Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Перевод с греческого свящ. Николая Ильинского





 

ПРЕДИСЛОВИЕ - О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ

A B G D E Z H Q I K L M N X O P R S T U F C Y W

Начало буквы A
Глава 1-я - об отрекшихся от непорочной христианской веры, и как должно принимать тех из них, которые раскаиваются. - О клириках, отрекшихся от веры ради страха. - О мирянах, отрекшихся от веры. - Об отрекшихся от веры произвольно. - О тех, которые, по отречении от веры, преследовали других. - Об оглашенных, отрекшихся от веры. - О тех, которые, бью принуждаемы к отречению от веры, не покорились
Глава 2-я - о еретиках, и как должно принимать обращающихся от ересей. - Об енкратитах. - Об идропарастах. - Об евномианах. - Об арианах. - О македонианах и полуарианах. - О Новате - О Савватии. - Об аристерах. О четыренадесятидневниках. - О тетрадитах. - Об Аполлинарии. - О Монтане Фригийском. - О пепузианах. О Савеллии. - О бывших павлианами. - О павликианах. - О Диоскоре и Евтихии. - О Севире. - О манихеях. - О валентинианах, или евтихах, богомилах и массалианах. - Как должно принимать наватиан. - Как должно принимать донатистов. О Донате - Об ангелитах. - О Максиме Цинике. О Нестории. - О распре, бывшей между святым Кириллом и блаженным Феодоритом. О Целестии. - О том, что тех из еретиков, которые при конце жизни раскаиваются, должно принимать
Глава 3-я - как должно устроять так называемые "вечери любви", или пиршества
Глава 4-я - о купле и продаже. - О пленных
Глава 5-я - о смесившихся с безсловесными (животными) или скотоложниках
Глава 6-я - о чтецах
Глава 7-я - об анафеме
Глава 8-я - об антиминсах
Глава 9-я - об отлучке епископов и клириков. - О том, что такое перемещение, перехождение и вторжение. - О грамотах представительных, увольнительных и мирных, даваемых от епископов отходящим клирикам
Глава 10-я - об увольнительных грамотах
Глава 11-я - о епископах, похищающих церкви, им не принадлежащие
Глава 12-я - о тех, которые разбойнически похищают чужое
Глава 13-я - о тех, которые похищают жен для брака
Глава 14-я - о мужеложстве
Глава 15-я - о начальниках, каковы они должны быть
Глава 16-я - о женщинах, находящихся в очищении
Глава 17-я - о несовершеннолетних
Глава 18-я - об отлучении. - О том, что не должно без благословной вины отлучать кого-либо

Начало буквы B
Глава 1-я - о святом крещении - О святом мире
Глава 2-я - о младенцах, относительно которых есть сомнение, крещены ли они
Глава 3-я - о крещаемых младенцах агарянских. - О крещаемых непосвященными лицами
Глава 4-я - о крещаемых из иудеев
Глава 5-я - о царе
Глава 6-я - когда царь входит в св. алтарь
Глава 7-я - о том, что царю досаждать не должно
Глава 8-я - о брачных степенях, - Разделение родства. - О братотворении. - О кровном родстве. - О рожденных от блуда - О степенях свойства - О том, что не должно одному и тому же лицу брать двух троюродных сестер. - О степенях трехродного свойства. О усыновлении. - О том, что усыновляют и евнухи. - О том, что усыновляют и девицы. О восприятии от святого крещения. - О запрещенных браках помимо родства
Глава 9-я - о тех, которые гнушаются законными браками, вином, мясом и прочим
Глава 10-я - о насилии и захвате
Глава 11-я - о книгах Божественного Писания подлинных и подложных. - О Метафрасте. - О том, что не должно изрезывать священных книг
Глава 12-я - о умерших насильственно или самоубийцах
Глава 13-я - о високосе

Начало буквы G
Глава 1-я - о брачных степенях
Глава 2-я - о браках дозволенных и запрещенных. - Определение брака
Глава 3-я - о тех, которые гнушаются законными браками
Глава 4-я - о мужах и женах, вступающих во второй, третий и многие браки, и о лицах посвященных, вступающих во второй брак - О чтецах, вступающих во второй брак. - О "томе единения"
Глава 5-я - о жене, желающей вступить во второй брак, когда муж ее пропал без вести в путешествии или на войне
Глава 6-я - о том, что с двоеженцем не должно пиршествовать пресвитеру, благословившему брак
Глава 7-я - о том, что христиане, приходящие на брак, не должны внимать играм
Глава 8-я - о девах, без согласия своих родителей вступающих в брак
Глава 9-я - о противозаконных и недозволенных родственных браках. - О клириках, вступающих в беззаконные браки. - О мирянах, вступающих в беззаконные браки
Глава 10-я - о тех, кои похищают жен для брака
Глава 11-я - о тех, которые берут в брак посвященных Богу. - О диакониссах и вдовах
Глава 12-я - о том, что не должно заключать браков с еретиками
Глава 13-я - по каким причинам расторгается брак. - Безнаказанное расторжение брака и о браке, расторгаемом ради подвига воздержания
Глава 14-я - о диакониссах и вдовах
Глава 15-я - о женах обрученных. - Об обручении. Об обручении клириков - Об осквернившемся с своею тещею - По каким причинам расторгаются обручения
Глава 16-я - о клириках, изгоняющих жен своих под предлогом благочестия. - О мирянах, изгоняющих своих жен
Глава 17-я - о том, что епископы должны разлучаться со своими женами. - О том, что жене, разлучившейся от епископа, должно и постригаться
Глава 18-я - о том, что посвященным должно воздерживаться от своих жен, когда намереваются священнодействовать
Глава 19-я - о епископах или клириках, которые имеют сожительствующих жен
Глава 20-я - о тех, которые моются с женщинами
Глава 21-я - о том, что жены пресвитеров не должны быть пресвитеридами
Глава 22-я - о том, что женщинам не должно входить в святый алтарь
Глава 23-я - о том, что женам должно в церкви молчать
Глава 24-я - о том, что не должно женщинам одеваться в мужскую одежду
Глава 25-я - о том, что родильнице не необходимо соблюдать узаконенные посты
Глава 26-я - о том, кто имеет жену беснующуюся
Глава 27-я - о женщинах, находящихся в очищении
Глава 28-я - о женщинах, принимающих врачества для извержения зачатого плода
Глава 29-я - о жене, нерадящей о (ново) рожденном или покидающей его
Глава 30-я - о тех, которые насилуют жен-девственниц
Глава 31-я - о чародействе

Начало буквы D
Глава 1-я - о беснующихся или притворяющихся беснующимися
Глава 2-я - о заимодавцах, займе и закладах
Глава 3-я - о расторжении брака
Глава 4-я - о завещании
Глава 5-я - о диаконах. - О чести хартофилакса
Глава 6-я - о второбрачных
Глава 7-я - как епископам и пресвитерам должно учить народ
Глава 8-я (гл. 6-я) - о правде
Глава 9-я (7-я) - о судилищах, и о клириках и мирянах, имеющих тяжбы. - Об избранных судьях
Глава 10-я (8-я) - о епископах и клириках, подсудимых за свои преступления. - Об обвинителях в судах. - О свидетелях в судах. - О изверженных законно
Глава 11-я (9-я) - о том, что не должно дважды наказывать за одно и то же
Глава 12-я (10-я) - о тех, которые преследуют кого-либо за благочестие
Глава 13-я (11-я) - об освобождении рабов и принятии в клир.
Глава 14-я (13-я) - о дарах

Начало буквы E
Глава 1-я - о поручительстве
Глава 2-я - Об обычаях церковных неписанных. - О святой пятидесятнице
Глава 3-я - об обычаях эллинских
Глава 4-я - об обычаях гражданских
Глава 5-я - о мирных грамотах
Глава 6-я - о святых иконах. - О кресте. - Различие честных икон от идолов
Глава 7-я - о поджоге
Глава 8-я - об отдаче имущества в аренду
Глава 9-я - об одеждах, приличных посвященным
Глава 10-я - о залогах
Глава 11-я - о привилегиях и преимуществах, которые имеют Церкви и епископы. - Какие Церкви удостоены были особенных преимуществ? - О преимуществах Константинопольской Церкви - Почему патриарх рукополагается от Ираклийского епископа? - Почему Фессалоникский епископ был папским легатом? - Об избрании и хиротонии епископов. - Почему патриарх посылает ставропигии в митрополичьи пределы? - О епископах Булгарии, Кипра и Иверов. - Постановление Константина Великого
Глава 12-я - о построении и освящении церквей, - Об антиминсах - О тех, которые притворяются неистовствующими
Глава 13-я - о прибегающих в церковь
Глава 14-я - о том, что одному клирику не должно быть в церквах двух городов
Глава 15-я - о том, что не должно внутри церкви бывать так называемых вечерям любви, ни пиршествам, ни внутри священных оград ее быть корчемнице, ни предлагать что-либо на торговлю, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою
Глава 16-я - о том, что церковное имущество должно быть неотчуждаемо, и как епископам должно распоряжаться им
Глава 17-я - о епископах
Глава 18-я - о том, что епископы должны разлучаться от своих жен
Глава 19-я - о епископах, получающих Церкви по ходатайству начальников
Глава 20-я - о епископе рукоположенном и не хотящем отойти в назначенную ему Церковь или отшедшем и не принятом, или о неимевшем возможности отойти, по той причине, что Церковь занята язычниками
Глава 21-я - о епископиях, обращаемых в митрополии, и о том, что в одной области не должно быть двум митрополитам - Об императорских преимуществах
Глава 22-я - о том, что епископы должны восстановлять епископии и монастыри, если они сделались обыкновенными жилищами. - О том, что мирским людям не возбраняется принимать монастыри
Глава 23-я - о собственном имении епископа и о том, как он должен распоряжаться имением церковным
Глава 24-я - о том, что епископу должно иметь и эконома (для) церковного имущества
Глава 25-я - о том, что не должно епископу созидать монастыря в ущерб имуществу своей церкви
Глава 26-я - о том, что епископ из церковного имущества должен подавать нуждающимся из клириков
Глава 27-я - о том, что по смерти епископа имущество его не должно быть похищаемо клириками его или митрополитом, но должно быть сохраняемо тому, кто будет рукоположен после него
Глава 28-я - о том, что не должно епископу нисходить на степень пресвитера. - Об отречении епископов
Глава 29-я - о том, что епископ, постригшийся в монахи, лишается священства
Глава 30-я - о том, что не должно быть епископу в малом городе или деревне
Глава 31-я - о хорепископах. - О духовниках
Глава 32-я - о клятвопреступлении
Глава 33-я - об опекунах и попечителях
Глава 34-я - о скопцах
Глава 35-я - о благочинии молитв. - О Трисвятой песни
Глава 36-я - о заклинателях

Начало буквы Z
Глава 1-я - о теплой воде, вливаемой в Божественные Тайны
Глава 2-я - о живописании, причиняющем вред душам посредством нечистого удовольствия
Глава 3-я - о скотоложниках и обессловесившихся

Начало буквы H
Глава 1-я - об игуменах
Глава 2-я - о возрасте рукополагаемых
Глава 3-я - о долготе дня.

Начало буквы Q
Глава 1-я - о зрелищах и различных театральных играх
Глава 2-я - о богословии и православной вере
Глава 3-я - о святом Богоявлении
Глава 4-я - о клириках, устрояющих алтари против воли своих епископов
Глава 5-я - о том, что во св. алтарь беспрепятственно могут входить только посвященные, - что входят также и цари, когда намерены принести дары к божественной трапезе, и что мирянам или женщинам входить (в алтарь) запрещено

Начало буквы I
Глава 1-я - о священных сосудах и святотатстве
Глава 2-я - о том, что внутри священных оград не должно устроятъ так называемых "вечерей любви" - ни быть корчемницам - ни предлагать что-либо на торговлю, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою
Глава 3-я - о божественном священнодействии
Глава 4-я - об иудеях и о том, что отнюдь не должно иметь с ними общения. - Об опресноках, против латинян

Начало буквы K
Глава 1-я - о епископах и клириках уже изверженных, и сколькими епископами они извергаются
Глава 2-я - о церквах или городах, обновляемых царями
Глава 3-я - о новых постройках
Глава 4-я - о календах и ворожбах
Глава 5-я - о правилах церковных, и какие правила должно соблюдать
Глава 6-я - о "ставленной пошлине"
Глава 7-я - о том, что клирику не должно входить в корчемницу
Глава 8-я - о плодоприношении в божественные храмы. - Об идропарастатах и армянах. - О теплоте, в Божественные Тайны вливаемой. - О рождении Пресвятыя Богородицы
Глава 9-я - об обвинении епископов и клириков, и кто к обвинению допускаются и кто не допускается
Глава 10-я - об оглашенных
Глава 11-я - кому должно наследовать собственность епископа
Глава 12-я - о наследстве и лишаемых наследства сыновьях или родителях
Глава 13-я - о том, что к клиру должны быть причисляемы и непроисходящие из священнического рода, если будут достойны
Глава 14-я - о том, что клирикам не должно перемещаться
Глава 15-я - о том, что нуждающимся клирикам должно подавать из церковного имущества
Глава 16-я - о том, что не должно клирикам похищать имущество умершего клирика
Глава 17-я - о том, что не должно одному клирику быть в двух городах, или в одном городе служить в двух церквах.
Глава 18-я - о том, что не должно клирикам делать что-либо без воли (своего) епископа
Глава 19-я - о том, что и клирики не рукополагались отрешенно
Глава 20-я - о том, что клирикам церквей и монастырей должно состоять под властию епископа
Глава 21-я - о том, что клирик за прегрешение, если впадет в него, извергается, но не подвергается и отлучению (вместе с извержением)
Глава 22-я - о том, что клирики, не покоряющиеся занять высшую степень, лишаются и той, которую занимают
Глава 23-я - о краже. - О разбойниках
Глава 24-я - о том, что не должно иметь общения с отлученным от общения
Глава 25-я - о тех, которые не имеют общения с верными при совершении священной литургии, или отлагают общение на три воскресные дня
Глава 26-я - о том, что не должно давать причащение телам умерших
Глава 27-я - о том. что имеющему причаститься не должно приступать к своей жене
Глава 28-я - о том, когда причащается осквернившийся во сне. - О малакии
Глава 29-я - о том, что за божественное причащение не должно брать что-либо
Глава 30-я - о тех, которые сомневаются причащаться от пресвитера женатого
Глава 31-я - о благочинии в причащении пресвитеров и мирян
Глава 32-я - о том, что не должно принимать мирских попечений ни клирикам, ни монашествующим, разве до царскому повелению
Глава 33-я - о попечителях
Глава 34-я - о судилищах, где должны быть судимы клирики и монахи, и об избранных судьях
Глава 35-я - о тех, которые предаются игре и пьянству
Глава 36-я - о том, что в день Господень преимущественно должно епископам учить народ
Глава 37-я - о том, что в день Господень не должно поститься, ни преклонять колен, ни работать, ни бывать зрелищам. - О святых Богоявлениях
Глава 38-я - о кодикелле

Начало буквы L
Глава 1-я - о епископах, производимых из мирян
Глава 2-я - о вступающих в мирский чин епископах, или клириках, или монахах
Глава 3-я - о том, что мирянам в церкви учить не должно
Глава 4-я - о божественной литургии
Глава 5-я - о латинянах
Глава 6-я - о разбойниках кающихся
Глава 7-я - об убивающих разбойников
Глава 8-я - о тех, которые разбойнически похищают чужую собственность
Глава 9-я - о том, что не должно мыться мужчинам вместе с женщинами.
Глава 10-я - о рождении Пречистой Богородицы
Глава 11-я - о расторжении брака

Начало буквы M
Глава 1-я - о волхвах, числогадателях и волшебниках, а также и об астрологах, чародеях и к тому же о колдовствах, отравах и амулетах. - О стоначальниках. - О вожаках медведей. - Об облакогонителях. - Об обаятелях
Глава 2-я - о малакии
Глава 3-я - о пьянствующих
Глава 4-я - о перемещении и перехождении епископов или клириков
Глава 5-я - о том, что кающихся не должно отвергать
Глава 6-я - о местах покаяния
Глава 7-я - о том, что епископу предоставляется право сокращать или продолжать епитимии кающимся, смотря по их расположению
Глава 8-я - о том, что кающиеся, при наступлении кончины, должны быть удостоиваемы божественного причащения, а в случае выздоровления должны снова воздерживаться от него
Глава 9-я - о том, что принимать помыслы кающихся и решить и вязать грехи предоставлено епископам, а с их дозволения и пресвитерам. - О том, что и гражданскими законами установлено употреблять наказания более человеколюбиво
Глава 10-я - о скверноядших
Глава 11-я - о смехотворцах и позорищных
Глава 12-я - о найме
Глава 13-я - об обручении
Глава 14-я - о прелюбодеянии
Глава 15-я - о монастырях и монахах. - О том, как должно принимать желающих постричься. - О тех, которые без молитвы облеклись в монашеское одеяние. - О пустынниках. - О перехождении из монастыря в монастырь. - О монашествующих женах. - О монахах и монахинях испадающих. О том, как епископ производит (кого-либо в игумена)
Глава 16-я - о святом мире

Начало буквы N
Глава 1-я - о построении и освящении храмов
Глава 2-я - о том, что внутри оград храма не должно ни бывать пиршествам, ни быть корчемницам, ни предлагать что-либо на продажу, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою
Глава 3-я - о младенцах покидаемых или сомнительных, крещены ли они
Глава 4-я - о посте
Глава 5-я - о том, что не должно поститься в субботы и в воскресные дни
Глава 6-я - о том, что постящиеся должны воздерживаться от пищи не по гнушению яствами
Глава 7-я - о законе
Глава 8-я - о владении

Начало буквы X
Глава 1-я - об истреблении идолов
Глава 2-я - о том, что чужих клириков должно принимать

Начало буквы O
Глава 1-я - о том, что эконома должно иметь епископу и игумену
Глава 2-я - о птицегаданиях
Глава 3-я - об осквернившемся во сне
Глава 4-я - о клятвах

Начало буквы P
Глава 1-я - об играх позорищных
Глава 2-я - о клириках, ядущих в гостинице
Глава 3-я - об отречении епископов
Глава 4-я - о женах, избравших девство
Глава 5-я - о посте в пяток
Глава 6-я - о доверении
Глава 7-я - о Св. Пасхе. - Для чего Пасха бывает после равноденствия? - Почему кругов луны считается 19? - Почему кругов солнечных двадцать восемь? - Почему луны и основания начинаются с октября? - Как находить круг луны? - Как находить основание луны? - Как находить круг солнца? - Как находить индикт? - Как находить день иудейской Пасхи? - Как находить день христианской Пасхи? - Как находить мясопуст? - О Пасхе иудейской и о разногласии касательно полнолуния. О том, что для Пасхи положено четыре ограничения. - О весеннем равноденствии. - О тридневном воскресении
Глава 8-я - о патриархе
Глава 9-я - о периодевтах или экзархах
Глава 10-я - о вере православной
Глава 11-я - о любостяжании и хищении
Глава 12-я - о том, как должно духовным отцам устроять исповедающихся им
Глава 13-я - о том, что не должно есть удавленных животных
Глава 14-я - о наказаниях
Глава 15-я - о блуде
Глава 16-я - о том, кто имел пожелание учинить блуд, но не привел пожелания в дело
Глава 17-я - о содержателях блудниц
Глава 18-я - о привилегиях и преимуществах, которые имеют архиереи и Церкви, и об областях их
Глава 19-я - о правах, которые имеют пресвитеры
Глава 20-я - о приданом
Глава 21-я - о предателях

Начало буквы R
Глава 1-я - о мужах и женах, находящихся в непроизвольном истечении

Начало буквы S
Глава 1-я - о том, что по субботам не должно поститься
Глава 2-я - о позорищных
Глава 3-я - о том, что креста изображать на земле не должно, а изображенные кресты должно разметать
Глава 4-я - о договорах и условиях
Глава 5-я - о пиршествах
Глава 6-я - о тех, которые удаляются от священных собраний
Глава 7-я - о клириках, имеющих привведенных жен
Глава 8-я - о тех, которые прикосновенны к грехам клириков и не исповедают (их)
Глава 9-я - о соборах, ежегодно бывающих
Глава 10-я - о представительных грамотах
Глава 11-я - о тех, которые учиняют соумышления (заговоры), скопища, или восстания
Глава 12-я - о раскольниках

Начало буквы T
Глава 1-я - о чине клириков
Глава 2-я - о погребении
Глава 3-я - о том, что непозволительно ни крестить умерших, ни подавать причащение телам их
Глава 4-я - о детях клириков
Глава 5-я - о святой четыредесятнице и о соблюдаемых в ней обычаях. - Почему божественная литургия совершается большею частию в третий час дня, а иногда - в великие Праздники - в навечерии? - Почему четыредесятница называется одесятствованием целого года, и по каким причинам совершается все то, что в ней совершается? - Почему память усопших не совершается в течении четыредесятницы, разве в субботние дни? - Почему браки и некоторые иные таковые торжества не совершаются в четыредесятницу? - О чуде, посредством колива совершенном святым Феодором (Тироном). - Почему пред четыредесятницей мы совершаем память всех в вере скончавшихся и святых отцов? Почему после пятидесятницы совершается память всех святых?
Глава 6-я - о посте в среду
Глава 7-я - о том, что лихву брать воспрещено всякому клирику, и о лихве
Глава 8-я - о Трисвятой песни
Глава 9-я - о том, что волосы на голове не должно украшать
Глава 10-я - о гробокопателях
Глава 11-я - о том, что бить клирикам не дозволяется

Начало буквы U
Глава 1-я - об обидах
Глава 2-я - об идропарастатах - еретиках
Глава 3-я - о усыновлении
Глава 4-я - о служителях или иподиаконах
Глава 5-я - о дарении по случаю брака

Начало буквы F
Глава 1-я - о Фалкидии
Глава 2-я - об отравителях
Глава 3-я - о растлении дев
Глава 4-я - о сребролюбии
Глава 5-я - об убийствах вольных и невольных
Глава 6-я - о самоубийцах
Глава 7-я - об убийствах на войне и о тех, которые убивают разбойников
Глава 8-я - о женах, убивающих посредством отравы зачатый в утробе плод. - Об убийствах невольных и о младенцах, заспанных своими родителями
Глава 9-я - о том, что не должно делать амулетов
Глава 10-я - об осужденных на заключение в темнице

Начало буквы C
Глава 1-я - как происходят избрания рукополагаемых (во) епископов и о бывающем при них прекословии
Глава 2-я - о том, что избрания рукополагаемых не должны быть производимы ни мирскими начальниками, ни народом
Глава 3-я - о сроке, в течение которого должно рукополагать епископов
Глава 4-я - каковым должно быть рукополагаемым во епископов и что им прежде всего должно знать
Глава 5-я - сколько епископов рукополагают епископов и прочих клириков
Глава 6-я - о том, что имеющему быть рукоположенным во епископа должно прежде разлучиться с своею женою
Глава 7-я - о возрасте рукополагаемых
Глава 8-я - о том, что умирающему епископу не должно поставлять другого вместо себя
Глава 9-я - о том, что не прежде должно поставлять кого-либо во епископа, или во пресвитера, или во диакона, разве когда всех в доме своем сделает христианами
Глава 10-я - о том, что не должно вдруг рукополагать во епископа мирянина, ни новопросвещенного, и по каким причинам клирик лишается священства
Глава 11-я - когда евнух или иначе поврежденный в теле рукополагается во епископа или клирика
Глава 12-я - о том, что не должно рукополагать епископа в церковь, епископ которой еще жив
Глава 13-я - о том, что не должно рукополагать епископа в малый город или деревню
Глава 14-я - о рукоположении хорепископов
Глава 15-я - о епископе, который по рукоположении не хочет отойти в назначенную ему церковь
Глава 16-я - о том, что епископ не должен совершать хиротонии в епархиях, ему не подчиненных
Глава 17-я - о том, что епископу не позволяется рукополагать клирика иной епархии
Глава 18-я - кому из епископов дано право принимать чужих клириков и рукополагать в подчиненные им церкви
Глава 19-я - о том, что рукополагается в клирики происходящий и не из священнического рода
Глава 20-я - когда рукополагаются рабы
Глава 21-я - о производстве чтецов
Глава 22-я - о том, что клирики не рукополагались отрешенно
Глава 23-я - о том, что рукополагается и тот, кто, находясь в состоянии оглашения, прежде крещения идоложертвовал
Глава 24-я - о том, что перепоставлений не должно быть
Глава 25-я - о том, кто повинен грехам и рукоположен
Глава 26-я - о том, что не должно рукополагать того, кто просвещен крещением в болезни
Глава 27-я - о тех, которые дают клятву не принимать хиротонии
Глава 28-я - о рукополагаемых за деньги. - О пошлине и о том, что дается за рукоположение
Глава 29-я - о вдовых женах
Глава 30-я - о тех, которые глумятся над болезненными
Глава 31-я - о святом мире и о том, какие из еретиков, приходящих к Церкви, только миропомазуются
Глава 32-я - о христианстве
Глава 33-я - о хорепископах

Начало буквы Y
Глава 1-я - как подобает петь и молиться
Глава 2-я - о певцах и чтецах
Глава 3-я - о том, что к лжемученикам еретическим не должно отходить
Глава 4-я - как происходят избрания имеющих принять рукоположение

Начало буквы W
Глава 1-я - о том, кому должно носить орарь

Предисловие О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ

Вознамерившись распределить по буквам предметы священных канонов, мы рассудили сократить их, на сколько возможно, дабы ищущим удобнее было находить известный предмет; но, задавшись такою целью, мы сочли за необходимое на первом месте поставить богодухновенные каноны, утверждающие православную веру; ибо тем (только), кои непоколебимо стоят на ее основании, не бесполезно предложить содержание и прочих правил, а отчужденные от истинной веры и лишенные сокровища правых догматов какое могут иметь внимание к священным правилам? Посему и правила первой важности не должно полагать после тех, которые получили первенство по числу и порядку букв. Как закон природы побуждает тех (только), кои причастны жизни, принимать пищу (хотя мы и знаем некоторых из божественных мужей, долгое время не принимавших ее), а для лишившихся жизни, с уничтожением способности желать и принимать, пища, думаю, излишня и бесполезна, - так некоторые, как негде говорится и как повествуют истории деяний, спаслись верою, а упражняющиеся в делах, когда им не предшествует вера, столько же пользы получают от них, сколько и слепцы от солнечного света.

Итак, первое правило святаго и Вселенского второго Собора определяет, что господствующая только та вера, которую провозвестили Никейские триста восемнадцать богоносных отцов, - как составленная из здравых догматов, - а все ереси, мыслящие иначе, чем она, с презрением предает анафеме.

А 5-е правило того же Собора хвалит отцов, собравшихся в Сардике, за то, что они утвердили символ веры Никейских отцов.

А святый и Вселенский третий Собор в шестом и седьмом правилах - тех, кои доходят до такой дерзости, чтобы сочинять другой символ, кроме священного символа, составленного в Никее, и к тому же допускают нечестивые мнения Нестория и покушаются таким образом учить приходящих к Церкви, - клириков изгоняет из клира, а мирян предает анафеме.

И святый и Вселенский шестой Собор в первом правиле заповедует хранить неприкосновенною нововведениям преданную нам от священных Апостолов веру; к тому же - не преступать учения, утвержденного на первом Соборе, отцы которого, провозвестившие всем единосущее в трех Ипостасях Богоначального естества. [ В подлиннике опечатка: вм. См. пр. 1-е VI всел. Греч. рукоп. Синт. принадлежащ. Моск. Синод. Библ. № 151 (150); так и по славянскому переводу в лучших рукописных кодексах синтагмы. ], последователей богомерзкого Ария, не соглашающихся с их мнением, совершенно изгоняют (из Церкви); повелевает также, чтобы было покланяемо и то, что определено на втором Соборе: ибо сей Собор, отвергший духоборца Македония и осудивший анафемою единомысленных с ним, предал, что Дух Святой равночестен Отцу и Сыну, как истинный Бог, и вместе с тем, осудивши безумного Аполлинария, утвердил догмат, что Господь принял плоть умную и одушевленную; также потщился утвердить и то, что определил третий Собор, - ибо он утвердил догмат, что Христос, Сын Божий, по воплощении есть един, и исповедал, что безсеменно и сверхъестественно родившая Его Приснодева-отроковица есть собственно и истинно Богородица, а безумного Нестория, разделяющего единого Христа на двух сынов, с его лжеучением предает вечной анафеме, утверждает священные догматы и отцов четвертого Собора, которые, отгнав от порогов церковных богомерзкое слияние Евтихия и Диоскора, изложили учение о едином Христе, состоящем из двух естеств и в двух естествах и по соединении созерцаемом, ибо сих, держащихся противоположного Несториеву злочестия и думающих, что великое таинство спасительного домостроительства совершилось призраком, - Нестория за злочестивое разделение, а Диоскора и Евтихия, - за злочестивейшее слиянное соединение - отцы, справедливо возненавидев, отвергают далеко от Бога; повелевает также держаться догматического учения, изложенного по вдохновению божественного Духа пятым Собором и удаляться осужденных прежде него [ На частном Константинопольском 541-го года соборе. ] пагубных пустословий Оригена и его сообщников; также и сей Собор, запечатлевший и утвердивший определения прежде него бывших Соборов, т. есть шестой, в сем сказанном 1-м правиле - утвердив догмат о двух волях и двух естественных действиях во едином Господе нашем, объявляет отверженными (от Церкви) сообщников Пирра и Сергия, безрассудно проповедывавших одну волю в Господе; благочестиво постановил, чтобы вера славных благочестием мужей была соблюдаема твердо до скончания века и почитает достойными анафемы тех, которые прибавляют или убавляют что-либо в преданной нам правой и здравой вере.

Согласно с сими и Карфагенский Собор в первом и втором своих правилах повелевает особенно почитать догматическое учение о единосущии покланяемой и святой Троицы и о нашей вере в Нее, утвержденное на первом Соборе божественными отцами, священный символ веры которых буквально излагается.

Законы

А гражданские законы определяют буквально так: христианин тот, кто верует, что едино есть Божество, в равной власти, Отца и Сына и Святаго Духа; а кто мыслит вопреки сказанному - еретик.

НАЧАЛО БУКВЫ A

Глава 1-я. Об отрекшихся от сей непорочной Христианской веры, и как должно принимать тех из них, которые раскаиваются

Благовременно будет после сего повествовать, как о просвещенных единою, как сказал великий Павел (Евр. 6, 4-6), и вкусивших дара небесного и причастников бывших Духа Святаго и доброго вкусивших Божия глагола и силы грядущего века и преткнувшихся (о беда!) и отпадших от веры в Господа, - божественные отцы утробами неизреченных щедрот паки болезнуют (Павел да восполнит мне и сие), дондеже вообразится в них Христос (Гал. 4, 19), - о тех т.е., в которых пробуждается искреннее раскаяние в крайней безрассудности; ибо отцы приметили в них большое различие и потому в епитимиях доставили им различные врачества.

Итак великий Григорий Нисский, в послании к (Литоию епископу Мелитинскому) знаменитому по мудрости и духовному разумению, исследуя происхождение всех наших грехов, в первом правиле говорит: "В душе нашей усматриваются три силы: сила ума, сила раздражения и сила вожделения. В сих бывают и подвиги упражняющихся в добродетели и падения уклоняющихся на зло". Доброе проявление силы ума состоит в благочестивом понятии о божественном, в искусстве различения добра и зла и познания того, что в предметах вожделенно и что достойно отвержения и отвращения. Злое же направление силы ума, по противоположению, есть нечестие относительно божественных вещей [ Из пр. 1-го св. Григория Нисского. ]; например, если кто-нибудь, отрекшись от веры во Христа, совратился в иудейство, или идолопоклонство, или манихейство [ Из пр. 2-го. ], - или, отшедши к чародеям и магам, был уловлен ими и теми, кои обещают чрез демонов делать некоторые очистительные действия и отвращения вреда [ пр. 3-го. ], - и, просто сказать, - кто погрешает в суждении о предметах, почитая свет тьмою, а тьму светом, по Писанию (Иса. 5, 20). Опять, доброе проявление силы вожделения состоит, конечно, в том, чтобы стремиться к добродетели, - т.е. всею силою любви и всецелым расположением души прилепляться к Богу и ничего не предпочитать любви к Тому, Который источает людям добродетель и всяк дар совершен (как негде говорит божественный Иаков - I гл. 17 ст.). Уклонение же сей способности есть сластолюбие, сребролюбие, пожелание тщетной славы и цветущей красоты телесной, которое, овладев душею, оканчивается блудом, или прелюбодеянием [ Из прав. 1-го св. Нисск. ]. Прелюбодеяние св. отец определяет [ - в 4-м правиле. ], как "навет и обиду чуждому союзу", а блуд, не разрушающий супружества ближнего, "как исполнение одной похоти". К нелепому прелюбодеянию относится мужеложство и скотоложство, потому что и сии грехи св. отец почитает прелюбодеянием против естества; как причинение обиды чуждому роду, и притом вопреки естеству [ Из 4-го пр. ]. Похвальное, наконец, и сообразное с природою действие силы раздражения у подвизающагося за веру и добродетель состоит в ненавидении зла, борьбе со страстями, укреплении в мужестве, неустрашимости угроз смертию, безтрепетном перенесении жесточайших мучений и непоколебимости при разлучении от того, что есть приятнейшего, или обычного. Уклонение же и превратное направление сей силы - есть зависть, памятозлобие, ссоры, которые оканчиваются поражениями, а иногда и убийствами.

О двух силах души, - раздражения т.е. и вожделения, и о грехах, в них возникающих, будет сказано в подобающем месте, как того требует порядок букв; а грехи, происходящие от противоестественного движения силы ума, рассмотрим теперь: ибо от отцов они признаны тягчайшими и требующими большого и строжайшаго покаяния и из них особенно отречение от правой веры [ Из 2 пр. св. Гр. Нисского. ], о чем мы и предприняли говорить.

Итак, грех отречения от веры судится не только по различию способов (которыми доведен до него грешник), но и по различию времен: ибо некоторые отпали от веры, устрашась одной угрозы, или быв уловлены ласкательством, или быв подвергнуты и пыткам, и не могши снести их жестокостей; кроме того, одни добровольно пристрастились к злочестию, опасаясь лишения имущества, а другие, по отречении от веры, сделались (увы!) гонителями благочестивых; и из сих опять одни переменили истину на заблуждение в то время, когда благочестие было только в зародыше и еще не прочно утвердилось, а между тем свирепствовало гонение и мучители подвергали нестерпимым мучениям почитающих истину; а другие в то время, когда благочестие распространилось по всей подсолнечной и украшало царей не менее, чем и носимая ими диадима [ узкая, по средине расширявшаяся, шелковая, шерстяная, или льняная головная повязка, служившая украшением государей. В употребление ввел диадиму Диоклетиан; Константин Великий украсил ее одним рядом, или двумя рядами жемчугов и драгоценных камней. ].







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.