|
Служебно-профессиональное продвижение персонала. Карьера: виды, этапы.Служ. Проф. Продв. – серия поступательных перемещений по разл. должностям, способствующая разв-ию как орг-ии, так и личности. Перемещения м.б. вертикальными и горизонтальными. Это и предлагаемая орг-ей последовательность разл.ступеней (должностей, раб.мест, положений в коллективе), кот. сотрудник потенциально может пройти. Под карьерой принято понимать физич. последоват-ть занимаемых ступеней конкретным работником. Термины карьера и СПП часто не совпадают (намеченный путь СПП и фактическая карьера). Система СПП – совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в разл. орг-х. Виды карьеры: Карьера внутриорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития обучение, поступление на работу, профессиональны рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти ста дни конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может был специализированной и неспециализированной. Карьера профессиональная (деловая) означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной. Карьера специализированная – характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Карьера неспециализированная -этот вид карьеры широко развит в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Карьера вертикальная - вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда). Карьера горизонтальная - вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Карьера ступенчатая - вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Деловая карьера – поступательное продвижение личности в к-л сфере деят-ти, изменение навыков, способностей, квалификац. возм-стей и размеров вознагражд-ия, связ-х с деят-тью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деят-ти, достижение известности, славы и богатства. Напр., получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего кол-ва денег. Карьера – не только продвижение по службе, но и род занятий (напр., карьера менеджера, военного, спортивная карьера и т.д.). Начинается деловая карьера с формир-я субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом. Т.е. карьера – индивидуально осознанная позиция и поведение индивида, связанные с трудовым опытом и деят-тью на протяжении раб. жизни человека. Этапы деловой карьеры. Предварительный этап включает учебу в школе, получение среднего и высшего образования и длится до 25 лег. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребностям и отвечающего его возможностям. Этап становления длится примерно пять лет в возрасте от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Этап продвижения обычно происходит в возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнуть результатов и занимает возрастной период от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Под служебно-профессиональным продвижением понимается предлагаемая организацией последовательность различных ступеней(должностей, рабочих мест, положений в коллективе), которые сотрудник потенциально может пройти. Этапы служебно-профессионального продвижения: 1) работа со студентами старших курсов базовых институтов или направленных на практику из других вузов. Специалисты подразделений управления персоналом совместно с руководителями соответствующих подразделений, где проходят практику студенты, проводят подбор студентов, наиболее способных и склонных к руководящей работе, и готовят их к конкретной деятельности в подразделениях организации; 2) работа с молодыми специалистами, принятыми в организацию. Молодым специалистам назначается испытательный срок (от одного до двух лет), в течение которого они обязаны пройти курс начального обучения; 3) работа с линейными руководителями низшего звена управления. На этом этапе к отобранным линейным руководителям низшего звена (мастерам, начальникам участков) присоединяется также часть работников, окончивших вечерние и заочные вузы, успешно работающих в своих коллективах и прошедших тестирование; 4) работа с линейными руководителями среднего звена управления; 5) работа с линейными руководителями высшего звена управления. Планир-е и контроль деловой карьеры закл-ся в том, что с момента принятия раб-ка в орг-ию и до предполагаемого увольнения с работы необх.организовать планомер.горизонт. и вертикал.продвижение раб-ка по системе должностей или раб.мест. Раб-к должен знать не только свои перспективы на краткосроч.и долгосроч.период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение. Одна из наиболее сложных проблем упр-ия работой с персоналом – обеспечение гарантий занятости. Страх быть уволенными создает нервную обстановку и снижает производительность труда, тормозит технич. разв-е произв-ва, большая текучесть кадров дорого обходится орг-ии. Управление деловой карьерой – комплекс мер-ий, проводимых кадр.службой орг-ий, по планированию, орг-ии, мотивации и контролю служебного роста раб-ка, исходя из его целей, потр-тей, возм-тей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потр-тей, возм-тей и соц-эк условий орг-ии. Бец-м, способным работать на любом участке компании. но в рамках профессии и области деят-ти, в кот.он специализируется. х. азв
Ротация кадров. Планирование, формирование и работа с кадровым резервом. Ротация - плановое служебное перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника. Интенсивное применение ротации считается положительным фактором и благотворно влияет на конечный результат. Перемещать людей по «горизонтали» необходимо, т.к. длительное пребывание в одной должности снижает трудовую мотивацию, сотрудник ограничивает кругозор рамками одного участка, свыкается с недостатками, перестает обогащать свою деятельность новыми методами и формами. Смена мест дает возможность сравнить ситуации, быстрее адаптироваться к новым условиям. Главной целью системы ротации кадров является оптимальная расстановка кадров различного уровня во всей компании для продуктивного развития бизнеса. Система ротации позволяет также решать проблему карьерного роста управленцев различного уровня и предоставляет им возможность реализовать личностный и профессиональный потенциал. Предварительным этапом, предшествующим ротации и являющимся для нее основой, есть оценка персонала. Ротация базируется на отборе кандидатов, которые по квалификации, опыту и профессиональной подготовке соответствуют требованиям, определенным в должностной инструкции. Положительные черты ротации: ■ снижение текучести кадров; ■ высокий показатель числа рационализаторских предложений со стороны работников; ■ большая преданность организации и, как следствие этого, снижение утечки информации, являющейся коммерческой и иной тайной; ■ снижение уровня стрессов, вызываемых монотонностью (рутинностью) работы; ■ взаимозаменяемость работников в случае болезней, отпусков и других ситуаций нестабильности; ■ повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом; ■ любые ротационные мероприятия усиливают коммуникации между людьми; ■ в случае возникновения или угрозы возникновения конфликта его можно «погасить» или предотвратить путем грамотно произведенных кадровых перестановок; ■ снижение числа «тупиковых» должностей для лиц, ориентированных на «вертикальный» рост; ■ ротация является хорошим методом обучения сотрудников без отрыва от производства и др. Слабые черты ротации: ■ падение производительности ввиду длительности периода адаптации людей к новым должностям; ■ необходимы значительные средства для обучения перемещаемых людей, а также реализации самой системы перемещений; ■ при неправильном перемещении могут возникнуть конфликты; ■ никто не будет знать одну свою область так досконально, как при ситуации отсутствия ротаций; ■ при реализации программы перемещений могут возникнуть проблемы, вызванные отказом людей, занимающих «хорошие» должности, перейти на «плохие» и др. Разновидности ротации: 1) «кольцевая ротация», при которой работник, пройдя ряд должностей за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность; 2) «короткая». Для нее характерно прохождение работником небольшого и четко спланированного количества должностей до своей основной должности. Она используется, как правило, в подсистемах становления или формирования специалистов и руководителей после приема на работу; 3) «безвозвратная» ротация, важнейший признак которой - продвижение без возврата на свою «стартовую» должность. Варианты ротации руководителей: 1) повышение (или понижение) в должности с расширением (или уменьшением) круга должностных обязанностей, увеличением (уменьшением) прав и повышением (понижением) уровня деятельности; 2) повышение уровня квалификации, сопровождающееся поручением руководителю более сложных задач, не влекущих за собой повышения в должности, но связанных с повышением зарплаты; 3) смена круга задач и обязанностей, не вызванная повышением квалификации, не влекущая за собой повышение в должности и рост зарплаты. Такого типа ротации, как правило, приводят к расширению кругозора, повышению управленческой квалификации и в конечном счете к должностному росту работников организации. Составными частями системной карьеры или ротации выступают информационное, плановое, организационное, оценочно-аналитическое, консультативное и обучающее обеспечение. Данные виды обеспечения позволяют максимально быстро адаптироваться работнику в новой должности или на новой позиции и приступить к полноценному процессу выполнения своих обязанностей. Для преодоления сопротивления внедрению такой системы необходимо, чтобы она была начата с высших уровней управления, ее внедрение возможно только по инициативе высшего руководства. Кадровый резерв - это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку. Планирование кадрового резерва имеет целью прогнозировать персональные продвижения и карьеру. Наличие кадрового резерва позволяет заранее на плановой основе готовить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности. Работа с кадровым резервом требует выстраивания цепочки продвижений, передвижений и увольнения конкретных работников. Виды кадрового резерва. ■ По виду деятельности: 1) резерв развития - группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры - профессиональную либо руководящую карьеру; 2) резерв функционирования - группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру. ■ По уровню подготовленности: 1) группа А - кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время; 2) группа В - кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года. Принципы формирования резерва: 1) принцип актуальности резерва предполагает учет реальной потребности в замещении должностей. Резерв на должности должен формироваться из расчета, что сотрудники, зачисленные в него, имеют реальный шанс продвинуться; 2) принцип соответствия кандидата должности и типу резерва говорит о необходимости учитывать требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности; 3) принцип перспективности кандидата включает несколько требований. В их числе ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной уровень, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целой, состояние здоровья. Этапы работы с резервом. 1. Анализ потребности в резерве. До начала процедуры формирования резерва должны быть выполнены следующие работы: 1) прогноз изменения структуры аппарата; 2) совершенствование продвижения работников по службе; 3) определение степени обеспеченности резервом номенклатурных должностей; 4) определение степени насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу). ■ Итогом выполнения указанных работ является определение текущей и перспективной потребности в резерве. 2. Формирование и составление списка резерва, которое включает: 1) формирование списка кандидатов в резерв; 2) создание резерва на конкретные должности. ■ Итогом второй стадии формирования списка резерва является корректировка предварительного списка оценки и сравнения кандидатов. 3. Подготовка кандидатов включает следующие этапы: 1) индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя; 2) стажировка в должности на своем и другом предприятии; 3) учеба в ИПК, КПК в зависимости от планируемой должности. Для подготовки резерва администрацией разрабатываются и утверждаются программы: общая программа, специальная программа, индивидуальная программа. Работа по подготовке резерва кадров носит целенаправленный, системный и плановый характер. Работа со специалистами, включенными в состав резерва, проводится по плану, в котором предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, экономических и управленческих знаний, глубокому освоению характера работ и пр. В систему этой работы входят: учеба в системе повышения квалификации руководящих работников с отрывом и без отрыва от производства, стажировка, временное замещение отсутствующих, участие в проверках, участие в подготовке и проведении конференций, семинаров.
11. Эффективность деятельности подразделений управления персоналом: показатели; оценка текучести кадров; оценка "обзора мнений". Оценка деят-ти кадровой службы орг-ии базируется на определении того, насколько она способствует достижению целей орг-ии и выполнению поставленных перед ней задач. Рез-ты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусир-ми внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких, как качество выполненной работы, удовлетвор-ть раб-в, текучесть кадров, дисциплина и др. К основным показателям деят-ти подразд-ий упр-ия персоналом относят: 1) Показатели собственно экономической эффективности: ■ соотношение издержек, необх.для обеспечения орг-ии квалифицир.раб.силой соотв.качества, и полученных рез-в деят-ти; ■ затраты на отдельные направления и программы деят-сти кадровых служб в расчете на одного работника; Косвенные показатели эффективности: ■ текучесть кадров; ■ уровень абсентеизма; ■ производительность труда (выработка на одного работника); ■ темпы роста производительности труда и заработной платы; ■ удельный вес заработной платы в себестоимости продукции; ■ общий фонд оплаты труда; ■ процент выполнения норм выработки; ■ потери рабочего времени (потеря целого дня и внутрисменные); ■ показатели качества труда рабочих (процент брака); ■ кол-во жалоб раб-в; механическая вооруженность труда; ■ фондовооруженность труда; ■ трудоемкость продукции; ■ коэффициенты сложности работ и труда; ■ общая численность персонала; ■ уровень квалификации персонала; ■ уровень трудовой и исполнительской дисциплины; ■ профессионально-квалификационная структура; ■ соотношение рабочих и служащих; ■ социальная структура персонала; ■ удельный вес нарушителей трудовой дисциплины; ■ равномерность загрузки персонала; ■ затраты на одного работника; ■ затраты на управление; ■ выполнение плана социального развития; ■ социально-психологический климат в коллективе; ■ уровень произв-го травматизма и профзаболеваний. Количеств. оценка показ-лей собств-но эк.эф-ти деят-ти служб УП предполагает обязат.определение затрат, необх.для реализ-ии кадр. политики орг-ии. След. учитывать не только общие затраты орг-ии на персонал, но и издержки по содержанию самой кадр. службы. Еще один показатель, хар-ий эф-ть деят-ти служб УП – средние затраты на кадр. мер-ия (на 1 раб-ка): ■ Средние затраты на новичка = Затраты на отбор персонала/кол-во отобранных кандидатов; ■ Средние затраты на обучение 1 раб-ка = общая стоимость обучения/кол-во обучившихся. При оценке эф-ти отдел. кадр. мер-ий и программ определяется возд-ие данной программы на рез-ть деят-ти раб-в и орг-ии в целом (повышение произв-ти труда, улучшение кач-ва прод-ии, экономия рес-в и т.д.). Направления расчета эк. эф-та от некоторых мер-ий по работе с кадрами → Напр.: мер-ия по обучению и повышению квалификации персонала. Затраты на: а) создание и поддержание учебных помещений, б) организацию учебного процесса, в) снижение темпов работы на период обучения и т.д. Экономия складывается за счет: а) роста индивидуальной производительности труда, б) роста объема выпуска прод-ии и повышения ее качества и т.д. Показ-ли степени укомплектованности кадр. состава оцен-ся путем сопоставления фактич. числ-сти раб-в с требуемой величиной по трудоемкости операций или с плановой числ-тью, а также качественно – по соотв-ию профес-квалиф уровня, профиля образования, практич.опыта работников требованиям занимаемых раб.мест. Показатели степени удовлетвор-сти работой оценив-ся на основе анализа мнений раб-в. Такие мнения выявл-ся с помощью анкетирования или интервью для выражения реакции работников на кадр.политику орг-ии и отдел.ее направлений. Обследования могут охватывать большой круг вопросов, касающихся разл. аспектов удовлетворенности работой в данной орг-ии: общей удовлетворенности, удовлетвор-ти конкурентоспос-ю прод-ии, орг-ей труда, продуктивностью труда, оплатой труда. Вопросы, рассм. при обследовании раб-в, след-е: ■ отношение к раб.месту: психофиз., санитар-гигиенич., эргономич.условия труда, график работы, перспективы, требования к работе, безопасность, режим работы, межличностные отношения. ■ отношение к системам поощрения: оплата труда, премирование, соц.льготы, статус и признание; ■ отношение к руководству: возможности коммуникации, стиль рук-ва; ■ отношение к орг-ии: кадровая политика, общая репутация орг-ии, взаимосвязи. Оценка деят-ти кадровой составл-ей орг-ии будет неполной без оценки качества работы работников кадр-х служб по след.показ-м: ■ выполнение обяз-в по подбору предусмотр-го штатным расписанием орг-ии кол-ва раб-в; ■ выполнение обяз-в по обеспечению орг-ии рук-ми, спец-ми и рабочими треб-х проф-ий, спец-тей и квалиф-ии; ■ кол-во случаев нарушений установл-го порядка оформл-я кадр.документации; ■ степень обеспеч-ти полноценного резерва на выдвижение на должности рук-лей и спец-в; ■ своевременность и качественность оформления установл.отчетности; ■ кол-во случаев нарушения труд.дисциплины сотр-ми кадр.службы, в т.ч. невыполнения возлож-х на них обяз-в; ■эффективность предложений по реализ-ии кадр.пол-ки и т.д; Основными косвенными критериями эффективности деят-ти служб УП явл-ся показатели текучести кадров и абсентеизма. Текучесть кадров - стихийное, неорганизованное движение рабочей силы, обусловл. неудовлетвор-тью раб-ка раб.местом («активная» текучесть) и неудовлетвор-тью орг-ии данным раб-ком («пассивная»). У текучести есть и позитивные ф-ии: перераспред-е раб.силы, квалификац-проф. продвижение кадров и т.д. Абсолют. масштабы текучести измеряются кол-вом увольнений раб-ков по собств.желанию, а также по инициативе администрации (за определ.период). Относит.показ-ль текучести – коэф-т текучести – отношение числа раб-в, уволившихся по причинам, относимым непосредств. к текучести (по с/ж, за наруш-е дисц-ны), к среднеспис.числ-ти. Орг-ии могут снизить уровень текучести с помощью след.мер: улучшение орг-ии труда и произв-ва, сокращение монотонного труда, устранение несоответствия содержания труда на раб.месте квалиф-ии, индивид.спос-м и интересам раб-в, совершенствование оплаты и стимулир-я труда и т.д. Важно определить мотивы текучести – непосредств.причины увольнений раб-в: ■ неудовлетв-ть произв-эк.условиями (орг-ей труда, режимом работы); ■ неуд-ть жилищно-быт.усл-ми; ■ мотивы личного хар-ра и пр. Текучесть кадров - большая проблема, с которой сталкиваются современные предприятия. Следует различать ее естественный уровень в пределах 3—5 % от численности персонала и повышенный, вызывающий значительные экономические потери, Естественный уровень способствует обновлению производственных коллективов. Этот процесс происходит непрерывно и не требует каких-либо чрезвычайных мер со стороны кадровых служб и руководства. Часть работников уходит на пенсию, часть увольняется по различным причинам, на их место приходят новые сотрудники - в таком режиме живет каждое предприятие. Другое дело, когда текучесть существенно превышает 3-5 %. В этом случае издержки становятся значительными и возрастают с увеличением оттока кадров. Как правило, отток связан с увольнением работников. Высокий уровень текучести кадров почти всегда указывает на серьезные недостатки в управлении персоналом и управлении предприятием в целом, это своего рода индикатор неблагополучия, хотя в некоторых случаях уровень текучести высок из-за специфики производства (например, большой объем сезонных работ). Поэтапное приведение уровня текучести к приемлемому значению можно представить, в частности, через возможность планирования предстоящих увольнений, увязки процессов увольнения с процессами найма, помощи увольняемым работникам (аут-плейсмента). Этапы управления текучестью: 1) определение уровня текучести кадров – является ли уровень текучести настолько высоким, что приводит к необоснованным экономическим потерям, недополучению прибыли предприятием; 2) определение экономических потерь, вызванных текучестью; 3) определение причин текучести кадров; 4) определение системы мероприятий, направленных на нормализацию процесса высвобождения рабочей силы; 5) определение эффекта от осуществления разработанных мер, совершенствование процедуры увольнения, преодоление излишнего уровня текучести. Определение уровня экономических потерь, вызванных текучестью кадров, таких как: ■ потери рабочего времени; ■ потери, вызванные проведением процедуры увольнения; ■ потери, связанные с судебными издержками, вызванными незаконным увольнением, последующим восстановлением и оплатой времени вынужденного прогула. Эта статья потерь может быть весьма значительной, так как шансы на восстановление на прежнем рабочем месте весьма велики; ■ потери, вызванные проведением процедуры найма работников на вакантное рабочее место; ■ снижение производительности труда сотрудников, решившихся уволиться; ■ затраты на формирование стабильных трудовых коллективов с нормальным социально-психологическим климатом. Оценив размер убытков, необходимо сопоставить их с затратами на устранение причин излишней текучести кадров. Абсентеизм - это ситуация, когда при установленной стандартной продолжительности рабочего времени работник стремится его уменьшить и уклониться от работы. Показатели текучести внутренне коррелируют с показ-ми абсентеизма – кол-вом самовольных невыходов раб-в на работу. А =Дп/N*Д или А = Рп/Р, где Дп – число раб.дней, потерянных за определ.период из-за отсутствия на работе; Д – число раб.дней; N – среднее число раб-в; Рп - общее число пропущ-х часов; Р - общее число раб.часов по графику. Абсентеизм приводит к значит.издержкам, кот.вкл.: ■ ряд выплат, обязат. независ.от присутствия раб-ка на работе; ■ оплату сверхуроч.работ раб-ку, заменяющему отсутст-го; ■ потери, связ.с простоем обор-ия, падением прозв-ти труда и т.д. С текуч-ю и абсент-м связаны такие косвенные формы оценок, как жалобы и недовольство, выраженные к-л образом. оценка "обзора мнений" Цель оценки, базирующейся на обзоре мнений состоит в установлении соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотивации, свойств) требованиям должности. Условия реализации оценки, базирующейся на обзоре мнений: ■ заинтересованность и поддержка со стороны руководства; ■ наличие специалистов, реализующих данную систему; ■ легитимация документов, регламентирующих оценочную деятельность (положение, инструктивно-методические материалы, описание процедур, технологий и средств); ■ информирование (содержание), подготовка (тренинг) и мотивация (предмет заинтересованности персонала); ■ установление однозначной и прозрачной связи результатов оценки с системой оплаты и карьерного роста. Задачи оценки. 1. Выбор места в организации и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника. 2. Разработка возможных путей совершенствования деловых и личностных качеств сотрудника. 3. Определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины. Инструменты оценки: 1) конкретизация целей оценки; 2) организационная подготовка оценки; 3) описание этапов оценки с указанием способов сбора информации; 4) формирование состава экспертов-оценщиков; 5) определение способов обработки информации; 6) упорядочение взаимосвязей исполнителей в процессе оценки. Оценочная комиссия - специально создаваемый орган, полномочный проводить оценку персонала и принимать решение по результатам оценки; ■ формирует экспертное заключение по результатам указанных видов оценок. Для получения первичных оценок привлекаются эксперты, которые при выставлении оценок используют факторы и данные, неизвестные разработчику методики (отражающие специфику как организации и должности, так и деятельности оцениваемого сотрудника). Естественно, роль этих экспертов не сводится к механическому заполнению позиций оценочного бланка. Поэтому для работы экспертов предлагается шкала интервальных оценок, выбор же конкретной оценки остается за ними. Для учета особенностей конкретной организации и актуальных задач оценки персонала приведенная система показателей, критериев и шкал может быть изменена специалистами по оценке. Особое место в технологии отводится этапу сбора и обобщения оценок экспертов, определенных в соответствии с системой показателей, критериев и шкал оценки. От выбора экспертов-оценщиков зависит уровень достоверности и объективности оценки. Достоверность оценки персонала обеспечивается привлечением непосредственных руководителей оцениваемого сотрудника, а также других сотрудников, обладающих достоверной информацией о его профессионализме в силу совместной профессиональной деятельности. Это могут быть его подчиненные, а также коллеги. Данная технология оценки допускает также учет оценок, полученных сотрудниками в процессе повышения квалификации, публичных мероприятий и т. д. Оценки, выставленные различными экспертами, количество которых должно быть более трех, обрабатываются с применением специальных методов обобщения экспертных оценок. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|