Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Очерк психологической теории деятельности





Согласно Алексею Николаевичу Леонтьеву (1903 — 1979) предметом психологии является деятельность, а не поведение и процессы, происходящие в сознании и бессознательном. «…Деятельность вхо­дит в пред­мет пси­хо­ло­гии, но не осо­бой сво­ей "ча­стью" или «"элементом", а сво­ей осо­бой функцией. Это функ­ция по­ла­га­ния субъ­ек­та в пред­мет­ной действитель­но­сти и ее пре­об­ра­зо­вания в фор­му субъ­ек­тив­но­сти» (Леонтьев, 1975, p. 92). Здесь слово «полагание» имеет значение не только локализации и ориентировки организма в окружающей природной или вещественной среде. Для человека, кроме того, оно подразумевает определение его места в обществе и культуре, в которых он живет, действует и развивается. Предмет деятельности в широком, философском смысле Леонтьев определяет «как нечто противостоящее <…>, сопротивляющееся <…>, то, на что направлен акт, т.е. как нечто, к чему относится именно живое существо, как предмет его деятельности – безразлично, деятельности внешней или внутренней …» (Леонтьев, 1981, с. 49; выделено автором). Предметом деятельности может стать все, что имеет независимое от субъекта существование, детерминирует его деятельность и, как следствие, его психику и поведение. В качестве предмета деятельности могут выступать как «объекты вещественные, материальные», так и «объекты, характеристика которых состоит… в их идеальном содержании» (Леонтьев, 2000, с. 428). Деятельность реализует основные, жизненные связи организма с окружающей действительностью и ведет за собой развитие психики и её физиологических механизмов.

Жизнедеятельность человека рассматривается как совокупность, система или иерархия деятельностей. «Живые» единицы анализа этой системы – особенные деятельности – различаются по критерию их предмета. Предметом деятельности в узком, психологическом смысле, является ее мотив, определяемый как опредмеченнная потребность. Мотив или то, ради чего совершается деятельность, есть, прежде всего, нечто объективное. С другой стороны, он отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность на предмет данной потребности. Здесь слово «отвечает», означает не только удовлетворение актуальной потребности, но и соответствие предмета деятельности ненасыщаемым потребностям. Первичными являются органические потребности, — нужда организма в чем-то. Однако они выступают всего лишь как предпосылки или внутренние условия деятельности. Развитие потребностей происходит благодаря развитию их предметного содержания. Леонтьев утверждает, что общество в процессе материального и духовного производства производит потребности и способы их удовлетворения. В жизни человека они приобретают идеаторный характер, то есть побуждают к деятельности, направленной на соответствующие объекты и в отсутствие актуальной потребности. Поэтому практически любая деятельность становится полимотивированной. Это значит, что одна и та же деятельность может отвечать нескольким потребностям и реализует тем самым различные отношения человека к миру.

Единицы структурного анализа особенной деятельности – действия и операции – Леонтьев вводит при решении классической проблемы возникновения и развития психики в филогенезе (Леонтьев, 1981, p. 15–192; 219–349). В процессе биологической эволюции структура деятельности меняется, на первых стадиях она "складывается" из операций, а соответствующие им психические процессы остаются неосознаваемыми. Леонтьев называет соответствующую деятельность простой (Леонтьев, 1994, с. 231; 2000, с.__). Животные приспосабливаются к окружающей среде, опираясь на видовой опыт и накапливая индивидуальный. Качественное изменение строения деятельности и развития психики на уровне человека происходит в результате постепенного «переворачивания» отношений организма с окружающей средой. Человек в процессе трудовой – коллективной и орудийной – деятельности изменяет природную среду. Деятельность становится сложной. В ней появляются действия – процессы, побуждаемые и поддерживаемые мотивом, но направленные на цель. Таким образом развитие психики выходит на новый уровень – ступень сознания. Цель должна осознаваться, потому что сама по себе, она не обладает побудительной силой и ее постановка предполагает отражение в психике чувственно не воспринимаемых отношений человека к другим людям. Эти отношения, складываются объективно и развиваются при изменении способа материального производства. Леонтьев пишет: «…Социальная среда, выступая в качестве объекта приспособления, вместе с тем сама создает условия и средства для этого приспособления. Под влиянием социальной среды развитие, прежде биологическое, превращается в развитие, по преимуществу историческое, культурное…» (Леонтьев, 1981, с. 477). Отныне развитие психики в онтогенезе любого человека определяется присвоением общественно-исторического опыта, воплощенном в мире промышленности, наук и искусства.

Цель определяет то, что делает или хочет сделать человек, – «это представленный заранее результат, к которому стремится моё действие» (Леонтьев, 2000, с. 45). Цель в определенных условиях становится задачей. От задачи зависит способ выполнения действия или совокупность операций, реализующих его выполнение. Врожденные и рано сформировавшиеся операции Леонтьев называет операциями первого рода, а операции, сформировавшиеся путем автоматизации действий – операциями второго рода. В процессе деятельности осознаются процессы, отвечающие предметному содержанию цели, а операции второго рода и соответствующие им условия только оказываются в сознании, например, в случае резкого изменения условий. Операции первого рода, как правило, не осознаются.

Гетерогенными образующими или, точнее, моментами сознания являются чувственная ткань, значение и личностный смысл (Леонтьев, 1975). Чувственная ткань, определяемая строением сенсорных систем, придает реальность в сознании объективному существованию окружающих вещей и телесных функций организма. Значения усваиваются в процессе орудийной, совместной деятельности, опосредствованной общением. Человек присваивает систему значений, зафиксированных в языке, предметах материальной и духовной культуры. При этом он должен «осуществить по отношению к ним такую деятельность, которая как бы воспроизводит в себе существенные черты деятельности, воплощенной, аккумулированной в данном предмете» (Леонтьев, 1981, с. 418). Личностный смысл действия представляет собой отношение мотива к цели. В полимотивации деятельности такой смыслообразующий мотив занимает ведущее место. Личностный смысл меняется, если данное действие реализует другую деятельность и проявляется в эмоциональных переживаниях, сопровождающих деятельность и оценивающих ее результат. Кроме того, личностный смысл может быть выражен в системе значений. Он становится сознательным, если найдены адекватные значения и, главное, человек осознает действительные мотивы своих действий. Этот процесс Леонтьев называет решением “задачи на личностный смысл” (Леонтьев, 1975, с. 206). В противном случае, то есть без такой внутренней работы и когда осознание мотива происходит в значениях какой-то идеологии, человек дает только мотивировку своих действий. А это приводит к неверному пониманию самого себя, окружающего мира и своего места в нем.

Кроме вышеизложенного, собственно психологического анализа структуры деятельности Леонтьев намечает два уровня анализа, необходимых для полного понимания психики и поведения человека (Леонтьев, 1975, с. 113–123). Первый, вышележащий уровень анализа особенной деятельности, связан с тем, что человек включен в ту или иную систему социальных и межличностных отношений. Анализ деятельности на этом уровне необходим для понимания ее места в системе жизнедеятельности данного человека и для понимания его личности. На другом, нижележащем фундаментальном уровне деятельность необходимо анализировать в терминах психофизиологических функций и их объединений в виде функциональных органов, иначе называемых функционально–физиологическими системами (ФФС) (Леонтьев, 1981; см. также Лурия, 1969, 1978). ФФС складываются в онтогенезе человека в деятельности, первоначально внешней или практической, опосредствованной предметной средой и общением ребенка с людьми которые о нем заботятся. ФФС служит тем, социальным по своему происхождению, физиологическим механизмом, который реализует операции. Развитие ФФС детерминировано видом деятельности, и происходит в условиях поддержки и ограничений, накладываемых как сверху, то есть со стороны общества, так снизу, то есть со стороны физиологических механизмов. Важнейшим процессом формирования ФФС является процесс интериоризации, то есть перехода внешней деятельности в ее внутреннюю форму. Структурный анализ внутренней деятельности, а также прямых и обратных переходов процессов с уровня особенной деятельности на уровень действий и операций остается тем же, что и для внешней деятельности. Отметим, что во время этих переходов периферические моторные звенья ФФС сохраняются, то вновь редуцируются, то вновь развертываются. Поэтому, анализ ФФС благодаря использованию различных психофизиологических индикаторов динамики этих переходов, позволяет получить объективные данные о структурных особенностях и динамике конкретной деятельности[4]. В качестве образца изучения строения ФФС Леонтьев принимал уровневую концепцию управления движениями и формирования двигательных навыков Николая Александровича Бернштейна (1896—1966).

Система особенных деятельностей определяет личность субъекта. Личность — прижизненное образование, результат развития мотивационной сферы, это иерархия общественно значимых мотивов деятельности. Личность рождается дважды. При первом рождении, в детском возрасте происходит соподчинение мотивов деятельности. Предпосылкой второго рождения является осознание иерархии мотивов, благодаря которому человек может совершать поступки, изменяющие окружающий мир и, как следствие, личность. Если он их совершает, мотивационная сфера перестраивается и личность рождается второй раз. "Личность человека порождается в его деятельности, которая осуществляет его связи с миром. Первые активные и сознательные поступки — вот начало личности "(Леонтьев, 1983, с. 382, выделено автором). Личность предметна, объективна по своему происхождению и динамична по связи с потребностями. Последние являются всего лишь ее предпосылками. Личность описывается тремя структурными параметрами – как имеющая определенную широту, иерархию и общее строение. Число актуально действующих общественно значимых мотивов человека определяет ее широту. Их соподчинение – иерархию. Ведущим называется мотив, который не только определяет общую направленность деятельности, то есть задает зону возможных целей, но и придает смысл действиям, которые ее реализуют. Смыслобразующие мотивы «как бы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением» (Леонтьев, 1975, с. 150). Другие мотивы выполняют побудительную функцию. Параметр общего строения личности предполагает, что эти мотивы могут группироваться в одну или несколько иерархий и тогда мы можем говорить, соответственно, об одновершинном или многовершинном строении личности.

Психологическая теория деятельности опиралась и послужила руководством для ряда эмпирических и теоретических исследований проведенных учениками, коллегами и последователями Леонтьева (см. напр. Леонтьев, 1976) Но, как видно из вышесказанного, ее статус намного выше, чем просто теории и, тем более, модели. Она выходит на уровень общей теории, включающей в себя ряд метатеоретических рекомендаций, то есть представляет собой систему(Valentine 1982; Madsen, 1988).Более того,она представляет собой подход к исследованию психологических явлений, который можно назвать уровнево-деятельностным подходом [5]. Поэтому прямое использование ее положений может оказаться малопродуктивным. Её основной потенциал может быть раскрыт при решении общепсихологических проблем, таких как проблема внимания, при условии дополнительной разработки ее концептуального аппарата в зависимости от специфики изучаемых явлений, таких как опыт потока[6].







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.