|
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ ТРЕНИНГА ПОВЕДЕНИЯПроблема, которую в первую очередь приходится решать психотерапевтам при разработке программ тренинга поведения, заключается в выборе меры стандартизации целей программы и последовательности действий в ходе ее осуществления. 30
Используя критерий степени стандартизации целей и процесса тренинга, все множество программ группового тренинга поведения можно разделить на три типа программ со следующими характерными признаками (Fiedler P., 1976): Стандартизированные программы тренинга уверенности характеризуются следующим: • цели, список тренируемых навыков, содержание тренинга, список ролевых игр, а также последовательность действий тренеров и участников группы заранее определены и стандартизированы; • последовательность тренировки навыков, их сочетание не зависят от состава участников и константны от группы к группе. Такого рода тренинги очень удобны для психологических экспериментов и точной экспериментальной (тестовой) оценки эффективности работы группы. Программа тренинга может быть детально описана и легко воспроизведена другими тренерами. Однако есть и свои недостатки. В работе тренера и группы трудно учитывать индивидуальные проблемы участников, программа не изменяется со временем, а потому слабо настраивается на возможные изменения в социально нормируемом поведении. Может, к примеру, случиться так, что тренируемые в стандартной программе стереотипы поведения перестанут соответствовать изменившимся социальным нормам и будут сами провоцировать определенную степень дезадаптации. Кроме того, факт стандартизации затрудняет воспроизведение зарубежных программ в России, поскольку в них самих зафиксированы чужие нормы поведения и целевое поведение программы может противоречить русским стандартам. Может быть, поэтому стандартизированные программы до сих пор написаны либо для тренировки достаточно простых, легко операционализируемых навыков поведения (например, поведение банковского работника за стойкой), либо применительно к достаточно простой, стандартной и стабильной сфере социального взаимодействия (например, тренинг для деликвентных подростков в местах лишения свободы). 31 Полустандартизированные программы тренинга отличаются следующими особенностями: • цели, список тренируемых навыков заранее определены; • содержание тренинга, список ролевых игр, а также модель тренируемых навыков составляют сами участники группы под руководством тренера. Чтобы избежать недостатков полностью стандартизированных программ, некоторые авторы предпочитают заранее определять лишь цели группы, список тренируемых навыков и общую последовательность действий, содержание же работы предоставляют определять самим клиентам. Так поступают главным образом психологи, занимающиеся тренировкой сложных навыков социально компетентного поведения. Программа в этом случае предусматривает активное участие клиентов в подборе ситуаций ролевых игр к отдельным темам, в разработке модели тренируемого поведения. Этим подкрепляется активность клиентов, ответственность за достигаемый результат также частично перекладывается и на их плечи. Успех полустандартизированных тренинговых групп в большей степени зависит от уровня развития группы и групповой динамики, поэтому многие действия тренера в группе уже не могут быть подробно описаны. Работа одной группы может существенно отличаться от работы других групп по той же программе. Содержание работы также меняется в зависимости от личных проблем и состава участников группы. Проведение таких групп часто требует от тренера специальной подготовки и хороших навыков работы с группой. Однако вместе с новыми трудностями возникает и ряд преимуществ. Полустандартизированные программы более универсальны и адаптивны. По сути, такая программа не может быстро устареть — содержание работы каждый раз меняется и программа как бы «настраивается» на изменившиеся условия жизни и индивидуальность каждого нового состава участников. В отношении адаптации таких программ к новым культурным условиям возникает меньше проблем. Еще одна особенность полустандартизированных групп: практически во всех программах такого рода большое место занимает 32
так называемая «когнитивная» работа. Тренируемое в ролевых играх поведение долго и тщательно описывается и прорабатывается в групповых дискуссиях и специальных заданиях с использованием разнообразных бланков, таблиц, плакатов. Тренер в этой работе лишь дает задание и исподволь подводит группу к решениям, определенным программой. Когнитивные модели тренируемого поведения в исключительных случаях задаются самими тренерами. Нестандартизированный, интеракционно ориентированный групповой тренинг характеризуется тем, что: • ни цель, ни содержание упражнений заранее не определяются, и то и другое разрабатывается в группе и вместе с группой. Программа представляет собой лишь описание последовательности действий, которая разворачивается в группе. Копирование стиля и особенностей работы конкретного тренера — это, пожалуй, единственная возможность по-настоящему научиться работе по нестандартизированной программе. Чтобы лучше представить особенности разного типа программ тренинга поведения, далее мы приведем по одному примеру программ названных типов. ПОЛНОСТЬЮ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ Самая известная из стандартизированных тренинговых программ была написана супругами Ульрих и опубликована для клиентов в 1976 году (Ullrich de Muynk R., Ullrich R., 1973). Assertiveness Training Programm ATP (программа тренинга уверенности в себе) состоит из 110 тренировочных ситуаций ролевых игр, подразделенных на четыре блока, соответствующих главным целям тренинга. Это: «предъявление требований», «умение сказать „нет" и критиковать», «установление контакта», «умение признаваться в ошибках и позволять их себе». Для проведения программы обычно требуется пять недель с четырьмя тренинговыми занятиями в неделю. После специального «мотивирующего» занятия, на котором тренеры рассказывают о программе и стараются пробудить к ней интерес, начинается собственно тренинг по одной из вышеназванных тем. Таблица 1. Основные типы программ тренинга поведения
34
В начале каждого занятия клиенты получают список ситуаций ролевых игр, которые они индивидуально оценивают по степени трудности (шкала от 1 до 10). На основании оценок учебная программа (последовательность ролевых игр) перерабатывается для каждого клиента в отдельности. Ролевые игры разыгрываются, начиная с самых простых для всей группы и с участием клиентов, для которых эти ситуации представляют наименьшую трудность. Ситуации последовательно разыгрываются в ролевой игре, причем успешное уверенное поведение в первых (простых) ролевых играх служит моделью для тренировки поведения в более сложных ситуациях. Одновременно поведение более уверенных участников группы становится моделью для очень неуверенных. Успех уверенного поведения в простых ситуациях должен мотивировать клиентов к продолжению занятий. Насколько это возможно, тренеры побуждают клиентов к тренировке навыков в повседневной жизни — с друзьями, знакомыми, на улицах и в аудитории. Для тренировки привлекаются и члены семьи клиентов, их близкие знакомые. На двух дополнительных занятиях клиенты учатся осознавать свои чувства и выражать их в открытой форме, для тренировки невербальных компонентов уверенного поведения используется видеозапись. Эффективность программы была доказана в специальной серии экспериментов. ПОЛУСТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ Поведенческая тренинговая программа тренировки социальной компетентности Франца-Иозефа Фельдхеге и Гюнтера Кра-утана (Feldhege F., Krauthan G., 1979) предполагает модификацию поведения и повышение социальной компетентности по четырем поведенческим блокам: 1. Улучшение взаимоотношений с партнерами, друзьями и знакомыми. 2. Знакомство; установление и поддержание контакта с другим человеком.
3. Предъявление обоснованных требований и претензий. 4. Преодоление трудных (стрессовых) ситуаций. Для проведения всей программы требуется минимум четыре месяца при условии, что 7—9 клиентов встречаются дважды в неделю для 2-часовых занятий. В рамках каждой из тем тренируемый навык подразделяется на несколько простых компонентов — так называемых поведенческих и когнитивных техник. Эти компоненты тренируются по отдельности, причем когнитивная тренировка предшествует отбору подходящих ситуаций ролевых игр и последующему поведенческому тренингу в ролевых играх. Содержание когнитивных техник создается активными действиями самих клиентов. Клиенты, например, сами предлагают варианты мест, подходящих для контакта; составляют список фраз, с которыми они могли бы обратиться к другому, и тем, на которые они в состоянии долго и интересно говорить. Чем обширнее будут эти списки, тем легче будет тренировать поведенческие навыки. Ситуации ролевых игр в программе также (на основе од-ной-двух демонстрационных ролевых игр) предлагают сами клиенты. При этом каждую ситуацию подразделяют на несколько компонентов, частично изменяя которые, можно усложнить или облегчить ситуацию: 1) время/место; 2) партнер; 3) собственные действия; 4) поведение партнера; 5) компоненты собственного поведения. (В п. 3 описывается тренируемое поведение, в п. 5 — его отдельные компоненты, за которыми клиент должен особенно следить в ролевых играх.) Ситуации к каждой из поведенческих техник в программе разыгрываются трижды — на низком, среднем и высоком уровне сложности. Предполагаемым результатом тренинга является способность клиентов осознавать и проговаривать свои потребности,
интересы и желания (осознание), способность целенаправленно и со знанием дела планировать осуществление интересов и желаний (планирование) и собственно — наличие навыков для осуществления своих планов в реальной ситуации, с опорой на подкрепление во внутренней и внешней среде. Этот комплекс когнитивных, эмоциональных и поведенческих навыков, по мысли авторов, и составляет социальную компетентность, создающую возможность оптимального развития и самореализации клиентов. НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ИНТЕРАКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ Программы такого рода работы тоже публикуются, и примером может служить «решение проблем в группе» Граве, Дзиеваса и Венделя (Grawe, 1978). Идея авторов программы интеракционного решения проблем в группе состоит в том, чтобы в ходе групповых дискуссий и ролевых игр с помощью группы проанализировать возможные пути решения проблем всех ее участников. До начала тренинга в индивидуальной работе с клиентами определяют суть их проблем и цели последующего участия в группе. Затем клиентов собирают в группу, и на первых двух занятиях детально обсуждают и утверждают с ними правила коммуникаций в группе, исключающие давление и критику. Затем на простых упражнениях клиентов знакомят с техникой проведения ролевых игр. Завершает этот блок тренинга составление индивидуальных списков того, от чего клиенты хотели бы избавиться и чему научиться. На последующих двух занятиях на основе этих списков вырабатываются и уточняются индивидуальные цели терапии, которых клиент хочет достичь в последующих блоках тренинга. Обсуждают также общегрупповые цели. Далее, в серии занятий обсуждают и прорабатывают с использованием ролевых игр как индивидуальные проблемы клиентов, так и проблемы, всплывающие в ходе работы группы, причем последние пользуются приоритетом. При решении проблем используют следующую последовательность действий: 37
1) осознание проблемы; 2) анализ проблемы; 3) определение цели; 4) выбор шагов, конкретных действий, которые ведут к достижению цели; 5) проверка шагов в ролевой игре; 6) оценка результатов. Предположительным результатом работы группы является способность клиентов самостоятельно вскрывать, анализировать и разрешать свои проблемы. Обычно работа в таких группах требует значительно больше времени (около 40—45 занятий с двумя тренерами в группе из 6—8 человек). Однако затраты времени компенсируются стойким и продолжительным эффектом терапии. Индивидуальный тренинг Все перечисленные ранее программы тренинга рассчитаны на работу в группе. Однако иногда тренинг поведения проходит и в индивидуальной форме. С одним клиентом в этом случае работает целая команда психологов, которые, помимо прочего, участвуют в ролевых играх в качестве партнеров по тренировке. Такая форма работы имеет смысл в тех случаях, когда предметом тренировки выступает очень специфический навык. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|