Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ролевая игра 6. КАК ТЫ МЕНЯ ПОРАДОВАЛ(А)





Материалы Время Ситуация Инструкция участнику Не требуется. Игра — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. Сын в первый раз убрал в своей комнате без специального указания. Более того, он выгреб все бумажки из-за дивана и даже вынес мусор. «Постарайтесь максимально открыто сказать сыну о своей радос-

Инструкция группе Обсуждение ти и гордости за него. Точно описывайте, что именно вызвало вашу радость и гордость. Если в ответ вы услышите отговорки — будьте настойчивы, повторите при необходимости несколько раз». «Проследите за тем, сопровождалось ли выражение позитивных чувств соответствующим невербальным поведением, насколько точно было описано вызвавшее радость поведение». «Что было самым сложным при выражении чувств?»

139

 

Комментарии

При необходимости первая ролевая игра может быть разыграна тренером с кем-либо из участников. В этой игре нужно показать, что и в случае выражения позитивных чувств необходима настойчивость, то есть иногда приходится повторять всю схему несколько раз. Например, в ответ на слова сына «Да это я просто друзей в гости жду» следует повторить еще раз: «В любом случае, я была очень рада и горда тобой, когда увидела порядок в комнате, наведенный твоими руками ».

В обсуждении часто можно слышать, что выражение позитивных чувств совершенно бессмысленно, выглядит дико или недостойно мужчины. Некоторые даже считают, что это — признак неуверенности в себе. Мы склонны считать, что такого рода формулировки являются проявлением социальных страхов, например, страха показаться неполноценным или страха перед тем, что в ответ посмеются.



Если такого рода дискуссия возникает, я обычно предлагаю участникам обсудить следующую декларацию:


140

Схема 9. Позитивное отношение к собственным чувствам

• Я имею право на любые чувства — как позитивные, так и негативные. Я принимаю чувства такими, какие они есть, не гоню их от себя.

• Никто лучше меня не знает моих чувств.

• Чувства, возникшие по отношению к другим, лучше выразить в диалоге с их непосредственным участием.

• Мой авторитет не страдает, если я говорю о своих чувствах.

• Выражение позитивных чувств ни к чему не обязывает.

• Не следует смешивать позитивные и негативные чувства. Их разумнее разделить во времени. Похвала со злобным выражением лица только дезориентирует партнера.

• Принимайте и цените похвалу партнера! Он это сделал для вас.

Страховка

Если предложенная ситуация наскучит, то можно выбрать другие ситуации из следующего списка, воспользоваться предложенными участниками или придумать новые.

1. Жена встала пораньше и приготовила завтрак.

2. Муж сам выстирал свои носки и рубашки.

3. Друг согласился помочь при переезде, еще и своих друзей обещал привести.

4. Дочь вовремя вернулась с прогулки.

5. Сын по собственной инициативе почистил обувь себе и вам.

6. Сосед по лестничной площадке убрал в подъезде.

7. Ребенок сам сделал уроки и на следующий день получил отличную оценку.

8. Выступление мужа перед советом директоров имело успех.

9. Жена специально красиво оделась к возвращению мужа из командировки.

10. Пожилые родители принесли в подарок варенье, которое сварили специально для вас.


141

Домашнее задание

Участники получают задание вспомнить и записать три ситуации, в которых близкий человек своим поведением доставил им приятные чувства. Эти ситуации будут обсуждаться на следующей встрече.

Упражнение 40. СБОР СИТУАЦИЙ ПО ТЕМЕ «ВЫРАЖЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЧУВСТВ»

Материалы Время Инструкция Обсуждение По три бланка для записи ситуаций на каждого из участников. Обсуждение — 5—10 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, прочитайте ситуации, в которых близкий человек своим поведением доставил вам приятные чувства». «Как вы считаете, будет ли партнеру приятно узнать о ваших чувствах? Сумеете ли вы быть настойчивыми в выражении позитивных чувств? Понадобится ли вам настойчивость?»

Ролевая игра 7. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Материалы Время Ситуация Инструкция участнику Не требуется. Игра — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. Используются ситуации, предложенные участниками. «Ваша задача состоит в том, чтобы в ясной форме выразить позитивные чувства партнеру и точно указать поведение, которое их вызвало. Следите за соответствием вербального и невербального поведения. Будьте настойчивы».

142

 

Инструкция группе Обсуждение «Следите, пожалуйста, за тем, чтобы разговор шел действительно о чувствах, и лишь время от времени переходил в плоскость оценок». «Что мог бы участник изменить, чтобы улучшить взаимопонимание?»

Комментарии

Вэтом упражнении обычно бывает мало трудностей. Участникам лишь необходима поддержка в случае, если они считают, что выглядят смешно или нелепо со своими чувствами. При возникновении такой ситуации можно спросить мнение группы или еще раз вернуться к обсуждению схемы «Позитивное отношение к собственным чувствам».

Домашнее задание

До следующей встречи вам необходимо внимательно следить за своими чувствами. Как только близкий вам человек чем-либо порадует — не откладывайте, а сразу же скажите ему об этом.

Как только это произойдет, на бланке для записи ситуаций опишите этот случай, на обороте отметьте трудности, с которыми вы, возможно, столкнетесь. На следующей встрече мы обсудим ваши записи.

Упражнение 41. ПРОВЕРКА ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ

Материалы Время Инструкция Обсуждение Листки, заполненные участниками. Обсуждение — 5—15 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, расскажите о том, как вам удалось выразить позитивные чувства, какие при этом возникли трудности». «В каком из пунктов схемы у вас возникли трудности? На что следует обратить внимание в будущем? »

143

 

Комментарии

В случае если упражнения в реальной жизни были связаны с трудностями, на этапе проверки генерализации иногда нужно еще раз повторить те или иные упражнения или ролевые игры. Успешной генерализацию считают, если участник группы начинает получать удовольствие от высказывания своих чувств и замечать позитивный отклик от партнера.

Пример применения схемы в индивидуальной терапии

Довольно обеспеченный мужчина жалуется на то, что его дочь заикается, когда разговаривает с ним и когда читает стихи в школе перед всем классом. В то же время дочь «щебечет как птичка» как только останется одна в своей комнате. Во время консультации папа производит впечатление довольно авторитарного и жесткого человека. Девочка его явно боится.

Папа получает задание хвалить ребенка минимум пять раз в день, говорить о своих чувствах, связывая их с конкретным поведением. Он должен немедленно хвалить ребенка, как только девочка сделает что-либо хорошее (метода такая). Все случаи похвалы должны отмечаться на специальном бланке, и мы обсуждаем их при следующей встрече. Поскольку папа очень занят на работе, к терапии подключается мама.

Папа начинает замечать, что дочка теперь не прячется от него в свою комнату и часто разговаривает с ним, все меньше заикается.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2022 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.