной ролевой игре. Смысл этих страховочных ролевых игр состоит в том, что после нескольких дублей, разыгранных с ко-тренером, основная ситуация может наскучить группе. В этом случае при сохранении самого навыка используются страховочные ситуации. Сценарии страховочных ролевых игр вместе с инструкциями партнеру и протагонисту напечатайте на карточках. На обороте карточки отметьте варианты облегчения или усложнения ситуации. 7. Определение временного плана Продумайте разминочные упражнения (психогимнастика и пр.), которые вы будете использовать в начале и по ходу занятий. Составьте общий план тренинга с указанием времени, которого потребует выполнение каждого из его пунктов. Работу над программой с выполнением этих пунктов, конечно, еще нельзя считать завершенной. Но эта работа совершенно необходима, чтобы начать практическую проверку алгоритма и содержания программы. После первого тренинга программу, конечно, нужно будет переработать, после 10-15 тренингов можно будет считать каркас программы готовым и начинать работу над «отладкой» отдельных ее компонентов. Чтобы в итоге у вас получилась качественная программа, достойная публикации в научных журналах, непосредственно после каждого занятия нужно вести его протокол или поручить ведение протокола ко-тренеру. В противном случае многие «находки» или удачные ролевые игры очень быстро забываются. САМОАНАЛИЗ Тренировку уверенности в межличностных отношениях мы обычно начинаем стандартными ситуациями знакомства, прекрасно описанными и разработанными в тренинговой литературе. Мы не спешим с теоретическим введением, а предлагаем участникам группы сначала обсудить цели — групповые и личные. Для этого тренер вкратце комментирует схему «Цели тренинга уверенности в межличностных отношениях», а затем предлагает участникам выполнить упражнение «Этот тренинг будет иметь для меня смысл». Схема 3. Групповые цели тренинга уверенности в межличностных отношениях Мы повысим свой уровень уверенности в себе, если: • Научимся открыто и искренне говорить своему партнеру о своих чувствах и желаниях. • Научимся конструктивно преодолевать конфликты в межличностных отношениях. • Научимся говорить «нет» не устраивающим нас предложениям. • Научимся сами определять круг близких нам людей. • Научимся конструктивно выражать критику по отношению к близким людям. По поводу групповых целей обычно возникает много вопросов. Для того чтобы уточнить цели, тренер предлагает выполнить несколько упражнений. 52 Упражнение 1. ЭТОТ ТРЕНИНГ БУДЕТ ИМЕТЬ ДЛЯ МЕНЯ СМЫСЛ...
Комментарии Иногда приходится более или менее подробно останавливаться на методике поведенческого тренинга, чтобы не создавать нереалистичных ожиданий. Особенно нужно подчеркнуть необходимость активного участия в ролевых играх и выполнения домашних заданий. На этом этапе мы также обычно раздаем и обсуждаем правила участия в группе, которые мало чем отличаются от правил, используемых в других формах психологического тренинга. Обычно это хорошо разогревает и дисциплинирует группу. Карточки, заполненные клиентами, следует сохранить до конца тренинга — они нам еще понадобятся. ЧЕГО Я БОЮСЬ? Упражнения этого блока помогают лучше разобраться с эмоциональным компонентом неуверенности в себе и определить уровень социальных страхов, часто тесно связанных с проблемами в отношениях. Упражнение 2. Я ТАК БОЮСЬ, А МНОГИЕ ЭТОГО НЕ БОЯТСЯ
Комментарии Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, тренер начинает с себя, открыто сообщая о том, чего он лично боится. Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Да, действительно, это бывает страшно, этого стоит опасаться» и т. п. Ко-тренер фиксирует все названные страхи, отмечая их авторство. 54 Обычно формулирование собственных страхов не вызывает у участников особых трудностей. Если возникают слишком большие паузы, то можно предложить участникам самим называть того, кто будет говорить следующим, или бросать ему игрушечный мячик, на котором написано «мой страх». Упражнение также может использоваться для разогрева в начале рабочего дня или после перерыва. Упражнение 3. Я НЕ БОЮСЬ, А МНОГИЕ БОЯТСЯ
Комментарии Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, тренер начинает сам такой, например, фразой: «Я не боюсь проводить тренинги, хотя этого боятся и не умеют многие люди». В случае, если группа надолго замолкает, тренер или ко-тренер могут произносить страховочные фразы: «Я не боюсь критики, хотя ее боятся многие люди». «Я не боюсь выступать публично, хотя этого боятся или не могут многие люди»
Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Прекрасно, замечательно, хорошо, здорово» и т. п. Ко-тренер фиксирует в протоколе названные «зоны смелости» отдельно для социальных и биологических страхов. Эти данные могут пригодиться для тренировки самоподкрепления и поощрения других людей. Если возникают слишком большие паузы, то участникам предлагается самим называть того, кто будет говорить следующим, или бросать ему игрушечный мячик, на котором написано: «зона смелости». Упражнение также может использоваться для разогрева в начале рабочего дня или после перерыва. После выполнения этих двух упражнений часто можно обнаружить пары участников, один из которых не боится того, чего очень боится другой. В этом случае можно использовать упражнение «Как же ты научился этого не бояться?» Упражнение 4. КАК ЖЕ ТЫ НАУЧИЛСЯ ЭТОГО НЕ БОЯТЬСЯ?
Комментарии Часто такие разговоры наталкиваются на то, что один из участников заявляет, что он никогда этого не боялся. В этом случае ему дается задание убедить партнера (лучше — на конкретных примерах), что бояться данного объекта или действия нет смысла. Обычно проведение этого упражнения приводит к тому, что «смелому» участнику удается достаточно четко и емко сформулировать те фразы, которые помогли ему справиться со страшной ситуацией. Так, например, на одном из наших тренингов друг с другом беседовали две женщины, одна из которых бесстрашно водит автомобиль, другая же панически этого боится (особенно — пересекать оживленные перекрестки). В самом начале своей водительской практики автомобиль первой заглох на оживленном перекрестке, и она никак не могла его завести. Сзади раздавались звуковые сигналы, водители обгонявших ее автомобилей не стеснялись в выражениях. Справиться с волнением девушке помогла простая мысль: «Меня не интересуют те, кто позади меня, пусть сами думают о себе. Меня не интересуют те, кто меня обгоняет, они уже нашли решение своих проблем. Мне нужно ехать вперед, двинусь вперед, как только заведу машину, и буду смотреть только на тех, кто впереди меня». Страх помешать кому-либо или показать себя неумелым водителем в этом случае был преодолен. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|