Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О тех, которые притворяются неистовствующими





Посему-то и жен, неистовствующих по наваждению и лести демонов и будто провидящих будущее; или мужей, показывающих вид, что они одержимы бесом и подобное болтающих - должно всячески отгонять и заграждать уста [ Из Вальсамона на прав. 86-е Карф. соб. Tom. 138, p. 304. Ср. Зак. Госуд. Рос. Т. XIV. Уст. о предупрежд. и пресеч. преет. 1876 г., ст. 32, 33, Ук. Св. Син. 1722 г. апр. 12, п. 7. Полн. собр. пост. по дух. вед. N 591. ]. Ищи еще в 2-й главе буквы A правило 34-е собора Лаодикийского 23.

Законы

Желающий построить молитвенный дом или церковь должен подробно объяснить о сем епископу города и пожертвовать все потребное для освещения храма, и для совершения священной литургии, и для приличного содержания места, и для пропитания служителей, принадлежащих храму, и тогда епископ, объявляя всем о сем деле, -должен публично прийти туда и с молитвою утвердить крест, и тогда начинать дело, - строить предположенное здание [ Нов. Юст. 67, глав. 1 и 2 (извлечение). Corp. Jur. civ. vol. II. Imper. Justin. Aug. nov. const. р. 148. Кормч. гл. 42, гр. 27. ], и что начавший строить новое или возобновлять ветхое понуждается с своими наследниками от эконома, и от епископа и от светского начальства - окончить то, что начал, и потом отдать дары, обещанные храму.

Никакое дело (тяжебное), принадлежащее честному дому, ни личное, ни залоговое, не может быть вчиняемо по прошествии 40 лет.

Глава 13-я. - о прибегающих в церковь

Законы

Постановляем, чтобы никому не было дозволено изгонять из святой церкви прибегающих (к ней) по какому бы то ни было несчастному случаю, а дерзнувших сделать сие подвергать обвинению в святотатстве.

Самовластно отторгший прибегающего в святую Божию Церковь, по телесном наказании и острижении волос, должен быть сослан.

Беглецы должны иметь безопасность до пределов церковных на народной площади, - пользуясь внутренними крещальнями, или садами, или обиталищами, или галлереями, или дворами, им должно быть возбранено спать или есть внутри храма; оружием же не должны ограждать себя, но слагать оное у епископа.

Раб, прибегший с оружием, должен быть немедленно извергнут, а в случае сопротивления должен быть принужден большею силою, и, если, защищаясь, будет убит, то господин, напавший на него и убивший, должен быть невиновен.

Ни человекоубийцам, ни прелюбодеям, ни похитителям дев не доставляй безопасности от святилищ, но удаляй и оттуда и подвергай наказанию; ибо неприлично щадить погрешающих в этом, но насилуемых, дабы они не потерпели чего-либо такового от дерзких людей; впрочем, и безопасность от святилищ дается от закона не тем, которые причиняют обиды, а тем, которые оные терпят; да и невозможно было бы и тому и другому пользоваться безопасностью от священных мест - и причиняющему обиды и обижаемому.

Никто не должен насильно отвлекать прибегающего к церкви, но должен объявить вину беглеца священнику и от него безопасно брать прибегающего, для того, чтобы сделано было законное исследование и распоряжение относительно его дела.

Если кто-нибудь решится отторгнуть от церкви беглеца, то таковый должен получить двенадцать ударов, и потом должно исследовать, как следует, дело беглеца.

Беглецы должны судиться у поставленных на то судей, и противники их не должны обжаловать этот приговор пред Церковию.

Боголюбезнейшим епископам или экдикам должно тщательно записать имена и вины прибегающих и объявить светским начальникам, а они должны оказать им должную справедливость. Посему не записанные не суть беглецы. Ищи еще в гл. 7-й буквы P.

Глава 14-я. о том, что одному клирику не должно быть в церквах двух городов

10-е правило IV Собора, а также и 20-е полагают, что одному клирику не должно числиться в церквах двух городов, т.е. в той, в которой он первоначально рукоположен, и в той, к которой впоследствии перешел, как большей, из желания суетной славы, из епископии, например, в митрополию или из митрополии в патриархию [ Из Зонары. Тот. 137, р. 424. ], - но возвращать такового туда, где прежде принял хиротонию. Если же кто, говорит (правило), успел переместиться прежде (издания) сего правила, то не должен вмешиваться в дела той церкви, из которой переведен; а делающим это определяется в наказание низложение с их степени. Но сие (правило) не препятствует клирикам быть определенными к двум церквам в одном городе [ Из Вальсамона. ].

Хотя 15-е правило VII Собора запрещает в знаменитых городах одному клирику определяться к двум церквам, ради низкой корысти, и попускает быть сему только во внешних странах, по недостатку в них людей, ибо если, говорит, для удобства жизни ему недостаточно доходов от одной церкви, то пусть удовлетворяет и себя и других, проходя некоторые из других занятий, ибо Апостол говорит: требованию моему и сущим со мною послужисте руце мои сии (Деян. 20, 34) - но перемена времени и обстоятельств изменила все это [ Замечание взято из Вальсамона. Тот. 137, р. 965-968. ].

Глава 15-я. - о том, что не должно внутри церкви бывать так называемым "вечерям любви", ни пиршествам, ни внутри священных оград ее быть корчемнице, ни предлагать что-либо на торговлю, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою

Ищи 3-ю главу буквы A.

А 76-е правило VI Собора внутри священных оград церкви - корчемнице быть, или съестное предлагать на продажу, или иное что-либо для торговли, - почитая крайне беззаконным, делающего это подвергает отлучению; не сказало (правило): "внутри церкви", ибо сие никому из благочестивых и здравомыслящих и в помышление не может придти, но: "внутри священных оград", разумея всю окрестность церкви, и преддверия, и места около храмов. Ибо и Господь, вознегодовав на сие, изгнал бичом богопродавцев из храма и рассыпал деньги, т.е. монеты меновщиков, т.е. продающих мелкие монеты [ По Зонаре и Вальсамону. Тот. 137, р. 773-776. ].

А 88-е (правило того же Собора) без нужды вводящих внутрь церкви какое бы то ни было животное, - клириков извергает, а мирян отлучает. Если же кто, говорит (правило), путешествуя, например, зимою и не имея пристанища, вошел в храм и животное ввел с собою, то не заслуживает порицания, как сделавший это не по воле, но по необходимости, из боязни, дабы, в случае погибели животного от стужи, и сам он, хотя бы он и думал, что избежит в то время смерти от простуды, не подвергся опасности, не имея возможности без него продолжать путь. Ибо суббота, говорит, человека ради бысть (Мрк. 2, 27), дабы успокоился раб твой и подъяремное (Исх. 20, 10). Таким образом, успокоение животного предписано законом не ради его самого, но ради человека, дабы, после отдохновения, он имел его потом более бодрым, - как говорит и великий Павел: о волах ли печется Бог (1 Коринф. 9, 10) [ Из Зонары, почти буквально. Тот. 137, р. 816. ]; неприлично также впускать каких-нибудь пернатых, дабы извержением их не была осквернена святыня [ Из Вальсамона, ].

А 97-е (правило того же Собора) сожительствующих с женами, которые, ни во что поставляя благоговейный страх к святыне, дерзают поселяться в священных местах около церкви и не полагают различия между святым и нечистым, - повелевает изгонять из всех сих мест и из так называемых мест для оглашенных, а непокоряющихся (сему определению) подвергает (правило) - клириков извержению, а мирян - отлучению.

Закон

И вышесказанный закон не позволяет беглецам внутри храма спать или есть, а также 73-я новелла императора Льва Мудраго повелевает наказывать тех, кои позволяют другим поселяться в местах, назначенных для оглашенных.

Глава 16-я. о том, что церковное имущество должно быть неотчуждаемо, и как епископам должно распоряжаться им

38-е правило святых Апостол повелевает епископу иметь попечение о всех церковных вещах и распоряжаться оными, как бы пред Богом свидетелем; но непозволительно ему присваивать что-либо из оных или сродникам своим дарить принадлежащее Богу; а если они бедны, то подавать им наравне с прочими бедными, но, под предлогом раздачи бедным, не продавать принадлежащего церкви, но из доходов удовлетворять и себя и тех, ибо отчуждать посвященное Богу непозволительно.

12-е правило VII Собора, слово в слово приводя сие правило (38-е Ап.), прибавляет: если какой-нибудь епископ или игумен продаст что-либо из стяжаний, принадлежащих епископии или монастырю, и отдаст начальнику или иному кому-либо, в таком случае отдача должна быть недействительна; а если захотел бы поставить в предлог, что поле больше причиняет убытка, чем приносит пользы, то в этом случае он должен отдавать его не начальникам, а клирикам или земледельцам; если же употребит хитрость, и начальник снова перекупит поле у клира или у земледельца, то и в таком случае сделка должна быть недействительна, будет ли это продажа или договор, и поле д. б. возвращено епископии или монастырю, и епископ или игумен, допустивший такую хитрость, должны быть извергнуты, тот из епископии, а сей из монастыря, "яко зле расточающие то, чего не собирали", а под изгнанием подразумевается, конечно, и извержение.

Согласно сим правилам определяет и 26-е (35-е) Карфагенского, и хочет, чтобы церковные стяжания были неотчуждаемы, хотя бы и вовсе не приносили никакого дохода; а если належит какая-нибудь великая нужда, то (епископ должен) доложить о сем определенным двенадцати [ Согласно с Вальсамоном и Зонарой ] епископам, и прежде их - первенствующему; если же и сие невозможно, по неотложности нужды, в таком случае должно быть засвидетельствование соседнего епископа, из предосторожности, дабы собор не остался в неведении о случившихся обстоятельствах его (епископа) церкви; если не позаботится сделать это, то, как повинный пред Богом и собором, должен быть лишен своей чести.

А 33-е (12-е) запрещает пресвитерам и прочим клирикам продавать что-либо из движимых и недвижимых церковных вещей, если, конечно, не соизволяет и епископ; но и епископу не позволяется делать это без ведома собора, которому он принадлежит, а также и подведомых ему пресвитеров: ибо в управлении церковным имуществом должно иметь самых достоверных свидетелей, дабы не возникло обвинений против него. Продавать движимое, например, священные сосуды, совершенно запрещено, - но упрекать епископа, и без согласия клира продающего относящееся к пище, как-то: хлеб и другие виды семян, не должно [ Добавление к прав, заимст. из Вальсамона. Tom. 138, p. 150-152. ].

То же самое говорит и 15-е прав. собора Анкирского и прибавляет: если случится, что клириками будет продано что-нибудь из принадлежащего церкви, вдовствующей без епископа, в таком случае имеющему быть потом поставленным епископу должно востребовать проданное и его суду предоставляется решить, должно ли возвратить цену покупщику или нет, ибо, может быть, при хорошей доходности поля, он получил больше вложенной цены.

А великий Кирилл во второй главе [ Правило 2-е св. Кирилла Александрийского. ] послания к Домну повелевает утвари и недвижимые стяжания хранить церквам неотчуждаемыми, а распоряжение случающимися расходами иметь правящим божественное священство; ибо требование от епископа отчета в случающихся у них расходах, из доходов ли церковных, или из приношений от некоторых, весьма огорчает, как крайняя несправедливость, сущих по всей земле благочестивейших епископов, ибо каждый из нас в свое время даст отчет Судии всех.

Законы

Знаем по опыту, что отчуждение стяжаний, которые принадлежат благочестивым домам, бывают к крайнему вреду и всеконечному разорению церквей Божиих: ибо, лишаемые от сего своего имущества, они поставляют в невозможность к дальнейшему существованию; посему лучше - отныне не позволять происходить сему, разве когда побуждает неотложная нужда.

Арендующие, или нанимающие, или покупающие, или каким-либо образом принимающие во владение недвижимое стяжание от благочестивых монастырей или просто церквей должны прилагать большое попечение о том, чтобы получаемое от них расходовалось на необходимые нужды сказанных церквей или на приобретение, взамен отданных, других стяжаний, потребных церквам. Если же внесенное от них будет употреблено не сказанным образом, но продавшие недвижимые стяжания или иначе каким бы то ни было образом отдавшие их употребят, может быть, на иные какие-нибудь свои нужды, или просто - помимо пользы для благочестивых домов, то те лишаются вложенной цены: вышесказанные благочестивые домы и церкви, вчиняющие иск в продолжении сорока лет, безденежно получат свое всяческим образом, а не приложившие должного попечения относительно полученного от них от благочестивого дома никоим образом, как сказано выше, не получат: ибо довольно для них и того, что они не терпят никакого иного наказания за то, что содействовали прийти в разорение церквам Божиим, насколько то зависело от их нерадения, впрочем, против потративших полученную цену на свой обиход или просто помимо пользы для благочестивых домов, они могут вести иск.

А если состоится какая-нибудь сделка у одного из благочестивых домов относительно различных имуществ, как движимых, так и недвижимых, вопреки постановленному нами, - в таком случае возвращать в ту же церковь то имущество, с которым последовало что-либо подобное, с прибылью за промежуточное время; притом должны остаться в Церкви же - цена, или данное вместо дара, или в уплату, или по другой какой бы то ни было причине. Если же церковное имущество поступит в дар, то и таковое должно быть возвращено святейшей церкви с прибылью за промежуточное время. А если оно отдано будет в залог вопреки сему постановлению, то заимодавец должен потерять данное им в заем, а самое имущество возвратить благочестивому дому, а тавулларии, написавшие подобного рода договор вопреки этому нашему закону, должны быть осуждены на всегдашнее изгнание.

Узаконяющая сие 120-я Юстинианова новелла определяет, что не только бездоходные, но часто и приносящие хороший доход недвижимые имущества церквей или монастырей и самой великой церкви отчуждаются и передаются, по причинам, в ней указанным; также и священные сосуды в нужное время отчуждаются или закладываются, на выкуп, например, плененных; если же будет много священных сосудов, не имеющих никакого необходимого употребления, а случится, что какой-нибудь из благочестивых домов обременен множеством долгов и не имеет иного движимого имущества, которым мог бы отдать долги, в таком случае должна быть даваема свобода, по заключении законной продажи - (епископ отчуждает в присутствии митрополита, а митрополит в присутствии своего патриарха), - излишние сосуды имеющим нужду другим благочестивым домам продавать или расплавлять и продавать и цену их оставлять в долг, чтобы не отчуждать недвижимых их имуществ.

Благочестивые домы, не имеющие возможности удовлетворить казну из других источников, законно продают и движимое имущество, в присутствии митрополита, епископов и клириков, состоящих при нем; а недвижимые церковные имущества отчуждаются тогда, когда вовсе не будет имущества движимого.

А по законам, отчуждением называется в собственном смысле перенесение владения, т.е. дарение, продажа, отдача в аренду, мена и подобное, а отдачею - поручение кому-нибудь на определенные времена; а в несобственном смысле и отдача называется отчуждением и отчуждение - отдачею.

Кто даст по противозаконному условию, тот не имеет права вести иск, чтобы обратно получить данное.

Глава 17-я. - о епископах

Ищи в 7-й главе буквы D правило 58-е святых Апостолов.

Законы

Епископ есть блюститель и попечитель о душах всех принадлежащих к Церкви и находящихся в его епархии, имеющий силу совершительную для посвящения пресвитера, диакона, иподиакона, чтеца, певца и монаха.

Епископу свойственно смиренным снисходить, а превозносящихся презирать и мудрование гордых преклонять к смирению делом и словом, подвергать себя опасности за паству, и ее бедствие почитать своим.

Епископам заповедано доносить первенствующим в стране (т.е. начальникам) об обидах обидчиков.

Епископы должны посещать находящихся в темнице в среду и пятницу, будут ли то рабы, или свободные, и должны побуждать начальников делать относительно их, что повелевают законы; а когда начальники не повинуются, должны (епископы) доносить о них царю.

Епископы должны побуждать начальников выводить по истечении двадцатидневного срока вверженных в темницу рабов, если в продолжении двадцати дней не явятся господа (их), чтобы освободить их.

Ищи еще 8-ю главу буквы P.

Глава 18-я. - о том, что епископы должны разлучаться от своих жен

Ищи 17-ю главу буквы G.

Глава 19-я. - о епископах, получающих Церковь по ходатайству начальников

30-е правило святых Апостол буквально говорит так: "Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним"; а упоминая имя епископа, правило подразумевает под ним и подчиненных ему клириков [ VII Всел. Соб. прав. 3-е Вальсамон на 30-е пр. Ап.; Patr. Curs. Comp. tom. 137, p. 93. ]; если же в 25-м правиле (Апостольском), которое и ищи в 9 (11) гл. буквы D, и сказано, что не должно мстить дважды за едино [ I Петр. 2, 23. ], но, по причине чрезмерности зла явной мерзости греха, налагает (правило) двойное наказание - с извержением и отлучение, как сим, так и тем, которые не боятся рукополагать за деньги [ Из Зонары на правило, в виде перифраза. ].

Об этом (правиле) дословно упоминает и 3-е прав. VI Собора, и прибавляет: "Всякое избрание во епископов, или пресвитеров, или диаконов, делаемое мирскими начальниками, да будет недействительно". По отношению к епископам правило говорит об избрании, происходящем по повелению начальников, а по отношению к пресвитерам и диаконам слово: "избрание" употреблено в несобственном смысле - вместо "рукоположения" [ По Вальсамону. ]; а повелевает правило, чтобы рукоположение епископа происходило по 4-му правилу I Собора, которое и ищи в 1-й главе буквы C.

Глава 20-я. - о епископе, рукоположенном и не хотящем отойти в назначенную ему Церковь, или отшедшем и не принятом, или о не имевшем возможности отойти по той причине, что Церковь занята язычниками

36-е правило святых Апостол - епископа рукоположенного и не хотящего отойти во врученную ему область и принять на себя попечение о народе повелевает отлучать, доколе не примет. Если же, отшедши, не будет принят не по своей воле, но по злобе народа, в таком случае тому епископу оставаться в своем звании (повелев. правило), а клир того города отлучать, так как он не учит хорошо народ.

То же самое говорит и 17-е (прав) соб. Антиохийского, а также и 18-е; но не покоряющемуся повелевают (прав.) ожидать определения совершенного собора, ибо может быть он представит благовидную причину; а не принятому народом - пользоваться честью и служением, но отнюдь не вмешиваться в дела той Церкви, в которой он проживает, ибо как не позволяется ему ни учить, ни священнодействовать, ни рукополагать в чужой стране, если не будет позволено от местного епископа [ Анк. 13; сн. Ап. 14; 35; I Всел. 15; II Всел. 2; IV Всел. 5; Ант. 13, 21, 22; Сард. 1, 2, 3; Карф. 59 и др.; Посл. III Всел. Соб. к Памфил. собору; Вальсам. на прав. 18-е соб. Антиох. и Зонар. Tom. 137, p. 1325. ], так не позволяется ему и присвоять что-либо из церковного имущества, но и сему епископу (повелевает прав.) ожидать распоряжения совершенного собора.

А 37-е правило VI Собора рукоположенного в Церковь, порабощенную варварами, и отчаявшегося прибыть туда из опасения предполагаемой опасности, не лишает из-за этого ни одного из преимуществ, принадлежащих архиереям, дабы порабощение от язычников не имело настолько силы, чтобы и вредить правам священства, и дабы варварским стеснением не ограничивалась святыня неограничиваемого. Ибо позволяется ему и рукополагать каких бы то ни было клириков, и пользоваться честью предстоятельства в своем пределе и все, что он ни сделает канонически, должно быть твердо, как и в том случае, если бы он находился в назначенной ему Церкви. Ищи еще в главе 8 (10) буквы D правило 16-е так называемого первовторого собора.

Закон

А приснопамятный император Алексий Комнин писанным указом повелевает чествовать принявших хиротонию в какую-нибудь епископию церквей восточных, находящихся еще во власти варваров, большими пожертвованиями взносов; ибо утверждает за ними и предстоятельства в монастырях, и потребное на ежегодное пропитание, и другое подобное.

Глава 21-я. - о епископиях, обращаемых в митрополии, и о том, что в одной области не должно быть двум митрополитам

12-е правило IV Собора угрожает страшным наказанием тем из епископов, которые покушаются посредством царских грамот разделять одну область на две и свою епископию именовать на основании прагматических грамот новой митрополией. Такая прагматическая грамота некогда была дарована Великому отцу Василию, когда была разделена Каппадокийская область, ради новой Тианской митрополии [ Из Зонары, на правило. ]; а дерзающих делать впредь что-нибудь подобное удаляет (правило) от священства. А тем епископиям, которые царскими грамотами прежде всего почтены были именованием митрополий, правило повелевает пользоваться одною только честию и предстоятелям их именоваться митрополитами, и только, а за истинной митрополией отнюдь не меньше сохранять неизменными ее прежние права. Но теперь не все постановления сего правила соблюдаются: ибо мы видим, что и у нас многие епископии, на основании императорских указов, возводятся на степень митрополии [ Замечание имеет основание свое в положительных предписаниях императорской власти; так одной из новелл императора Алексия Комнина императору дано право по его усмотрению возводить епископии на степень митрополий, и епископов, по их качествам, на степень митрополитов. См. далее о преимуществах царских. Est in Synt Rhalli. tom. II. p. 393-394 et tom. V. p. 62-75. ].

А 17-е (правило того же Собора) говорит: если императорскою властью вновь устроен город и воздвигнут с основания, или впредь будет устроен и воздвигнут и будет почтен императорскими публичными (грамотами) уставами, т.е. писаными постановлениями, дарующими ему гражданские преимущества, или честь епископии, или митрополии, в таком случае и порядок церковных епархий и дел должен следовать сим царским уставам и самый город должен быть почислен епископиею, или митрополиею, так как отцы говорят почти следующее: так как мы не имеем возможности противиться царям, то пусть определениям их следует и церковный порядок.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.