Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Внимание как акт деятельности





С позиций психологической теории деятельности вопрос о существовании внимания быть сформулирован как вопрос о существовании, актуальном или потенциальном, внимания как особенной деятельности, то есть деятельности, имеющей собственный предмет.

В конце семидесятых годов, автор данной статьи выдвинул гипотезу о том, что внимание есть акт, направленный на функционально-физиологическую систему деятельности (ФФС), то есть объектом внимания является ФФС[21]. Согласно этой гипотезе отношение ФФС к деятельности раскрывается в двух направлениях. С одной стороны, деятельность детерминирует состав, динамику и свойства ФФС; с другой — собственные закономерности и свойства ФФС определяют формально-динамические аспекты деятельности и накладывают на нее ограничения. Субъект внимания вынужден считаться с данной объективной реальностью и, главное, воздействовать на нее с целью успешного осуществления деятельности. К настоящему времени появились основания для предположения, что понятие ФФС во многом совпадает с понятием когнитивных схем, широко используемым и обсуждаемым в когнитивной психологии (напр., Мандлер, 2007, с. 88–91). Схема, в отличие от только обобщенного знания включает в себя знание того, в каких условиях и каким образом это знание может быть адекватно и эффективно использовано (Норман, 1985). Короче говоря, когнитивная схема — это знание, используемое для действия и в действии. "С биологической точки зрения схема – часть нервной системы. Это некоторое активное множество физиологических структур и процессов; не отдельный центр в мозгу, а целая система, включающая рецепторы, афференты, центральные прогнозирующие элементы и эфференты. Внутри самого мозга должны существовать какие-то образования, активностью которых можно было бы объяснить организацию схемы и ее способность к модификации: объединения нейронов, функциональные иерархии, флуктуирующие электрические потенциалы, а также другие, пока неведомые нам вещи." – пишет Улрик Найссер ( 1981, с. 50). Одной из таких неведомых нам вещей является, согласно нашей гипотезе, процесс внимания. Указание на предметный характер внимания выступает в качестве центрального для его определения как особого процесса. В этом смысле внимание имеет свой определенный и материальный объект — ту или иную когнитивную схему. Таким образом, мы приходим к следующему определению внимания: внимание есть акт, направленный на когнитивную схему деятельности. Заметим, что с точки зрения здравого смысла это определение выглядит, на первый взгляд, неожиданным[22]. Действительно, обычно мы указываем на объекты внимания, как расположенные в нашем окружении или в нашем сознании. Например, я могу обратить свое внимание на розу, а затем на воспоминания, которые она вызвала в моем сознании. Тогда как наша гипотеза утверждает, что сначала мое внимание было направлено на физиологические механизмы (схему) восприятия розы, а затем на физиологические механизмы (схемы) припоминания. В том и другом случае, в результате актов внимания соответствующие образы восприятия и памяти выступают ясно и отчетливо, что и свидетельствует субъекту о том, что акт внимания успешно осуществлен.

К функциям внимания относятся: актуализация, удержание, изменение и построение новых когнитивных схем, их торможение и, возможно, деструкция. Определение функций внимания предполагает в каждом конкретном случае проведение специального анализа. Например, в задачах на бдительность, требующих продолжительного непрерывного наблюдения, основные функции внимания — актуализация и удержание когнитивной схемы, реализующей деятельность обнаружения. В случае формирования навыка субъект внимания строит новую когнитивную схему, трансформирует и разрушает старые[23].При использовании умений и навыков основная функция внимания заключается в актуализации соответствующих схем. В практиках медитации и психотерапии на первый план выходят функции торможения и деструкции определенных схем.

Внимание можно считать исполнительным актом, подобно моторному действию, направленному на внешний объект. Но в отличие от последнего, внимание преобразует объект внутренний, а не внешний. Можно предположить, что внимание действует на схемы моторным образом. Известные моторные теории внимания решали вопрос о его природе в плане прямого соотнесения сознания и физиологических механизмов (Ланге, 1893; Рибо, 1890). Выход в план деятельности позволяет иначе увидеть роль моторики в процессах внимания. Положение психологической теории деятельности о развитии внутренней деятельности из внешней и о моторных звеньях функциональных органов указывают на существование моторного входа управления ФФС любых видов деятельности. Развитие и уточнение представлений о механизме воздействия внимания на структуры ФФС, то есть когнитивные схемы, предполагают ассимиляцию и адаптацию основных идей уровневой концепции построения движений Бернштейна (1990). Такое управление может осуществляться по кольцевому и уровнему принципу регуляции движений по внутреннему контуру кольца Бернштейна, то есть контуру не выходящему на внешний объект или рабочую точку движущегося органа (там же, рис. 55, с. 384). Теоретики схем также говорят или подразумевают существование моторных входов и выходов когнитивных схем. Например, в теории перцептивного цикла Найссера cхема должна настраивать моторным образом сенсорные входы, выполняя функцию предвосхищения и управлять своими моторные выходами в обследовании окружения (Найссер, 1981)[24].

Акт внимания может выступать и рассматриваться на уровне операций, действий и деятельности. На него распространяются вскрытые Леонтьев закономерности движения и перестроек деятельности в ходе развития человека. Действительным основанием классификации видов внимания является место акта внимания в структуре деятельности. Так, вынужденное внимание можно отнести к операциям, сформированным путем прилаживания в процессе филогенетического развития. Эти операции отвечают определенному, узкому кругу стимульных условий. Здесь внимание тормозит схему той деятельности, которая функционировала в данной ситуации, и актуализирует схему восприятия неожиданной стимуляции. Внимание эмоциональное обусловлено соответствием стимула с влечением, желанием или не удовлетворенной потребностью субъекта. Оперативные акты внимания в этом случае также детерминированы условиями, но, в отличие от вынужденного внимания, внутренними, а не только внешними. Операции внимания этого вида формируются в онтогенезе, как путем прилаживания, так и путем сознательной выработки (операции первого и второго рода по Леонтьеву). Здесь внимание выполняет те же функции, что и в предыдущем случае. К операциям второго рода относится привычное внимание, обусловленное прошлым опытом субъекта. В этом случае внимание актуализирует схемы, уже сформированные и специализированные для приема и обработки определенной стимуляции. Итак, феномены непроизвольного внимания в целом соответствуют оперативному уровню актов внимания. Основные функции внимания этого уровня заключаются в актуализации специализированных, ранее закрепленных схем и в торможении схем текущей деятельности.

Акты произвольного внимания занимают в общей структуре деятельности уровень действий. Цель внимания как действия заключается в том, чтобы "быть внимательным". В связи с этим, нам кажется, что в психологическую теорию деятельности необходимо ввести понятие целевого состояния субъекта. Целевое состояние не имеет определённого предметного содержания и, как таковое, не может направлять действиями человека. Но оно становится мотивом деятельности, когда наполняется предметным содержанием благодаря прошлому опыту той деятельности, в результате или по ходу которой у человека возникало такое состояние. Примечательно, что к одному и тому же состоянию может привести не один, а множество видов деятельностей. В этом смысле можно сказать, что целевое состояние более индифферентно к предметному содержанию, чем цель в психологической теории деятельности Леонтьева.

Целеобразование акта внимания может произойти по ходу деятельности в качестве необходимого момента ее осуществления, а может быть и навязанным по команде или просьбе участников социального взаимодействия. Действие внимания реализуется с учетом внешних и внутренних условий, то есть как совокупность определенных операций. На уровне действий круг возможных объектов внимания, то есть схем, существенно расширяется. Человек все больше овладевает самим собой. Расширяется и круг функций внимания. Первостепенными и обычными становятся функции модификации старых и построения новых схем. На этом же уровне происходит осознание самого акта внимания в виде чувства усилия.

Итак, действительным объектом внимания является функционально-физиологическая система (ФФС) или, как мы считаем в настоящее время, когнитивная схема. Но кто же в таком случае является субъектом или агентом внимания? В случае непроизвольного внимания — это природный организм, произвольного — социальный индивид и послепроизвольного — личность. Гештальт деятельности определяет субъекта и, как следствие, уровень акта внимания: процесс непроизвольного внимания занимает уровень операций, произвольного — действий и послепроизвольного — особенной деятельности. Именно тогда, когда внимание становится особенной деятельностью, мы можем сказать о его существовании как самостоятельного процесса, то есть вынести однозначно положительное решение проблемы внимания.

Переход от произвольного к послепроизвольному вниманию происходит в результате описанного Леонтьев механизма сдвига мотива на цель (Леонтьев, 1981, с. 310–313). В этом случае, например при чтении увлекательной книги, наступает состояние абсорбции. Другой случай перехода связан с тем, что действие внимания приобретает собственный мотив в результате сдвига цели на мотив. В этом, последнем случае, человек переживает опыт потока. В том и другом случае усилие резко уменьшается или совсем исчезает. Перейдем к обсуждению условий и возможных психологических механизмов этих переходов.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.