|
ЛЕСТНИЦА СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИПосле социальных животных обратимся к не менее сложному и противоречивому процессу — социогенезу. На исторической шкале времени социогенез занимает несколько меньшее время и включает следующие процессы и фазы: социальные животные, формирование стада предлю-дей, становление стада людей, возникновение семьи, рода, племени, первобытной общины и вождества. Большая часть того времени, которое потратило на свой эволюционный путь человеческое общество, никак не могла быть описана в истории общества по той простой причине, что она составляет его предысторию. История — это совокупность письменных свидетельств о различных явлениях и событиях. Но истоки общественных форм лежат в мире социальных животных. Можно утверждать, что у общественных насекомых — пчел, муравьев, термитов — уже существуют элементы (или зачатки) социальной организации: они живут коллективно, у них разделение труда, защита территории, контроль порядка, сложившаяся система отношений, определенная «социальная иерархия» (рабочие, воины, няньки). В то же время имеются веские основания считать, что у животных нет социализации. Поведение простейших животных, ведущих коллективный образ жизни (причем каждая отдельная особь такой коллективности — это именно простейшее животное), хотя иногда внешне и похоже на человеческое, чисто инстинктивное. Инстинкты — это биологические программы действия, которые являются врожденными и передаются генетически. Инстинкт предполагает направленное, линейное, жестко предписанное поведение (без вариантов); любое отклонение от следования инстинкту нередко грозит смертью. По мере эволюции роль инстинктов снижается. Если поведение червей и моллюсков на 100% инстинктивное, то у рыб имеются зачатки разума, а поведение млекопитающих уже в значительной степени разумно. Высшую ступеньку эволюции занимает человек, у которого роль инстинктов минимальна. Совокупность животных организмов образует естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на своеобразной лестнице видов — от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше при- холится ему обучаться, чтобы приспособиться к окружающей среде. Насекомые, в отличие от людей, рождаются уже практически взрослыми, т.е. готовыми нормально функционировать в своей экологической нише. Природа (точнее, эволюция) позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течение которого новорожденный обучается и приспосабливается к взрослому миру своего биологического вида, чтобы овладеть хотя бы минимальными навыками выживания. Этот период называется детством. У птиц он длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян — несколько лет. Чем выше по лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации. Если бы мы попытались построить возникающую в ходе эволюции иерархию живых существ от низших — насекомых до высших — человека, то получили бы следующую диаграмму. Закономерность здесь такова: чем примитивнее существо, тем большую роль в его поведении играют инстинкты (рис. 19). У насекомых поведение практически на 100% инстинктивно. У слонов, волков уже меньше инстинктов и больше приобретенного поведения, которое передается родителями. Поведение обезьян в еще меньшей степени определяется инстинктами. У человека, по мнению некоторых исследователей, поведение более чем на 80% социально приобретаемое. Чем больше инстинктов, тем меньше роль родителей. У насекомых функцию родителей выполняет, по сути, сама природа (врожденные программы поведения). Соответственно, чем меньше инстинктов, тем выше роль и ответственность родителей. Такова общеэволюционная закономерность. В последнее время исследователи вносят в нее определенные уточнения и поправки. К примеру, немало загадок продолжают поставлять на научную кухню одни из древнейших обитателей планеты — муравьи и пчелы. Следующее звено в эволюционной цепочке биологических форм совместной жизни представлено высшими животными. К ним относятся и ранние люди или, как их еще называют, предлюди. Вот ведь какой парадокс: самые организованные и сознательные существа — люди — начинали свою эволюцию как совершенно безмозглые (в буквальном смысле слова) и хаотичные существа. Тот далекий период называ- Врезка В. Красилов Стратегия выживания Человек появился на поздней стадии эволюции биосферы как элемент ее биологического разнообразия. Подобно другим биологическим видам, человек на первых этапах своей эволюции взаимодействовал со средой обитания по принципу управления с обратной связью с неизбежными при этом резкими колебаниями численности. Численность регулировалась «сверху» — хищниками и паразитами, «сбоку» — конкурирующими видами, «изнутри» — людоедством и умерщвлением детей, инфантицидом (следы которого остались в мифах) и «снизу» — истощением пищевых ресурсов. По мере того как первые три способа отступали на задний план, последний приобретал все большее значение. У примитивных организмов стратегия выживания основана на росте численности, у высокоорганизованных — на поддержании популяцион-ного равновесия. Для многих поколений людей прогрессивное общественное развитие прочно ассоциировалось с популяционным и экономическим ростом. Этому способствовало постоянное военное противостояние. Сейчас открывается возможность пересмотреть стратегию роста в пользу равновесия. Настоятельной необходимостью становится стабилизация численности. Если человечество хочет избежать регуляции численности «снизу» — истощением ресурсов, то необходима регуляция «изнутри» и по возможности не людоедскими методами. Источник: Красилов В. Есть ли в природе общая идея? // Знание — сила. 1997. № 4. ют первобытным человеческим стадом. Напротив, муравьи как начали свой путь коллективно организованными существами, так и закончили его. Вернее сказать, где начали, там и закончили, ибо за 65 млн лет они не проделали и сотой доли того эволюционного пути, какой за 5 млн лет совершил человек — в противоречиях, отступлениях, революционных скачках вперед и головокружительных падениях. Для низших организмов характерна максимальная зависимость от среды: малейшие колебания температуры способны уничтожить целый вид. Чем выше эволюционная ступенька и сложнее организм, тем он меньше зависит от изменений, в том числе катастрофических, среды. На вершине пирамиды стоит Homo sapiens. Эволюционный процесс увеличения приспособительных возможностей по мере усложнения организма и относительной независимости от колебаний среды называется автономизацией онтогенеза^. Автономизация у животных означает, что по достижении физиологической зрелости они приспособлены к обособленному существованию и могут самостоятельно добывать себе пропитание. Взрослые особи обеспечены необходимыми поведенческими программами, в том числе программой размножения. Согласно закону де Бера, на ранних фазах индивидуального развития животные более сходны между собой, чем на поздних. Изменения в развитии организма на ранней стадии влияют на все последующие. Чем дальше эволюционирует организм, индивидуальный или общественный, человека или животного, тем больше отклонений от первоначального образца. На более ранней стадии развития, которой предшествует меньше стадий, этих отклонений меньше. Отсюда следует, что взрослые формы различных животных должны сильнее отличаться друг от друга. Термин «общество» в широком историко-эволюционном смысле применим не только к людям, но и к социальным животным, в первую очередь социальным насекомым2. Современное человеческое общество намного сложнее, чем любое общество, когда-либо существовавшее в мире животных. Тем не менее в течение последних 100 тыс. лет, когда впервые появился Homo sapiens sapiens, человек современного анатомического вида, он существовал в рамках небольших обществ собирателей и охотников. По своему устройству и организации эти общества были даже проще тех, которые, подобно осколкам старины, существуют в джунглях Амазонки, в пустыне Сахары или в лесах Новой Гвинеи, — 1 Алексеев В.М. Физические принципы антропосоциогенеза (2001). — http://valexeev.narod.ru/deml.htm. 2 Dautenhahn К. Social Brain. — http://homepages.feis.herts.ac.uk/-nehaniv/al7ev/dautenhahn/node2.html. примитивных племен, также занимающихся охотой и собирательством. Первобытные общества, насчитывавшие от нескольких десятков до нескольких тысяч человек, связанных между собой кровными и территориально-политическими узами, представляли собой более высокий уровень развития, чем общества социальных насекомых, состоящие порой из нескольких миллионов особей. Их можно назвать племенами, в которые объединилось несколько локальных групп (bands). Племенная форма социальной организации древних людей поддерживалась местным патриотизмом (ощущением своей принадлежности к племени), традициями и неформальными институтами (называемыми еще социальными практиками), благодаря которым в первобытном обществе происходили распределение земли, работы и продуктов, дарообмен, участие в общественном строительстве (например, сооружении гидромелиорации), коллективные ритуалы и принятие управленческих решений. Приблизительно 10 тыс. лет назад произошла так называемая неолитическая революция — доместикация растений и животных, а затем переход к земледелию. Аграрные общества стали большими по занимаемой территории и численности населения. Они стали намного сложнее в управлении, а скорость возрастания организационной сложности общественного устройства теперь уже намного опережала ту, которая была присуща первобытному сообществу эпохи плейстоцена, когда социальным поведением человека руководили биологические инстинкты. Примерно 5 тыс. лет назад произошла новая глобальная революция — на планете появились первые государства. Государство — это одна из крупнейших социополитических инноваций человечества, которая привела к еще большему углублению общественного разделения труда, кооперации и координации действий людей. На несколько порядков усложнилась и возросла социальная иерархия, основанная на неравенстве и подчинении. Хотя в зачаточном виде она встречается у социальных насекомых и социальных животных, только люди умудрились превратить ее в мощный общественный институт, имеющий самодовлеющую и законную силу. Переход от плоской социальной пирамиды к высокой всегда означает увеличение уровней управления и горизонтальных связей в обществе, его сегментацию. Но чем больше уровней управления, тем сложнее регулировать секторы общества и большие массы населения. Формируется достаточно сложная система стратификации с кастовым или сословным делением, растет степень неравенства, появляются опосредованные функции управления населением. Государство использует принуждение, стараясь сделать общество более управляемым. Между обществом, т.е. массой рядовых граждан, и государством, а именно аппаратом управления, возникают неизвестные ранее отношения — отчуждение, противоречие, напряжение, конфликт. С появлением на исторической сцене этой важнейшей политической инновации человеческого разума государство, а не биология становится главным двигателем развития общества. Государство отгораживается от отдельных людей стеной социальных институтов, в зазорах между которыми, а также в промежутке между государством и обществом возникает множество неформальных образований. Это некие социальные ниши, которые люди заполняют личными и межличностными отношениями, привязанностями, симпатиями, дружбой и т.д. Ины- ми словами, той социальной материей, которые стремятся уничтожить или вытеснить на периферию общественной жизни крупные бюрократические структуры, корпорации, институты. Основным институтом, противостоящим этим поползновениям, становится один из древнейших институтов человеческого рода — семья. В этих нишах, как в тихих заводях, люди отдыхают, приходят в себя, строят интимные связи и доверительные отношения. Немецкий социолог Ф. Теннис назвал такое размежевание конфликтом между обществом (читай — государством) и общиной — малой человеческой общностью, построенной на доверительно личных взаимодействиях. Социальная эволюция человеческого рода достигла такой высокой стадии, когда индивиду приходится обучаться умению выживать не в дикой природе, с которой боролся дикарь, а в социальной среде, которая предстала перед его взором еще худшими джунглями, где выживает сильнейший, где происходит постоянный социальный отбор, где одни группы и расы воюют с другими. Человечество создало вторую природу, но оказалась ли она лучше первой? Социальные институты могли появиться только на исторической стадии эволюции человеческого общества и лишь в крупнонаселенных общностях. Их главное предназначение — регулировать отношения между людьми, не являющимися кровными родственниками. В примитивных обществах — локальных группах, племенах, вождествах — все люди были близкими или дальними родственниками. Здесь не было институтов в нашем понимании, которые улаживают взаимоотношения междулюдьми на основе формальных правил, созданных не узкой группой родственников, а всем многочисленным населением (либо его полномочными представителями). Формальные правила и юридические законы — это не-родственные или квазиродственные нормы. Преимущества коллективной организации жизни древний человек почувствовал на самых ранних этапах эволюции — этапах накопления и превращения личного опыта отдельных членов сообщества в традицию, передаваемую от поколения к поколению. Среди основных преимуществ группового образа жизни И.А. Шилов указывает следующие3: повышение эффективности активной обороны, более экономный тип энергозатрат (метаболический «эффект группы»), возможность передачи опыта взрослых особей молодым через подражание и прямое обучение и т.п. Г. Ферстер4 считает «основным признаком живых существ их способность образовывать коалиции», называя так организацию элементов, которые при объединении способны совершить то, чего каждый из них в отдельности никогда не смог бы достичь. 3 Шилов И.А. Эколого-физиологические основы популяционных отношений у животных. М., 1977.С. 199. 4 Ферстер Г. Био-логика. Проблемы бионики. М, 1965. В процессе антропогенеза человек достаточно рано начал развиваться вопреки биологическим законам. Согласно последним, внутри группы и между группами должна быть постоянная борьба и отбор сильнейших. Для выживания рода и его успеха в межвидовой конкуренции крайне вредно оставлять в живых больных, старых и инвалидов. Но именно это с нарастающей скоростью происходило в человеческом обществе. Складывается впечатление, что история человечества — это совершенствование системы социальной помощи и защиты. Филантропия достигла максимума в западных постиндустриальных странах, где уровень цивилизованности измеряется уходом и выживаемостью стариков, больных и инвалидов. Как ни странно (странно с биологической точки зрения), человечество лишь возмужало и окрепло, защищая старых, больных и беспомощных. Они, оказывается, нужны человечеству ради культурного прогресса. Сострадание к сирым и убогим, бедным и беззащитным, во-первых, как ничто другое формирует этические принципы — основу культурных завоеваний человечества, во-вторых, позволяет молодым надеется, что и им в старости будет оказана достойная помощь. А это базис позитивной мотивации и основа социального самочувствия в обществе. Социальная эволюция ведет не только к увеличению разнообразия индивидов и дифференциации членов одной группы, но и к закреплению способов групповой защиты. Групповой образ жизни способствует накоплению опыта совместной защиты, который при непрерывной смене поколений и поддержании минимально допустимой численности группы становится традицией, закрепляемой даже генетически5. А это один из признаков непрерывной эволюции форм социальной организации людей. ^ Алексеев В.М. Указ. соч. ПРЕАЧЕЛОВЕЧЕСКОЕСТАДО Человеческое общество не появилось сразу. Ему предшествовал длительный период превращения из стада человекообразных обезьян — эпоха праобщества. Основной формой организации в этот период была праобщина, называемая также часто первобытным человеческим стадом. Она прошла несколько ступеней эволюции, имела несколько исторических форм, точные контуры которых еще не до конца понятны ученым. На этой фазе предлюди (в науке их называют гоминидами1] мало отличались от животных или, скажем так, лишь начинали отличаться от них. Вполне логично именовать их социальными животными. АНОНИМНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ Многие социологи полагают, что изначальной формой социального объединения является семья, а уже из нее в процессе эволюции развились другие формы сообществ, какие мы встречаем у высших животных. Это может быть верно, но лишь для общественных насекомых, а возможно, и для некоторых млекопитающих, включая приматов и человека. Однако в общеэволюционном смысле такое утверждение, считает известный этнолог Конрад Лоренц2, нельзя считать верным. Самая первая форма сообщества — анонимное скопление, типичный пример которого дают рыбы в мировом океане. Анонимную стаю3 К. Лоренц считает самой распространенной и примитивной формой сообщества. Ее обнаруживают у многих беспозвоночных, насекомых и высших животных. Громадные анонимные стаи встречаются у рыб, птиц и многих млекопитающих. Стаями называют охотничьи сообщества волков (и других хищников). Даже люди при определенных (их иногда называют экстремальными) обстоятельствах, например при панике, могут впасть в состояние анонимной стаи. Некоторые рыбы в случае опасности собираются в такую плотную массу, что она выглядит как одна громадная рыбина. ' Гоминиды — самое высокоорганизованное семейство человекообразных приматов, которое включает и человека, и его предшественников. 2 Лоренц К. (1903—1989) — выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии — науки о поведении животных. 1 Лоренц К. Анонимная стая. — http://bookap.by.ru/genpsy/agression/gl9.htm. Размеры стаи различаются как у разных видов животных, так и у одного вида в разное время: в разных косяках, почти не отличающихся друг от друга, постоянно может находиться и 20, и 100 животных. Численность косяка меняется в зависимости от внешних условий — нормальных или экстремальных, а также от времени года. Волки (Lupus canes), обитающие в Северной Канаде, летом в одиночку охотятся на миниатюрных полевок, а зимой, охотясь на оленей карибу, объединяются в стаи от 5 до 40 особей. По расчетам В.М. Алексеева4, на протяжении длительного времени —- от питекантропов до неоантропов — могли существовать высокоорганизованные группы предлюдей до 500 особей. Меньшая численность неэффективна в условиях стадной охоты, большую не выдержит экологическая ниша, в которой обитали древнейшие люди: ограниченные источники доступной пищи, жесткая межвидовая конкуренция, условия ледниковой эпохи. Термином «стая» нельзя обозначать случайное скопление особей одного и того же вида, собравшихся по поводу какого-либо события, скажем, множество мух или коршунов, нависших над падалью. Понятие стаи К. Лоренц определят тем, что отдельные особи некоторого вида реагируют друг на друга сближением, а значит, их удерживают вместе какие-то поведенческие акты, поэтому для стаи характерно, что множество существ, тесно сомкнувшись, движутся в одном направлении. В известном смысле такое поведение можно считать сплоченностью. Но, разумеется, в ином, чем у людей, смысле. Самое главное в примитивной сплоченности в том, что она формируется между анонимными особями, лишенными признаков индивидуальности. Об этом мы говорили в связи с социальными насекомыми. Стая и стадо — два этимологически очень близких состояния, которые характеризуют социальных животных, а на ранних стадиях и человека (точнее сказать, предлюдей). Внутри такого скопления нет ничего похожего на структуру: никаких вожаков и никаких ведомых — лишь громадная масса одинаковых элементов. Стая и стадо лишены иерархии, кастовой структуры, разделения труда, которые характеризуют социальных насекомых, муравьев, термитов и пчел. Когда стадное существо устремляется к себе подобным, часто теряя всякое чувство меры, а потому следуя за муляжом, вступая с ним в единоборство, заигрывая и т.п., то можно считать подобную форму сплоченности анонимной и инстинктивной одновременно. Поскольку инстинкты, как известно, слепы, то весьма ограниченна и избирательность поведения социальных животных. По всей видимости, они хорошо отличают своих врагов или другой вид животных, но теряются в кругу своих. Главное, чтобы это была особь своего вида, а какого она достоинства — можно определить по физико-химическим свойствам, например специфическому запаху, и не более. Если бы человек в своей эволюции остановился на этом примитивном уровне избирательности, то никакой культуры, этикета поведения, индивидуальных различий, произведений высокого искусства и т.п. он никогда не создал бы. Вот что такое анонимная сплоченность в условиях примитивной избирательности. У крупных примитивных объединений свои достоинства и недостатки. Так уж устроена природа, что всего в ней поровну. Сообща легче обороняться от врага или, напротив, нападать и побеждать его. При коллек- 4 Алексеев В.М. Физические принципы антропосопиогенеза (2001). — http://valexeev.narod.ru/dem 1.htm. тивной охоте многократно возрастает доля успешных попыток, а при индивидуальной она резко падает. Но и недостатков у крупных стай хватает: большим скоплениям животных трудно найти корм, им невозможно спрятаться, возрастает подверженность паразитам и т.д. Плотные стаи сельди провоцируют их эксплуатацию так называемыми хищниками одного удара. Да и рыболоведческим траулерам легче охотиться на косяки рыбы, нежели на одиночных особей. Но это лишь в том случае, если сеть имеет широкий захват. На самом же деле хищнику труднее сосредоточиться на одной жертве, когда перед его глазами в беспорядке перемещаются, группируются и разгруппировываются тысячи косуль. Даже современная ракета часто пролетает между целями, если их одновременно выставлено чрезвычайно много. Перелетные стаи скворцов используют затруднения хищника с выбором цели, чтобы внушить ему дополнительное отвращение к охоте. Если стая замечает в воздухе ястреба-перепелятника, то стягивается настолько плотно, что кажется, будто птицы уже не в состоянии работать крыльями. Однако таким строем скворцы не уходят от хищника, а спешат ему навстречу. В результате такого маневра у хищной птицы забирается воздух из-под крыльев, так что она не может не только нападать, но и вообще летать. Такое поведение имеет видосохраняющую ценность. Профессионально подготовленные хищники (профессионально, разумеется, в биологическом смысле) не нападают на жертву внутри плотного стада. Почти всегда он старается отбить от стаи одну особь и устроить на нее облаву, часто групповую. Так поступают львы и тигры. Инстинкт, собирающий животных, не только слеп, но и разрушителен. Если огромная голодная стая, попадает на не очень обильное пастбище, которое способно прокормить '/3 всех собравшихся, то большинство стаи, не способное искать пищу самостоятельно, просто гибнет. В таких случаях естествоиспытатели говорят, что стая превысила экологически допустимые пределы. Большие стаи птиц или рыбы превращаются из биологической в топографическую проблему. Они становятся легко распознаваемы для хищника, занимают большие экологические ниши, вытесняя соседей, вытаптывают, выклевывают и поедают все на своем пути. Стайная или стадная форма зашиты своего собрата также имеет ограничения. Отражение хищника или защита схваченного им члена стаи далеко не всегда оказывается удачной. Нападение галок на ястреба, схватившего одну из них, лишь докучает ему, но не приносит никакого вреда. Зашита своего товарища от саблезубого тигра чаще всего не приносила неандертальцам успеха. В таких условиях ценность каждой особи для сохранения вида резко падает. Ни один вид, за исключением человека, не поднялся на ступень выше по эволюционной лесенке, чтобы перейти к более эффективным способам защиты своих товарищей. Потери в своих рядах большинство страдающих от разбоя видов животных пополняет лишь одним способом — переходом к иной стратегии воспроизводства. Детей рождается больше, но и корма хищникам прибавляется. Эволюционно, путем постепенных переходов развились тяжеловооруженные боевые порядки буйволов, павианов и других мирных видов, перед оборонной мощью которых пасуют самые страшные хищники. Но к революционному скачку сразу на несколько ступенек оказался способен только Homo sapiens: превращение палки в топор, лук и стрелы, их эволюция в огнестрельное оружие и в новейшие виды ядерного вооружения — поразительное доказательство развития оборонительных возможностей некогда очень заурядного стадного существа. Стайно-стадный образ жизни, несмотря на ряд его очевидных плюсов, является эволюционным тупиком, если речь идет о высших приматах. Перемещаться в плотном косяке с тысячами и миллионами особей, не сталкиваясь и не погибая в давке, можно лишь в том случае, если ориентация осуществляется на инстинктивном уровне. Любая попытка сориентироваться сознательно приведет к гибели. Весь репертуар взаимного влияния, совместного поведения и взаимодействия ограничен самыми простейшими целями, главные среди них — добыча пропитания и зашита от хищника. Для всех прочих форм поведения коллективность не нужна. Напротив, у подлинно коллективных существ, прежде всего у человека, объединение, присутствие значимых других необходимы для очень широкого набора видов деятельности, включая такие не важные для выживания занятия, как проведение досуга и развлечения. Иными словами, коллективность является у человека способом его существования. Именно благодаря разнообразию запросов, на которые он должен отвечать, — коллектив (община, сообщество, общество) приобрел сложную организацию, иерархию, структуру. По наблюдениям Лоренца, для стайных животных типично отсутствие какой бы то ни было агрессивности индивидуальной дистанции. Сельдевые и карповые косяковые рыбы не только при беспокойстве, но и в покое держатся так плотно, что касаются друг друга. У многих рыб возрастает агрессивность во время нереста и исчезает, как только эти животные, позаботившись о продолжении рода, снова собираются в стаи. Лишь у немногих видов птиц и в больших перелетных стаях супружеские пары (или, точнее, родители и дети) держатся вместе, как у лебедей, диких гусей и журавлей. Понятно, что громадное количество птиц и теснота в большинстве крупных птичьих стай затрудняют сохранение связей между отдельными особями, но большинство животных не придает этому никакого значения. В том-то и дело, что форма такого объединения совершенно анонимна; каждой особи общество сородича так же мило, как и любого другого. По существу здесь все сородичи на одно лицо, а потому идея личной дружбы абсолютно неприложи-ма к отношениям в стайном сообществе. Лоренц так и утверждает: анонимное стаеобразование и личная дружба исключают друг друга5. Связи, соединяющие такую анонимную стаю, имеют совершенно иной характер, нежели личная дружба, которая придает прочность и стабильность человеческому обществу. 1 Лоренц К. Указ. соч. 11G ТАНАЕМ И ГАРЕМ Человечество начинало свою социобиологическую эволюцию, по всей видимости, с гораздо более низкой ступени, чем социальные насекомые (муравьи, пчелы) и хищные животные, к примеру пещерные медведи и мамонты. Вторым они уступали в индивидуальной мощи и конкуренции за биоресурсы, первым — в организационном совершенстве. Зажатый между двумя видами живых существ, человек вынужден был ускоренно эволюционировать, да так, что вобрал в себя все самое лучшее от каждого из них, а затем и превзошел их: одних в коллективном устройстве, других в индивидуальном развитии. Наземные приматы, обитающие в африканской саванне (собакоголовые обезьяны): павианы, бабуины и гамадрилы (в отличие от мощных орангутанов и горилл), — в одиночку защититься от леопарда, льва или гиеновых собак не способны: они плохо вооружены и медленно бегают. Единственная надежда — создать сложную оборонительную организацию. Ее выработал естественный отбор. В основе лежит жесткая иерархия самцов. У многих живущих группой животных, если они обитают в безопасности (например, на деревьях, как орангутаны), или сильно вооружены (как львы), или очень быстро бегают (как лошади), во избежание бесконечных конфликтов самец-доминант изгоняет остальных самцов, включая сыновей. У собакоголовых же все половозрелые самцы остаются в стаде, образуя его оборонительную структуру. С подобными проблемами, считает В.Р. Дольник6, в свое время столкнулись и предки человека. Живший в Восточной Африке 3—4 млн лет назад прямоходящий предок человека — афарский австралопитек — был ростом метр с небольшим. Не выше был и пришедший ему на смену Homo habilis — первый изготовитель каменных орудий. Только следующий вид Homo erectus прямоходящий человек, появившийся там же около 1,5 млн лет назад, — был в полтора раза выше. «Ранние гоминиды, — пишет Дольник, — не охотились на крупных животных. Так что, хотя они и имели под рукой заостренный камень, убить им хищника в одиночку, скорее всего, не могли. Это были некрупные, от природы слабо вооруженные существа, к тому же бегавшие медленно (даже в сравнении с павианом), очень неверткие и вдобавок не способные быстро вскарабкаться на дерево. Следовательно, предположение о том, что они жили отдельными семьями или небольшими, слабо организованными группами (как гориллы и шимпанзе), не проходит»7. Скорее всего, если судить по аналогии с приматами, наши далекие предки вели стадный образ жизни. Следовательно, социальная организация стадных обезьян саванны доносит до наших дней как бы действующую модель социальной структуры предков человека. О формах социальной организации предлюдей, живших миллионы лет назад, мы можем судить весьма приблизительно. Останки скелетов, следы кострищ или каменные орудия труда позволяют судить только об анатомических особенностях, отчасти — хозяйственном укладе и жилище нашего предка. Но какова социальная организация сообщества пралюдей и древнейших людей, к примеру австралопитека или человека умелого, остается толь- 6 Дольник В.P. Homo militaris. — http://www.follow.ru/article/263. 7 Там же. ко догадываться. Помочь ученым могут наблюдение за поведением и образом жизни приматов, очень близких к человеку по некоторым (но не всем) свойствам. На основе наблюдений за приматами можно говорить о трех важнейших факторах, регулирующих стадные отношения: привязанность самца к самке (образование тандема и гарема), взаимное тяготение матери и детенышей (выводок) и однополых особей друг к другу8. Как видим, в этом списке отсутствуют важнейшие свойства, отличающие либо выделяющие социальных насекомых, как-то: разделение труда, кастовый строй, коллективное воспитание молодежи. К этому человечеству еще предстояло прийти, до этого было еще очень далеко. А пока что, в самом начале человеческой предыстории и на протяжении нескольких миллионов лет, наш предок оставался стадным животным, мало чем отличающимся по образу жизни и поведению от приматов. Прямохож-дение и первые опыты использования орудий вряд ли повлияли на социальную организацию: они были еще очень слабыми, чтобы двигать вперед социальный прогресс. Много позже, когда они приведут к возникновению мышления, сознания и речи, резко изменятся формы социальной организа- Врезка В.Р. Дольник Стадо обезьян Павианы любят ходить строем. Стадо павианов насчитывает несколько десятков голов. В местах кормежки и в относительно безопасных местах отдыха стадо располагается не кое-как, а особым порядком — лагерем. При этом самцы-доминанты занимают центральную и обычно возвышенную часть площади, вокруг них концентрируются самки с детенышами, а периферию лагеря охраняют самцы-субдоминанты. Если обзор недостаточен, некоторые самцы занимают дозорные возвышения. Все это — защита от неожиданного нападения хищников. Когда павианы переходят с места на место, они идут в определенном порядке, который можно назвать походным строем. В середине стада идут самцы-доминанты. Из такого положения им удобно обозревать стадо и управлять им. Одновременно это и самое безопасное место в стаде при нападении хищника (у обезьян доминанты совсем не собираются рисковать собой без край- ней необходимости). Около доминантов идет самая ценная для них и самая беззащитная часть стада: молодые самки, самки, несущие детенышей младшего возраста, и несамостоятельные детеныши. Это самое безопасное место в построении. Периферию ядра стада образуют самостоятельные молодые обезьяны. В случае опасности по команде доминантов ядро стада будет убегать, но не очень быстро — из-за самок и детенышей. Впереди стада, на расстоянии видимости, развернувшись полумесяцем, идут самцы второго иерархического ранга (субдоминанты). Это авангард, наиболее опасное место в построении. Обнаружив опасного хищника, авангард развертывается вогнутым оборонительным полумесяцем и стремится задержать его, быстро и слаженно маневрируя. Обычно авангарду удается отрезать хищника от стада и дать последнему убежать. Большинство хищников после этого охоту прекращает: они знают, что субдоминанты дерутся отчаянно и беспощадно, действуют сообща и прекрасно взаимодействуют. Ты вцепишься в одного из них, а они все — в тебя. Потеряв пять-семь самцов, павианы способны изувечить даже леопарда. Позади стада, тоже на расстоянии видимости, идет арьергард — самцы третьего иерархического ранга, прикрывающие стадо с тыла. Если павианы идут по пересеченной местности и обзор недостаточен, они могут выделять одну или две группы бокового охранения. Сокращено по источнику: Дольник В.Р. Homo militaris. — http://www.follow.ru/article/263. 8 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М, 1956. ции, и человечество совершит революционный скачок. Но произойдет это приблизительно в верхнем палеолите, если не позже. Итак, стадо предлюдей — это аморфное образование достаточно большого (от нескольких десятков до нескольких сотен) количества особей, т.е. анонимное скопление, напоминающее стаю рыб в океане. Надо согласиться с Лоренцом в том, что семья не являлась исходной ячейкой формирующегося человека. Поначалу она была таким же слабым эволюционным фактором, как прямохождение и использование орудий труда. Ко всем трем предчеловек обращался случайно, необходимость их использования не была закреплена ни анатомически, ни социально. Тем не менее семья или, лучше сказать, протосемья на той ранней стадии была. Она и не могла не быть, поскольку существует у всех или большинства видов животных. Другое дело, какую форму она имела. По всей видимости, протосемья не была моногамной. Эволюционной первыми были, вероятнее всего, танде<
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|