|
ПОНЯТИЕ «ПЕРСОНАЛ ОРГ-ИИ». СУЩНОСТЬ У-Я ПЕРСОНАЛОМСтр 1 из 6Следующая ⇒ Пр-пы и м-ды УП Надо различать пр-пы У-я персоналом и пр-пы построения сис-мы УП. Пр-пы УП – правила, осн. положения и нормы, которым должны следовать рук-ли и специалисты в процессе УП. Отечественные: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого У-я, контроля исполнения решений. Иностран. компании - пожизненного найма, контроль исполнения заданий, основанный на доверии; сочетание такого контроля с корпоративной культурой, консенсуальное принятие решений. Пр-пы построения сис-мы УП – правила, основные положения, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений УП при формировании системы УП. Принципы делят на: 1) Принципы, характеризующие требования к формированию сис-мы УП: ■ обусловленность функций УП целям производства; ■ первичности функций УП по отношению к составу и структуре УП; ■ оптимальности соотношения интрафункций (направленные на организацию системы) инфункций (сами функции УП); ■ оптимального соотношения управленческих ориентаций на развитии и функционировании фирмы; ■ потенциальных имитаций функций временно выбывших работников; ■ экономичности; ■ прогрессивности; ■ перспективности; ■ комплексности; ■ оперативности; ■ оптимальности; ■ простоты СУ персоналом; ■ научности мероприятий по СУ персоналом; ■ иерархичности; ■ автономности подразделений; ■ согласованности звеньев системы; ■ устойчивости (локальные регуляторы отклонений от целей); ■ многоаспектности (административно-хозяйственный, экономический, правовой); ■ прозрачности; ■ комфортности. 2)Принципы, определяющие направления развития системы УП: ■ концентрации: усилий работников; однородных функций для устранения дублировании; ■ специализации: разделение труда; ■ параллельности отдельных управленческих решений; ■ адаптивности (гибкости); ■ преемственности: общая методическая основа проведения работы; ■ непрерывности работ; ■ ритмичности: выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени; ■ прямоточности: упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения. М-ды УП: (МУП) -способы воздействия на коллективы и отдельных раб-ков с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования орг-ии. Выделяют: Административные: установление госзаказов; формирование структуры органов У-я; утверждение административных норм и нормативов; правовое регулирование; издание приказов, указаний, распоряжений; инструктирование; отбор, подбор и расстановка кадров; утверждение м-дик и рекомендаций; разработка положений, должностных инструкций, стандартов орг-ии; разработка другой регламентирующей документации; установление административных санкций и поощрений. Экономические: технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование; технико-экономическое планирование; экономическое стимулирование; финансирование; мотивация; оплата труда; капиталовложения; кредитование; ценообразование; участие в прибылях и капитале; налогообложение; установление экономических норм и нормативов; страхование; установление материальных санкций и поощрений. Соц.-психологические: соц.-псих. анализ; соц.-псих. планирование; создание творческой атмосферы; участие раб-ков в У-и; соц. и моральная мотивация и стимулирование; удовлетворение культурных и духовных потребностей; формирование коллективов, групп; создание нормального психологического климата; установление соц. норм поведения; развитие у раб-ков инициативы и ответственности; установление моральных санкций и поощрений. Административные м-ды основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме орг-ионного и распорядительного воздействия.Орг-ионное воздействие направлено на орг-ию процесса производства и У-я и включает орг-ионное регламентирование (то, что должен делать раб-к); орг-ионное нормирование (технические условия, стандарты, разряды, ставки, нормы рентабельности, расхода материалов и пр.); орг-ионно-м-дическое инструктирование (должностные инструкции, м-дические указания и инструкции). Носит нормативный характер. Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и придания юридической силы управленческим решениям. Приказ – требование решить определенную задачу. Распоряжение – требование решить отдельные вопросы, связанные с конкретной задачей. Экономические м-ды – элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие орг-ии. Важнейшим является технико-экономическое планирование. С его помощью определяется программа деятельности орг-ии. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между спросом, рес-сами и производством продукции и услуг. Роль экономических м-дов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов производства в виде сов-ти показателей, установленных в плане экономического развития. Соц. психологические м-ды основаны на использовании соц. механизма У-я. Их специфика в использовании неформальных ф-ров, интересов личности, группы, коллектива. Объект их воздействия – группы людей и отдельные личности. По способам воздействия: 1. Социологические позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эф-тивные коммуникации. Постановка целей обеспечивается социальным планированием, а базу для подбора, оценки, расстановки персонала дают социологические исследования (анкеты, интервью, наблюдение). 2. Психологические м-ды направлены на конкретную личность, особенность в обращении к внутреннему миру ч-ка, с тем чтобы направить внутренний потенциал на решение конкретных задач орг-ии. Исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности, минимизации психологических конфликтов, формирование корпоративной культуры. МУП также классифицируются по признаку принадлежности к функциям У-я (нормирования, орг-ии, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета). Более подробная классификация МУП по признаку принадлежности к конкретной функции У-я персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются м-ды: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой деятельности; орг-ии системы обучения персонала; У-я конфликтами и стрессами, У-я безопасностью персонала, орг-ии труда персонала, У-я деловой карьерой. Ротация кадров. Планирование, формирование и работа с кадровым резервом. Ротация - плановое служебное перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника. Интенсивное применение ротации считается положительным фактором и благотворно влияет на конечный результат. Перемещать людей по «горизонтали» необходимо, т.к. длительное пребывание в одной должности снижает трудовую мотивацию, сотрудник ограничивает кругозор рамками одного участка, свыкается с недостатками, перестает обогащать свою деятельность новыми методами и формами. Смена мест дает возможность сравнить ситуации, быстрее адаптироваться к новым условиям. Главной целью системы ротации кадров является оптимальная расстановка кадров различного уровня во всей компании для продуктивного развития бизнеса. Система ротации позволяет также решать проблему карьерного роста управленцев различного уровня и предоставляет им возможность реализовать личностный и профессиональный потенциал. Предварительным этапом, предшествующим ротации и являющимся для нее основой, есть оценка персонала. Ротация базируется на отборе кандидатов, которые по квалификации, опыту и профессиональной подготовке соответствуют требованиям, определенным в должностной инструкции. Положительные черты ротации: ■ снижение текучести кадров; ■ высокий показатель числа рационализаторских предложений со стороны работников; ■ большая преданность организации и, как следствие этого, снижение утечки информации, являющейся коммерческой и иной тайной; ■ снижение уровня стрессов, вызываемых монотонностью (рутинностью) работы; ■ взаимозаменяемость работников в случае болезней, отпусков и других ситуаций нестабильности; ■ повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом; ■ любые ротационные мероприятия усиливают коммуникации между людьми; ■ в случае возникновения или угрозы возникновения конфликта его можно «погасить» или предотвратить путем грамотно произведенных кадровых перестановок; ■ снижение числа «тупиковых» должностей для лиц, ориентированных на «вертикальный» рост; ■ ротация является хорошим методом обучения сотрудников без отрыва от производства и др. Слабые черты ротации: ■ падение производительности ввиду длительности периода адаптации людей к новым должностям; ■ необходимы значительные средства для обучения перемещаемых людей, а также реализации самой системы перемещений; ■ при неправильном перемещении могут возникнуть конфликты; ■ никто не будет знать одну свою область так досконально, как при ситуации отсутствия ротаций; ■ при реализации программы перемещений могут возникнуть проблемы, вызванные отказом людей, занимающих «хорошие» должности, перейти на «плохие» и др. Разновидности ротации: 1) «кольцевая ротация», при которой работник, пройдя ряд должностей за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность; 2) «короткая». Для нее характерно прохождение работником небольшого и четко спланированного количества должностей до своей основной должности. Она используется, как правило, в подсистемах становления или формирования специалистов и руководителей после приема на работу; 3) «безвозвратная» ротация, важнейший признак которой - продвижение без возврата на свою «стартовую» должность. Варианты ротации руководителей: 1) повышение (или понижение) в должности с расширением (или уменьшением) круга должностных обязанностей, увеличением (уменьшением) прав и повышением (понижением) уровня деятельности; 2) повышение уровня квалификации, сопровождающееся поручением руководителю более сложных задач, не влекущих за собой повышения в должности, но связанных с повышением зарплаты; 3) смена круга задач и обязанностей, не вызванная повышением квалификации, не влекущая за собой повышение в должности и рост зарплаты. Такого типа ротации, как правило, приводят к расширению кругозора, повышению управленческой квалификации и в конечном счете к должностному росту работников организации. Составными частями системной карьеры или ротации выступают информационное, плановое, организационное, оценочно-аналитическое, консультативное и обучающее обеспечение. Данные виды обеспечения позволяют максимально быстро адаптироваться работнику в новой должности или на новой позиции и приступить к полноценному процессу выполнения своих обязанностей. Для преодоления сопротивления внедрению такой системы необходимо, чтобы она была начата с высших уровней управления, ее внедрение возможно только по инициативе высшего руководства. Кадровый резерв - это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку. Планирование кадрового резерва имеет целью прогнозировать персональные продвижения и карьеру. Наличие кадрового резерва позволяет заранее на плановой основе готовить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности. Работа с кадровым резервом требует выстраивания цепочки продвижений, передвижений и увольнения конкретных работников. Виды кадрового резерва. ■ По виду деятельности: 1) резерв развития - группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры - профессиональную либо руководящую карьеру; 2) резерв функционирования - группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру. ■ По уровню подготовленности: 1) группа А - кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время; 2) группа В - кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года. Принципы формирования резерва: 1) принцип актуальности резерва предполагает учет реальной потребности в замещении должностей. Резерв на должности должен формироваться из расчета, что сотрудники, зачисленные в него, имеют реальный шанс продвинуться; 2) принцип соответствия кандидата должности и типу резерва говорит о необходимости учитывать требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности; 3) принцип перспективности кандидата включает несколько требований. В их числе ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной уровень, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целой, состояние здоровья. Этапы работы с резервом. 1. Анализ потребности в резерве. До начала процедуры формирования резерва должны быть выполнены следующие работы: 1) прогноз изменения структуры аппарата; 2) совершенствование продвижения работников по службе; 3) определение степени обеспеченности резервом номенклатурных должностей; 4) определение степени насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу). ■ Итогом выполнения указанных работ является определение текущей и перспективной потребности в резерве. 2. Формирование и составление списка резерва, которое включает: 1) формирование списка кандидатов в резерв; 2) создание резерва на конкретные должности. ■ Итогом второй стадии формирования списка резерва является корректировка предварительного списка оценки и сравнения кандидатов. 3. Подготовка кандидатов включает следующие этапы: 1) индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя; 2) стажировка в должности на своем и другом предприятии; 3) учеба в ИПК, КПК в зависимости от планируемой должности. Для подготовки резерва администрацией разрабатываются и утверждаются программы: общая программа, специальная программа, индивидуальная программа. Работа по подготовке резерва кадров носит целенаправленный, системный и плановый характер. Работа со специалистами, включенными в состав резерва, проводится по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, экономических и управленческих знаний, глубокому освоению характера работ и пр. В систему этой работы входят: учеба в системе повышения квалификации руководящих работников с отрывом и без отрыва от производства, стажировка, временное замещение отсутствующих, участие в проверках, участие в подготовке и проведении конференций, семинаров.
11. Эффективность деятельности подразделений управления персоналом: показатели; оценка текучести кадров; оценка "обзора мнений". Оценка деят-ти кадровой службы орг-ии базируется на определении того, насколько она способствует достижению целей орг-ии и выполнению поставленных перед ней задач. Рез-ты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусир-ми внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких, как качество выполненной работы, удовлетвор-ть раб-в, текучесть кадров, дисциплина и др. К основным показателям деят-ти подразд-ий упр-ия персоналом относят: 1) Показатели собственно экономической эффективности: ■ соотношение издержек, необх.для обеспечения орг-ии квалифицир.раб.силой соотв.качества, и полученных рез-в деят-ти; ■ затраты на отдельные направления и программы деят-сти кадровых служб в расчете на одного работника; Косвенные показатели эффективности: ■ текучесть кадров; ■ уровень абсентеизма; ■ производительность труда (выработка на одного работника); ■ темпы роста производительности труда и заработной платы; ■ удельный вес заработной платы в себестоимости продукции; ■ общий фонд оплаты труда; ■ процент выполнения норм выработки; ■ потери рабочего времени (потеря целого дня и внутрисменные); ■ показатели качества труда рабочих (процент брака); ■ кол-во жалоб раб-в; механическая вооруженность труда; ■ фондовооруженность труда; ■ трудоемкость продукции; ■ коэффициенты сложности работ и труда; ■ общая численность персонала; ■ уровень квалификации персонала; ■ уровень трудовой и исполнительской дисциплины; ■ профессионально-квалификационная структура; ■ соотношение рабочих и служащих; ■ социальная структура персонала; ■ удельный вес нарушителей трудовой дисциплины; ■ равномерность загрузки персонала; ■ затраты на одного работника; ■ затраты на управление; ■ выполнение плана социального развития; ■ социально-психологический климат в коллективе; ■ уровень произв-го травматизма и профзаболеваний. Количеств. оценка показ-лей собств-но эк.эф-ти деят-ти служб УП предполагает обязат.определение затрат, необх.для реализ-ии кадр. политики орг-ии. След. учитывать не только общие затраты орг-ии на персонал, но и издержки по содержанию самой кадр. службы. Еще один показатель, хар-ий эф-ть деят-ти служб УП – средние затраты на кадр. мер-ия (на 1 раб-ка): ■ Средние затраты на новичка = Затраты на отбор персонала/кол-во отобранных кандидатов; ■ Средние затраты на обучение 1 раб-ка = общая стоимость обучения/кол-во обучившихся. При оценке эф-ти отдел. кадр. мер-ий и программ определяется возд-ие данной программы на рез-ть деят-ти раб-в и орг-ии в целом (повышение произв-ти труда, улучшение кач-ва прод-ии, экономия рес-в и т.д.). Направления расчета эк. эф-та от некоторых мер-ий по работе с кадрами → Напр.: мер-ия по обучению и повышению квалификации персонала. Затраты на: а) создание и поддержание учебных помещений, б) организацию учебного процесса, в) снижение темпов работы на период обучения и т.д. Экономия складывается за счет: а) роста индивидуальной производительности труда, б) роста объема выпуска прод-ии и повышения ее качества и т.д. Показ-ли степени укомплектованности кадр. состава оцен-ся путем сопоставления фактич. числ-сти раб-в с требуемой величиной по трудоемкости операций или с плановой числ-тью, а также качественно – по соотв-ию профес-квалиф уровня, профиля образования, практич.опыта работников требованиям занимаемых раб.мест. Показатели степени удовлетвор-сти работой оценив-ся на основе анализа мнений раб-в. Такие мнения выявл-ся с помощью анкетирования или интервью для выражения реакции работников на кадр.политику орг-ии и отдел.ее направлений. Обследования могут охватывать большой круг вопросов, касающихся разл. аспектов удовлетворенности работой в данной орг-ии: общей удовлетворенности, удовлетвор-ти конкурентоспос-ю прод-ии, орг-ей труда, продуктивностью труда, оплатой труда. Вопросы, рассм. при обследовании раб-в, след-е: ■ отношение к раб.месту: психофиз., санитар-гигиенич., эргономич.условия труда, график работы, перспективы, требования к работе, безопасность, режим работы, межличностные отношения. ■ отношение к системам поощрения: оплата труда, премирование, соц.льготы, статус и признание; ■ отношение к руководству: возможности коммуникации, стиль рук-ва; ■ отношение к орг-ии: кадровая политика, общая репутация орг-ии, взаимосвязи. Оценка деят-ти кадровой составл-ей орг-ии будет неполной без оценки качества работы работников кадр-х служб по след.показ-м: ■ выполнение обяз-в по подбору предусмотр-го штатным расписанием орг-ии кол-ва раб-в; ■ выполнение обяз-в по обеспечению орг-ии рук-ми, спец-ми и рабочими треб-х проф-ий, спец-тей и квалиф-ии; ■ кол-во случаев нарушений установл-го порядка оформл-я кадр.документации; ■ степень обеспеч-ти полноценного резерва на выдвижение на должности рук-лей и спец-в; ■ своевременность и качественность оформления установл.отчетности; ■ кол-во случаев нарушения труд.дисциплины сотр-ми кадр.службы, в т.ч. невыполнения возлож-х на них обяз-в; ■эффективность предложений по реализ-ии кадр.пол-ки и т.д; Основными косвенными критериями эффективности деят-ти служб УП явл-ся показатели текучести кадров и абсентеизма. Текучесть кадров - стихийное, неорганизованное движение рабочей силы, обусловл. неудовлетвор-тью раб-ка раб.местом («активная» текучесть) и неудовлетвор-тью орг-ии данным раб-ком («пассивная»). У текучести есть и позитивные ф-ии: перераспред-е раб.силы, квалификац-проф. продвижение кадров и т.д. Абсолют. масштабы текучести измеряются кол-вом увольнений раб-ков по собств.желанию, а также по инициативе администрации (за определ.период). Относит.показ-ль текучести – коэф-т текучести – отношение числа раб-в, уволившихся по причинам, относимым непосредств. к текучести (по с/ж, за наруш-е дисц-ны), к среднеспис.числ-ти. Орг-ии могут снизить уровень текучести с помощью след.мер: улучшение орг-ии труда и произв-ва, сокращение монотонного труда, устранение несоответствия содержания труда на раб.месте квалиф-ии, индивид.спос-м и интересам раб-в, совершенствование оплаты и стимулир-я труда и т.д. Важно определить мотивы текучести – непосредств.причины увольнений раб-в: ■ неудовлетв-ть произв-эк.условиями (орг-ей труда, режимом работы); ■ неуд-ть жилищно-быт.усл-ми; ■ мотивы личного хар-ра и пр. Текучесть кадров - большая проблема, с которой сталкиваются современные предприятия. Следует различать ее естественный уровень в пределах 3—5 % от численности персонала и повышенный, вызывающий значительные экономические потери, Естественный уровень способствует обновлению производственных коллективов. Этот процесс происходит непрерывно и не требует каких-либо чрезвычайных мер со стороны кадровых служб и руководства. Часть работников уходит на пенсию, часть увольняется по различным причинам, на их место приходят новые сотрудники - в таком режиме живет каждое предприятие. Другое дело, когда текучесть существенно превышает 3-5 %. В этом случае издержки становятся значительными и возрастают с увеличением оттока кадров. Как правило, отток связан с увольнением работников. Высокий уровень текучести кадров почти всегда указывает на серьезные недостатки в управлении персоналом и управлении предприятием в целом, это своего рода индикатор неблагополучия, хотя в некоторых случаях уровень текучести высок из-за специфики производства (например, большой объем сезонных работ). Поэтапное приведение уровня текучести к приемлемому значению можно представить, в частности, через возможность планирования предстоящих увольнений, увязки процессов увольнения с процессами найма, помощи увольняемым работникам (аут-плейсмента). Этапы управления текучестью: 1) определение уровня текучести кадров – является ли уровень текучести настолько высоким, что приводит к необоснованным экономическим потерям, недополучению прибыли предприятием; 2) определение экономических потерь, вызванных текучестью; 3) определение причин текучести кадров; 4) определение системы мероприятий, направленных на нормализацию процесса высвобождения рабочей силы; 5) определение эффекта от осуществления разработанных мер, совершенствование процедуры увольнения, преодоление излишнего уровня текучести. Определение уровня экономических потерь, вызванных текучестью кадров, таких как: ■ потери рабочего времени; ■ потери, вызванные проведением процедуры увольнения; ■ потери, связанные с судебными издержками, вызванными незаконным увольнением, последующим восстановлением и оплатой времени вынужденного прогула. Эта статья потерь может быть весьма значительной, так как шансы на восстановление на прежнем рабочем месте весьма велики; ■ потери, вызванные проведением процедуры найма работников на вакантное рабочее место; ■ снижение производительности труда сотрудников, решившихся уволиться; ■ затраты на формирование стабильных трудовых коллективов с нормальным социально-психологическим климатом. Оценив размер убытков, необходимо сопоставить их с затратами на устранение причин излишней текучести кадров. Абсентеизм - это ситуация, когда при установленной стандартной продолжительности рабочего времени работник стремится его уменьшить и уклониться от работы. Показатели текучести внутренне коррелируют с показ-ми абсентеизма – кол-вом самовольных невыходов раб-в на работу. А =Дп/N*Д или А = Рп/Р, где Дп – число раб.дней, потерянных за определ.период из-за отсутствия на работе; Д – число раб.дней; N – среднее число раб-в; Рп - общее число пропущ-х часов; Р - общее число раб.часов по графику. Абсентеизм приводит к значит.издержкам, кот.вкл.: ■ ряд выплат, обязат. независ.от присутствия раб-ка на работе; ■ оплату сверхуроч.работ раб-ку, заменяющему отсутст-го; ■ потери, связ.с простоем обор-ия, падением прозв-ти труда и т.д. С текуч-ю и абсент-м связаны такие косвенные формы оценок, как жалобы и недовольство, выраженные к-л образом. оценка "обзора мнений" Цель оценки, базирующейся на обзоре мнений состоит в установлении соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотивации, свойств) требованиям должности. Условия реализации оценки, базирующейся на обзоре мнений: ■ заинтересованность и поддержка со стороны руководства; ■ наличие специалистов, реализующих данную систему; ■ легитимация документов, регламентирующих оценочную деятельность (положение, инструктивно-методические материалы, описание процедур, технологий и средств); ■ информирование (содержание), подготовка (тренинг) и мотивация (предмет заинтересованности персонала); ■ установление однозначной и прозрачной связи результатов оценки с системой оплаты и карьерного роста. Задачи оценки. 1. Выбор места в организации и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника. 2. Разработка возможных путей совершенствования деловых и личностных качеств сотрудника. 3. Определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины. Инструменты оценки: 1) конкретизация целей оценки; 2) организационная подготовка оценки; 3) описание этапов оценки с указанием способов сбора информации; 4) формирование состава экспертов-оценщиков; 5) определение способов обработки информации; 6) упорядочение взаимосвязей исполнителей в процессе оценки. Оценочная комиссия - специально создаваемый орган, полномочный проводить оценку персонала и принимать решение по результатам оценки; ■ формирует экспертное заключение по результатам указанных видов оценок. Для получения первичных оценок привлекаются эксперты, которые при выставлении оценок используют факторы и данные, неизвестные разработчику методики (отражающие специфику как организации и должности, так и деятельности оцениваемого сотрудника). Естественно, роль этих экспертов не сводится к механическому заполнению позиций оценочного бланка. Поэтому для работы экспертов предлагается шкала интервальных оценок, выбор же конкретной оценки остается за ними. Для учета особенностей конкретной организации и актуальных задач оценки персонала приведенная система показателей, критериев и шкал может быть изменена специалистами по оценке. Особое место в технологии отводится этапу сбора и обобщения оценок экспертов, определенных в соответствии с системой показателей, критериев и шкал оценки. От выбора экспертов-оценщиков зависит уровень достоверности и объективности оценки. Достоверность оценки персонала обеспечивается привлечением непосредственных руководителей оцениваемого сотрудника, а также других сотрудников, обладающих достоверной информацией о его профессионализме в силу совместной профессиональной деятельности. Это могут быть его подчиненные, а также коллеги. Данная технология оценки допускает также учет оценок, полученных сотрудниками в процессе повышения квалификации, публичных мероприятий и т. д. Оценки, выставленные различными экспертами, количество которых должно быть более трех, обрабатываются с применением специальных методов обобщения экспертных оценок. ПОНЯТИЕ «ПЕРСОНАЛ ОРГ-ИИ». СУЩНОСТЬ У-Я ПЕРСОНАЛОМ Под персоналом орг-ии понимается сов-ть всех ч-ских рес-сов, которыми обладает орг-ия. Это сотрудники орг-ии, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т. д. Сущность У-я персоналом -орг-ия эф-тивной деятельности персонала. Характеристики персонала орг-ии: 1) особенности индивидуального поведения детерминируются многими параметрами, среди которых индивидуальные способности, склонность и одаренность - предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение; специфика мотивации - специфика потребностей ч-ка, представление о целях профессиональной деятельности; индивидуальные ценности - общие убеждения, вера, мировоззрение, представления о мире; демографические - половые и возрастные особенности; национальные и культурные особенности - усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции ч-ка в конкретных ситуациях; 2) особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди которых основными являются особенности корпоративной культуры - ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива; феномены групповой динамики - этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта; 3) особенности поведения руководителей являются одной из самых комплексных проблем, поскольку самих руководителей можно рассматривать и как субъектов, имеющих индивидуальные особенности, и как членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой, и как функционеров, действующих по правилам определенной управленческой технологии (типу У-я). Для людей, работающих в ситуации совместно взаимодействующей деятельности, характерны высокая ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету лидера, ориентация на групповые нормы и ценности, а также традиционные способы поведения. Персонал – это личный состав орг-ий, вкл.всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев. Персонал – это люди со сложным комплексом индивидуальных качеств – соц., псих., профес., мотивационных и др., наличие кот.отличает их от вещественных факторов произв-ва. Осн. признаки персонала: ■ нал-е его трудовых взаимоотн-й с работодателем, кот оформл-ся трудовым договором. Хотя на практике иногда отсутствует формал. юридич.оформление найма, что приводит персонал к лишению гарантий соблюдения по отнош-ю к нему норм трудового законодательства. ■ обладание определ. качеств. хар-ми (проф-ей, спец-тью, квалификацией и др.), наличие кот. определяет деят-ть раб-ка на конкрет.должности или раб.месте; ■ целевая напр-сть деят-ти персонала, т.е. обеспечение достиж-я целей орг-ии путем установл-я адекватных им целей отдел. раб-ка и созд-ия усл-ий для их реализации. Термин «персонал» впервые стал употребл-ся в англояз. лит-ре как общее название всех раб-в орг-ии, имеющих разл-ия в квалиф-ии и должностной принадл-ти. В 70-е гг. стало использ-ся (вначале в лит-ре США) понятие «ч-ские рес-сы», что связано с переосмысл-м роли и места чел-ка в произв.деят-ти в эпоху НТР и отношение к нему не как к фак-ру произв-ва, а как к личности. В плановой эк-ке м-ды упр-я пр-м были направлены прежде всего на анализ внутр. переменных (издержек). Персонал рассм. как одна из статей затрат хоз. субъекта. Упр-е было направл. на сокращение этих затрат. В период становления рын. эк-ки происх. смена общей парадигмы упр-я. Это означает и изменение концепции упр-я персоналом. Он рассм. уже не как одна из статей затрат, а как наиболее ценный рес-с орг-ии (ч-ский рес-с). Данный подход является самым распространенным в современной теории менеджмента. Ч-ские рес-сы явл. одним из факторов произв-ва, наряду с трудом, капиталом, сырьем, технологией и знаниями (информацией). По своим свойствам люди существенно отличаются от любых других рес-сов, используемых орг-ей. Специфика человеч. рес-сов состоит в следующем: 1) люди наделены интеллектом, их реакция на внешнее воздействие (У-е) эмоционально-осмысленная, а не механическая; 2) люди способны к постоянному совершенствованию и развитию; 3) из всех видов рес-сов ч-ский наименее мобилен; 4) ч-ский рес-с неоднороден; 5) процесс взаимодействия между орг-ией и персоналом (ч-ским рес-сом) является двусторонним; 6) люди приходят в орг-ию осознано, с определенными целями и ожидают от нее предоставления возможности (помощи) для реализации этих целей; 7) при неправильном использовании эф-тивность применения ч-ского рес-са падает быстрее, чем в случае с другими видами рес-сов; 8) вложения в ч-ский рес-с дают больший эф-т, чем в другие виды рес-сов. Основными хар-ми персонала орг-ии явл-ся структура (совокупн-ть отдел.групп раб-в, объедин-х по к-л признаку) и числ-ть. УП орг-ии – целенаправл. деят-ть руководящ. состава орг-ии, рук-лей и спец-в подразделений системы УП, включ. разработку концеп Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|