|
Постановление Константина ВеликогоНо говоря об этом, ужели умолчим о постановлении Великого Константина? И каким образом я не подвергнусь упреку в невежестве, когда и сам признаю одинаковою нелепостию - и возвещать о непотребном и предавать молчанию добрые дела? Ибо никто не увидит, как я думаю, дела ни более благочестивого, ни более достойного публичного провозглашения, чем это постановление: ибо оно, вполне согласуясь и соответствуя всему тому, что преестественно совершено этим императором, с давнего времени показывает и горячую любовь этого мужа к добродетели и лучше всякаго памятника говорит о том, какими преимуществами следовало бы царям, не пренебрегающим благочестием, наделять Христову Церковь. Этот император, не имевший недостатка ни в какой добродетели, в отношении к Богу был благочестив, а в отношении к людям был справедлив, так что внутренняя красота души (его) отображалась во внешнем его виде: он имел достохвальное величие тела, как повествует о нем история, досточудную красоту, еще более удивительную скромность, отпечатлевавшуюся на его челе, так как склонности тела он обыкновенно соображал с душевными стремлениями; а особенно, пылая ревностию о благочестии, он делом показывал всем, какою искреннею любовию всецело проникнут был ко Христу; но будучи не в состоянии достойным образом почтить Любимого (ибо хотя бы и все богатство, принадлежащее людям, он собрал воедино для того, чтобы почтить Его, то и тогда не мог бы не погрешить относительно достоинства), - он обратил внимание на то, что имело второстепенное значение, - невесту Его - Церковь, которую Он искупил своею кровию, он старался украшать по мере средств, представил себя самого для всех прекрасным примером благочестия [ Из II книги Евсевия Памфила, "О жизни блажен. царя Константина; глв. 10 "О том, что повествование о Константине нужно и полезно", в рус. пер. С.-Петерб. 1850 г. стр. 61-62; см. также гл. 4, 9 и 11. ]. Итак он говорит: постановляем со всеми сатрапами и синклитом нашего царства, чтобы епископ римский и преемник верховного из Апостолов господина моего Петра имел власть большую царской по всей вселенной, чтобы от всех почитаем и уважаем был гораздо более, чем царь, чтобы был главою четырех патриаршеских престолов и чтобы им судимы и решаемы были дела, касающиеся православной веры; посему даруем отцу моему блаженному Сильвестру и его преемникам нашу палату, на главу венец, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, на выю ожерелье, багряную хламиду, червленный хитон и все царские одежды, убранство царских коней, скиптры и прочие знаки царского достоинства и всю славу нашей власти; также и причисленным к клиру святейшей римской церкви повелеваем украшаться такими же одеждами, какие усвоены и нашему синклиту, ездить на конях, покрытых белыми попонами, и иметь обувь сделанную из белаго полотна, и если бы кто из нашего синклита пожелал быть клириком, таковому ни от кого отнюдь не должно быть (к сему) препятствия. Поелику же святейший отец мой Сильвестр по своему смирению отрекся от венца золотого, то посему своими руками возложили на святую главу его святейший лорон [ Лорон - повязка, которую древние цари носили на голове. Vid. Du-Cang. Glossar. sub. verb: Новая Скриж. Вениам. ч. II, § 19; С.П.Б. 1870 г. стр. 168. ], знаменующий святое Воскресение; сами же мы, отправляя должность конюха и взявши узду его коня, вывели его из двора священных его чертогов, будучи проникнуты страхом и благоговением к господину моему святому Петру. Весьма полезным и боголюбезным (делом) признали также мы удалиться из града Рима и всех западных стран и городов, от святейшего папы, перенести державу своего царства в восточные страны и перейти в наилучший по местоположению во всей вселенной град Византии и в нем утвердить царскую власть, так как признали несправедливым земному царю иметь власть там, где для нас положено начало Христианского благочестия небесным царем. Написавши сие своими руками и положивши на мощи господина моего Петра, мы подтверждаем клятвою не только не нарушать ничего из этого, но и будущим преемникам нашей державы заповедуем хранить непреложно все это по отношению к отцу нашему папе и его преемникам [ В полном виде напечатано в слав. перев. в нашей Кормчей, в виде прибавления, под следующим заглавием: "Иже во царих перваго Христианина бывша, святаго и блаженнаго, и равна Апостолом великаго царя Константина. Повеление его царское содеянно и дано Святой соборной и апостольской церкви". По римско-кафолическим преданиям. Константин в 326 г. дал право неограниченной власти римскому епископу над Римом и Италиею. Но в этом дарственном акте не согласуются даже хронологические данные; в нем нет внешней вероятности. В нем, напр. римский епископ называется папой и отцем отцов, верховным первосвященником (papa universalis); между тем известно, что это название возникло гораздо позднее; в нем упоминается о патриархе Византийском, тогда как Византия была основана в 330 году, а патриархат Византийский явился не ранее 381 г.; в нем упоминается о I Вселенском Никейском соборе 325 г., тогда как самый акт помечен 313 годом. Говорится, что Константин отдал Рим и весь Запад римскому епископу, между тем известно, что то и другое отдано было императором сыну своему Константину II. Из того факта, что в записи говорится о божественной силе папы, об его власти над христианским миром, можно заключить, что акт этот написан в VIII веке. Здесь же говорится о крещении Константина в Риме; это также невероятно, ибо известно, что император Константин крестился за несколько дней до своей смерти; в Риме, около Латеранского собора показывают даже купель Константина, обманную выдумку католической иерархии. Кроме того, весь акт изложен дурным латинским слогом со множеством ошибок. Это объясняют тем, что первоначально акт был написан на греческом языке, а потом переведен на латинский, и помещался первоначально в собрании лжеисидоровском. Но несомненно, что никогда Константин не издавал официальных документов по-гречески. Очевидно, что акт этот сочинен впоследствии. См. Историю средних веков, проф. Н.А.Осокина, Т. 1, Казань, 1888 г. стр. 30-31; см. еще. К.А. Неволина, "О собраниях и ученом обработывании церкв. законов в Греции и России; примеч. 81. Полное собрание сочинений, т. VI, С.П.Б. 1869 г. стр. 426. ]. Глава 12-я. - о построении и освящении церквей 7-е правило VII Собора - посвящающего церковь без священных мощей лишает священства; ибо и сие, говорит (правило), вместе с иным злом, некогда делали иконоборцы и обвинители христианства, так как поклонение честным иконам у христиан они называли идолослужением. Освящение же храма обыкновенно бывает так: сперва чрез молитву и крестоводружение местного епископа утверждается основание его; а по окончании построения бывает освящение, и обновление, и постановление престола, и положение антиминса на святой трапезе [ Замечание - из Вальсамона, Тот. 137, р. 912. ]. Об антиминсах А антиминсы называются (так) потому, что представляют лице и образ многих таковых столов, составляющих святую трапезу Господню; - потом храм и все сие помазуется святым миром, и таким образом под святую трапезу полагаются мощи святых мучеников [ Замечание - из Вальсамона. ]. А 17-е (прав. того же Собора) - тем из монахов, которые, по страсти любоначалия, свергли иго послушания и предпринимают строить молитвенные дома, не имея достаточных средств к довершению (их), возбранять повелевает местному епископу; то же должно соблюдать по отношению к клирикам и мирянам; а если имеют достаточные средства к совершению, то преднамеренное ими (повелевает) приводить в дело и к концу. А 83-е (94-е) прав. соб. Карфагенского повелевает, чтобы молитвенные домы, построенные на полях по сновидениям, или прорицаниям, или откровениям, были разрушаемы местными епископами, разве в них положены тела мучеников, или какие-либо остатки их, или алтарь здесь был построен с древних времен - чтобы толпа не собиралась там и чтобы не совершалась память мучеников. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|