Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Об обручении. Определение обручения





Законодатели определяют обручение как память и обещание будущих браков. И Моисеевым законом обручение было почитаемо как брак, и растлевающий обрученную другому наказывался как прелюбодей. И поелику символ обручения сочетал их, то и наименовал (закон) обручницу женою, понеже обиде, говорит, жену ближнего (Втор. 22, 24), то есть, лишил девства обручницу его. И Святая Дева таким же образом называема была женою Иосифа; ибо говорит: "не убойся приятия Мариам жены твоея" (Мф. 1, 20). У нас же в древности обручение предваряемо было поцелуем совокупляющихся и задатком, [ Под задатком здесь должно разуметь взаимный обмен обручальных перстней между обручаемыми. См. проф.Горчакова «О тайне супружества». С.П.Б. 1880 г., стр. 167. ] и дозволено было расторгать обручение с уплатой определённой пени; но взявший жену, пока обручение не расторгнуто, по справедливости подлежит суду как прелюбодей, как определяет сказанное правило (98-е VI Вс. Соб.). А где не предшествовало обручение и не имели места ни поцелуй, ни передача задатка, а только так называемые сговоры, то, хотя бы другой взял жену, он не подлежит обвинению в прелюбодеянии, а по изданной впоследствии, в 6591-й год, новелле благочестивого царя Алексия Комнина, обручение почти равносильно законному браку, так как и оно совершается со священною молитвою, и иначе не расторгается, разве таким же образом, как расторгается и законное сожительство, ибо новелла императора Алексия Комнина, изданная в 6592-м году, говорит: истинными обручениями от нас изображены те, которые совершаются с священным благословением и в определенное нами время; а приличное для обручения и брака время: для жены 12-летний, а для мужа 14-летний возраст.

Мы повелеваем, чтобы после священного пения молитв и обычного соблюдения задатка и поцелуя, по прошествии краткого или продолжительного времени, как заблагорассудится сочетающимся, без отказа приступали к законному браку, и чтобы это (вступление в брак) не приходилось в один день и особенно час (с обручением). А если прежде наступления определенного нами времени и без соблюдения сказанного будут заключены обручения и договоры, то таковые обручения истинными ни быть, ни именоваться не должны, хотя и предлежит уплата пени: ибо обручения в собственном смысле не должны быть расторгаемы уплатою пени, о чем в условиях не должно быть и писано, потому что отнюдь не ими утверждаются обручения, но через призывание Бога, почему и остаются вообще нерасторгаемыми, и расторгаются по тем только причинам, по каким и браки. А так как, по древнему законному обычаю, по достижении отроковицею семилетнего возраста, неправильно заключаемы были обручения (ибо всякий, свободно входящий к обручницам, напряженным взором и свободою обращения разжигал пламень любви), то мы определяем и то, чтобы соглашения, как бы под видом обручения бывающие у лиц соглашающихся, в период времени после семилетнего возраста до 14-летнего или 12-летнего возраста, не были относимы к чину вполне законного и твердого обручения, а считались и имели действия только как простые договоры, как и другие соглашения, но чтобы, в видах возвышения порядка, благоприличного в жизни христианина, древний обнародованный закон об обручении имел силу только для тех лиц, коим запрещено (вступать в брак) с разведенною обручницею. Ибо хотя это и не есть обручение в собственном смысле, но, так как оно составляется с целью обручения и полагается в основу предполагаемого брака, то хорошо бы было, чтобы на те лица, коим запрещено законом (вступать в брак), снова наложено было запрещение, и чтобы никто не брал в жены ту, бывшую обручницею некоторого человека, которой и по расторжении обручения закон не позволил вступать в брак с другим.

Об обручении клириков

Вальсамон. Подлинно не позволяется никому из служащих в алтаре, когда он смертию, или другою причиною будет разлучен со своею обручницею прежде брака, сочетаваться с другою женою, ибо обличенный в этом деле извергается как вступивший во второй брак, а чтец, который совершит что-нибудь подобное, не производится в другую степень.

А если обручение недействительно, и если лицо, сговоренное с тем, кто хочет быть посвященным, имеет более шести лет, то сговоренному не должно быть позволено сочетаваться с другою женою и таким образом быть посвященным, ибо он почитается двоеженцем, по причине вожделения, так как тогда жена бывает склонна к любви. А если лицо, сговоренное с ним, было меньше шести лет, когда происходило соглашение, то таковой, по сочетании с другою женою, может беспрепятственно приступать к священству. А по отношению к мирянам сие не имеет действия. Ибо только служащие в алтаре должны быть мужами одной жены и при том девицы, так как и сами они до сего (времени) сохраняют девство.

А когда было полное обручение, то если, прежде совокупления с своею обручницею, муж будет разлучен с нею ее смертию, то и мирянин не может взять ее двоюродную сестру или другое лицо, запрещенное законом, ибо не совокупление, но чин молитвы поставляет обручение на степень брака.

Об осквернившемся с своею тещею

Если прежде совершения таинства брака, когда состоялось только обручение, жених осквернится с тещею или с другим родственным лицом своей обручницы, брак должен быть запрещен, ибо непозволительно заведомо допускать кровосмешение; если после законного сочетания браком случится сие беззаконие, то брак не расторгается, но учинившие кровосмешение подвергаются епитимии, ибо закон говорит: твердое изначала не теряет силы от случайных обстоятельств.

По каким причинам расторгаются обручения

Законы

Расторгается обучение, как и браки, по следующим благовидным причинам:

а) если обручение недействительно и незаконно, по причине маловозрастия детей;

б) если замечено будет, что жена беременна от чужих семян;

в) расторгается (обручение) по неизвестной прежде, но впоследствии открывавшейся принадлежности (одного из обрученных) к другому вероисповеданию, и по различию догматов;

г) или по причине развращенности нравов;

д) или по причине перемены состояния;

е) или по причине отсрочки брака более четырех лет, допущенной не по достаточной причине, например, не по продолжительности болезни, или смерти родителей, или по причине уголовных преступлений, или долговременной отлучки, случившейся по необходимости;

ж) еще может быть расторгаемо обручение, когда девица обручена по принуждению со стороны начальника области, и когда родители ее не соглашаются;

з) или по причине действительного пострижения и уклонения к монашеской жизни;

и) или потому, что обручник злоумышленник;

к) или потому, что имущество его подлежит отобранию в казну; или потому, что он обязан другою службою.

Итак, доколе какое-либо из исчисленных обстоятельств не уничтожило соединения, до того времени кто возьмет обрученную другому, еще при жизни обручника, тот прелюбодействует.

Законы

Обручение есть память и обещание будущих браков.

Обручение заключается письменно и неписьменно; оно составляется и простым соглашением, и между отсутствующими.

Я не могу взять в жены обручницу моего отца или моего брата, хотя бы они и не были их женами: ибо та занимает (по отношению ко мне) степень мачехи, а эта - степень невестки; ни матери той, которая когда-то была моей обручницей, не могу взять, ибо была моею тещею.

Против воли сироты опекун не обручает ее и не расторгает обручения, уже состоявшегося;

Неистовство препятствует обручению; а если оно настало после (обручения), то не расторгает его.

Те, которые согласны на (вступление в) брак, дают согласие и на обручение; а дают согласие те, которые сочетаются, и их родители; а соглашаются, кажется, те, которые прямо не противоречат; противоречить же подвластные могут тогда только, когда родители обручают с ними безнравственных и недостойных; а когда обручающиеся не имеют ничего такового, то, хотя бы дети и соглашались лишиться родительского наследства, лишь бы только исполнить свою, а не родительскую, волю, определяем, чтобы воля таковых навсегда не имела силы, ибо законы всячески препятствуют стремлениям юношей к собственному их падению и погибели.

Когда родители расходятся во мнениях относительно выбора, тогда, очевидно, имеет силу мнение отца; а когда не согласно лицо подвластное, то обручение не заключается от его имени.

Отец может расторгать обручение (дочери), которая подвластна ему, но не той, которая полновластна.

Правильно обручается та, которая принимает, что делается, т.е. та, которая имеет не менее семи лет. А если обручение свершилось в промежуток времени до тринадцатилетнего возраста, и после сего кто-нибудь дерзнул бы совершить над обручником или так называемое благословение, или венчание, то предшествовавшее сих обручение, так как они соделались преступниками божественных законов, вместе с мнимым сочетанием немедленно расторгается, поелику они подлежат наказанию за дерзость, часть пени, внесенной с той и другой стороны при обручении, вносится в казну; и священник, дерзнувший присутствовать при таком деле, не остается безвинным, но подлежит строгости священных правил.

Траур по мужу не препятствует жене обручаться. Обручившийся со взрослою девицею и не условившийся при обручении о времени (брака) должен взять ее в брак, если живет в той же области, в течении двух лет, а если в другой, в течении трех лет; а если он отложит (брак) без уважительной причины, то девица может сочетаться с другим. Начальники не должны обручаться (с девицами) из той области, которая им подвластна; если же это сделают, то девица и ее родители, или опекуны, или попечители имеют право отказаться от брака и получать в свою пользу задаток; то же имеет силу и относительно их сыновей, и внуков, и родственников, и сослуживцев, и относительно всех состоящих в чине, и домашних его, если они обручились по настоянию начальника. А если девица хочет сочетаться с ним после того, как он сложил с себя начальство, брак имеет силу.

Итак, заметь, что закон запрещает сочетание тогда, когда начальник еще правит должность и может быть страшен для родителей девицы; посему, если он не страшен для родителей девицы, хотя бы был и начальник, обручение не запрещается.

Глава 16-я. - о клириках, изгоняющих жен своих под предлогом благочестия

5-е прав. св. Апостол - епископа, или пресвитера, или диакона, изгоняющего свою жену под предлогом благочестия, отлучает, доколе опять не приимет ее, а того, кто остается непреклонным, извергает. Ибо и Господь в Евангелиях установил, чтобы никому не позволительно было на основании древнего закона изгонять свою жену когда захочет, без уважительной причины; ибо от этого обыкновенно бывает укоризна брака, как будто законное сожитие нечисто; между тем как Писание объявило брак честным и ложе нескверным (Евр. XIII, Мф. XIX, 9). Об этом в тех же самых словах упоминает и 13-е правило VI Собора без прибавки относительно епископа: ибо этот Собор первый установил, чтобы епископы разлучались с своими женами (пр. 48-е).







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.